Home

ИСПЫТАНИЕ ОЖИДАНИЕМ

Шалом, уважаемые читатели!

В нашей недельной главе описывается трагедия, равная по значению грехопадению Адама и Хавы в Саду Эденском. Речь идет, конечно же, о грехе золотого тельца. Чтобы лучше понять произошедшее, стоит восстановить весь ход событий.

Итак, после отказа сынов Израиля беседовать со Вс-вышним лицом к лицу, продиктованного их боязнью погибнуть от силы откровения, Моше Рабейну в качестве их полномочного представителя поднимается на гору Синай, чтобы провести там 40 дней, дабы получить из рук Творца Тору и затем передать ее евреям. Само собой, он заранее ставит сынов Израиля в известность, что ровно через 40 дней он спустится с горы. Вместо себя он оставляет своего брата Агарона и своего племянника Хура (сына Мирьям) – первый должен решить все вопросы религиозного свойства, второй же – выполнять функции царя. Для израильтян наступает период вынужденного ожидания, в течение которого они осваивают уже данные заповеди, занимаются бытовыми проблемами, и т.п. Подспудно зреет напряжение — отсутствие национального и религиозного лидера сказывается отрицательно на «самочувствии» народа. И вот наступает сороковой день. Все застыло в напряженном ожидании – возвращение Моше в стан ожидается с минуты на минуту. Но проходит час, другой, миновал полдень, подкрадывается вечер – а Моше все нет! В народе начинается брожение, высказываются самые невероятные предположения….

Чем же была вызвана задержка Моше? Ответ, который дают нам Мудрецы, благословенна их память, нетривиален – оказывается, сыны Израиля ошиблись в счете дней, ведь первый день, когда Моше отправился на гору Синай, был не в счет, т.к. пока Моше дошел до горы, наступили сумерки, и наступил следующий день (вы, конечно, помните, что сутки начинаются с вечера, как сказано в Берейшит: «И был вечер, и было утро, день такой-то»). Поэтому день, в который евреи ожидали возвращения Моше, был не сороковым, а тридцать девятым днем. Подобной ошибкой сразу же воспользовался Сатан – темный ангел, функции которого в небесной канцелярии можно охарактеризовать как «три «П»» – он же Провокатор, он же Прокурор, и он же Палач. Его сверхзадача – доказать Вс-вышнему, что человек – это низменное существо, которое не стоило создавать. Поэтому он, при содействии дурного начала в самом человеке, всегда ищет способ спровоцировать последнего на совершение греха, а потом сам же и обвиняет его перед Творцом.

Но вернемся к нашей ситуации. РаШИ приводит мидраш, согласно которому Сатан показал смятенным сынам Израиля мираж – высоко в небе ангелы несли гроб с телом Моше. Понятно, что такой «глюк» не добавил им уверенности в завтрашнем дне, и они обратились к Агарону с требованием: «»ВСТАНЬ, СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВО, КОТОРОЕ ПОЙДЕТ ПЕРЕД НАМИ! ПОТОМУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ» (Шмот 32:1). Это требование необходимо пояснить. С одной стороны, евреи вроде бы ударяются в махровое идолопоклонство («сделай нам божество»!), с другой стороны, они объясняют свою просьбу тем фактом, что они остались без предводителя ввиду отсутствия Моше, и им нужен новый лидер на его место. Так кого же они хотят – новое божество или нового лидера? Ответ – и то, и другое! Как отмечают многие комментаторы, совершенно невозможно представить, что народ, который только несколько недель назад слышал слова самого Творца «Я – Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства», скатится с этой вершины духовности и святости в темную пропасть язычества. Тогда что же? Дело в том, что человеку свойственно стремиться к стабильности. Он хочет твердо знать, что принесет ему «завтра». Только вот закавыка – его «завтра» зависит от того, как он поступит сегодня. Именно поэтому ман нельзя было накопить впрок. Человек должен понять, что только выполнение воли Вс-вышнего сможет обеспечить ему светлое будущее.

А в нашем случае евреи желали обрести лидера вместо ушедшего Моше, причем такого лидера, который был бы бессмертен. Они знали, что у каждого народа есть свой ангел, который представляет его перед Троном Вс-вышнего. Для сынов Израиля эту функцию до сих пор выполнял Моше Рабейну. Но его нет, а значит, следует вернуться к старой схеме – каким-то способом обрести ангела-посредника. И к кому же еще обращаться, как не к пророку и священнику – Агарону?

Понимая, что Моше может вернуться в любой момент, Агарон решает пойти на хитрость, чтобы не допустить греха – он требует у евреев, чтобы они принесли ему золотые украшения своих жен и детей, справедливо полагая, что те не захотят так просто лишиться своих драгоценностей. Но Агарон не оценил  духовной жажды народа – видя, что женщины и дети не желают отдавать золото «на благое дело», они взяли свои собственные украшения и принесли их к его шатру. Агарону ничего не оставалось делать, как изобразить активную деятельность – он положил собранное золото в тигель и бросил его в расселину у подножия гору Синай, в которой пылал огонь. Но вместо того, чтобы сгореть, золото приняло форму тельца. Почему это произошло? Наши Мудрецы говорят, что причиной этого послужило колдовство чародеев из среды «эрев рав» – большой группы неевреев, вышедших вместе с народом Израиля из Египта. Эта группа вовсе не собиралась принимать на себя законы Торы, и при первом же удобном случае решила «соскочить с поезда». В свое время, после смерти Йосефа, египетские жрецы похоронили его на дне Нила, т.к. знали, что Йосеф перед смертью взял с сынов Израиля клятву, что при выходе из Египта они возьмут его кости с собой. Тем самым жрецы хотели помешать грядущему Исходу. Но Моше, воспитывавшийся в доме фараона, знал этот секрет, и когда пришла пора покинуть юдоль рабства, он подошел к берегу реки и, произнеся тайное Имя Вс-вышнего, воззвал: «Восстань, бык! Восстань, бык!» (ведь знак колен Йосефа – бык, согласно благословению Яакова). В ответ на его призыв гроб с останками Йосефа всплыл со дна Нила, и Моше смог взять его с собой. Но эти слова были подслушаны чародеями «эрев рав», и теперь, стоя над расселиной, куда Агарон бросил золото, они тоже стали взывать: «Восстань, бык! Восстань, бык!», и золотой телец шагнул наружу, к ожидающим его людям.

Тогда на пути толпы, обуянной стремлением к «боготворчеству», встал Хур, сын Мирьям и Калева, и попытался увещевать заблудших, но эта попытка пропала втуне, ибо толпа не способна осознать свою ошибку – ею движет набор базовых инстинктов. И Хур был разорван на части. Видя это и понимая, что слова тут не помогут, Агарон совершил еще один маневр – он объявил собравшимся, что праздник и жертвоприношения новому «вождю» состоятся ….. завтра! Но надежда на то, что Моше успеет вернуться вовремя, оказалась тщетной. Ангел-подстрекатель позаботился о том, чтобы с первыми лучами солнца сыны Израиля послали своих первенцев, тех самых, которых рука Вс-вышнего оберегла от смерти в Египте во время казни первенцев, чтобы те принесли жертвы золотому тельцу, гордо стоящему на пьедестале в центре стана. И отовсюду неслось: «Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из дома рабства!» А после жертвоприношений началась «культурная программа» – пир горой в сочетании с оргией.

Именно в этот момент Вс-вышний обращается к Моше, стоящему перед ним со словами: «Пойди и спустись, ибо развратился народ, который ты вывел из Египта!» И Моше вернется к своему народу, предварительно упросив Вс-вышнего не уничтожать их, и сожжет тельца, и покарает виновных, и затем снова поднимется на гору Синай, чтобы умолять Творца даровать Его народу вторую попытку. Но черное дело будет сделано – то состояние чистоты и святости, в котором сыны Израиля находились после дарования Торы, более никогда не вернется к ним. А в каждом наказании за грядущие провинности Б-г будет взыскивать с народа «проценты» и за этот грех.

Так в чем же причина этой трагедии? Только ли в ошибке в подсчете дней? Конечно же, нет! Человеку очень трудно дается подвиг веры, особенно когда забывается, истаивает эффект Откровения (а оно бывает практически у каждого). Трудно верить в абстрактную идею, так и хочется «приземлить» ее, облечь в знакомые черты материального. Но следует понимать, что ни наша земная логика, ни система понятий и принципов в силу своей ограниченности не позволят нам постичь Вс-вышнего и понять Его великий замысел. Лишь после его осуществления наиболее мудрые смогут осознать значение того или иного элемента или исторического момента. Вечное желание человека прыгнуть выше головы, продиктованное благими намерениями, приводит к противоположному результату. Поэтому только путем тщательного изучения Торы и ее Законов, и их исполнения, можно исполнить волю Вс-вышнего, а значит, и приблизиться к Нему. Этому нас учит вся наша традиция. Самая известная наша молитва говорит: «Шма, Исраэль…» – «Слушай, Израиль, внимай словам Торы, ибо только так сможешь ты выполнить волю своего Небесного Отца!»

Шабат Шалом!

рав Шломо Зелиг Аврасин

Оставьте комментарий