Home

Более ста Бней Анусим Колумбии приняли участие в Шаббатоне в Боготе, организованном Шавей Исраэль

Брайн Блюм
10/06/2013

В каждом месте, которое случалось посетить колумбийскому еврейскому бизнесмену Джеку Гольдштейну во время его путешествий – от Эквадора до Эфиопии, от Бразилии до Бирмы, — он находил время для визита к той или иной еврейской достопримечательности. И все же за своим главным открытием – а теперь и инвестицией – ему не пришлось отправляться далеко. У себя дома, в Боготе, столице Колумбии, Гольдштейн поддерживает местную динамично развивающуюся и растущую общину Бней Анусим.

IMG_1661-1[1]В отличие от европейских собратьев, община колумбийских Бней Анусим (потомков евреев, насильственно обращенных в католицизм более 500 лет назад, известных в исторических источниках, как марраны) может похвастаться высокой степенью организованности. По стране разбросано 18 различных общин: в Медельине, в Кали и, конечно, в столице. У большинства есть свои синагоги, свитки Торы и раввины. Но, несмотря на это, еврейская община Колумбии предпочитает игнорировать этих Бней Анусим.

Усилия Гольдштейна направлены на то, чтобы положить конец этой тенденции и установить контакт между этими двумя общинами. В апреле Гольдштейн помог организовать совместный Шаббатон для Бней Анусим и лидеров еврейской общины, взяв на себя расходы по организации мероприятия и трапез в своем собственном отеле в Боготе. Он даже откошеровал кухню отеля по такому случаю.

Шаббатон посетили 120 человек: среди них руководитель Шавей Исраэль Михаэль Фройнд и директор образовательных программ рабби Элияу Бирнбаум, специально прилетевшие из Израиля, а также главный раввин Колумбии Альфредо Гольдшмидт, израильский посол Йоэль Маген с семьей, президент хевра кадиша (похоронной службы) в Боготе и представитель Еврейского Агентства, Джек Коркос.

Влияние Бней Анусим на еврейскую жизнь в Колумбии неоценимо. Мэйнстрим еврейской общины насчитывает 3000 человек, а Бней Анусим в стране 800, и их количество возрастает примерно на 25%. Именно они поддерживают индустрию кошерной пищи в Колумбии, а в Картахене — курортном городе на берегу Карибского моря — без их участия невозможно составить миньян (официально еврейская община состоит из 5 человек при 25 Бней Анусим).

Таким образом, Бней Анусим представляют собой будущее колумбийского еврейства — после экономического кризиса во второй половине 90-х большая часть колумбийских евреев покинула страну. Посещаемость синагоги и еврейской школы в результате резко упала. Еврейскому центру пришлось открыть свои двери и для остального населения — лишь чтобы избежать банкротства.

Подозрения еврейской общины Колумбии в отношении Бней Анусим не лишены оснований, говорит Гольдштейн. Многие евреи прибыли в Колумбию из Европы во время и после Второй мировой войны и привезли с собой то, что Гольдштейн называет «ментальностью гетто».

Бэкграунд представителей Бней Анусим очень различен. Часть из них официально вернулась к иудаизму, для других процесс в самом разгаре. Некоторые соблюдали еврейские традиции 20 лет и больше – а кто-то делает свои первые шаги. Одни могут представить доказательства своего еврейства – скрываемые ранее письма или предметы, указывающие на еврейские корни. Другие же сами пришли к понимаю того, что в Торе заключен истинный путь, несмотря на жизнь в Колумбии, долго время позиционирующей себя в качестве гражданской республики без официальной религии.

«Все началось четыре года назад, когда еврейская община Колумбии осознала серьезность уровня соблюдения Бней Анусим и поняла, что невозможно игнорировать это явление и дальше «, — говорит Гольдштейн.

Случай Картахены, где сотрудничество двух общин обусловлено демографически, уникален – он стал своего рода проверкой возможности гармоничного сосуществования. Один из местных жителей, Давид Бехар, решил, что Бней Анусим необходимо объединить в рамках одной организации. Он начал активно публиковаться на эту тему. Вскоре Бехар познакомился с Гольдштейном, и вместе они начали устанавливать контакты с другими общинами Бней Анусим, о которых слышали или с которыми лично сталкивались в Колумбии.

Со временем, представители четырех общин собрались вместе, чтобы создать Ассоциацию израильских общин Колумбии (не путать с Конфедерацией еврейских общин Колумбии, представляющей мэйнстрим колумбийского еврейства). Первая встреча состоялась в Картахене в прошлом году, во время еврейского праздника Шавуот.

Помимо разрушения возведенных барьеров, существует и практическое обоснование необходимости этой организации. Некоторые Бней Анусим хотели бы получать образование в еврейских высших учебных заведениях. Женщинам необходимо использовать микву в Боготе и других городах – ведь сейчас, по словам Гольдштейна, им приходится отправляться к горным источникам. Необходимо систематизировать информацию и воспрепятствовать деятельности тех, кто пытается недобросовестно использовать искреннее желание Бней Анусим присоединиться к еврейскому народу.

Наконец, новая организация стремится к объединению различных общин, активной работе с ними и лоббированию их интересов.

У директора Шавей Исраэль Михаэля Фройнда большие ожидания. «Я бы хотел, чтобы эта община стала примером для общин Бней Анусим в других странах и регионах, — говорит он. – Эта позитивная модель может позволить Бней Анусим в Испании, Португалии, Италии, различных странах Южной Америки действовать сообща и покажет им, что они не одиноки, а являются частью масштабного движения и удивительного явления».

В прошлом месяце в Lancaster House, отеле Гольдштейна в Боготе, был организован семинар, на котором подавалось более 400 кошерных блюд. Проводились молитвы, с презентациями выступили Михаэль Фройнд и раввины Бирнбаум и Гольдшмидт. Во время чтения Торы на утренней молитве использовался свиток, предоставленный одной из общин Бней Анусим. Хазаны (канторы) также были выходцами из этой общины. «Читали они превосходно», — говорит Гольдштейн с чувством гордости.

Какое же будущее ждет Бней Анусим в Колумбии? Шавей Исраэль продолжит наблюдать за развитием общины. В планах – открытие иешивы в Боготе. Хевра кадиша организует изучения законов захоронения в соответствие с еврейской традицией («К счастью, необходимости в этом пока не возникало», — уточняет Гольдштейн). Не остается в стороне и Еврейское агентство: по меньшей мере, 30 Бней Анусим из Колумбии сейчас служат в израильской армии или учатся в израильских иешивах. Некоторые из членов общины заинтересованы в том, чтобы сделать алию.

Позитивная тенденция наметилась еще до Шаббатона. В своем отеле Гольдштейн организовал празднования Пурима для Бней Анусим, с традиционными переодеваниями, трапезой и чтением свитка Эстер, и главный раввин Колумбии рабби Гольдшмидт посетил это мероприятие.

Шаббатон закончился совместным исполнением Атиквы — государственного гимна Израиля. Слова всем известны. Есть ли лучший способ продемонстрировать единство евреев Колумбии, невзирая на их различные бэкграунды?

В Эль Сальвадоре тоже есть Бней Анусим

IMG_1570[1]Бней Анусим Эль Сальвадора не так хорошо организованы и многочисленны, как в Колумбии, но, тем не менее, и им необходима поддержка со стороны таких организаций, как Шавей Исраэль. Во время своей поездки в Колумбию Михаэль Фройнд и рабби Бирнбаум сделал остановку и в Эль Сальвадоре, чтобы пообщаться с местными Бней Анусим.

Михаэль Фройнд рассказывает, что они посетили четыре разные общины, численностью в несколько сотен человек, три из которых находятся в столице, Сан Сальвадор. Из-за больших расстояний группы, хоть и знают друг о друге, все же действуют обособленно. Одной из целей поездки было установление связей между ними.

В Эль Сальвадоре Фройнд и рабби Бирнбаум встретились также с послом Израиля и руководителями местной еврейской общины.

Оставьте комментарий