Home

Выпуск №132. Тамуз 5773 г. (06.2013 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Недельная глава Балак.
КАК ХОРОШИ ШАТРЫ ТВОИ, ЯАКОВ; ЖИЛИЩА ТВОИ, ИЗРАИЛЬ!

После 39 лет, проведенных в пустыне, сыновья Израиля подошли к границам Святой земли. При подходе к степям на восточной стороне Иордана дорогу им преградил эморейский царь Сихон. Но молодое поколение умело воевать – сам Сихон, его войско, его города и селения были стерты с лица земли. То же произошло и с башанским царем Огом, пришедшим с севера, с гиладских гор, чтобы воевать с Израилем.

«И увидел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль эмореям. И весьма боялся Моав народа сего, потому что тот был многочислен, и опротивела жизнь Моаву из-за сыновей Израиля». (Бемидбар, 22:2-3). И тогда Балак, царь моавитян, послал гонцов к великому колдуну Билъаму, сыну Беора, в Птор. Он просил прийти и расправиться с пришельцами с помощью колдовства. Но что же вызвало столь непреодолимое желание начать войну против сыновей Израиля, несмотря на страх перед ними?

Моавитяне поклонялись Бааль Пеору — божеству безобразия и распущенности. Служение заключалось в том, чтобы совершить перед идолом самое постыдное из всех возможных действий, чтобы полностью избавиться от чувства стыда и любых угрызений совести. И вдруг этот народ, погрязший в разврате, увидел перед собой шатры, в каждом из которых разместилась семья, хранящая законы чистоты. А в центре лагеря – шатер собрания, место пребывания Б-га, ненавидящего разврат и бесстыдство. Глядя на еврейский народ, способный возвыситься над низменными инстинктами и построить отношения между людьми на основе любви и уважения друг к другу, моавитяне начали испытывать отвращение к самим себе и страстное желание избавиться от тех, кто вызывает в них это чувство.

Моавитских колдунов волновало другое. Их тревоги нашли свое отражение в послании царя Балака колдуну Билъаму: «Вот народ вышел из Египта, уже покрыл он глаз земли и живет против меня» (Бемидбар, 22:11). «Глаз земли» – способность смотреть на мир и не замечать Б-жественного Присутствия – закрылся, и никто больше не может отрицать всемогущество Б-га, требующего духовной чистоты, любви и справедливости!

Билъам поспешил на помощь. Он не повернул назад, даже когда увидел знамения, указывавшие на гнев Небес (ангел преградил ему путь, а ослица обратилась к нему с упреками). Он хотел проклясть народ. Но вместо этого, когда Вс-вышний дал Билъаму силу пророческого видения мира, он воскликнул: «Как хороши шатры твои, Яаков, жилища (мишканы) твои, Израиль!»

О величии говорил Билъам, о таком величии, которого не видел никто: шатры Яакова — как Храмы Израиля, в каждом доме раскрывается свет Б-жественного Присутствия. Святость отношений между людьми, их доброта и милосердие по отношению друг к другу и постоянное осознание проявления Высшей воли превращают жилище еврея в Храм. Как в Святая Святых над крышкой ковчега, где стоят ангелы, смотрящие друг на друга, соединяются души, так и каждый дом озаряется высокой духовной любовью. Ребенку, родившемуся в шатрах Израиля, даруется душа, свет которой ослепляет ангелов.

«Как хороши шатры твои, Яаков, жилища твои, Израиль», — пришлось произнести Билъаму. Но в его словах было не восхищение, а вопрос: действительно ли дом Яакова достиг полного величия? Он смотрел на стан евреев и пытался представить себе, как бы он выглядел, если бы не грех золотого тельца. Он понимал, что святость людей проявлялась бы с такой силой, что не нужно было бы ни Храма, ни принесения жертв — свет бесконечности, раскрываясь спокойно и естественно, сделал бы каждый шатер святыней, защищенной от проникновения в нее какого бы то ни было дурного желания.

«Мишканы», — сказал Билъам. «Не один, а несколько Храмов будет у них», — думал он про себя. Непрочная связь сердец с Творцом, проявившаяся в поклонении золотому тельцу, позволит испорченности проникнуть в среду народа, и идолопоклонство и ненависть друг к другу будут жить в его среде; и Храм будет разрушен, а если будет отстроен, то будет разрушен вновь. «Шатры твои хороши», — говорил Билъам, а думал про себя: «Разве мужья Израиля не засмотрятся на чужих женщин, если дочери Моава окажутся рядом с ними?»

Билъаму не удалось произнести проклятие. Тогда он решил осквернить душу евреев и тем самым лишить их шатры святости. Он посоветовал Балаку привести женщин из Моава и Мидьяна и поставить шатры, в которых царят разврат и идолопоклонство, недалеко от стана евреев. Колено Шимона оказалось ближе других к шатрам, раскинутым по совету Билъама… «И вот некто из сыновей Израиля привел и подвел к братьям своим женщину из Мидьяна — перед глазами Моше и перед глазами сыновей Израиля, и они плакали у входа шатра соборного. И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. И вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил обоих их… И прекратился мор среди сыновей Израиля, и умерло от мора 24 тысячи» (Бемидбар, 25:6-9).

Израильтянину (Зимри, князю колена Шимона) никто не смог объяснить, чем отличается еврейская женщина от нееврейки, еврейская душа — от нееврейской. Пинхас почувствовал отсутствие святости. Он пронзил их обоих и вынес на копье из шатра – из святого шатра дома Яакова.
Когда человек сохраняет святость жилища, его детям с небес спускается великая душа, а когда он уподобляется животному, ребенок, рожденный им, умножает идолопоклонство в мире, потому что лишен способности воспринимать раскрытие Б-жественного Присутствия и вести диалог с Творцом.

Сыновья Израиля осознали, насколько велика святость их шатров, – и план Билъама уничтожить народ был разрушен. А Пинхасу был дарован союз мира. Если Авраам, благодаря чистоте своих помыслов, открыл путь потоку душ, корень которых связан со светом бесконечности, то Пинхас научил людей соблюдать союз Авраама, который поддерживается не только обрезанием, но и чистотой помыслов и великой любовью.

Рав Зеев Мешков

ПОСТ 17-ОГО ТАМУЗА.

На следующей неделе в еврейском календаре начинается трехнедельный траурный период, называемый «в теснинах», и открывает его пост 17 Тамуза.

Считается, что в истории еврейского народа 17 Тамуза — день бедствий. Талмуд называет целых пять бедствий, случившихся в этот день…
В 2448 году от сотворения мира, в год Исхода из Египта, всего через сорок дней после получения Торы на горе Синай, евреи построили Золотого Тельца, совершив тяжкий грех идолопоклонства. А 17-го Тамуза Моисей, спустившийся с Синая со скрижалями завета, увидев литое изваяние тельца и евреев, пляшущих вокруг него, не смог удержать скрижали в руках — они упали и разбились… И хотя Моисей все же сумел вымолить у Бога прощение заблудшему народу, но этот день так и остался несчастливым днем, ибо грех не был искуплен полностью.

Почти через девять столетий сыны Израиля, живущие в Земле Обетованной, снова отступили от заповедей, забыли Тору. Они поклонялись идолам, проливали человеческую кровь — и то, и другое, как вы помните, является прямым нарушением заповедей. Были и другие, менее явные прегрешения. И в 3336 году Иерусалим был осажден вавилонской армией. А 17-го Тамуза прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме, из-за того, что невозможно было обеспечить доставку жертвенных животных, и это было признаком надвигающейся катастрофы. В 3338 году был разрушен Первый Храм, потеряны земля и свобода…

Народ усвоил полученный урок, раскаялся и вновь, получив свободу и землю, восстановил Храм. И опять повторилась история — люди вновь стали забывать божественные законы и установления. Но теперь их грехи были менее явными, например, беспричинная ненависть. И в 3828 году, почти через пятьсот лет после разрушения первого Храма, Иерусалим был осажден. На этот раз римлянами. 17-го Тамуза римляне пробили стены Иерусалима и захватили город. И вновь за поражением последовали разрушение Храма и изгнание…

Чтобы увидеть, какой из этих грехов хуже, нужно просто обратить внимание на сроки изгнаний, которые последовали за разрушениями Храмов. Первое, вавилонское, изгнание длилось всего 70 лет, а второе изгнание длится уже больше девятнадцати столетий, и до сих пор не кончилось.

Причина, наверное, в том, что тот, кто совершает открытый, вопиющий грех, скорее может раскаяться. Скрытые же, внутренние пороки выявить гораздо труднее, потому от них тяжелее избавиться, а значит и наказание должно длиться дольше, чтобы постепенно привести к исправлению.

Поэтому 17-е Тамуза — второй из постов, установленных в память о разрушении Храма. В этот день была пробита брешь в стене Иерусалима во времена Второго Храма. При вавилонской осаде (во времена разрушения Первого Храма) стена Иерусалима была пробита 9 Тамуза, но чтобы не перегружать светский календарь траурными датами, было решено объединить траур по этим двум событиям. Кроме того, последствия гибели Первого Храма оказались для еврейского народа менее тяжелыми.

В этот же день в 165 году до нашей эры Апостомос, наместник царя Антиоха, сжег Тору, поняв, что самый верный путь поработить евреев — это нанести удар их духовному достоянию; сожжение Торы было началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев.
И, в-пятых, в этот день в Храме была водружена статуя идола. Согласно одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостумуса; согласно другой (версии Иерусалимского Талмуда), это совершил царь Иудеи Менаше, который правил в эпоху Первого Храма и «прославился» тем, что «затопил Иерусалим невинной кровью» и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.

Дни, заключенные между 17 Тамуза и 9 Ава тоже считаются траурными. Эти три недели называются «Между теснин». В эти дни запрещено слушать музыку, устраивать торжества, в том числе свадьбы, стричь волосы, покупать или надевать в первый раз новую одежду, не начинают есть и фрукты нового урожая.

Пост начинается с восходом солнца и заканчивается с выходом звезд. В это время нельзя ничего есть и пить.

В этом году 17 Тамуза приходится на вторник 25.06.13. Время начала поста на Высоком – 1.18 ночи с 24 на 25 июня. Время окончания поста – 22.18.

Всем легкого и полезного поста!

ВОПРОСЫ РАВВИНУ

За что Бог наказал еврейский народ изгнанием и потерей государства 2000 лет назад, на такой большой срок? Были ли об этом пророчества? А.

Уважаемый А.,

Прежде всего, стоит определить суть понятия «изгнание» — откуда нас изгнали и за что. Наше изгнание, вернее, четвертый и заключительный этап — это изгнание Эдома, или римское изгнание, которое продолжается уже около 2000 лет. На самом деле, изгнание началось гораздо раньше, еще с разрушением Первого Храма в 3338 году. При этом важно отметить, что изгнание — это не рассеяние евреев по всему миру. Ведь вплоть до разрушения Второго Храма евреи жили довольно компактно, на одной территории, и даже в некоторые периоды времени имели государственную независимость. Изгнание, или галут, это духовное понятие, значение которого — отсутствие духовного единства между евреями на основе Торы и, как следствие этого, неизбежный разрыв с Творцом.

Пророки Ирмиягу, Захария, Амос, Йехезкель постоянно предупреждали народ о нависшей над ним опасности. Пророчества об изгнании есть и в самой Торе в книгах Ваикра и Дварим:

«И осквернилась земля, и Я взыскал с нее за вину ее, и изрыгнула земля своих жителей… Да не изрыгнет земля вас, если вы ее оскверните, как изрыгнула народ, бывший до вас» (Ваикра, 18:25,28).

«И возгорится гнев Г-спода на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Г-сподь дает вам» (Дварим 11:17).

«Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого поставишь над собой, к народу, не знакомому ни тебе, ни отцам твоим. И будешь ты там служить божествам иным — дереву и камню. И станешь притчей и посмешищем среди всех народов, к которым отведет тебя Г-сподь» (Дварим, 28:36,37).

«И рассеет тебя Г-сподь среди всех народов, от края земли и до края земли» (Дварим, 28:64).

Царь Давид, который жил задолго до этих событий и вел победоносные войны, пророчит в 79 псалме разрушение Иерусалима и осквернение Храма:

«Пришли чужеземцы в Твой надел, осквернили Твой святой Храм, Иерусалим превратили в руины. Трупы Твоих слуг отдали на съедение небесным птицам, плоть Твоих праведников — полевым зверям. Проливали кровь, как воду, вокруг Иерусалима — и некому их похоронить. Стали мы посмешищем для наших соседей, опозорены и посрамлены среди окружающих нас. До каких пор, Г-сподь, Ты будешь гневаться? Вечно ли будет пылать, как огонь, Твоя ревность?»

Из Торы в разделе Ки Таво (Дварим 28:15—69), а также из Мегилат Эйха видно, что эти пророчества осуществились в мельчайших деталях. Прочитайте эти страшные слова, они найдут отклик в любом сердце.

Говорят наши мудрецы, что причиной разрушения Второго Храма и изгнания стала синат хинам — беспричинная ненависть евреев друг к другу, то есть ненависть, которая не имеет никакого рационального объяснения. Еще сказали мудрецы, что каждое поколение, при котором Храм не был восстановлен, — как будто бы разрушило его. Если посмотреть на поведение евреев и их отношение друг к другу, то вопрос, почему мы до сих пор в изгнании и почему оно не прекращается так долго, к большому сожалению, отпадет сам собой. Существование нашего мира с момента Творения ограничено 6000 лет. К концу этого срока обязательно наступит Избавление, но это не значит, что оно не может прийти и раньше: своими поступками по отношению к окружающим мы можем исправить себя и, следовательно, весь мир, и ускорить, или, не дай Б-г, задержать Избавление.

С уважением, раввин Давид-Йегуда Вертлиб
(Из сайта Толдот.ру)

ЕВРЕЙСКИЕ ПРИТЧИ
КОШЕЛЕК ЗОЛОТА

Шли дорогой три странника. Наступил канун субботы. Сговорившись, странники спрятали бывшие при них деньги. В полночь один из них встал и, взяв деньги, перепрятал их в другое место. В исходе субботнего дня пошли странники взять деньги и, не найдя их, начали обвинять друг друга в краже. Решили пойти на суд к Соломону.

Выслушав рассказ странников, Соломон предложил им за решением явиться на другой день, а сам стал придумывать, каким образом обнаружить вора, заставив его самого уличить себя. Когда странники явились на суд, Соломон обратился к ним с такими словами:

— Слышал я о вас, что вы — люди просвещённые, мудрые и в делах спорных опытные, и я прошу вас рассудить дело, с которым обратился ко мне один царь.

В стране этого царя росли в соседстве юноша и девушка. Полюбили они друг друга, и сказал юноша девушке: «Поклянись мне в том, что не станешь ничьей женой, пока я не дам на то своё согласие». Девушка поклялась. Через какое-то время её обручили с другим человеком. После венца, когда молодые остались наедине, невеста заявила жениху: «Я не могу сделаться твоей женой до тех пор, пока не пойду к первому жениху моему, которому я поклялась, и не получу его согласия на это».

Придя к первому жениху, она сказала: «Возьми с меня большой выкуп серебром и золотом и разреши мне стать женой того, с кем меня повенчали». «Так как ты осталась верна клятве своей, — ответил тот, — я не возьму никакого выкупа. Иди, ты свободна». А молодому мужу, который был тут же, он сказал: «Радуйся в мире доле своей».

На обратном пути на них напали разбойники. Среди разбойников был один старик, который, не довольствуясь награбленными деньгами и украшениями, потребовал любовных ласк от молодой женщины. «Позволь мне, — взмолилась она, обращаясь к разбойнику, — рассказать об одном случае из моей жизни». И она рассказала историю своего первого сватовства и то, как поступили оба жениха её. «Подумай же, — прибавила она в заключение, — тот юноша, который имел все права на меня, преодолел свою страсть и не дотронулся до меня. Тебе, человеку старому, тем более следует обуздать себя. Оставь себе всё серебро и золото, только освободи меня с мужем моим».

Выслушав рассказ её, разбойник поднял глаза к небу и, глубоко раскаявшись в том, что он, стоящий на краю могилы, намеревался сделать, не только отпустил молодую чету на свободу, но и возвратил все отнятые у них деньги и драгоценности до последней мелочи.

— Царь, — прибавил Соломон, — в стране которого произошёл этот случай, спрашивает меня, кто из замешанных в этой истории заслуживает высшей похвалы? И вот, я вас прошу помочь мне рассудить это дело.

— Государь, — ответил один из странников, — по-моему, высшей похвалы заслуживает невеста, оставшаяся верной своей клятве.
Второй сказал:

— Высшей похвалы достоин молодой муж, который сумел удержаться от искушения и не дотронулся до неё, прежде чем первый жених не освободил её от клятвы.

— Это что! — воскликнул третий из странников. — Более всего я удивляюсь разбойнику. Подумайте только: мало того, что он пленницы не тронул — деньги, все деньги, которые уже были у него в руках, обратно отдал!

И сказал царь Соломон:

— Этот последний с таким восторгом говорит о деньгах, которых он не видел даже, а только слышал о них; как же он был способен поступить с теми деньгами, которые очутились в его руках?

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ –
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (21.06.13) – 21.22
ИСХОД СУББОТЫ (22.06.13) – 22.58

Благословение на зажигание свечей в Шабат:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бэ-мицвотав вэ-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s