Home

По комментарию Абрабанеля
Недельная глава Ваигаш.

Граница выбора.

Шалом, уважаемые читатели!
В нашей недельной главе наступает развязка истории сложных взаимоотношений Йосефа и его братьев. Йегуда, давший своему отцу Яакову обет вернуть домой Биньямина в целости и сохранности, предлагает себя в качестве раба вместо младшего брата, в суме которого был обнаружен серебряный кубок, принадлежавший наместнику фараона, под личиной которого скрывался Йосеф. Тот никак не ожидал подобного самопожертвования от брата, в свое время инициировавшего продажу Йосефа в Египет, и этот шаг растрогал его до глубины души. Йосеф понял, что братья давно раскаялись в содеянном, и теперь ничто не может заставить их отказаться от Биньямина, не смотря на все усилия Йосефа очернить его в глазах братьев с целью их испытать. В подобной ситуации Йосефу не оставалось ничего иного, кроме как открыть братьям свое подлинное лицо, что он не замедлил сделать. Конечно, вначале Йегуда и его братья не решались поверить, что этот суровый царедворец – их младший брат, пропавший на чужбине много лет назад. Первые мгновения они находились в состоянии шока, но Йосефу удалось их убедить в том, что перед ними действительно стоит их брат. И тогда наступил черед обжигающего стыда – братья не могли сказать Йосефу ни слова, просто стояли и молчали, не решаясь приблизиться к нему. В этот момент проявилось новое качество Йосефа – знание психологии и умение пользоваться этим знанием. Он понял, что необходимо срочно облегчить груз ощущения вины, тяжелым бременем лежащий на плечах его братьев.
Свою речь он начал так: «ПОДОЙДИТЕ ЖЕ КО МНЕ!». И ОНИ ПОДОШЛИ, И СКАЗАЛ ОН: «Я ЙОСЕФ, БРАТ ВАШ, КОТОРОГО ВЫ ПРОДАЛИ В ЕГИПЕТ! ТЕПЕРЬ ЖЕ НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, И ДА НЕ ПОКАЖЕТСЯ ВАМ ДОСАДНЫМ, ЧТО ВЫ ПРОДАЛИ МЕНЯ СЮДА, ИБО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ ПОСЛАЛ МЕНЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПЕРЕД ВАМИ. ИБО УЖЕ ДВА ГОДА ГОЛОД В СТРАНЕ, И ЕЩЕ ПЯТЬ ЛЕТ БУДУТ БЕЗ ПАХОТЫ И ЖАТВЫ. И ПОСЛАЛ МЕНЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПЕРЕД ВАМИ, ЧТОБЫ ПОДГОТОВИТЬ ДЛЯ ВАС СТРАНУ, ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ ДОЖИТЬ ДО ВЕЛИКОГО СПАСЕНИЯ. ИТАК, НЕ ВЫ ПОСЛАЛИ МЕНЯ СЮДА, А ВСЕСИЛЬНЫЙ. ОН ПОСТАВИЛ МЕНЯ ОТЦОМ ФАРАОНУ И ГОСПОДИНОМ ВО ВСЕМ ДОМЕ ЕГО, И ВЛАДЫКОЙ ВО ВСЕЙ СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ.» (Берейшит 45).
Йосеф начал с того, что четко определил их проступок, однако он тут же снимает с них ответственность за это, подчеркивая, что его продажа в Египет произошла по прямому велению Вс-вышнего, и поэтому братья не должны чувствовать на себе вину за это. На первый взгляд, это был хороший довод, и он действительно подействовал на братьев Йосефа, после чего можно было приступить к обычным в такой момент семейным процедурам: «И ЦЕЛОВАЛ ОН ВСЕХ БРАТЬЕВ, И ПЛАКАЛ В ОБЯТЬЯХ ИХ; ПОТОМ ГОВОРИЛИ С НИМ БРАТЬЯ ЕГО.»
Однако такое видение ситуации в корне противоречит основному правилу иудаизма – наличию свободы выбора! Ведь если предположить, что сам Вс-вышний вложил в сердца братьев мысль о продаже Йосефа, а сами они ничего не решали, то это может означать, что человек вообще не может нести ответственность за совершенные преступления – каждый может сказать, что это было от Вс-вышнего, а он сам – лишь марионетка!
Чтобы разобраться в данной проблеме, обратимся к комментарию одного из наших самых выдающихся мудрецов средневековья – дона Ицхака Абрабанеля, жившего и творившего в ХV-ом веке в Португалии, Испании и Италии.
Согласно его мнению, события, происходящие с человеком в течение его жизни, могут быть разделены на три типа: «случайности», самостоятельные решения, и Б-говдохновленные поступки. Первый тип относится к событиям, причины которых внешне не связаны с поступками и поведением человека. Например, на голову идущему по улице прохожему падает черепица. Конечно, на самом деле случайностей не бывает, однако истинную причинно-следственную связь в таких случаях установить в этом мире практически невозможно. В любом случае, это событие не зависело напрямую от актуального поведения индивидуума. И даже если он невольно наносит ущерб другому человеку, например, если под ним проламывается ступенька, то не несет за это материальной ответственности.
Второй тип – самостоятельные решения и поступки. За них человек получает награду и наказание, как от Небесного Суда, так и от суда земного. В этих деяниях проявляется свобода выбора человека, и они являются продуктом деятельности его разума, знающего, «что такое хорошо, и что такое плохо».
Третий тип – самый сложный, поскольку он представляет собой в некотором роде синтез первых двух типов. Бывают случаи, когда Вс-вышний лишает человека свободы выбора, как например, в случае с фараоном во времена Исхода евреев из Египта. Там Творец ожесточил сердце фараона, и тот не отпускал сынов Израиля, не смотря на страшные бедствия, обрушивавшиеся на Египет. В той ситуации подобное лишение свободы выбора было наказанием само по себе, поскольку во время более легких казней фараон мог отпустить народ, но не делал этого по своей злобе. Случай с продажей Йосефа, по мнению Абрабанеля, немного похож на ситуацию с фараоном, хотя имеются и существенные различия. Братья своей нелюбовью и завистью по отношению к Йосефу подготовили в своих душах почву для его продажи в рабство. Вс-вышний же, со своей стороны, окончательно решил, что Йосеф, так или иначе должен оказаться в Египте, чтобы обеспечить будущее семье своего отца в голодные годы. В этой точке встретились предопределение и предрасположенность. Так говорили об этом наши Мудрецы, благословенна их память: «Когда Вс-вышний хочет наградить кого-либо, то это происходит посредством человека, которому тоже положена награда, а когда хочет кого-либо наказать, то это происходит через человека, на котором тоже лежит вина» (Малые трактаты, трактат Смахот). Исходя их этого принципа, можно понять, что продажа в Египет была для Йосефа не только испытанием, но и своего рода наказанием за то, что он сообщал отцу о мнимых проступках своих братьев, и теперь он сам это признает. Таким образом, он, с одной стороны, не отрицает самого факта продажи, а с другой – снимает с братьев львиную долю вины за это, поскольку такова была воля Творца. Такое видение проблемы предлагает нам рабби Ицхак Абрабанель, и становится ясно, это не может быть использовано преступником как отговорка, поскольку только пророк может наверняка утверждать, что речь идет именно о случае ограничения Вс-вышним свободы воли человека для осуществления Б-жественного плана.
Мы живем в мире действия, совершаем поступки, и надеемся, что они будут угодны Творцу, но порой Он может использовать нас «в слепую». Однако от нас во многом зависит, будет ли это кому-то во благо, или же, не дай Б-г, наоборот. Если мы будем растить в себе позитив, избегая зависти, гнева, лжи, и других отрицательных моментов, то это существенно снизит риск послужить орудием для чьего-либо наказания.
Шабат Шалом!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s