Home

ИЗБРАНИЕ ААРОНА

Шалом, уважаемые читатели!

В предыдущей недельной главе говорилось о начале возведения Мишкана – переносного Храма, а в главе Тецавэ мы впервые узнаем о том, кто будет в этом Храме Первосвященником. В начале гл. 28 мы читаем: «И приблизь к себе Аарона, брата твоего…». Ор а-Хаим а-Кадош приводит мидраш, согласно которому вначале именно Моше должен был стать Первосвященником, но из-за того, что несколько раз пытался оказаться от своей мисси, эта почетная и ответственная роль должна была перейти к Аарону, поскольку Моше сам просил об этом Вс-вышнего («Пошли того, кого Ты всегда посылаешь» – Шмот, 4:13). Таким образом избрание Аарона стало для Моше своего рода искуплением за необдуманные слова, сказанные перед Ликом Вс-вышнего, и поэтому должен был Моше передать брату часть своего величия.

Другой комментарий говорит, что когда человек совершает грех, ветвь его души, соответствующая данному греху, отрывается от своего корня, и лишается жизненной силы. И то, что было не исправлено у Моше, должно было быть исправлено избранием Аарона. И Моше, будучи великим праведником, с радостью воспринял это указание. А в трактате Брахот сказано, что так же, как человек благословляет Вс-вышнего за добро, должен он благословлять и за то, что воспринимается им как негатив, и, более того — должен радоваться этому. Подобную идею понять не просто, но благодаря этому комментарию понятно, что страдания приближают оторвавшиеся ветви души человека к ее корням, и в этом – источник радости.

Символом и выражением этой радости в нашем случае стали восемь одеяний Первосвященника, которые Моше должен был изготовить их за свой счет. Что же это были за одежды?

1) Хошен а-мишпат (наперсник). Представлял собой четырехугольный (приблизительно 25х25 см) карман, на передней поверхности которого были укреплены 12 драгоценных камней, на которых были выгравированы имена колен Израиля. Внутри этого кармана находились «урим» и «тумим» – некие предметы, с помощью которых Первосвященник мог получать свыше ответы на вопросы, касающиеся всего народа Израиля. Хошен крепился на груди Первосвященника с помощью системы цепочек.

2) Эйфод (фартук). На него крепился хошен а-мишпат.

3) Мэиль (мантия). Представляла собой накидку без рукавов, не сшитую по бокам, по подолу которой были укреплены золотые украшения в виде колокольчиков и гранатов. Колокольчики издавали звон, уведомляя присутствующих, что приближается Первосвященник.

4) Кутонет (клетчатый хитон). Одевался под мэиль.

5) Авнет (пояс, кушак). Представлял собой длинную полосу ткани, которую наматывали вокруг пояса Первосвященника поверх кутонета и меиля.

6) Мицнэфэт (тюрбан).

7) Циц (узкий золотой полуобруч), на котором была надпись «Кодеш ла-Ашем» – «Святыня для Б-га». Циц  крепился под мицнэфэтом с помощью голубых шнуров. Между ними оставлялся зазор для наложения тфилина.

8) Михнасаим (короткие штаны).

1Этот гарнитур носил название «золотые одежды», потому что ткань большинства его элементов изготавливалась из пяти видов нитей – голубой, багряной, червленой, льняной и золотой. Последняя представляла собой тонкую золотую проволоку. Эти нити скручивались в одну, которая и заправлялась в ткацкий станок. В этих одеяниях Первосвященник служил в Храме во все дни, кроме Йом Кипура. В этот день часть службы осуществлялась в гарнитуре, состоящем из четырех белых одежд.

Эти восемь элементов имели и несколько сакральных значений. В трактате Арахин (16а) приведено следующее выражение: «Сказал рав Анани бар Сасон: «Почему рассказ об одеяниях Первосвященника расположен рядом с указанием о жертвоприношениях? Чтобы сказать: эти одеяния искупают грехи народа подобно жертвоприношениям».

РаШИ в своем комментарии на Тору перечисляет те грехи, которые искупал каждый элемент одежды Первосвященника: тюрбан искупал грех гордыни, кушак – дурные мысли, хитон — грех кровопролития, штаны – прелюбодеяние, циц – дерзость, меиль – сплетни, наперсник – неправый суд, эйфод – идолопоклонство. В этом заключалась великая идея исправления – человек, допустивший грех, никогда не должен отчаиваться, и всегда должен стремиться к исправлению. Первосвященник представлял перед Вс-вышним весь народ Израиля, и служил перед Ним от имени всех евреев.

В душе каждого еврея есть Б-жественная искра, которая стремится к Творцу. И даже если ее окружают покровы духовной скверны, раскаяние и исправление сжигают их. И сегодня, когда у нас, к сожалению, нет пока Храма, жертвоприношений и Первосвященника, дорога к искуплению открыта для каждого. Рецепт исправления указали наши Мудрецы в трактате Авот (1:2): «На трех вещах зиждется мир: на Торе, служении (молитве), и добрых деяниях». Если каждый из нас будет принимать это «лекарство», то гарантировано излечится как от болезней духовных, так и от многих телесных хворей. Шабат Шалом!

рав Шломо Зелиг Аврасин

Оставьте комментарий