Home

Абрабанель на недельную главу.

Глава Шмот.

О чем поет терновник?

Шалом, уважаемые читатели!
На этой неделе мы открываем вторую книгу Пятикнижия – Сэфэр Шмот, или же Книгу Исхода. Если Книга Берейшит была посвящена жизни и деятельности отдельных выдающихся личностей, то Книга Шмот говорит о физическом и духовном формировании целого народа, продолжившего традицию монотеизма в языческом мире. И в первой же главе нашей книги мы встречаем символ, которым отмечена вся последующая история народа Израиля – куст терновника, который горит и не сгорает. Мне хотелось бы посвятить эту статью более углубленному рассмотрению этого образа.
С начала немного предыстории. После того, как ушло поколение Йосефа и его братьев, сыны Израиля весьма размножились в Египте, и стали представлять для египтян потенциальную проблему, поэтому фараон и его присные всячески стремились сократить численность евреев, но, слава Б-гу, не преуспели в этом. Одним из самых драконовских мер был приказ фараона об умерщвлении новорожденных еврейских младенцев мужского пола. Под этот указ попал и ребенок, которого позже назовут Моше, что означает «извлеченный» (из Нила), а так же «извлекающий» (из рабства). Но героический поступок его матери и сестры, помощь Вс-вышнего и милосердие дочери фараона уберегли Моше от смертельных холодных объятий главной египетской реки. Он рос и воспитывался в царском дворце, и, по сути, был единственным евреем, который не знал тягот рабства. В возрасте двадцати лет он впервые узрел страдания своих собратьев, и это так поразило его, что Моше тут же вступился за избиваемого еврея, убив его обидчика-египтянина. Однако это стало известно слугам фараона, и Моше вынужден был бежать из Египта. Он находит убежище и новый дом в шатрах Итро, мидьянитянского жреца, отказавшегося от идолопоклонства, берет в жены его дочь Ципору, и становится кочевым пастухом. В этом качестве он пребывает шестьдесят лет.
Тем временем гнет египетского рабства становится совершенно невыносимым, и народ Израиля начинает взывать ко Вс-вышнему. Б-г услышал их мольбы и обратил внимание на их бедственное положение, и избрал Моше в качестве своего орудия для избавления евреев от ига рабства и наказания египтян во главе с фараоном. Именно перед первым откровением Моше узрел знамение, принявшее вид неопалимого тернового куста. Тора говорит об этом так:
«А МОШЕ ПАС СКОТ ТЕСТЯ СВОЕГО ИТРО, ПРАВИТЕЛЯ МИДЬЯНА, И ПОГНАЛ ОН СКОТ НА ТУ СТОРОНУ ПУСТЫНИ, И ДОШЕЛ ДО ГОРЫ ВСЕСИЛЬНОГО В ХОРЕВЕ. И ОТКРЫЛСЯ ЕМУ АНГЕЛ БОГА В ЯЗЫКЕ ПЛАМЕНИ ИЗ КУСТА ТЕРНОВНИКА, И УВИДЕЛ МОШЕ: ВОТ КУСТ ПЫЛАЕТ ОГНЕМ, НО НЕ СГОРАЕТ. И СКАЗАЛ МОШЕ: «ПОВЕРНУ ТУДА, ПОСМОТРЮ НА ЭТО ВЕЛИКОЕ ДИВО: ОТЧЕГО НЕ СГОРАЕТ ЭТОТ КУСТ?» И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО МОШЕ СВЕРНУЛ ПОСМОТРЕТЬ, И ПОЗВАЛ ЕГО ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ КУСТА ТЕРНОВНИКА: «МОШЕ, МОШЕ!» И ОТВЕТИЛ ТОТ: «ВОТ Я!» И СКАЗАЛ БОГ: «НЕ ПОДХОДИ СЮДА! СБРОСЬ ОБУВЬ С ТВОИХ НОГ, ИБО МЕСТО, НА КОТОРОМ ТЫ СТОИШЬ, — ЗЕМЛЯ СВЯТАЯ» (Шмот 3:1-9)
Что же воплощает в себе этот символ? Рав Ицхак Абрабанель говорит, что таким образом Вс-вышний показал Моше состояние еврейского народа – пламя бедствий охватило тонкие ветки, растение испытывает муки, но не сгорает, а значит, народ не будет уничтожен полностью в горниле страданий, и избавление придет. Это правило действует и по сегодняшний день – много бедствий обрушивалось на наши головы за всю долгую историю человечества, но затем тьма расступалась, и все снова убеждались, что Предвечный Израиля хранит свой народ от гибели. Само существование еврейского народа идет вразрез с логикой истории, так же, как факт «несгораемости» куста противоречит законам природы. Именно это побудило Моше проявить любопытство и подойти к терновнику.
Но почему Вс-вышний в начале диалога потребовал, чтобы Моше снял обувь? Согласно Абрабанелю, наш будущий Учитель пытался понять суть увиденного, а Вс-вышний ответил ему, что это не имеет ничего общего с приземленной логикой этого мира, которую и символизируют сандалии. Ведь обувь – искусственно созданная преграда, отделяющая человека от земли. Она, конечно же, помогает при ходьбе и оберегает ноги идущего, но, вместе с тем, лишает человека возможности ощущать землю, по которой он ступает. Не случайно Творец, изгоняя Адама из Сада Эденского, даровал ему одежду, но не обувь; и не случайно коэны, потомки Аарона Первосвященника, служат в Храме босыми, и каждый паломник также должен снимать свою обувь при входе в Храм.
И рабство, и избавление от него – суть воля Вс-вышнего, не ограниченная никакими природными рамками, и бесполезно искать материальные причины этих событий. В этом свете фраза «место, на котором ты стоишь – свято оно» означает: «принцип, о котором ты размышляешь, не поддается логическому человеческому анализу». Чудесное вторгается в нашу жизнь, опрокидывая наше представление о ней, лишая ложного ощущения устойчивости нашего бытия. Как сказано в книге Йова: «…Подвешивающий землю ни на чем» (26:7). Рациональное необходимо для повседневной жизни, но для понимания глобальных принципов управление мирозданием его недостаточно.
Мы порой спрашиваем себя: «Как произойдет грядущее Избавление? Как наш народ, ведущий сегодня неравную битву с арабским террором при попустительстве всего остального мира, сможет занять достойное место среди народов? Как вновь отстроить Храм? Как придет Машиах?» Необходимо осознавать, что ответы на эти вопросы лежат не в сфере логического прогнозирования ситуации, а целиком зависят от Б-жественного решения, непостижимого по своей сути. Этот урок воспринял Моше Рабейну в начале своего пути, и его же необходимо осознать всем нам сегодня. И чтобы достойно встретить грядущее избавление, от человека требуется следовать воле Творца, исполняя заповеди и изучая Тору, ибо это единственный путь приблизиться ко Вс-вышнему. Шабат Шалом!

рав Шломо Зелиг Аврасин

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s