Home

Недельная глава Хаей Сара
Рав Шломо Зелиг Аврасин
Хеврон – врата в прошлое

Шалом, уважаемые читатели!

В начале нашей недельной главы мы узнаем о смерти и погребении нашей праматери Сары, да будет память о ней благословенна. Для того, чтобы похоронить Сару, Авраам покупает пещеру Махпела, располагающуюся в Хевроне, он же Кирьят-Арба, а также участок земли, прилегающий к этой пещере. Эта земля становится первой еврейской недвижимостью на Святой Земле. Кроме этого приобретения, есть ещё два земельных участка, которые были куплены в евреями у ханаанских народов в древнейший период, и упоминание об этом нашло своё отражение в Библии. Речь идет о сделке праотца Яакова, купившего участок земли возле города Шхем (впоследствие на этом месте Йегошуа Бин Нун похоронил кости Йосефа), и приобретении царём Давидом поля на горе Мория с целью возвести на этом месте Храм. Все эти три места являются святынями для народа Израиля, и все эти три места (полностью или частично) сегодня находятся во власти врагов Израиля. Такое состояние дел отражает тот факт, что, не смотря на массовую репатриацию и наличие государства, созданного в основном евреями и ими же населённого, состояние галута всё ещё продолжается. Не зря во время свадебной церемонии мы продолжаем разбивать стеклянный бокал со словами: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя десница…». Хотя Иерусалим и наполнен жизнью, в наших глазах это жизнь тела, лишённого души – до тех пор, пока Храмовая гора не несёт на себе Святилища, наполненного Б-жественным присутствием.

В Хевроне же дело обстоит немного по-иному. В чём же особенность Хеврона? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит понять суть двойного имени этого города. РаШИ так объясняет название «Кирьят Арба» («Град четырёх»): «(Город назван так) в честь четырех великанов, которые жили там: Ахиман, Шешай, Талмай и их отец. Другое объяснение: в честь четырех супружеских пар, которые погребены там: Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Йааков и Леа [Берешит раба 58].

РаШИ приводит нам эти два объяснения, которые отражают исторический аспект этого места и, на первый взгляд, никак связанны между собой. Согласно первому объяснению, в городе проживали гиганты, происходящие от Ога, царя Башанского, позже побеждённого Моше. А откуда взялись эти гиганты? Они были плодом связи ангелов, обретших плоть, и обычных земных женщин, как об этом написано в книге Берейшит (6:2): «Сыны Б-жественного рода увидели, что дочери человеческие красивы, и брали себе в жены тех, кого они выбирали«. Причём достоверность того факта, что на земле жили гиганты, на сегодняшний день вполне доказана. Вот, например, фото скелетов, обнаруженных в западной Индии:

1 2

Устное предание сообщает, что единственным гигантом, пережившим Потоп, был тот самый Ог, царь Башанский – он плыл вслед за Ковчегом, и Ноах его подкармливал. Возникновение таких гигантов было обусловлено высоким духовным потенциалом ангелов – оказавшись в материальном мире, они не выдержали зова плоти, и поэтому вся их энергия превратилась в поколении их детей в сугубо материальные показатели – рост, силу и пр. (кстати, сравните с гомеровской Одиссеей: там тоже циклопы являлись сыновьями Посейдона). В последствии они обосновались в Хевроне, поскольку ощущали там остаточные эманации того древнего мира, который канул в небытие.

Теперь то, что касается второго объяснения – Кирьят Арба названа так в честь четырёх пар праведников – трое наших праотцов и праматерей плюс Адам и Хава. Согласно Мидрашу, праотец Авраам почувствовал духовный свет, исходящий из этой пещеры, а о том, что тут похоронены Адам и Хава, он знал от Шема, сына Ноаха, у которого учился Торе. Поскольку всю свою жизнь Адам сожалел о своем изгнании из Ган Эдена, он заповедал похоронить себя у его врат. Таким образом, Авраам узнал, что именно в пещере Махпела располагается вход в Сад Эденский, и избрал это место для вечного упокоения своей супруги и своего собственного. Тем самым он хотел подчеркнуть, что исповедуемая им идея является древней истиной, которую еще Адам воспринял непосредственно от самого Творца, но в последствие забытой человечеством. Наши праотцы приняли эстафету веры от Адама и Ноаха, и передали ее своим потомкам – Народу Израиля. Именно поэтому это место называется также Хеврон – «Место Соединения» (от слова «хибур» – «соединение»). Там наш мир соприкасается с миром высшим, а настоящее – с прошлым.

Связь между этими двумя объяснениями очевидна: Хеврон – место, притягивающее гигантов телесных и гигантов духовных, ибо там энергия может перетекать из одной формы в другую, и каждый может прикоснуться к своим корням. Если Иерусалим это врата в идеальную действительность будущего, то Хеврон – это место соприкосновения с прошлым.
С этим местом связано множество чудесных историй, одной их которых я хочу с вами поделиться.

Это произошло в те далекие времена, когда на Святую Землю пришли новые захватчики – мусульмане. Их возглавлял вождь, который вошел в историю под именем Сулеймана Великолепного. Жестокий и умный правитель, он сумел подчинить себе многие народы. И, как многие другие тираны, он обожал возводить монументальные постройки. Оказавшись в Земле Израиля, он объехал многие святые места, и однажды удостоил своим посещением и пещеру Махпела. В те времена пещера уже выглядела почти так же, как сейчас. Еще в эпоху царя Ирода вокруг нее были возведены стены из больших камней, а позже было построено перекрытие, так, что посетители поднимались по высокой каменной лестнице и оказывались в большом зале над самой пещерой. В этом зале располагался колодец, ведущий в недра пещеры, куда никто не осмеливался спускаться.

Когда Сулейман, выслушав объяснения проводника, подошел и наклонился над колодцем, силясь что-либо рассмотреть в нем, его сабля, эфес которой был украшен драгоценными камнями, а клинок отлит из лучшей дамасской стали, выскользнула из ножен и бесследно канула в темноте колодца. Правитель был очень раздосадован. По его приказу один из его телохранителей взял горящий факел и был спущен в колодец на веревке. Когда воина опустили на несколько метров в черный зев пещеры, раздался испуганный вскрик, и огонь факела погас. Сулейман распорядился поднять телохранителя и выяснить, что же его так испугало. Когда приказ был исполнен, пораженные присутствующие увидели бездыханное тело воина, на лице которого застыла гримаса ужаса. Но правитель был неумолим – он приказал спустить в пещеру второго солдата, но и то разделил судьбу своего незадачливого сослуживца. Тогда вперед выступил один из ближайших советников Сулеймана и сказал: «Великий царь! Да будет тебе известно, что в Хевроне на протяжение сотен лет существует небольшая община Народа Книги (так мусульмане называли евреев). Возможно, что их представитель сможет достать твою саблю, ибо тут похоронены их праотцы!» Сулейман тут же приказал привести к нему старого раввина, стоящего во главе еврейской общины Хеврона, и поставил ему ультиматум – или он возвращает правителю саблю, или все община будет предана лютой смерти. Раввин ради спасения своей общины согласился попробовать достать драгоценное оружие. Его обвязали веревками и спустили в колодец. Долгое время ничего не происходило, затем веревка несколько раз дернулась – это был сигнал, сообщающий, что ее можно поднимать. Когда раввина подняли на поверхность, в его руках все увидели царскую саблю, но не это поразило собравшихся – лицо еврея излучало сияние! На вопрос, что же произошло в пещере, раввин ответил, что когда его ноги коснулись дна, он отвязался и увидев впереди неясный свет, двинулся в том направлении. Он дошел до светящихся небольших врат, у которых его поджидал старик с длинной седой бородой, лицо которого лучилось добротой и святостью. В руках старик держал пропажу Сулеймана. Он приветствовал пришедшего и сообщил ему, что все произошедшее сегодня – от Б-га, ибо враги народа Израиля задумали подбить правителя на репрессии против еврейских общин, и Вс-вышний хочет спасти свой народ от беды. Для этого раввин должен был, возвращая саблю Сулейману, попросить его не прислушиваться к словам клеветников, и дать евреям спокойно жить на Святой Земле.

Все это раввин сообщил пораженному Сулейману, и тот торжественно обещал, что не станет преследовать евреев. Однако раввин добавил, что сам он через три дня должен будет покинуть этот мир, так как видел свет Сада Эденского, и не может более длить свое земное существование. Так и произошло. И еще долгие годы общины Израиля прославляли Имя Творца и благодарили Его за избавление от опасности, и с уважением упоминали имя того раввина, который ценой своей жизни спас общину Хеврона и другие общины от разорения.

Да будет поступок этого праведника для нас примером истинной заботы о благе своей общины и всего народа в ущерб личным интересам. Шабат Шалом!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s