Home

Глава Экев.

ЖИВЫЕ СКРИЖАЛИ

В нашей недельной главе Моше Рабейну продолжает свою последнюю проповедь, теперь уже в открытую предостерегая новое поколение израильтян от ошибок прошлого. В частности, Моше в подробностях описывает события, проходящие в нашей истории под грифом «Грех золотого тельца», прямым следствием которых было разбитие первых Скрижалей Завета. Сразу после этого следует упоминание о смерти и похоронах первосвященника Агарона, брата Моше, хотя эти два события разделены между собой не одним десятком лет. Естественный вопрос, который возникает при виде этой последовательности – какая существует связь между этими двумя событиями? Как нам сообщает Устное Учение, из самого факта соседства двух глав или тем можно выучить многое, т.к. в Торе нет ничего случайного. В скобках замечу, что в мире вообще нет ничего случайного, просто мы, как правило, видим не истинную причинно-следственную связь событий, а лишь внешнюю, материальную составляющую их. Например, если с крыши упала черепица и угодила точно по крыше новенького шестисотого «мерса» местного воротилы (О, чудное зрелище! Впрочем, Тора запрещает в подобном случае испытывать положительные эмоции), то нам понятно лишь то, что старик Ицхак Новодворский…, о, простите, сэр Исаак Ньютон, был-таки прав, и закон земного притяжения действует неукоснительно. А вот почему эта черепица упала именно сейчас, и именно туда – этот вопрос относится уже не физике, а, так сказать, к «лирике», то бишь к духовным причинам материальных событий. Не случайно (опять же!) ивритское слово «микрэ» («מקרה») – «случай», при перестановке букв даёт выражение «рак ми-Ашем» (» רק מה'») – «]Всё[ только от Б-га», а при устранении промежутков между словами этой фразы – слово «рикма» («רקמה») – «ткань», т.е., ткань мироздания формируется из случайных, на первый взгляд, событий, которые, на самом деле, происходят по воле Вс-вышнего.

Но вернёмся к нашей теме. Так какая же связь имеется между фактом разбития Б-годанных Скрижалей и смертью Агарона-Первосвященника?

Раши отвечает на этот вопрос так – данное соседство призвано сообщить нам, что смерть праведника подобна разбитию Скрижалей. Магараль объясняет это сравнение: поскольку первые Скрижали были чисто Б-жественным объектом, т.к. Моше получил их в законченном виде на горе Синай непосредственно от Творца, материал, из которого они были созданы, олицетворял собой полное подчинение материи духу. Этот материал был раритетным, ибо был специально сотворён ради того, чтобы Скрижали обрели своё материальное воплощение. И поэтому, согласно одному из комментариев, в начале спуска с горы Синай, Скрижали как бы парили в воздухе, но затем, когда Моше приблизился к стану Израиля, где вовсю шли народные гуляния вокруг золотого тельца, символа сугубой материальности, святость, заключавшаяся в буквах слов Завета, покинула Скрижали, они сделались такими неподъёмными, что Моше просто не удержал их, и они выскользнули из его рук и раскололись на мелкие части, т.к. как уже было сказано, у этого материала не было первичного бесформенного состояния, и вся его суть заключалась в его функции, ныне утаченной, а значит, и сам материал уже не мог существовать более в мире.

Подобно этому, душа истинного праведника тоже полностью подчиняет себе материю его тела. Согласно классификации, приведенной в книге Рамхаля «Путь праведных», законченный праведник – это не тот, который преодолевает своё влечение к греху, а тот, кто уже достиг такого уровня, что совершенно не чувствует дурного влечения, а лишь отвращение к греху. Его душа полностью подчинила себе все стремления тела, и материальность бытия более не оказывает на эту систему сколь-нибудь значительного влияния. В этом праведник и подобен Скрижалям – он воплощает в себе Б-жественную идею, открывая самим фактом своего существования истинную картину взаимодействия миров духовного и материального, основанную на Законе Вс-вышнего.

И тогда становится понятным, почему авторитет Мудрецов Торы настолько близок к силе заповедей самой Торы – ведь души этих праведников тождественны Скрижалям Завета! Слушая слова Мудрецов, человек словно снова оказывается у подножия горы Синай и присутствует при даровании Торы.

Дай же Б-г, чтобы эти «Скрижали» подольше оставались с нами, и не разбивались так быстро! Амен!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s