Home

КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ
рав Шломо Зелиг Аврасин

Наступил месяц Элуль, и солнце вошло в созвездие Девы, намекая миру, освещаемому им, о необходимости возвращения к исходному состоянию чистоты, прежде чем оно, солнце, переберется в созвездие Весов, на чашах которых Творец станет взвешивать зло и добро, совершенные в мире за прошедший год.

Евреи из восточных общин в эти дни встают раньше солнца, чтобы просить Вс-вышнего о милосердии и возможности возвращения. Так об этом пишет Шульхан Арух (Орах Хаим, 581:1):
«Существует обычай подниматься до восхода солнца, чтобы произносить»слихот» и покаянные молитвы, начиная с Новомесячья Элуль и до Йом Кипура»

Этот обычай был установлен в память о тех сорока днях, которые Моше Рабейну провел на горе Синай, прося Вс-вышнего простить народ Израиля за грех золотого тельца, и вернуть ему свое благорасположение. В конце концов Святой, благословен Он, внял горячим мольбам Моше, и научил его 13 качествам милосердия, произнося которые, евреи гарантировано могут рассчитывать на снисхождение Творца. И после этого, 10-ого Тишрея, наш Учитель спустился с горы Синай, неся народу вторые Скрижали Завета, и это был первый в истории День Искупления, Йом Кипур.

Но вернемся к нашим «четырем локтям галахи». РаМА в своем примечании к этим словам Мехабера пишет:
«Однако ашкеназские евреи следуют иному обычаю — начиная с Новомесячья (Элуля) после утренней молитвы трубят в шофар…, и встают до рассвета, чтобы произносить «слихот» начиная с воскресенья той недели, в которую выпадает Новолетие, а если первый день Новолетия выпадает на понедельник или вторник, то начинают (читать «слихот») с воскресенья предыдущей недели».

Это галахическое постановление достаточно нехарактерно, поскольку обычно РаМА по сравнению с Мехабером приводит более строгое мнение. Почему же в этом случае он принял облегчающее решение?

Отвечая на этот вопрос, мой благословенной памяти учитель, рав Йегуда Амиталь, бессменный глава йешивы «Гар Эцион», приводил отрывок из книги Кузари (3:5), в котором рабби Йегуда а-Леви описывает, каким образом человек, стремящийся к благочестию, должен использовать силу своего воображения:

«…Затем он направит силу воображения на все самое замечательное, хра¬нящееся в памяти, чтобы от этого мысль перешла к желанному для него Б-жественному предмету — как Откровение у горы Синай, и происшедшее с Авраамом и Исааком на горе Мория, как Храм, построен¬ный Моисеем, служба и Б-жественное в нем присутствие и многое другое».
Рав Амиталь отмечал, что это правило относится не только к таким великим и чудесным явлениям и событиям, как Синайское откровение или храмовая служба, но и к моментам, о которых не очень хочется вспоминать. Таким, например, как тот тягостный Элуль, когда сыны Израиля, мучимые неизвестностью и страхом, ждали возвращения Моше Рабейну. Представим же себя на их месте. После величия и чистоты Синайского откровения, где народу Израиля было объявлено, что они станут «царством священников и народом святым», приходит страшное падение в темные глубины идолопоклонства, что привело к разбитию первых Скрижалей. И теперь само существование народа висит на волоске. Какую же весть принесет Учитель? Простит ли Вс-вышний это тяжкое прегрешение?

Человек, обладающий богатым воображением, может не выдержать подобного напряжения. Бывали случаи, когда великие мудрецы и учителя наши, особенно те, кто относился к хасидскому направлению или к движению «мусар», теряли сознание после того, как им удавалось вжиться в эти древние события. Можно предположить, что РаМА знал об этой проблеме, и его постановление является не облегчением, а устрожением, поскольку по его мнению, у человека не хватит душевных сил, чтобы так долго переживать эти тяжелые события, и поэтому он сокращает период чтения «слихот» до нескольких дней.

Теперь же обратимся к самим «слихот». Как по сефардскому, так и по ашкеназскому обычаю, они начинаются отрывком, содержащим стих из книги Даниэля (9:7):
«Тебе, Вс-вышний, справедливость, а нам — стыд на лице».

Что же представляет собой этот стыд? Обычно человек испытывает стыд, когда раскрывается что-то, что он пытался утаить от других, но в нашем случае это определение будет неверным — Вс-вышний знает все, что человек делает, говорит или думает. По мнению рава Амиталя, речь идет о человеке, который стыдится самого себя. Его охватывает стыд, когда он вспоминает о своих неблаговидных поступках, которые он пытался оправдать в своих глазах, выступая собственным адвокатом. Он говорил себе: «То, что я сделал/сказал/подумал — вовсе не так страшно. Та небрежность в исполнении заповедей, то отсутствие должного внимая к окружающим, мелочность и лень — все это не только мои проблемы, а значит, они не такие уж большие». Как говорит израильская пословица, «Несчастье, постигшее многих — утешение для глупцов». Человек в течение всего года жил в королевстве кривых зеркал — свои недостатки казались ему мизерными на фоне пороков, которые он усматривал в других людях. И наоборот — свои достоинства и добрые дела кажутся ему верхом совершенства, как говорится в другой израильской пословице: «Тот, кто соблюдает меньше, чем я — безбожник, а тот, кто больше — безумец». И он бродит в этой зеркальной комнате, думая, что видит реальную и объективную картину, и не понимая, что, подобно козе, привязанной к колышку, он ходит по кругу, ведомый своим эгоизмом и эгоцентризмом. Но когда он начинает проверять себя, то видит те два основных своих качества, сквозь призму которых он видел все происходящее — критичность и снисходительность. Причем первое качество применялось в основном по отношению к другим, а второе — почти исключительно к себе. И вот когда в преддверии Суда человек обращает критический взгляд на самого себя — кривые зеркала разлетаются вдребезги, и его изумленному взору предстает весьма неприглядная картина. И тут главное — не впасть в отчаяние и безнадежность. «Пока горит свеча — можно еще все исправить».

Каким же образом? Необходимо переплавить стыд в раскаяние! На иврите стыд — «буша», и если прочесть это слово наоборот, то получим слово «шува» (согласно правилам грамматики в начале слова появится буква «тав», и получится слово «тшува» — возвращение, раскаяние).

Сказано в книге «Месилат йешарим», что согласно Талмуду, у человека есть две обязанности: согласно одной версии — «ощупать» свои деяния, а согласно другой — «изучить» их. Рабби Луцатто объясняет нам, что вторая версия относится к негативным поступкам человека — их следует изучить, подобно тому, как человек исследует свою одежду на предмет выявления поселившихся там паразитов, и уничтожить их. Первая же версия говорит о позитивных действиях — их следует ощупать, как человек, который постоянно проверяет, на месте ли его кошелек. Т.е. человек должен дать себе отчет в том, насколько правильно и с душой он выполняет заповеди Торы — сохранили ли они тот особенный «вкус», который был им свойственен изначально? Не стали ли они подобны иссохшим мумиям, лишенным влаги жизни? (И снова — «сухой», «иссохший» на иврите «явеш» — те же корневые «бет» и «шин», что и в словах «стыд» и «раскаяние»).

Тора говорит , что Святой, благословен Он, может наказать человека за то, что он не служил Ему «в радости и сердечном расположении». Простое понимание этого стиха — когда человеку было хорошо, он не связывал это со Вс-вышним. Но можно предложить и иной комментарий: все несчастья обрушиваются на народ Израиля из-за того, что мы выполняем заповеди Торы сухо, без огонька, не пытаясь пробудить в себе радость. А между тем истинная радость достигается только посредством исполнения заповедей! Если же человеку удалось пережить радость в момент осуществления им воли Творца, то это переживание существенно укрепит его веру.

Последний год был для нашего народа непростым (да и бывают ли для нас простые годы?), и мы остро нуждаемся в милосердии Вс-вышнего. Во многом это зависит от нас самих. ХИДА рассказывает, что однажды в той местности, где жил рабби Хасдай Крескасс, случилась засуха, и местные жители-христиане обвинили в этом евреев — дескать, из-за их упрямого нежелания креститься Б-г гневается и не посылает на землю благодатный дождь. Ввиду нешуточной опасности главы общины постановили провести общественный пост. После утренней молитвы и особых «слихот» рабби Хасдай обратился к евреям с такими словами: «Знайте же, что эти необрезанные правы! В руках народа Израиля: ключи от всех благ этого мира — дождей, плодородия, мира и милосердия! Если бы мы только постоянно отдавали себе в этом отчет!» Так пусть же наша молитва будет пропитана живой влагой понимания и осознания этой великой духовной силы, и тогда мы наверняка удостоимся хорошего и благословенного нового года! Доброй записи и запечатления народу Израиля и всему миру!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s