Home

Глава Рээ
Рав Шломо Зелиг Аврасин
О СУПЕ И ВЕРНОМ ВЫБОРЕ

Шалом, уважаемые читатели!
В качестве темы сегодняшней статьи мне хотелось бы предложить вам, как это ни странно звучит, идею идолопоклонства, точнее, её проблематичность.
Наша недельная глава открывается коротким отрывком, в котором Моше Рабейну делает сынам Израиля «предложение, от которого невозможно отказаться»:
«СМОТРИ, Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ СЕГОДНЯ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ. БЛАГОСЛОВЕНИЕ – ЕСЛИ ПОСЛУШАЕТЕ ЗАПОВЕДЕЙ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ВАШЕГО, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ВАМ СЕГОДНЯ; А ПРОКЛЯТИЕ – ЕСЛИ НЕ ПОСЛУШАЕТЕ ЗАПОВЕДЕЙ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ВАШЕГО, И СОЙДЕТЕ С ПУТИ, КОТОРЫЙ Я УКАЗЫВАЮ ВАМ СЕГОДНЯ, И ПОЙДЕТЕ ЗА БОГАМИ ЧУЖИМИ, КОТОРЫХ ВЫ НЕ ЗНАЛИ.»
(Дварим, гл. 11:26-28)

Выбор в этом случае очевиден – никто не хочет носить на себе проклятие Вс-вышнего! Однако почему же Моше после предупреждения об опасности, таящейся в отходе от путей, указанных Вс-вышним, сразу упоминает идолопоклонство, а не какой-то другой грех?

Раши даёт ответ на этот вопрос: согласно Устной Торе (Сифрей), идолопоклонство приравнивается к отказу от всей Торы в целом. МаГаРаЛь объясняет нам эту концепцию – если человек верит в то, что существуют другие силы, помимо Творца, способные влиять на мироздание, то тем самым он подрывает фундаментальный принцип иудаизма, поскольку необходимость соблюдения законов Торы обусловлена сакральной абсолютностью Вс-вышнего. Тора является абсолютной истиной, поскольку дана той высшей Силой, которая единолично управляет всей вселенной. А если предположить (не дай Б-г), что есть и другие силы, способные самостоятельно влиять на мироздание, пусть даже и уступающие по мощи Творцу, то тогда Закон Торы перестаёт быть абсолютным, а значит, появляются альтернативные системы, которые тоже могут являться истинными. И всё! В тот момент, когда человек делает такое допущение, он уже сошёл с пути Творца, как и предрекал Моше Рабейну. А эта дорога ох как манит беспокойные умы! Ещё бы – всё так логично, на первый взгляд – множественность сущностей в мире как бы доказывает наличие многих действующих сил. Вот, например, эллины – взяли и «логично» разделили власть над миром между теплой компанией с Олимпа: жили-были папа-небо и мама-земля, потом другие родственники – один братец морем заправляет, другой – подземным царством, потом и всей «мишпухе» дело нашлось – кого ветрами управлять, кого новости разносить, кого за войнами приглядывать, а кого – за науками. В общем, вполне годится в качестве прообраза сицилийской мафии. Только вот при таком взгляде на вещи за деревьями уже не видно леса, и легко можно заблудиться в трёх соснах! На самом же деле мироздание отчасти напоминает борщ – разные в нём овощи плавают, да только их туда одна хозяйка бросает, и присматривает за процессом.

Конечно, в наше просвещённое время ни один цивилизованный человек уже не побежит за расписным деревянным идолом, или даже за античной скульптурой, если на то пошло. Но вот в чём проблема – современное идолопоклонство оперирует не прежними грубоматериальными кумирами, а более тонкими понятиями. Вот например, коммунизм: «Человек – это звучит гордо!» Отрицание Б-га – тоже вид идолопоклонства, только на этот раз в центре культа оказывается человек: «Всё для Человека, всё во имя Человека» (так хочется добавить продолжение этой фразы из известного анекдота: «… и я знаю этого человека!»). Интересно, что в течениях, вышедших из иудаизма, вплотную к этой позиции подошли реформисты – отрицая Б-жественное происхождение Торы, они тем самым отменяют вообще понятие заповеди и Закона.

Но и самый обычный современный человек не застрахован от проявлений идолопоклонства: если он предполагает, что кто-то способен навредить, или наоборот, сделать ему добро не по воле Вс-вышнего, или если он чрезмерно уповает на свою силу – физическую, интеллектуальную или финансовую – он теряет ориентир в жизни, забывая о том, что он – лишь овощ в супе, который туда попал не по своей воле, и извлечён оттуда также будет не по своей воле. А для чего тогда, спрашивается, ему вообще свобода выбора? Конечно же, для того, чтобы выбирать правильный путь – путь, предлагаемый Творцом, и тогда он сможет, с Б-жьей помощью, удостоиться благословения!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s