Home

ХРАМ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ИСТОЧНИК БЛАГОСЛОВЕНИЯ.

Наша недельная глава повествует о том, как Моше Рабейну получает от Вс-вышнего указание начать сбор добровольных приношений в виде различных материалов для постройки Мишкана (Шатра) и изготовления предметов утвари для этого переносного Храма. Основным назначением Мишкана было служить местом сохранения каменных Скрижалей Завета, которые Моше принёс с горы Синай. Сами Скрижали должно было поместить в специальный ящик из дерева и золота, на крышке которого были изваяны ангелы-«керувим», обращённые лицом друг к другу.

Для чего вообще понадобился этот Храм? Неужели только для хранения Скрижалей? Конечно же, нет. Мишкан выполнял множество различных функций. Во-первых, он служил уменьшенным и подвижным аналогом горы Синай, ибо откровение Вс-вышнего и дарование Торы не закончилось с уходом евреев от Хорева (второе название горы Синай). Оно продолжалось ещё долгие годы, и завершилось только со смертью Моше на пороге Земли Израиля. И если раньше для близкого общения со Вс-вышним Моше требовалось подниматься на гору, то теперь Голос Творца исходил из пространства между ангелами на крышке «Арон Кодеш» («Ковчега Завета»). И в последующие периоды истории нашего народа бывали случаи, когда Вс-вышний говорил со своими пророками посредством Святого Ковчега, как например, с пророком Шмуэлем в начале его служения Творцу.

Во-вторых, Мишкан и его двор служили для различных видов службы: жертвоприношений животных, хлебных приношений, возлияний вина и крови и ещё для многого другого. Тора перечисляет несколько видов различных жертвоприношений, которые следовало совершать в том или ином случае. В этой статье мы, конечно, не можем перечислить и, тем более, описать все эти виды, но для иллюстрации приведём некоторые примеры. Ежедневно, два раза в день, в Храме приносилась жертва «тамид», т.е. постоянная ежедневная жертва. Это был барашек, которого приносили вместе с определённым количеством вина и муки. После забоя и снятия шкуры его мясо целиком сжигалось на большом внешнем жертвеннике, поэтому эта жертва относилась к разряду «ола» — «поднимающаяся», т.е. полностью сжигаемая жертва. В некоторых переводах Торы это называется «жертвой всесожжения». Эта жертва приносилась от имени всего народа Израиля и приобреталась на  средства, полученные от ежегодного общественного взноса в размере полушекеля с человека. Кроме общественных жертв, существовали и частные жертвы, например, «шламим» («мирные жертвы»). Их приносил человек, который желал отблагодарить Вс-вышнего за своё благополучие. Такие жертвы приносились, как правило, в три Праздника Паломничества: Песах, Шавуот и Суккот, когда все евреи обязаны были предстать перед Вс-вышним в месте, которое Он избрал. С определённого момента истории этим местом навсегда стала Храмовая Гора в Иерусалиме. Эта жертва не сжигалась — небольшим количеством крови кропили жертвенник, определённые части туши отдавались когенам, осуществлявшим жертвоприношение, а остальное съедал хозяин животного вместе со своей семьёй в состоянии ритуальной чистоты.

Существовали также и обязательные индивидуальные жертвы, самой известной из которых была жертва «песах» — годовалый ягнёнок, которая приносилась от семьи и торжественно съедалась в Иерусалиме в ночь Пасхального Седера.

Просвещённому цивилизованному читателю может показаться, что все эти жертвоприношения являются чем-то архаичным, диким и примитивным. Но это очень поверхностный взгляд на вещи. Некоторые даже могут сказать, что с этической точки зрения не пристало убивать невинных животных ради культовых целей. Однако если тот же самый цивилизованный читатель с большим аппетитом поглощает телячью отбивную или куриный бульон, он должен спросить себя, не является ли его деланное возмущение «примитивизмом» жертвоприношений ханжеством в чистом виде? Если не считается зазорным умерщвлять живое существо для удовлетворения одной из самых примитивных потребностей человеческого тела, то почему использование животных ради служения чему-то Высшему, большему, чем человек, должно считаться варварством?

Но оставим этику. Неужели, — спросит другой читатель, ближе знакомый с еврейской традицией — неужели Всесильному Творцу, Да будет Имя Его благословенно, нужны какие-то животные жертвы? Это как-то не укладывается в голове! Верно, — отвечу я, — Вс-вышнему не нужны жертвоприношения. Строго говоря, Ему вообще ничего не нужно, и это один из тринадцати принципов еврейской веры — Творец вселенной самодостаточен. А жертвоприношения нужны самим людям, причём для многих целей. В некоторых случаях жертва призвана искупить грех хозяина, в других — привлечь благословение на жертвователя. На другом уровне сознания жертва помогает человеку осознать, что он на земле не хозяин, а пользователь. С точки зрения еврейской мистики жертвоприношения позволяют держать открытым канал связи с высшими мирами, из которых нисходят высокие Б-жественные эманации. Ибо наш материальный мир не в состоянии выдержать явного присутствия Творца, поэтому он защищён экранами-сфирот. Но Синайское Откровение позволило Б-жественному Присутствию проявиться в нашем мире на более высоком уровне, чем до этого. Для того, чтобы подобная возможность сохранялась, необходимо было поддерживать граничные условия, для чего и предназначалось служение священников в Храме. После разрушения Храма канал закрылся, и мир лишился большой толики духовной силы, в частности, исчезли пророки, и, согласно Талмуду, пророчество теперь было отдано детям и сумасшедшим, к которым никто не прислушивается. Но день грядёт и снова воссияет в былой своей славе наш Храм, и Вс-вышний окутает его своей Шхиной (Б-жественным Присутствием). И тогда возобновится широкий поток благословений, спускающийся в наш мир, чтобы больше уже никогда не прерываться. Амен!

рав Шломо Зелиг Аврасин

Оставьте комментарий