Home

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ «МАЛХУЁТ», «ЗИХРОНОТ» И «ШОФАРОТ»

Молитва Мусаф в Рош а-Шана — совершенно необычное явление в еврейской литургии, поскольку включает в себя три эксклюзивных благословения: «МАЛХУЁТ» (стихи Писания, говорящие о царском достоинстве и царской власти Вс-вышнего), «ЗИХРОНОТ» (стихи, повествующие о том, как Б-г вспоминал о праведниках, чтобы помочь им) и «ШОФАРОТ» (стихи, где фигурирует шофар). Очевидно, что между этими благословениями существует некая взаимосвязь, которую мы постараемся раскрыть в этой статье.

Сказано в трактате Рош а-Шана (16а):

«Сказал Святой, Благословен Он… произносите передо Мной МАЛХУЁ Т, ЗИХРОНОТ, и ШОФАРОТ.  МАЛХУЁ Т — чтобы вы поставили Меня царем над собой, ЗИХРОНОТ — чтобы Я обратил к вам благосклонное внимание. И как же этого достичь? — ШОФАРОМ».

Однако сказанного в этом отрывке недостаточно, чтобы понять глубинные связи между этими тремя аспектами Рош а-Шана.

Во всех сидурах можно найти гимн, принадлежащий перу неизвестного, но, без сомнения, талантливого автора, под названием «Адон Олам» — «Властелин мира». Там мы находим три эпохи царствования Вс-вышнего:

1 — «Властелин мира, который царствовал прежде чем было сотворено какое-либо создание…»

  1. «В то время, когда всё возникло по Его желанию — тогда был Он наречен именем «Царь»
  2. «И после того, как всё исчезнет, Он, грозный, будет царствовать единолично».

Таким образом, в этом гимне отражается один из 13-ти принципов веры по РаМБаМу, согласно которому Вс-вышний был до сотворения мира, и пребудет после его исчезновения. Поэт лишь добавил к этому аспект царской власти Творца.

Но возникает вопрос: как проявлялась царская власть Вс-вышнего в то время, когда еще ничего не существовало? Царю необходимы подданные, как это нам ярко описывает Сент-Экзюпери в «Маленьком принце». Приходится предположить, что царское достоинство Б-га в первый период находилось в латентном состоянии, и стало раскрываться только после начала процесса творения. Но вот в чем закавыка — чем дальше продвигалось творение, тем более явно проступали отклонения от первоначального плана Творца! Приведем пару примеров:

1)  «И сказал Б-г: Да порастет земля порослью, травой семяносной, плодовым деревом»

                                                                                                                                                       (Берейшит 1:11)

РаШИ:

«плодовым деревом (дерево-плод)». Чтобы вкус дерева был как вкус плода. Однако (земля) не исполнила это, а только «и произвела земля… дерево, дающее плод», само же дерево плодом не было...

  1. «И создалБ-гдва великих светила: светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды».

РаШИ:  Равновеликими были сотворены светила, но (затем) луна была уменьшена за то, что стала жаловаться и сказала: «Не могут два царя носить один венец» [Хулин 60б]

  1. И, наконец, самый яркий пример: проступок первого человека, Адама. Хава и он явно нарушили Б-жественную волю, поддавшись искушению змея. По плану Вс-вышнего, Адам и его потомки должны были быть бессмертными, но змею дурному началу в облике змея удалось нарушить замысел Создателя. Что же выходит? Что творение все больше выходит из под контроля Творца? Что змей (не дай Б-г), оказывается сильнее Вс-вышнего? Где же здесь всеобъемлющая власть Единого Царя?!

Чтобы исправить эту кажущуюся анархию и беспредел, приходит еще один принцип РаМБаМа — вера в воскрешение из мертвых. Тот, кто не верит в это — не верит и в остальные принципы, поскольку именно воскрешение мертвых демонстрирует победу Вс-вышнего над змеем в частности, и над искажением Б-жественного плана вообще. И тогда наступает третья эпоха царствования Вс-вышнего. Но мира уже больше не существует — всё завершилось трубным звуком великого шофара.

Согласно Талмуду, трубление в шофар происходит следующим образом: 1)Ткия (длинный протяжный звук); 2) Труа (есть три варианта этого звука — три звука средней длинны (шварим), или минимум девять коротких звуков (труа), либо и то, и другое вместе (шварим-труа)); 3) снова Ткия.

Если наложить эти звуки на три периода царства Вс-вышнего, то получим явное соответствие: до сотворения мира царская власть Б-га была абсолютной, и это выражается в протяжном, цельном звуке шофара. После сотворения этой власти был нанесен ущерб, что выражается в ломанных, прерывистых звуках «труа», но в конце концов царство Вс-вышнего вновь становится полным и всеобъемлющим, и торжественная «ткия» Великого Шофара возвещает о воскрешении из мертвых и о Последнем Суде.

Так какова же наша задача в Рош а-Шана? На первом этапе — раскрыть аспект Царства Вс-вышнего, чтобы ВСЕ без исключения творения осознали Его власть, как сказано в молитве «Алейну лешабеах» — «Исправить мир царством Всесильного (Ш-дай)». Это на краткий миг позволяет преодолеть раздробленность мироздания и его несоответствие изначальному плану. В этой точке происходит совмещение идеального прообраза мира и его актуального состояния, что дает возможность полного «подключения» к аспекту Царства. Теперь можно переходить ко второму этапу — «Зихронот»

Обычно слово «зикарон» переводят как «память». Но согласитесь, фраза «У Б-га хорошая память» звучит несколько странно. Понятно, что для Творца не существует забвения, Его знание абсолютно. Но «зикарон» предполагает нечто большее. Исследуя примеры использования этого слова в ТаНаХе, легко прийти к выводу, что «зикарон» всегда связан с проверкой состояния и судом. Возьмем, например, «Книгу Памяти», которую Ахашверош приказал читать ему в ту памятную ночь. Эта книга была ничем иным, как судебным архивом царя, где отмечались все достойные упоминания дела, проходившие через органы царского правосудия. Поэтому-то там и оказалась история неудачного покушения, предотвращенного Мордехаем. Или другой пример — во второй книге Шмуэля сказано, что человек по имени Йегошафат бен Ахилуд занимал при царе Давиде должность «мазкира».  Казалось бы, речь идет о чем-то вроде секретаря. Но нет — РаШИ объясняет нам, что Йегошафат был у Давида ответственным за судопроизводство! Таким образом, День Памяти превращается в День Суда. И каждый индивидуум проходит перед Творцом и как интегральная часть всего творения, и как отдельный микрокосм. При этом происходит его «сканирование» на предмет сравнения с его идеальным образом. Рабби Зуся из Анниполя говаривал по этому поводу: «Когда я предстану пред Небесным Судом, то меня не спросят почему я не стал Моше Рабейну, или рабби Акивой, или кем-то другим. Меня спросят — почему ты не стал Зусей из Анниполя?»

Царь-солнце становится прожектором, освещающим резким светом стоящего перед Ним человека. На этом свету невозможно ничего утаить, приукрасить или приуменьшить. И если принять Б-га как Царя может не каждый, то принять Б-га как Судью многократно сложнее. Даже такие великие праведники, как Иов, испытывали с этим большие трудности. И действительно — в судебной системе, предусмотренной Торой, функции четко разделены: судья не может быть свидетелем, свидетель — обвинителем, а обвинитель — судьей. Да и в светском суде это не возможно. Однако есть исключение — в израильской армии комвзвода может одновременно являться и судьей, и свидетелем, и обвинителем. Есть только одно условие — когда провинившегося солдата вызывают на такой суд, вначале командир задает ему вопрос: «Согласен ли ты, что я буду тебя судить?» Если военнослужащий отвечает отрицательно, то он получает право быть судимым вышестоящим начальством. Но редко когда это приводит к лучшему результату. Тот же принцип мы видим и на суде Вс-вышнего. Творец спрашивает каждого: готов ли ты принять Меня как Судью? Если человек отвечает «Нет!», то рискует оказаться в одной из двух крайностей — либо быть отданным на волю слепого случая, либо быть осужденным ангелами (которые по природе своей не знают милосердия). И то, и другое — значительно хуже, чем суд Вс-вышнего.

Чтобы соединить аспект Царства, касающийся всего мироздания, и аспект Памяти (Суда), в фокусе которого — индивидуум, приходит аспект Шофара, символизирующий народ, как связующее звено между миром и личностью. Шофар звучал на горе Синай, когда народ Израиля выступил и как наследник одиночек-праотцов, и как представитель всех народов мира, отказавшихся принимать Тору. И тот, кто рожден в святости Израиля, и тот, кто присоединился к ней по собственной воле, в Рош а-Шана принимают на себя власть Царя, и благодаря этому голос шофара несет им надежду на милосердный приговор. И в этом — грядущая надежда всего мира. Даже если он сам и до поры не осознает это. Шана Това!

По лекции рава Яакова Мейдана шлит»а.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s