Home

Глава Ва-йеце
Рав Шломо Зелиг Аврасин
ЛЕСТНИЦА ЯАКОВА – СВЯЗЬ МЕЖДУ МИРАМИ

Шалом, уважаемые читатели!
Наша недельная глава открывается рассказом об уходе праотца Яакова из отчего дома. Официальной причиной его ухода явилось повеление Ицхака найти себе жену среди дочерей Лавана-арамейца, брата его матери Ривки, живущего в местности Падан Арам (Междуречье). Однако истинным поводом ухода Яакова из отчего дома был конфликт с Эйсавом, намеревавшимся убить его в качестве мести за благословения их отца, полученные им в обход Эйсава.

Как бы то ни было, Яаков спешно покидает Беэр-Шеву, где располагается резиденция праотца Ицхака, и идет на север. Вечер застаёт его в окрестностях ханаанского города Луз. Яаков разбивает лагерь, и ложится спать. Во сне ему открывается чудесное видение: его внутреннему взору представляется великолепная лестница, основание которой стоит на земле, а вершина достигает небес, и по ней поднимаются и спускаются ангелы. А над самим Яаковом, лежащим на земле, стоит Шхина (Б-жественное присутствие), и он слышит Голос, говорящий:

«Я БОГ – ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРАhАМА, ОТЦА ТВОЕГО, И ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЦХАКА. ЗЕМЛЮ, НА КОТОРОЙ ТЫ ЛЕЖИШЬ, – ТЕБЕ ОТДАМ ЕЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ. И БУДЕТ ПОТОМСТВО ТВОЕ, КАК ПЕСОК ЗЕМЛИ, И ТЫ РАСПРОСТРАНИШЬСЯ НА ЗАПАД И ВОСТОК, НА СЕВЕР И ЮГ, И БЛАГОСЛОВЯТСЯ ТОБОЮ И ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ. И ВОТ, Я С ТОБОЮ, И СОХРАНЮ ТЕБЯ ВЕЗДЕ, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, И ВОЗВРАЩУ ТЕБЯ В ЭТУ СТРАНУ, ИБО Я НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ, ПОКА НЕ СДЕЛАЮ ТОГО, ЧТО ГОВОРИЛ ТЕБЕ»

Далее Тора сообщает нам: И ПРОБУДИЛСЯ ЯАКОВ ОТО СНА СВОЕГО, И СКАЗАЛ: «ИСТИННО, ЭТО – МЕСТО, ГДЕ ОТКРЫВАЕТСЯ БОГ, А Я НЕ ЗНАЛ!». И ИСПУГАЛСЯ ОН, И СКАЗАЛ: «КАК СТРАШНО МЕСТО ЭТО! ЭТО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ДОМ ВСЕСИЛЬНОГО, А ЭТО – ВРАТА НЕБЕС». И ВСТАЛ ЯАКОВ РАНО УТРОМ, И ВЗЯЛ КАМЕНЬ, ЧТО СДЕЛАЛ СВОИМ ИЗГОЛОВЬЕМ, И ПОСТАВИЛ ЕГО ПАМЯТНИКОМ, И ВОЗЛИЛ МАСЛО НА ЕГО ВЕРШИНУ. (Берейшит, 28:13-18).

После этого Яаков даёт обет возвести на этом месте Дом Служения Вс-вышнему, а также обещает отделять десятину от всего, что будет у него, после чего он продолжает путь в Падан Арам. Такова внешняя канва событий.

Однако этот рассказ имеет множество «белых пятен». Например, из текста Торы не совсем ясен характер и назначение лестницы, соединяющей небо и землю, причём это настолько открытый вопрос, что допускает совершенно противоположные толкования. Один мидраш, например, утверждает, что Яаков стал свидетелем того, как поднимаются вверх ангелы, охранявшие его в Земле Израиля, а им на смену спускаются другие, призванные оберегать его за ее пределами. Другой мидраш считает, что то были ангелы народов, пытающиеся занять высокое положение на небесах, что означало бы главенство опекаемого ими народа на земле, но, в конце концов, вынужденные спуститься обратно. Этот спуск является символом неизбежного заката любого народа (кроме еврейского, у которого, как известно, нет своего специального ангела, т.к. он находится в непосредственном ведении Творца). Мы же в этой статье займемся вопросами географии и геометрии этой лестницы.

РаШИ приводит такой мидраш: «Сказал раби Эльазар от имени раби Йосе, сына Зимры: «Эта лестница стоит ногами в Беэр-Шеве, а середина ее подъема находится против Храма» [Берейшит раба 69 ]. Т.е. начало лестницы – в Беэр-Шеве, вершина – над Бейт-Элем, где спит Яаков, а середина – над Иерусалимом, где будет стоять Храм. Согласно этому комментарию, расстояние от Беэр-Шевы до Иерусалима равно расстоянию от Иерусалима до Бейт-Эля, хотя реально это не так – первый отрезок составляет около 70 километров, а второй – около 20. Как же разрешить это противоречие? Рав Яаков Мейдан шлит»а, глава военной йешивы Ар Эцион, предлагает такое решение: когда мидраш говорит о середине, не имеется ввиду математический центр всей лестницы, а средоточие её сути. Рав Яаков приводит другой мидраш, согласно которому фразу Вс-вышнего «Земля, на которой ты лежишь – тебе отдам ее и потомству твоему» следует воспринимать буквально. Т.е., в момент произнесения этих слов большая часть Земли Израиля сконцентрировалась под лежащим Яаковом – от Беэр-Шевы на юге (ноги Яакова и ноги лестницы), до Бейт-Эля на севере (голова Яакова и вершина лестницы). Что нам даёт подобная схема? Если рассмотреть пропорции гигантского человеческого тела, рост которого составляет около 100 километров (от Беэр-Шевы до Бейт-Эля), то его сердце будет располагаться в том месте, где на карте находится ….. Иерусалим, т.е. Храм! Теперь рассмотрим всю систему в целом. Беэр-Шева, где располагается подножие лестницы, символизирует грубый материальный мир, мир, где истина скрыта – ведь реальным хозяином там на тот момент остается Эйсав, выбравший материальный мир и отрицающий мир грядущий. Вершина лестницы над Бейт-Элем символизирует голову, т.е. недостижимые духовные миры. Середина же лестницы – сердце – символизирует Храм, где встречаются материя и дух, высшие и низшие миры, ибо таково назначение Храма и Иерусалима – быть сердцем мироздания, перекачивая его кровь (Б-жественную энергию) от головы к ногам и обратно, создавая систему диалога между Б-гом и человечеством, где в качестве почтальонов выступают ангелы, поднимающиеся (т.е. несущие молитвы и намерения людей к Престолу Творца) и спускающиеся (т.е. несущие ответы Творца на деяния и молитвы людей).

Остается лишь ответить на вопрос: для чего Вс-вышний показал Яакову эту великую всеобъемлющую картину мироздания?

Ответом может быть бесконечное множество – у Торы семьдесят ликов. Но мне думается, что таким образом Вс-вышний хотел намекнуть Яакову, что его функция, а также функция народа, который произойдёт от него – соединять миры подобно лестнице, а для этого надо спуститься в самую глубь материи – в дом Лавана – и прожить там 20 лет, не потеряв связи с небом. Также и мы с вами, уважаемые читатели, на примере нашего праотца, занимаясь будничными делами, должны привносить в них свет духовных миров, осознание, что в этом мире душа обязана трудиться, понуждая человека совершать ежедневный подвиг восхождения от материи к духу, освящая первую посредством последнего. Но лишь тогда, когда отстроен будет Храм, сердце мироздания, наша работа по связыванию миров сможет выйти на свой заключительный этап. Так пусть же это произойдёт поскорее! Шабат Шалом!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s