Home

Рав Шломо Зелиг Аврасин
Комментарий к недельной главе Ваера

Шалом, уважаемые читатели!

В нашей главе начинается противостояние двух сыновей Авраама: Ишмаэля, сына египетской рабыни Агарь, и Ицхака, сына Сары. Особенно интересно будет рассмотреть отдельные аспекты этого противостояния в свете участившихся в Израиле терактов со стороны «мирных» арабов и потрясающего цинизма их лидеров, свидетелями которых мы с вами являемся.

Итак, после долгих лет бесплодия Вс-вышний посылает Саре и Аврааму сына, который призван продолжить путь избранничества. Но не все гладко в стане Авраама – рабыня Сары Агарь лелеет мечту о том, что именно её сын, Ишмаэль, с детства отличавшийся жестоким и диким нравом, станет наследником Авраама. Её первая попытка потягаться с нашей праматерью Сарой, когда она хотела занять место бесплодной в то время госпожи в силу своей плодовитости, ошибочно принимая её за показатель праведности (см. прошлую главу Торы), окончился не в пользу Агарь. Но теперь она рассчитывает взять реванш в следующем поколении. Всё, что нужно сделать – устроить «несчастный случай», пока Ицхак еще мал. Когда Ицхак был еще младенцем, Сара неусыпно стерегла своего сына, предвидя такую возможность, но, когда он подрос и стал играть вне шатра, делать это стало гораздо труднее. Тем более, что одним из его товарищей по играм был Ишмаэль, который, по наущению матерью, вовлекал своего сводного младшего брата в далеко небезопасные забавы.

Вот как об этом рассказывает Тора:
«И УВИДЕЛА САРА, ЧТО СЫН АГАРЬ-ЕГИПТЯНКИ, КОТОРОГО ТА РОДИЛА АВРААМУ, ЗАБАВЛЯЕТСЯ» (Берейшит, 21:9). Что значит слово «забавляется» в данном контексте? РаШИ говорит: «Это слово означает «убийство», подобно тому, что сказано в книге Шмуэля «Пусть встанут юноши и позабавятся (т.е.) сразятся перед нами…» [II Кн. Шмуэля 2,14] . (Ишмаэль) спорил с Ицхаком из-за наследства, говоря «Я первенец и возьму двойную долю». Они вышли в поле, и (Ишмаэль) стал метать в него стрелы из лука, (а когда его стали упрекать в этом, то он) говорил: Что в этом такого? Ведь я всего лишь забавляюсь» (т.е. это шутка)»

Но, как нам известно, в каждой шутке есть доля… шутки (а остальное – правда). Достаточно одной стрелы – и Ишмаэль становится единственным наследником. Видя это, Сара требует от Авраама изгнать Агарь вместе с ее сыном. Хотя Авраам очень не хочет этого делать (он, не смотря ни на что, любит и Ишмаэля, своего первенца), Вс-вышний приказывает ему послушать голоса жены его. Так Агарь оказывается в пустыне с мехом воды и сыном на руках. Они заблудились, в мехе кончилась вода, да в придачу Ишмаэль слег в лихорадке. Тут Агарь проявила себя как настоящая арабская мать, из тех, которые с радостью посылают своих детей в «шахиды» — она отошла подальше, чтобы не слышать его стонов, и села ждать, пока он умрет. Нет, ради справедливости стоит отметить, что она, очевидно, плакала и переживала, но, тем не менее, ее поведение говорит о многом….

И вот:
«И УСЛЫШАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ГОЛОС ОТРОКА; И АНГЕЛ ВСЕСИЛЬНОГО ВОЗЗВАЛ К АГАРЬ С НЕБА, И СКАЗАЛ ЕЙ: «ЧТО С ТОБОЙ, АГАРЬ? НЕ БОЙСЯ, ИБО УСЛЫШАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ГОЛОС ОТРОКА ОТТУДА, ГДЕ ОН НАХОДИТСЯ. ВСТАНЬ, ПОДНИМИ ОТРОКА И ПОДДЕРЖИ ЕГО РУКОЙ ТВОЕЙ: ИБО БОЛЬШИМ НАРОДОМ СДЕЛАЮ Я ЕГО. И ОТКРЫЛ ЕЙ ВСЕСИЛЬНЫЙ ГЛАЗА, И УВИДЕЛА ОНА КОЛОДЕЦ ВОДЫ, И ПОШЛА ОНА, И НАПОЛНИЛА МЕХ ВОДОЙ, И НАПОИЛА РЕБЕНКА». (21:17-19)

Согласно Мидрашу, в этот самый момент Небесный Суд решал судьбу Ишмаэля. Так об этом пишет РаШИ: «Человека судят по тем поступкам, которые он совершает в настоящее время, а не по тем, что он совершит в будущем [Рош hа-Шана 16 б]. Так как ангелы-служители выступали с обвинением и говорили: «Властелин мира! Тому, чьи потомки будут изнурять Твоих сынoвей жаждой, Ты открываешь источник воды?!» А Он им отвечал: «Повинен смерти на данный момент или нет?» Ответили Ему ангелы: «Нет», Сказал Он им: «По его поступкам нынешним сужу его». Таково (значение слов) «…оттуда, где он находится» (стих 17). А когда (Ишмаэль) морил сынов Исраэля жаждой? Это произошло тогда, когда Невухаднецар изгнал их из Страны Израиля в Вавилон… Их вели мимо тех мест, где жили арабы, и сыны Исраэля говорили своим конвоирам: «Просим, отведите нас к сыновьям нашего дяди Ишмаэля, они сжалятся над нами». … И те действительно выходили им навстречу и приносили им мясо, соленую рыбу и полные мехи. Сыны Исраэля думали, что мехи полны водой, но когда они подносили ко рту горловину меха, (вместо воды) в тело устремлялся горячий воздух, и человек умирал». Что ж, подобное коварное поведение арабов не изменилось и по сей день.
В книге Дварим, глава Ки-Теце, говорится о «бен сорер у-морэ» (бунтующем отроке): «ЕСЛИ БУДЕТ У ЧЕЛОВЕКА СЫН БУЙНЫЙ И НЕПОКОРНЫЙ, НЕ СЛУШАЮЩИЙ ГОЛОСА ОТЦА СВОЕГО И ГОЛОСА МАТЕРИ СВОЕЙ, И НАКАЗЫВАЛИ ОНИ ЕГО, НО ОН НЕ СЛУШАЛ ИХ, ТО ПУСТЬ ВОЗЬМУТ ЕГО ОТЕЦ ЕГО И МАТЬ ЕГО, И ВЫВЕДУТ ЕГО К СТАРЕЙШИНАМ ГОРОДА ЕГО И К ВОРОТАМ МЕСТА, ГДЕ ЖИВЕТ ОН, И СКАЖУТ СТАРЕЙШИНАМ ГОРОДА СВОЕГО: «ЭТОТ СЫН НАШ БУЕН И НЕПОКОРЕН, НЕ СЛУШАЕТ ОН ГОЛОСА НАШЕГО, ОБЖОРА ОН И ПЬЯНИЦА!» И ПУСТЬ ЗАКИДАЮТ ЕГО ВСЕ ЛЮДИ ГОРОДА ЕГО КАМНЯМИ, И ПУСТЬ УМРЕТ ОН; ИСКОРЕНИ ЖЕ ЗЛО ЭТО ИЗ СРЕДЫ ТВОЕЙ, И ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ УСЛЫШИТ И УЖАСНЕТСЯ». (21:18-21).

За что же такое суровое наказание? Согласно мнению Сифре, его казнят «в виду того, к чему неизбежно приведет его образ жизни». Тора распознаёт его намерения и уморасположение: рано или поздно он растратит отцовское достояние, но будет по-прежнему искать удовольствий, к которым привык, а они окажутся недоступными, и станет он на перекрестке и будет грабить людей (и совершать преступления, наказуемые смертью). Сказала Тора: Пусть умрет неповинным в тяжких преступлениях и не умрет виновным [Сифре; Санhедрин 71 б].

Магараль усматривает противоречие между упомянутым РаШИ принципом суда и законом о «бен сорер у-морэ». Ведь он приговаривается Торой к смерти из-за того, что только может совершить в будущем! Те преступления, которые он совершил на текущий момент, не наказываются смертью! Как разрешить противоречие между этой заповедью и тем, что сказанно об Ишмаэле? Магараль предлагает несколько вариантов решения:
1. Объяснение Мизрахи: Разница между случаями заключается в том, что на тот момент Ишмаэль действительно был еще невинен, в то время как «бен сорер у-морэ» уже успел совершить ряд проступков, за что, собственно, и попал в данную категорию.
2. Самому Магаралю не очень нравится такое объяснение, и он предлагает иное решение: эти случаи вообще нельзя сравнивать! «Бен сорер у-морэ» судится в человеческом, раввинском суде («бейт дин шель мата»), в то время как Мидраш описывает суд над Ишмаэлем, происходящий перед Вс-вышним (бейт дин шель мала). А это совершенно разные типы суда! Нижний суд судит бунтующего отрока по законам Торы, соответствующим этому миру. Мы говорим: пусть он умрет раньше, чем успеет много нагрешить. Это – принцип действия нижнего суда. Ему же отвечают все 4 типа казни, к которым может приговорить суд. Они – не только наказание за преступление, но и искупление и очищение перед Верхним судом. В случае же с Ишмаэлем нижнему суду вообще не нашлось бы дела – нет состава преступления. Именно этот момент подчеркивает Вс-вышний в ответе ангелам.
3. В своем комментарии на отрывок о «бен сорер у-морэ» Магараль говорит: нижний суд обязан судить, Верхний – дает возможность исправиться еще до получения наказания. В книге «Натив а-Тшува» упомянут еще один аспект: нижний суд не учитывает чистосердечное раскаяние, а верхний суд учитывает, т.к. нижний суд занимается только злом – нарушениями Торы, а верхний судит и учитывает также добро, которое человек совершил. Нижний суд – точечный, Верхний суд – общий. Разница – в перспективе.
Мы можем вынести из этого анализа два основных важных момента, которые имеют практическое приложение к нашей действительности: во-первых, Вс-вышний – Судья праведный, и все, что происходит с человеком, происходит по Его милосердному и справедливому приговору. Во-вторых, каждый человек ответственен за свои поступки, причем на двух уровнях – перед судом человеческим, и перед Высшим Судом. И если от первого порой удается ускользнуть, то со вторым такой номер невозможен даже теоретически. Но при этом не следует сидеть и ждать, пока Небеса покарают преступника — у нас есть обязанность защищать себя и предпринимать превентивные меры для обуздания распоясавшихся наследников Ишмаэля и их сторонников! Да отомстит Вс-вышний за кровь наших соплеменников, пролитую за право жить на нашей земле!
Шабат Шалом!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s