Home

ИСПЫТАНИЕ ОЖИДАНИЕМ

Шалом, уважаемые читатели!

В нашей недельной главе описывается трагедия, равная по значению грехопадению Адама и Хавы в Саду Эденском. Речь идет, конечно же, о грехе золотого тельца. Чтобы лучше понять произошедшее, стоит восстановить весь ход событий.

Итак, после отказа сынов Израиля беседовать со Вс-вышним лицом к лицу, продиктованного их боязнью погибнуть от силы откровения, Моше Рабейну в качестве их полномочного представителя поднимается на гору Синай, чтобы провести там 40 дней, дабы получить из рук Творца Тору и затем передать ее евреям. Само собой, он заранее ставит сынов Израиля в известность, что ровно через 40 дней он спустится с горы. Вместо себя он оставляет своего брата Агарона и своего племянника Хура (сына Мирьям) – первый должен решить все вопросы религиозного свойства, второй же – выполнять функции царя. Для израильтян наступает период вынужденного ожидания, в течение которого они осваивают уже данные заповеди, занимаются бытовыми проблемами, и т.п. Подспудно зреет напряжение — отсутствие национального и религиозного лидера сказывается отрицательно на «самочувствии» народа. И вот наступает сороковой день. Все застыло в напряженном ожидании – возвращение Моше в стан ожидается с минуты на минуту. Но проходит час, другой, миновал полдень, подкрадывается вечер – а Моше все нет! В народе начинается брожение, высказываются самые невероятные предположения….

Чем же была вызвана задержка Моше? Ответ, который дают нам Мудрецы, благословенна их память, нетривиален – оказывается, сыны Израиля ошиблись в счете дней, ведь первый день, когда Моше отправился на гору Синай, был не в счет, т.к. пока Моше дошел до горы, наступили сумерки, и наступил следующий день (вы, конечно, помните, что сутки начинаются с вечера, как сказано в Берейшит: «И был вечер, и было утро, день такой-то»). Поэтому день, в который евреи ожидали возвращения Моше, был не сороковым, а тридцать девятым днем. Подобной ошибкой сразу же воспользовался Сатан – темный ангел, функции которого в небесной канцелярии можно охарактеризовать как «три «П»» – он же Провокатор, он же Прокурор, и он же Палач. Его сверхзадача – доказать Вс-вышнему, что человек – это низменное существо, которое не стоило создавать. Поэтому он, при содействии дурного начала в самом человеке, всегда ищет способ спровоцировать последнего на совершение греха, а потом сам же и обвиняет его перед Творцом.

Но вернемся к нашей ситуации. РаШИ приводит мидраш, согласно которому Сатан показал смятенным сынам Израиля мираж – высоко в небе ангелы несли гроб с телом Моше. Понятно, что такой «глюк» не добавил им уверенности в завтрашнем дне, и они обратились к Агарону с требованием: «»ВСТАНЬ, СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВО, КОТОРОЕ ПОЙДЕТ ПЕРЕД НАМИ! ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ» (Шмот 32:1). Это требование необходимо пояснить. С одной стороны, евреи вроде бы ударяются в махровое идолопоклонство («сделай нам божество»!), с другой стороны, они объясняют свою просьбу тем фактом, что они остались без предводителя ввиду отсутствия Моше, и им нужен новый лидер на его место. Так кого же они хотят – новое божество или нового лидера? Ответ – и то, и другое! Как отмечают многие комментаторы, совершенно невозможно представить, что народ, который только несколько недель назад слышал слова самого Творца «Я – Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства», скатится с этой вершины духовности и святости в темную пропасть язычества. Тогда что же? Дело в том, что человеку свойственно стремиться к стабильности. Он хочет твердо знать, что принесет ему «завтра». Только вот закавыка – его «завтра» зависит от того, как он поступит сегодня. Именно поэтому ман нельзя было накопить впрок. Человек должен понять, что только выполнение воли Вс-вышнего сможет обеспечить ему светлое будущее.

А в нашем случае евреи желали обрести лидера вместо ушедшего Моше, причем такого лидера, который был бы бессмертен. Они знали, что у каждого народа есть свой ангел, который представляет его перед Троном Вс-вышнего. Для сынов Израиля эту функцию до сих пор выполнял Моше Рабейну. Но его нет, а значит, следует вернуться к старой схеме – каким-то способом обрести ангела-посредника. И к кому же еще обращаться, как не к пророку и священнику – Агарону?

Понимая, что Моше может вернуться в любой момент, Агарон решает пойти на хитрость, чтобы не допустить греха – он требует у евреев, чтобы они принесли ему золотые украшения своих жен и детей, справедливо полагая, что те не захотят так просто лишиться своих драгоценностей. Но Агарон не оценил  духовной жажды народа – видя, что женщины и дети не желают отдавать золото «на благое дело», они взяли свои собственные украшения и принесли их к его шатру. Агарону ничего не оставалось делать, как изобразить активную деятельность – он положил собранное золото в тигель и бросил его в расселину у подножия гору Синай, в которой пылал огонь. Но вместо того, чтобы сгореть, золото приняло форму тельца. Почему это произошло? Наши Мудрецы говорят, что причиной этого послужило колдовство чародеев из среды «эрев рав» – большой группы неевреев, вышедших вместе с народом Израиля из Египта. Эта группа вовсе не собиралась принимать на себя законы Торы, и при первом же удобном случае решила «соскочить с поезда». В свое время, после смерти Йосефа, египетские жрецы похоронили его на дне Нила, т.к. знали, что Йосеф перед смертью взял с сынов Израиля клятву, что при выходе из Египта они возьмут его кости с собой. Тем самым жрецы хотели помешать грядущему Исходу. Но Моше, воспитывавшийся в доме фараона, знал этот секрет, и когда пришла пора покинуть юдоль рабства, он подошел к берегу реки и, произнеся тайное Имя Вс-вышнего, воззвал: «Восстань, бык! Восстань, бык!» (ведь знак колен Йосефа – бык, согласно благословению Яакова). В ответ на его призыв гроб с останками Йосефа всплыл со дна Нила, и Моше смог взять его с собой. Но эти слова были подслушаны чародеями «эрев рав», и теперь, стоя над расселиной, куда Агарон бросил золото, они тоже стали взывать: «Восстань, бык! Восстань, бык!», и золотой телец шагнул наружу, к ожидающим его людям.

Тогда на пути толпы, обуянной стремлением к «боготворчеству», встал Хур, сын Мирьям и Калева, и попытался увещевать заблудших, но эта попытка пропала втуне, ибо толпа не способна осознать свою ошибку – ею движет набор базовых инстинктов. И Хур был разорван на части. Видя это и понимая, что слова тут не помогут, Агарон совершил еще один маневр – он объявил собравшимся, что праздник и жертвоприношения новому «вождю» состоятся ….. завтра! Но надежда на то, что Моше успеет вернуться вовремя, оказалась тщетной. Ангел-подстрекатель позаботился о том, чтобы с первыми лучами солнца сыны Израиля послали своих первенцев, тех самых, которых рука Вс-вышнего оберегла от смерти в Египте во время казни первенцев, чтобы те принесли жертвы золотому тельцу, гордо стоящему на пьедестале в центре стана. И отовсюду неслось: «Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из дома рабства!» А после жертвоприношений началась «культурная программа» – пир горой в сочетании с оргией.

Именно в этот момент Вс-вышний обращается к Моше, стоящему перед ним со словами: «Пойди и спустись, ибо развратился народ, который ты вывел из Египта!» И Моше вернется к своему народу, предварительно упросив Вс-вышнего не уничтожать их, и сожжет тельца, и покарает виновных, и затем снова поднимется на гору Синай, чтобы умолять Творца даровать Его народу вторую попытку. Но черное дело будет сделано – то состояние чистоты и святости, в котором сыны Израиля находились после дарования Торы, более никогда не вернется к ним. А в каждом наказании за грядущие провинности Б-г будет взыскивать с народа «проценты» и за этот грех.

Так в чем же причина этой трагедии? Только ли в ошибке в подсчете дней? Конечно же, нет! Человеку очень трудно дается подвиг веры, особенно когда забывается, истаивает эффект Откровения (а оно бывает практически у каждого). Трудно верить в абстрактную идею, так и хочется «приземлить» ее, облечь в знакомые черты материального. Но следует понимать, что ни наша земная логика, ни система понятий и принципов в силу своей ограниченности не позволят нам постичь Вс-вышнего и понять Его великий замысел. Лишь после его осуществления наиболее мудрые смогут осознать значение того или иного элемента или исторического момента. Вечное желание человека прыгнуть выше головы, продиктованное благими намерениями, приводит к противоположному результату. Поэтому только путем тщательного изучения Торы и ее Законов, и их исполнения, можно исполнить волю Вс-вышнего, а значит, и приблизиться к Нему. Этому нас учит вся наша традиция. Самая известная наша молитва говорит: «Шма, Исраэль…» – «Слушай, Израиль, внимай словам Торы, ибо только так сможешь ты выполнить волю своего Небесного Отца!»

Шабат Шалом!

рав Шломо Зелиг Аврасин

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s