Home

Благословения праотца Яакова – взгляд в светлое будущее через тьму египетского рабства.

Шалом, уважаемые читатели!
Мы подошли с вами к завершению книги Берейшит (Бытия), первой из книг Пятикнижия Моисеева. Книга Берейшит – это книга личностей, праотцов человечества в целом, и отдельно – еврейского народа. Эти праведники несли людям идею Единого Б-га и Его требований к этому миру и его населению. Но после разделения человечества на народы согласно плану Вс-вышнего, возникла необходимость в создании особого, избранного народа, ибо отдельно взятые личности уже не могли справиться со своей задачей. Переходный этап между личностью и народом – семья (поэтому и на сегодняшний день народ Израиля построен на принципах большой семьи), а завершительная часть этого этапа – воссоединение Йосефа со своим отцом и братьями. Народ Израиля должен был быть выкован в изгнании – это необходимое условие для его жизнестойкости в будущем. И вот, праотец Яаков, находясь на пороге смерти, благословляет своих 12 сыновей. Цель этих благословений – найти особенным качествам каждого сына свое место в процессе формирования народа. Для примера рассмотрим несколько благословений.

Реувен.
«РЕУВЕН, ПЕРВЕНЕЦ ТЫ МОЙ, КРЕПОСТЬ МОЯ И НАЧАТОК СИЛЫ МОЕЙ, ИЗБЫТОК ВЕЛИЧИЯ И ИЗБЫТОК МОГУЩЕСТВА. ПОСПЕШНЫЙ, КАК ВОДА, НЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА, ИБО ТЫ ВЗОШЕЛ НА ЛОЖЕ ОТЦА ТВОЕГО, ОСКВЕРНИЛ ТОГДА ВОСХОДИВШЕГО НА ПОСТЕЛЬ МОЮ.» (Берейшит 3:4).
Реувен был первенцем, но лишился своего звания из-за необдуманного поступка. Затем он раскаялся, но первенец – это лидер семьи, и его ошибки могут дорого обойтись всем. Поэтому Яаков решает, что три прерогативы первенца – власть (царство), служение (священничество), и двойной надел перейдут трем другим братьям, а Реувен получит надел за пределами Святой Земли – в восточном Заиорданье.

Шимон и Леви.
«ШИМОН И ЛЕВИ — БРАТЬЯ, ОРУДИЯ ГРАБЕЖА СВОЙСТВЕННЫ ИМ. НЕ ВСТУПИ В СГОВОР С НИМИ, ДУША МОЯ, И К ОБЩЕСТВУ ИХ НЕ ПРИСОЕДИНЯЙСЯ, ЧЕСТЬ МОЯ! ИБО В ГНЕВЕ СВОЕМ УБИЛИ ЛЮДЕЙ И ПО ПРИХОТИ СВОЕЙ ИЗУВЕЧИЛИ БЫКА. ПРОКЛЯТ ГНЕВ ИХ, КОТОРЫЙ СИЛЕН, И ЯРОСТЬ ИХ, КОТОРАЯ ЖЕСТОКА; РАЗЕДИНИЛ БЫ Я ИХ В ЯАКОВЕ, И РАССЕЯЛ БЫ ИХ В ИЗРАИЛЕ» (Берейшит 49:5-7).
Эти строки вообще трудно назвать благословением, скорее, они напоминают проклятия. Но это не так. РаШИ (Рабби Шломо Ицхаки) обращает внимание на то, что Яаков проклял не самих Шимона и Леви, а лишь их гнев и ярость. И то, что они не будут обитать в Израиле как отдельные колена со своим наделом, а будут рассеяны среди остальных колен – это благо, так как гнев порой необходим, хотя и очень опасен. Вспомним, хотя бы, тот момент, где ярость Пинхаса, происходившего из колена Леви, спасла в пустыне весь народ от эпидемии – он убил одного из глав колена Шимона и его любовницу из народа мидьянитян, которые послали своих дочерей соблазнять евреев, из-за чего, собственно, и началась эпидемия. Ярость Пинхаса была вызвана его ревностью о Б-ге. Однако если это качество сконцентрировано на одной территории, это может привести к взрыву, поэтому сынов Шимона и Леви необходимо было рассредоточить.

Йегуда.
«ТЕБЯ, ЙЕГУДА, ВОСХВАЛЯТ БРАТЬЯ ТВОИ; РУКА ТВОЯ НА ХРЕБТЕ ВРАГОВ ТВОИХ; ПОКЛОНЯТСЯ ТЕБЕ СЫНЫ ОТЦА ТВОЕГО. МОЛОДОЙ ЛЕВ — ЙЕГУДА, ОТ НАСИЛЬСТВА ТЫ, СЫН МОЙ, УДАЛИЛСЯ. ПРЕКЛОНИЛСЯ, ЛЕГ ОН, КАК ЛЕВ И КАК ЛЕОПАРД, КТО ПОСМЕЕТ ПОТРЕВОЖИТЬ ЕГО? НЕ ОТОЙДЕТ СКИПЕТР ОТ ЙЕГУДЫ, И ЗАКОНОДАТЕЛЬ ИЗ СРЕДЫ ПОТОМКОВ ЕГО, ПОКА НЕ ПРИДЕТ В ШИЛО, И ЕМУ ПОВИНОВЕНИЕ НАРОДОВ». (49:8-10).
Яаков благословляет Йегуду на царскую власть, так как в решительный момент он удержал братьев от убийства Йосефа, чем предотвратил страшную катастрофу в семье. Для правителя самое главное – чувство ответственности за свои действия и действия тех, кто ему подчиняется, так он не сможет сказать: «Я лишь выполнял приказ», хотя и эта отговорка не снимает с человека ответственности за содеянное им.

Иссахар.
«ИССАХАР, ОСЕЛ КОСТИСТЫЙ, ЛЕЖАЩИЙ СРЕДИ ЗАГРАД. УВИДЕВ, ЧТО ПОКОЙ ХОРОШ И ЧТО СТРАНА ПРИЯТНА, ОН ПРЕКЛОНИЛ СПИНУ СВОЮ ДЛЯ НОШИ И СТАЛ ПРЕДАННЕЙШИМ ТРУЖЕНИКОМ» (49:14-15)
Иссахар сравнивается с ослом за упрямство и трудолюбие, необходимые в крестьянском труде. РаШИ объясняет, что тут имеется ввиду бремя изучения Торы – для ее постижения мало одной сообразительности, нужно терпение и постоянство.

Дан.
«ДАН БУДЕТ СУДИТЬ НАРОД СВОЙ, ПОДОБНО КАЖДОМУ КОЛЕНУ ИЗРАИЛЯ. БУДЕТ ДАН ЗМЕЕМ НА ДОРОГЕ, АСПИДОМ НА ПУТИ, КОТОРЫЙ ЯЗВИТ НОГУ КОНЯ, И ПАДАЕТ ВСАДНИК ЕГО НАВЗНИЧЬ. НА ТВОЮ ПОМОЩЬ НАДЕЮСЬ, БОГ!» (49:16-18).
Дан сравнивается со змеем, так как ему предстоит партизанская война – его надел будет прилегать к прибрежным землям, захваченным филистимлянами (современные Аза, Ашдод, Ашкелон, Кирьят Гат). У этих пришельцев были колесницы, и в открытом бою у воинов Дана не было больших шансов. В конечном итоге все колено покинуло эту область и переселилось на самый север Израиля, и поэтому Моше изменил их благословение – вместо змеи он сравнил их с молодым львом (как и Йегуду). Последний же призыв Яакова (стих 18) Мудрецы относят к просьбе о милосердии к Шимшону (Самсону), который был лишен филистимлянами своей силы и ослеплен, но в последнем порыве раскаяния он обрушил на себя языческий храм и погиб вместе с тысячами врагов.

Йосеф.
«РОСТОК ПЛОДОНОСНЫЙ ЙОСЕФ, РОСТОК ПЛОДОНОСНЫЙ ПРИ ИСТОЧНИКЕ, ПОБЕГИ — КАЖДЫЙ ЧЕРЕЗ ОГРАДУ ПЕРЕСТУПАЕТ. ЕГО ОГОРЧАЛИ, И СТРЕЛЯЛИ, И ВРАЖДОВАЛИ С НИМ СТРЕЛЬЦЫ. НО ТВЕРД ОСТАЛСЯ ЛУК ЕГО, И СИЛЬНЫ БЫЛИ МЫШЦЫ РУК ЕГО, ПОДДЕРЖАННЫЕ ВЛАДЫКОЮ ЯАКОВА, — ОТТОГО ПАСТЫРЕМ СТАЛ, ТВЕРДЫНЕЙ ИЗРАИЛЯ. ВСЕСИЛЬНЫЙ ОТЦА ТВОЕГО, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ТЕБЕ, И ВСЕМОГУЩИЙ ДА БЛАГОСЛОВИТ ТЕБЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ НЕБА СВЫШЕ, БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ БЕЗДНЫ, ЛЕЖАЩЕЙ ВНИЗУ, БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ ПЕРСЕЙ И НЕДР. БЛАГОСЛОВЕНИЯ ОТЦА ТВОЕГО ПРЕВЫШАЮТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ МОИХ РОДИТЕЛЕЙ ДО ВЕРШИНЫ ХОЛМОВ ВЕКОВЫХ. ДА БУДУТ ОНИ НА ГЛАВЕ ЙОСЕФА, НА ТЕМЕНИ ОТЛИЧИВШЕГОСЯ ОТ БРАТЬЕВ СВОИХ» (49:22-26).
Основная тема благословений, касающихся Йосефа – экономическое процветание. Почему? Йосеф провел 22 года вдали от отца и семьи, среди чужих и чуждых обычаев – и не ассимилировался, не утратил ничего из того духовного багажа, которым снабдил его отец. Кому, как не его потомкам предстоит стать материальной опорой народа, ибо они лучше других умеют обращаться с материей, не попадая от нее в зависимость. И поэтому дети Йосефа, Менаше и Эфраим, обретают статус полноправных колен наряду со своими дядьями, таким образом, надел Йосефа удваивается.

Биньямин.
«БИНЬЯМИН — ВОЛК ХИЩНЫЙ: УТРОМ БУДЕТ ЕСТЬ ДОБЫЧУ, А ВЕЧЕРОМ ДЕЛИТЬ ДОБЫЧУ» (49:27).
Сравнение Биньямина (Вениамина) с волком не может не вызвать вопросов. Простое понимание указывает на то, что потомки его будут незаурядными воинами, что подтвердилось в последствие – во время гражданской войны в эпоху Судей колено Биньямина долгое время успешно противостояло объединенному войску всех остальных колен Израиля (эта история именуется в наших анналах «Наложница в Гиве»), да и воины первого еврейского царя Шауля, как и он сам, происходили из того же колена.
Однако более глубокий комментарий указывает на то, что тут говорится о службе в Иерусалимском Храме, который находился на границе двух колен: Йегуды и Биньямина, причем граница эта проходила по жертвеннику, и три из четырех его углов находились на территории Биньямина. И тогда становится понятным, что утро и вечер, о которых говорится в благословении, соответствуют утреннему и предвечернему постоянному ежедневному жертвоприношению.
Агада (сказание), приведенная в Талмуде, рассказывает, что во времена владычества греков и их прихлебателей одна из ассимилированных знатных евреек подошло к жертвеннику (куда ей вообще нельзя было заходить!), и постучав по нему своей сандалией, сказала «Люпус, люпус (волк на латыни)! До каких пор ты будешь пожирать деньги народа Израиля!» Эта мнимая жалость к народному имуществу коренится в сугубо материалистическом подходе, усвоенном этой дамой. Ведь согласно еврейской традиции именно жертвоприношения, как и отделение десятины, обеспечивали благословение и процветание народа. Концепция тут проста – пока народ понимает, откуда приходит все благо, и, помня об этом, подтверждает это реальными поступками – благо будет продолжать поступать. Но как только люди начинают думать, что все, что у них есть – плод лишь их усилий, сразу начинаются проблемы.
Поэтому до тех пор, пока не отстроен Храм, наше существование ущербно, ибо нет прямой связи народа и Творца, ибо лишь в Храме возможен высший уровень этого диалога. На этой неделе, в пятницу, мы отмечаем пост 10-ого Тевета, который является первым в цикле постов, посвященных разрушению Храма. Так давайте молиться и действовать, чтобы этот пост превратился в праздник, как об этом говорил пророк Зхарья: «Так говорит Б-г Воинств: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого сделается для дома Йегуды радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир». Амен!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s