Home

Шалом, уважаемые читатели!

Наша первая из двух недельных глав, которыми завершается книга Бемидбар – глава Матот – начинается с законов принятия обета и освобождения от него.

В самом первом стихе главы (30:2) сказано: «И говорил Моше главам колен сынов Исраэля так: Вот слово, которое заповедал Господь».

РаШИ обращает внимание на стилистическую тонкость, имеющую место в данном стихе, и говорит: «Моше начинал свои пророчества фразой: «Так сказал Господь: Около полуночи…» [Шмот 11, 4], и другие пророки после него так же открывали свои прорицания словами: «Так сказал Господь…». (Однако) Моше имел преимущество перед ними, ибо его пророчества могли начинаться с фразы «Вот слово (изреченное Предвечным)» [Сифре]».
В чем же различие между фразами «Вот слово Всевышнего» и «Так сказал Всевышний»? Согласно РаШИ, оно заключается в «качестве» пророчества. Все пророки начинали со слова «Так…» (на иврите «Ко»), что указывает на некую удалённость и приблизительность передаваемого пророчества по отношению к исходно полученной информации. Т.е. сама идея будет переданна верно, но не в точности, на что намекает само слово «ко» – «что-то около того», «приблизительно так». Однако Моше открывал некоторые свои пророчества словом «Вот» («зэ»), что указывает на то, что исходящая информация стопроцентно соответствует полученному оригиналу, и передается без каких-либо искажений. Согласно нашим благословенной памяти Мудрецам, это различие объясняется тем, что Моше видел всё как бы «через прозрачную призму», в отличие от других пророков, которые находились на более низком уровне, и поэтому видели вещи как бы «через мутную призму», поэтому Моше мог утверждать, что его пророчество полностью соответствует оригиналу, в то время как другие провидцы вводили элемент условного приближения. Это объяснение принадлежит перу средневекового комментатора Мизрахи. Подобный подход отражён и в 13-ти принципах веры по РаМБаМу. Один из них гласит: «Моше считается духовным отцом всех пророков, и никода, ни до, ни после, не будет подобного ему».

Однако Магараль усматривает в объяснении, приведенном Мизрахи, один недостаток – если данное различие касается качества пророчества, почему тогда и у Моше есть прорицания, начинающиеся словами «Так сказал Всевышиний….»? Ведь согласно приведенному выше комментарию, все пророчества Моше должны были открываться словами «Вот слово Всевышннего…», а это во многих случаях не так.

Поэтому Магараль приводит свой собственный комментарий. Согласно его теории, есть два уровня пророчеств. Первый, базовый уровень, общий для всех пророков, и предназначен для сообщения народу Израиля информации, связанной с его актуальным состоянием, например, сообщение, что ровно в полночь Всевышний обрушится на Египет. Второй же уровень – ступень, на которую удостоился подняться лишь один Моше – уровень Торы и заповедей. В обычной жизни человека и народа всегда присутствует элемент случайности, изменчивости и сиюминутности, а поскольку случайностей как таковых практически не существует, каждый отдельно взятый момент контролируется неусыпным оком Творца. В эпоху пророков Всевышний часто открыто выражал свои пожелания, требования и решения, так было и во времена Моше. Однако в период Исхода Всевышний через Моше даровал народу Израиля Тору – нечто вечное, неизменное и непреходящее. Вот в этом-то процессе и был задействован второй, более высокий уровень откровения. Чтобы привнести Тору из высшего мира духовных абстракций в материальный мир, был нужен максимально чистый канал передачи, так как это событие навсегда изменило судьбу мира. Поэтому, говорит Магараль, временами, если дело касается текущих проблем народа, Моше использует формулу пророчества первого уровня – «Так сказал Б-г», в остальное же время, когда Моше сообщает евреям вечные заповеди Торы, он использует формулу второго уровня: «Вот слова Всевышнего…».

Нам же, уважаемые читатели, следует помнить, что, приобщаясь к Торе, мы приобщаемся к вечности Творца, обрётшей материальное воплощение в заповедях Торы, и сами становимся частью вечного и непреходящего. Тот, кто хочет приобщиться к вечности, имеет для этого все шансы — достаточно открыть Книгу и углубиться в её изучение.

Шабат Шалом!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s