Home

Недельная глава Ки Теце.
Рав Шломо Зелиг Аврасин

Шалом, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о проблемах наследования. В начале нашей недельной главы Тора описывает следующую ситуацию: у одного человека есть два сына – старший, первенец, от нелюбимой жены, и младший – от любимой. Естественный порыв отца при составлении завещания – передать львиную долю наследства сыну любимой жены. Однако тут Тора высказывается совершенно недвусмысленно: «И будет – в день, когда будет он наделять сыновей тем, что есть у него – не может он назначить первенцем сына любимой ]жены[ в обход сына от нелюбимой ]жены[, настоящего первенца. Но признает он первенцем сына нелюбимой ]жены[, дабы дать ему вдвойне из всего, что есть у него, ибо он – начаток его силы, и ему принадлежит право первордства» (Дварим 21:16-17). Почему Тора столь категорична? Казалось бы, какая разница Вс-вышнему, какой сын получит двойную долю? Ответ находится в самом тексте приведенных выше стихов, следует только его расшифровать. На самом деле, это одна из немногих заповедей, смысл которой Тора объясняет сама. Так как же можно объяснить туманное понятие «начаток силы», дающее право первенцу «захапать» себя двойную долю наследства? Так устроено в мире Вс-вышним, что первенец человека (и не только человека – см. «заповедь о первенцах скота») с рождения получает большую духовную мощь, необходимую для выполнения своей задачи в мире. Ведь именно старший сын становится первым помощником отца, его заместителем в трех основных функциях, а именно: кормилец, защитник и духовный лидер. Именно поэтому первенец при рождении получал три «подарка» – во-первых, двойную долю в наследстве – т.к. он более других заботился о пропитании своей семьи; во-вторых – он становился главой семьи вместо отца, так как и прежде брал на себя бремя ответственности за семью, замещая отца; и наконец, он являлся «коэном» — священником семьи, т.к. отвечал перед Б-гом за ее духовное состояние. В этой последней роли он должен был приносить семейные жертвы, обучать младших братьев Торе, и т.п. Именно поэтому Тора не позволяет отцу проявлять волюнтаризм при разделении наследства.

РаШИ объясняет, какую именно часть наследства Тора предписывает отдавать первенцу: он должен получить вдвое больше чем каждый брат по отдельности. Т.е., если у человека есть, скажем, пятеро сыновей, то своё наследство ему придётся разделить на 6 частей, две из которых достанутся первенцу. А если 7 сыновей, то на 8 частей, и т.д. Откуда мы можем это выучить? МаГаРаЛь пишет, что в Вавилонском Талмуде (тр. Бава Батра) в качестве первого прецедента такого деления приводится история, произошедшая в семействе праотца Яакова. Хотелось бы ознакомить с ней наших читателей, ибо по накалу страстей, разгоревшихся тогда (ещё бы – ведь речь шла о будущем народа Израиля!), никакая «Санта Барбара» (да не будут они упомянуты рядом) и рядом не стояла!

Итак, официальным первенцем Яакова был Реувен, старший сын Леи, менее любимой его жены. Самым любимым его сыном был, как мы все помним, Йосеф, сын любимой (и, с точки зрения Яакова, единственной) жены – Рахели. Однако Реувен был излишне порывист, и однажды не смог сдержать своего характера. После смерти Рахели, в шатре у которой Яаков жил постоянно, ожидалось, что он переселится в шатёр к Лее. Но Яаков поступил иначе – он переселился в шатёр к своей наложнице Бильге, служанке Рахели. Тогда Реувен, исполненный обиды за мать, в знак протеста сломал этот шатёр и разметал ложе отца, в чём сам впоследствии раскаивался. Однако Яаков на смертном одре лишил его первородства, так как порывистость приводит к необдуманным решениям, а если речь идёт о решениях главы семейства и тем более – главы народа, поспешные решения, продиктованные эмоциями, могут иметь самые трагические последствия (см. «Троянская война»). Поэтому своей властью патриарх Яаков лишил Реувена первородства и передал три его функции (помните, в начале статьи?) трём сыновьям, наиболее подходящим для этих целей. Царскую власть получил Йегуда, поскольку он сумел исправить свою ошибку (см. «Тамар»), а для царя самым важным качеством является способность признавать и исправлять свои ошибки, поелику никто другой им, как правило, на ошибки не указывает. Кроме того, он взял на себя ответственность за «проступок» своего младшего брата, Биньямина, будто-бы укравшего кубок у Йосефа, притворявшегося египетским царедворцем и желавшего таким трюком испытать братьев. Йегуда вызвался остаться в рабстве вместо Биньямина, что привело Йосефа к необходимости открыть братьям своё «инкогнито».

Сам же Йосеф получил от отца двойной надел – его дети Менаше и Эфраим вошли в состав семьи как полноправные колена, на ряду со своими дядьями, и стали считаться детьми самого Яакова. Причин тому было несколько. С одной стороны, Йосеф действительно был первенцем Рахели, а поскольку брак с Леей был вынужденным, Яаков никогда не смирился с этим до конца. С другой стороны, именно Йосеф спас всю семью в годину голода, проявив себя как кормилец, и поэтому заслужил двойной надел в Земле Израиля.

И наконец, функцию священника получил Леви, третий сын Леи, однако это выяснилось много позже, во времена Исхода, когда колено Леви явилось единственным коленом, не служившим золотому тельцу. И поэтому Вс-вышний отверг первенцев всего Народа Израиля, осквернивших себя служением идолу, и взял на их место левитов. Так три этих «подарка первородства» нашли своих «адресатов».

В преддверие Рош а-Шана, когда весь мир проходит пред Верховным Судьёй, как овцы пред пастырем, мы должны помнить, что народ Израиля назван первенцем Вс-вышнего, а значит, мы в ответе за всё, что происходит в мире. Вы спросите меня, как же такой маленький народ может повлиять на весь мир? А я отвечу Вам – дело не в количестве, а в качестве. Наша задача – быть святым народом, который демонстрирует всему миру пример следования путями Вс-вышнего посредством соблюдения Его Торы. Именно мы получили в удел землю Израиля и Храмовую Гору, самое святое, что есть у Творца на земле, и чтобы оправдать это высокое доверие, нам надо пересмотреть свою жизнь и исправить то, что должно быть исправлено!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s