Home

НА ВЫСОКОМ макет 237

Выпуск №237                                                                           Тамуз 5775 г. (07.2015 г.)

                                   Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

 Недельная глава Пинхас

ЦЕЛОЕ И ЧАСТНОЕ — КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Шалом, уважаемые читатели!

Наша недельная глава говорит о жертвоприношениях, заповеданных народу Израиля. В числе прочих мы также встречаем здесь указания, касающиеся жертвоприношения в честь Новомесячья. Одним из составляющих этого жертвоприношения является жертва из разряда «хатат», которую приносили в случае непредумышленного совершения греха. Так сказано об этом в Торе (Бемидбар 28:15): «И ОДНОГО КОЗЛА В ГРЕХООЧИСТИТЕЛЬНУЮ ЖЕРТВУ БОГУ, СВЕРХ ПОСТОЯННОГО ВСЕСОЖЖЕНИЯ, СЛЕДУЕТ ПРИГОТОВИТЬ, И ВОЗЛИЯНИЕ ЕГО С НИМ».

Слова «грехоочистительную жертву Богу» можно также понять как «за Бога», т.е. эта жертва призвана искупить какой-то поступок самого Творца. Так говорит об этом РаШИ: «… Аллегорическое толкование (этого стиха) таково: Сказал Святой, благословен Он: «Принесите искупительную жертву за Меня — за то, что Я умалил луну».

О чём тут идёт речь? В Вавилонском Талмуде (тр. Хулин 60 б) приводится следующий мидраш: «Сказал рабби Шимон бен Пази: Сказано (в Торе): «И создал Б-г два великие светила» и далее: «…великое светило, чтобы властвовать днем, и малое светило, чтобы властвовать ночью». [Что это означает?]

Сказала луна Пресвятому, благословенно Его Имя:

— Владыка мира! Возможно ли двум царям носить одну корону?

Ответил ей Пресвятой:

— Ступай и умали себя!

Взмолилась луна:

— Владыка мира! За правдивое слово умалена я?

— Зато ты будешь властвовать и днем, и ночью.

— Что пользы в светильнике в полдень, кому он нужен?

— Ты удостоишься того, что народ Израиля будет исчислять по тебе дни и годы.

— Дни и годы исчисляют и по солнцу, – отвечала луна.

— Праведники будут называться в твою честь: Яаков, Шмуэль, Давид – младшие сыновья, – добавил Творец

Увидев, что луна все еще не умиротворена, Вс-вышний сказал [Израилю]:

— Вознаградите ее за то, что Я ее умалил!»

Этот мидраш вызывает недоумение: разве изначально Всевышний не мог создать луну в её нынешнем формате? Зачем потребовалось это уменьшение?

МаГаРаЛь объясняет это следующим образом: мидраш в аллегорической форме демонстрирует нам конфликт двух фундаментальных принципов мироздания. С одной стороны, Творец предоставляет всем своим творениям равные права, с другой – «два царя не могут править в одной короне», т.е. для того, чтобы мир существовал, необходима чёткая «вертикаль власти». Монотеизм подразумевает единоначалие. Именно поэтому каждый верующий еврей, осознанно или нет, является монархистом – ведь трижды в день он молится о приходе царя-Машиаха! Конечно же, речь идёт об ограниченной монархии – кроме царя, есть ещё Сангедрин, институт когенов, и пророки. Но царь может быть лишь один. Поэтому-то Всевышний и умалил луну, создав тем самым чёткую иерархию. Но поскольку этот поступок выглядит несправедливым, Творец просил евреев воздавать луне особые почести в Новомесячье, т.е. именно тогда, когда её свет слабее всего.

Что мы можем выучить из вышесказанного? То, что, хотя интересы целого превалируют над частными интересами, и порой принимаемые решения будут правильными, но не справедливыми, всегда надо отдавать себе в этом отчёт, и там, где это возможно, компенсировать причинённые неудобства. Ведь Творец имел полное право уменьшить луну – Он её создал, но, не смотря на это, Всевышний продемонстрировал желание умиротворить луну, подчеркнув своё уважение к правам и чувствам индивидуума, сочетая это с защитой интересов целого. Шабат Шалом!

р. Шломо Зелиг Аврасин



ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ПЕРИОДА «В ТЕСНИНАХ».

 

Трехнедельный траурный период между 17 Тамуза и 9 Ава называется Бейн га-Мецарим, дословно «между теснин», в соответствии со словами свитка Эйха (Плач Иеремии, 1:3): «Все гонители настигли ее (Иудею) между теснин». Это дни, когда вавилоняне и римляне разрушали Иерусалим, после того как были пробиты его стены, до полного разрушения Храма. В этот период мы уменьшаем радость. Не устраиваем свадьбы (можно произвести помолвку и до 1 Ава устроить праздничную трапезу). Воздерживаемся от слушания музыки, от танцев, путешествий для удовольствия, а также от стрижки волос. (По обычаям сефардов, можно стричь волосы вплоть до начала недели, на которую приходится 9 Ава.) Также не принято (во все дни, кроме Субботы) надевать новую одежду и есть новые плоды, чтобы не говорить благословение Шегехеяну. (Это благословение Богу «за то, что мы смогли дожить до этого времени», произносится при наступлении праздников, а также при других радостных событиях; оно же говорится, когда едят первый раз в году какой-то плод или надевают новую одежду). Однако если на этот период приходится выполнение заповеди, связанной с каким-то фиксированным временем, например обрезания или выкупа первенца, тогда мы говорим Шегехеяну. Если попадается новый плод, который после 9 Ава уже не удастся достать, то лучше всего сохранить этот плод до Субботы, когда, как уже сказано, произнесение Шегехеяну разрешено. Если беременной женщине хочется съесть какой-то новый плод, или если он полезен больному, они могут съесть его даже не в Субботу. В эти дни не следует предпринимать рискованные действия.

С начала месяца Ав в гибнущем Храме прекратились жертвоприношения. Закон предписывает нам в эти дни усилить траур, воздерживаться от радости. И поскольку радость запрещена, не следует делать ничего, что могло бы ее возбудить.

Не сажают деревья, которые предназначены для создания тени или аромата. Ничего не строят для роскоши, не украшают и не красят дом. (Но если у человека нет жилища, он может его строить).

Запрещено покупать, шить, ткать и вязать новую одежду, даже если собираешься носить ее после 9 Ава. Даже ношеную одежду не следует покупать, если она нарядная. Запрет на покупку новой одежды даже строже, чем на ношение.

Однако эти ограничения отменяются, если речь идет о выполнении заповеди. Например, можно купить новую одежду или построить дом для новобрачных, которые еще не выполнили заповедь «плодиться и размножаться». Если есть опасение, что цена на какую-нибудь одежду может подняться после 9 Ава, можно купить ее, но не носить.

С начала месяца Ав запрещено стирать даже такую одежду, которую собираешься носить после 9 Ава. Если у человека всего одна рубашка, можно постирать ее, но только до наступления недели, на которую приходится 9 Ава. Детскую одежду стирать можно, если она сильно испачкалась, но лучше делать это не публично.

Запрещено надевать новую обувь (кроме обуви, специально предназначенной для 9 Ава: например резиновой).

Нельзя стричься и стричь детей.

В этот период не едят мяса и не пьют вина (т.к. жертвоприношения и возлияния вина в Храме уже прекратились), однако запрет отменяется ради сеудат-мицва (т.е. трапезы для выполнения заповеди), например, по поводу обрезания, выкупа первенца, бар-мицвы и т.д.

Всем, кроме больных и тех, кто ежедневно моется после работы, запрещено полностью мыться (для удовольствия). Можно мыться, чтобы смыть пот. Нельзя купаться в бассейнах, реках и других водоемах.

(По материалам сайта Маханаим)


ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ РОССИИ


(Продолжение) Политика в отношении евреев

Стереотип «еврейской эксплуатации» был краеугольным камнем российской государственной политики в отношении евреев. Её проявления в виде различных ограничений на разрешённые занятия, место жительства и др. в сочетании с ростом еврейского населения вели к его массовому обнищанию.

Как и все прочие российские подданные податных сословий, евреи не пользовались полной свободой в выборе места жительства: указом Екатерины II от 28 декабря 1791 г. определялась территория, где им было дозволено жительствовать и заниматься промыслом,  — впоследствии получившая наименование черты еврейской оседлости. Последняя первоначально охватывала ЛитвуБелоруссию, Новороссию и некоторые другие части территории современной УкраиныБессарабия  после её   вхождения в Российскую империю в 1812 г. и Царство Польское (собственно польские земли, отошедшие к Российской империи в 1815 г.) также были затем отнесены к черте оседлости. Как пишет историк Й. Петровский-Штерн, «черта оседлости представляла собой важнейший механизм ущемления элементарных прав евреев России».

Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках. В разное время евреям запрещалось селиться в НиколаевеЯлтеСевастополе и в большинстве районов Киева.

Занятие же евреев шинкарством и арендой мельниц, молочных ферм, рыбной ловлей у помещиков правительство пыталось пресечь, так как считалось, что это приводило к разорению местных крестьян. В связи с этим евреям было запрещено проживать в деревнях. Этим запретом сразу вычёркивался из экономической жизни промысел, кормивший почти половину еврейского населения Российской империи. Однако роль евреев в экономике в сельской местности была столь значительна, что выселение евреев из деревень в города с 1809 г. было приостановлено.

Результатом ограничений в выборе занятия и местожительства явилась чрезвычайная скученность и нищета в местечках в пределах черты. Большинство евреев были приписаны к мещанскому сословию или третьей, низшей гильдии купеческого сословия.

Для решения «еврейского вопроса» до 1881 года властями проводилась последовательная политика «сближения» и «слияния». Клиер пишет, что все же «государство и общество сошлись во мнении, что евреи могут и должны быть преобразованы в здоровую силу общества». При Александре I этой цели пытались достигнуть постепенными реформами, а впоследствии — при Николае I — с помощью агрессивного вмешательства в жизнь еврейской общины.

При Александре I государство кодифицировало правовое регулирование статуса евреев. Указ 1804 г. затрагивал нормативным регулированием практически все аспекты жизни евреев. В Указе были отражены как ограничения и запреты, так и права евреев в экономической жизни с тем чтобы стимулировать более продуктивную экономическую деятельность еврейского населения. Особое внимание уделялось еврейским производителям и продавцам алкогольной продукции, которых правительство стремилось вытеснить из сельских поселений и переселить в города и рабочие поселки Указ от 9 декабря 1804 г. позволил евреям в России переходить в крестьянское сословие для создания земледельческих поселений (колоний) на специально отведённых для этого незаселённых землях в Новороссии. Как и прочие колонисты, евреи получили временные налоговые льготы, освобождение от рекрутской повинности, а также субсидии для приобретения или покупки земельных угодий.

На призыв правительства откликнулись несколько сотен еврейских семей из Белоруссии, которые основали первые земледельческие колонии в 1808 г. Но непривычность евреев к земледелию, с одной стороны, и трудность заселения неосвоенного степного края, с другой, привели вскоре к упадку этих колоний.

В 1794 г. подушная подать с евреев, записавшихся в мещанство и купечество, была установлена в двойном размере по сравнению с податью с мещан и купцов христианского исповедания. В двух белорусских губерниях некоторые евреи были избраны в магистраты. Однако губернаторы украинских губерний самовольно установили ограничительную норму для евреев в магистратах: в местах с преобладающим еврейским населением они разрешали евреям выбирать только одну треть членов магистрата. В 1797 г. были введены специальные должности цензоров еврейских книг — им было необходимо досконально изучать произведения на иврите и идише и исключать из них те места, которые можно было счесть нападками на христианство. Цензоры несли персональную ответственность за одобренные книги.

Во время Отечественной войны 1812 г. евреи Белоруссии часто оказывали существенные услуги российской армии в области обеспечения продовольствием и разведки. При главной квартире продвигавшейся на Запад русской армии находились в 1812-13 годах два еврейских «депутата». Они получали поручения от интендантства и передавали их своим агентам на местах. Евреи, укрывавшие в своих домах русских курьеров с депешами или дававшие русским командирам сведения о расположении неприятельской армии, расстреливались или вешались, если они попадались в руки французам. Денис Давыдов писал: «Дух польских жителей Гродно был для нас весьма неблагоприятен. Напротив, все вообще евреи, обитающие в Польше, были столь преданы нам, что не хотели служить неприятелю в качестве лазутчиков и весьма часто нам сообщали важнейшие сведения о нём». Из-за ненадёжности поляков Денис Давыдов передал всю полицейскую власть в освобождённом от французов Гродно еврейскому кагалу.

Тем не менее, после войны правительство предприняло новые меры по ограничению прав евреев. Указом от 11 апреля 1823 г. Александр I потребовал, чтобы евреи Белоруссии прекратили к 1 января 1824 г. все винные промыслы, а к 1 января 1825 г. переселились в города и местечки. К январю 1824 г. было выселено около 20 тыс. человек, многие из которых остались без крыши над головой и кочевали по дорогам. В 1824 г. последовал указ: евреям — подданным иностранных государств было запрещено селиться в России; правительство мотивировало его необходимостью положить предел «чрезвычайному размножению еврейского племени». В 1825 г. под предлогом борьбы с контрабандной торговлей евреям (за исключением владельцев недвижимости) было запрещено жить в сельской местности в 50-верстной полосе вдоль границы. Ухудшение отношения Александра I к евреям выразилось и в принятом им осенью 1825 г. решении возобновить Велижское дело, несмотря на циркуляр 1817 г., запрещавший возбуждать дела о ритуальных убийствах без достаточных оснований. Между тем намеченные «Положением» 1804 года меры для поднятия уровня образования и хозяйственного быта евреев оставались лишь на бумаге.

Время раздела Польши было временем религиозного раскола в польском еврействе — появился хасидизм. Хасиды были особенно многочисленными на Украине. В большинстве городов еврейские общины состояли из обоих элементов — хасидов и их противников, названных миснагидами, с преобладанием то одной, то другой партии, — что служило причиной непрекращающихся раздоров в кагалах и синагогах. Обе стороны в своей борьбе зачастую использовали доносы друг на друга российским властям. Власти относились к евреям как к единому сообществу и крайне плохо различали отдельные течения внутри еврейства — как вследствие невежества, так и вследствие отсутствия интереса[43].

Александр I учредил особый комитет для обсуждения вопроса об улучшении быта евреев в России, а в 1804 г. утвердил выработанное этим комитетом «Положение об устройстве евреев». Этим законодательным актом религиозный раскол евреев был узаконен. В каждой общине хасидам и миснагидам было разрешено устраивать свои особые синагоги и выбирать своих раввинов, с тем только, чтобы кагальное управление в каждом городе было общее для всех частей общины.


 

Вопросы раввину

Можно ли вешать гамак в субботу?

 

Мы живем в частном доме, и обычно у нас во дворе между деревьями висит гамак, в котором очень приятно покачаться на свежем воздухе, да и дети очень любят кувыркаться в нем. Перед Субботой был сильный дождь, и мы сняли гамак, чтобы не промок. В Субботу погода было теплая, и мы хотели повесить гамак на место, но не стали, т.к. не были уверены, что это можно делать в Шаббат. Правильно ли мы поступили? Полина

Большое спасибо, что обратились к нам. Вы поступили правильно, в субботу нельзя вешать гамак. Пользоваться им в субботу можно, но при условии, что он прикреплен определенным способом, как будет разъяснено ниже.

Одна из 39-ти запрещенных в субботу работ это коцер (жатва). Сущность этой работы — в отделении растения от места его произрастания, например, срывание плодов или ветвей дерева, вырывание травы и т.д.

Кроме того, наши мудрецы установили различные «ограды», чтобы не допустить нарушения запрета Торы. В частности, запретили в субботу залезать на дерево, чтобы случайно не сорвать что-нибудь. Кроме того, нельзя вообще никак использовать дерево, в частности, опираться на него, даже если оно при этом не качается. По той же причине запрещено вешать что-либо на дерево, а также снимать с него то, что уже было повешено, хотя бы и до субботы.

Запрет распространяется на использование не только самого дерева, но и любого прикрепленного к нему предмета. Поэтому нельзя, например, повесить какую-нибудь вещь на вбитый в дерево гвоздь или крючок — чтобы случайно не сорвать веточку или листик.

Однако использовать не само дерево и не предмет, прикрепленный к нему, а предмет, который крепится к предмету, прикрепленному к дереву, разрешено. Поэтому, например, если в дерево вбит крючок, на который повесили до субботы корзину, в нее можно класть различные предметы и брать их оттуда, поскольку в данном случае считается, что используют не дерево, а корзину. Следует только делать это таким образом, чтобы дерево не качалось.

Теперь разберем случай с гамаком. Понятно, что привязывать гамак к дереву запрещено, т.к. это будет считаться использованием дерева. Точно так же нельзя будет сидеть в гамаке, который привязан непосредственно к дереву, поскольку это будет считаться использованием предмета, прикрепленного к дереву, что запрещено мудрецами, как было сказано выше.

А вот если гамак повешен на крюки или гвозди, которые вбиты в дерево, то нет проблемы использовать его в субботу. Ведь в таком случае это уже третий предмет, который крепится к дереву, а его использование в субботу не запрещено (если при этом дерево не качается).

При этом вешать в субботу такой гамак на гвоздь, вбитый в дерево, запрещено, ведь получается, что Вы используете предмет, прикрепленный к дереву.

Соответственно, Вы поступили совершенно правильно, нельзя было вешать в субботу гамак даже на крючок, вбитый в дерево. А вот сидеть в таком гамаке, который до субботы привязали к крючку, прикрепленному к дереву, — нет никакой проблемы.

Желаем Вам и дальше наслаждаться спокойствием субботнего дня, не нарушая при этом его законы.

                                     С уважением, рав Яаков Шуб


                                                                    

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ  

ШАБАТ ГЛАВА ПИНХАС: зажигание: (10.07) – 21.16 ИСХОД: (11.07) – 22.47

Благословение на зажигание свечей Шабата:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам,

ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s