Home

Недельная глава Дварим — Шабат Хазон
Рав Шломо Зелиг Аврасин

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

Шалом, уважаемые читатели! Эту статью я хотел бы посвятить благословенной памяти раввина Йегуды Амиталя, основателя и бессменного главы воинской йешивы «Гар Эцион» – праведника, великого учителя поколения, чья душа пять лет назад оставила этот мир и предстала перед троном Творца 27 Тамуза.

ХаЗаЛь отмечают, что содержание Книги Дварим (Второзаконие), принадлежит целиком и полностью перу Моше Рабейну. Мы можем задаться вопросом: разве в процессе получения и передачи Торы возможна какая-либо «отсебятина» и самодеятельность? МаГаРаЛь отвечает на этот вопрос так: Моше перед смертью обратился к сынам Израиля со словами увещевания. Этой речью он хотел направить их на путь истинный, чтобы и после его смерти они не уклонялись от правильного пути. Но слова, произнесённые Моше от себя лично, настолько соответствовали духу Торы, что Вс-вышний по окончании речи приказал Моше записать их как отдельную книгу Торы. Таким образов, в первых четырёх книгах Пятикнижия Моше цитирует Вс-вышнего, а в последней книге – наоборот, Вс-вышний как бы цитирует Моше!

Но я хотел побеседовать о другом. Основную мысль книги Дварим можно выразить одним ёмким понятием из словаря классического иврита: «Тохеха» (תוכחה). Как и многие другие понятия из этого неисчерпаемого источника, это слово многозначно, и невозможно адекватно перевести его на русский язык. Это и упрёк, и увещевание, и укор, и выговор, и наставление одновременно.

Объясняя причину, по которой Моше именно в этот момент решил произнести слова «тохеха», РаШИ говорит: «Если не сейчас, то когда?!» Приближается година расставания – народ Израиля ждет Святая Земля, а Моше – последнее пристанище на вершине горы Нево, на восточном берегу Иордана, поэтому великий пророк решает посвятить свои последние дни попытке повлиять на будущее своего народа посредством своеобразного «завещания». Согласно Сифрей (галахический мидраш на кн. Дварим), укорять близких следует один раз, чтобы не пришлось повторять эту неприятную процедуру многократно, подобно тому, как праотец Яаков укорил Реувена за его проступок (тот в знак протеста разорил отцовское ложе) только перед своей кончиной. До этого момента Яаков не упоминал тот случай, поскольку опасался, что его порывистый первенец может ожесточиться и уйти к своему дяде Эйсаву, известному любителем «жёстких действий».

Тут МаГаРаЛь задаёт вопрос: а как же заповедь порицания? Ведь Тора говорит «Снова и снова увещевай ближнего [за дурные проступки] — и не будет на тебе греха из-за него» (Ваикра 19:17), т.е эта заповедь должна исполняться постоянно и многократно! Ответ рабби Льва таков: это правило распространяется лишь на те нарушения, которые ты видишь своими глазами, и поэтому обязан сразу адекватно реагировать на них. Нельзя стоять и смотреть как твой друг (т.е. почти любой еврей) совершает запрещённое действие, ты обязан попытаться его остановить. Причём крайняя форма такого «увещевания» – умерщвление грешника (например, если он преследует кого-то другого со зверской рожей и топором в руках, так называемый «закон о преследователе» («дин родеф»)). Но в нашем случае Моше, как и Яаков, вспоминает, точнее, мягко намекает на проступки, имевшие место в прошлом, и речь идёт о воспитательном процессе. Для того, чтобы воздействие «тохеха» было максимально эффективным, следует делать это только один раз, и в самый походящий момент, когда тебя точно будут слушать и воспринимать серьёзно, т.е. перед кончиной.

Возвращаясь к обязанности увещевания ближнего, не могу обойти молчанием его современный общественный аспект. Часто приходится слышать голоса, доносящиеся с «русскоязычной улицы» – «Чего, мол, эти религиозные лезут в наши кастрюли, требуют соблюдения законов Шабата в свободной стране, и пр.» Я хотел бы выступить в качестве «адвоката ангела». Представьте себе, что вы отправились в небольшое романтическое морское путешествие на деревянной парусной яхте. И скажем, с вами вместе в каюте поселился молодой человек приятной наружности. Днём вы любовались морским пленэром, а спустившись вечером в каюту, обнаружили своего соседа сосредоточенно сверлящим дно яхты под своей койкой. На резонный вопрос, а что он, собственно, делает, вы услышали исчерпывающий ответ: «Я сверлю дыру под собственной койкой, я купил билет, не лезьте в мои личные дела и вообще отстаньте от меня!» Ваши действия? Уверен на 100%, что никто из читателей не удовлетворился бы подобным ответом, и не лёг спокойно спать на собственную койку в ожидании холодной ванны прямо в постель!
Так вот, все мы с вами на одном корабле, и имя ему – «Земля Израиля». В глазах верующего человека каждый, нарушающий святость Шабата, с аппетитом вкушающий в ресторане скользкие и ползучие «дары моря», и пр., делает ещё одну дыру в обшивке общего судна, и помпы, откачивающие воду из трюма, уже работают на пределе. И тогда Вс-вышний забирает к Себе очередного великого праведника, ибо смерть праведника искупает (на время) грехи поколения. А на земле становится темнее.

Давайте же беречь наш общий «корабль», и мягко, без злобы и ожесточения напоминать друг другу об этом!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s