Home

Материал брошюры подготовлен д-ром Велвлом Черниным

Кто такие евреи-субботники? Это субэтническая группа в составе еврейского народа, сформировавшаяся на протяжении многих поколений из потомков русских и украинских прозелитов при сильнейшем ашкеназском влиянии (на Северном Кавказе и в Азербайджане в определенной степени и под влиянием горских евреев). В конце XVIII века, во время раздела Польши, к Российской империи были присоединены обширные территории с многочисленным ашкеназским еврейским населением, со временем превратившимся в то культурно-историческое явление, которое ныне принято называть «российским еврейством». К тому времени субботники уже существовали в качестве особой этноконфессиональной общины. XIX век стал эпохой интенсивного сближения религиозной практики субботников с нормативным иудаизмом в его ашкеназской форме. Несмотря на это евреи-субботники сохранили свою специфику и не растворились среди ашкеназских евреев. Причиной стал, в первую очередь, образ жизни евреев-субботников, сочетавший строгое соблюдение заповедей иудаизма с русской крестьянской культурой. Именно благодаря этой специфике евреи-субботники внесли большой вклад в укрепление и развитие еврейского сельскохозяйственного поселенчества в Эрец-Исраэль в конце XIX – начале ХХ века.

Евреи-субботники приезжали в Эрец-Исраэль еще до того, как в 1881 году началась волна репатриации, получившая в истории сионизма название «Первая алия». Они приезжали, чтобы заниматься обработкой земли в Эрец-Исраэль, еще до того, как в 1878 году была основана Петах-Тиква, получившая название «матери еврейских сельскохозяйственных колоний». Упоминание о прозелитах «из семьи субботников» в Эрец-Исраэль мы находим в одном из номеров иерусалимской газеты «Хавацелет» за 1875 год. Со временем потомки евреев-субботников, прибывших в Эрец-Исраэль в конце XIX – начала ХХ века полностью исчезли среди ивритоязычного населения Израиля. Сегодня большинство из них носят не исходные, русские фамилии своих предков, а новые гебраизированные фамилии (Яакоби, Шмуэли, Дрор и т. п.). Алия евреев-субботников, начавшаяся во второй половине XIX века, прервалась из-за Первой Мировой войны. Она возобновилась в начале двадцатых и продолжалась до начала тридцатых годов, когда для отъезда из СССР не осталось никаких возможностей.

Процесс массового отхода от религии, который оказал огромное влияние на советское еврейство в целом, не обошел стороной и евреев-субботников.  Однако несмотря ни на что, представители этой субэтнической общины сохранили еврейскую религию в гораздо большей степени, чем подавляющее большинство советских евреев. В истории борьбы советских евреев за репатриацию в Израиль есть несколько впечатляющих страниц, написанных евреями-субботниками. История алии евреев-субботников в советский и пост-советский период делится на три основные главы:

Израильский флаг в шестидесятых годах на Кавказе

Израильский флаг в шестидесятых годах на Кавказе

Натан (Анатолий) Щаранский открывает в Итаве новый квартал

Натан (Анатолий) Щаранский открывает в Итаве новый квартал

Алия евреев-субботников с Северного Кавказа и из Грузии: В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов образовалась группа молодых евреев-субботников, имевшая ярко выраженный религиозно-сионистский характер. Эта группа основала религиозный кибуц, существовавший несколько лет в горных районах Адыгеи и официально числившийся бригадой, прокладывавшей трассу для высоковольтной электролинии. Члены кибуца поддерживали контакты с посольством Израиля в Москве и получили визы для репатриации в Израиль накануне Шестидневной войны 1967 года. Разрыв дипломатических отношений между СССР и Израилем заставил членов кибуца расстаться с надеждами на скорый отъезд. Кибуц был ликвидирован советскими властями, начались репрессии, многие кибуцники попали в тюрьмы или в психиатрические больницы. Однако в начале семидесятых годов власти начали постепенно выпускать в Израиль семьи, связанные с ликвидированным кибуцом. До начала девяностых годов в Израиль репатриировались свыше 100 таких семей. Наиболее значительные их группы проживают в Тверии, в Ашкелоне, а также в религиозном кибуце Итав в Иорданской долине, где они составляют большинство.

Алия из Ильинки: После Шестидневной войны началась борьба жителей деревни Ильинка Воронежской области за репатриацию в Израиль. В начале 70-х годов нескольким семьям ильинцев удалось репатриироваться. После этого борьба за алию стала в Ильинке массовым явлением. Проблема ильинских евреев была представлена перед международными организациями диссидентами, в том числе Московской Хельсинкской группой, один из членов которой, Натан (Анатолий) Щаранский (ныне председатель Еврейского Агентства) даже посетил деревню Ильинка. Борьба евреев Ильинки продолжалась, и на протяжении восьмидесятых годов большинство из них репатриировалось в Израиль. В начале девяностых в Израиль репатриировались практически все евреи, еще остававшиеся в деревне. Большинство репатриантов из Ильинки поселились в Иерусалиме и в Бейт-Шемеше.

Алия из Высокого: В начале девяностых годов параллельно с волной массовой репатриации из СССР/СНГ началась алия из поселка Высокий Воронежской области, община которого была тесно связана с общиной Ильинки. С начала двухтысячных годов на пути желающих репатриироваться в Израиль из Высокого появились бюрократические препятствия. Стали высказываться сомнения в еврействе этой общины, поскольку никто не может представить справки о прохождении гиюра их предками в XVIII и XIX веках. В итоге алия из Высокого была прекращена полностью. До этого в Израиль репатриировалось около половины высочан (свыше 500 человек). Большинство из них поселилось в Бейт-Шемеше.

По грубой оценке в настоящее время в Израиле проживают около 10 тысяч евреев-субботников, репатриировавшихся с конца шестидесятых годов прошлого века, и их потомков, родившихся уже в Израиле. В СНГ, главным образом в России, остаются до сих пор от 10 до 15 тысяч евреев-субботников, сохраняющих свою национально-религиозную идентичность, несмотря на постоянно усиливающуюся ассимиляцию. Кроме Воронежской области, значительные группы евреев-субботников проживают на Северном Кавказе, в Поволжье и в Сибири.

Каждая община состоит из людей. Каждый человек – это целый мир, у каждого человека – своя история. Невозможно понять истории общины евреев-субботников без личных историй ее сыновей и дочерей. Вот четыре такие истории:

Александр Зайд ● Менахем Куракин ● Шмуэль Кожокин ● Любовь Гриднева

1 thoughts on “Евреи-субботники в России и Израиле

Оставьте комментарий