Home

НА ВЫСОКОМ макет 236

Выпуск №236                                                                           Тамуз 5775 г. (06.2015 г.)

                                   Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

   Недельная глава Балак

ВЗГЛЯД СНАРУЖИ И ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Шалом, уважаемые читатели! В нашей недельной главе мы узнаем о благословениях, которые Вс-вышний вложил в уста злодея Билъама, нанятого Балаком, царём Моава, с целью проклясть народ Израиля, близкое соседство с которым угрожало, по мнению Балака, благосостоянию и безопасности Моава и соседнего Мидьяна. Сила Билъама, как провидца, была широко известна – не так давно перед описываемыми событиями Билъам проклял Моав, и они потерпели поражение в войне с эморейским царём Сихоном. Сила Билъама заключалась в том, что своим «чёрным глазом» он видел даже самый малый негатив, и, концентрируясь на нём, ловил момент проявления гнева Вс-вышнего на данного человека или целый народ, и тогда его проклятие становилось той самой соломинкой, которая ломала хребет верблюда. Билъам принял приглашение, однако его, к нашему с вами счастью, поджидала неудача – Вс-вышний сдерживал свой гнев на народ Израиля всё то время, пока Билъам выискивал у евреев «Ахиллесову пяту», и злодею ничего не оставалось делать, как превратить по воле Творца свои проклятия в благословения.

В Пятикнижии есть ещё два места, где народ Израиля получает в концентрированной форме благословения от отдельно взятых личностей – в главе Ваейхи (конец книги Берейшит) от праотца Яакова, благословляющего своих сыновей перед кончиной, и в главе Зот га-Браха (конец книги Дварим) от Моше Рабейну при подобных же обстоятельствах. Рассматривая и сравнивая эти три «набора» благословений, МаГаРаЛь из Праги в своём философском труде «Вечность Израиля» отмечает два основных различия:

— Во-первых, благословения праотца Яакова и Моше Рабейну фрагментарны – львиная доля их обращена к каждому колену в отдельности, в то время как благословения Билъама говорят обо всём народе в целом, как например, сакраментальное «КАК ПРЕКРАСНЫ ШАТРЫ ТВОИ, ЯАКОВ, ЖИЛИЩА ТВОИ, ИЗРАИЛЬ!» (Бемидбар, 24:5).

— Во-вторых, в благословениях «отечественного производства» наличествует элемент критики. Благословения Яакова, адресованные Шимону и Леви (и в меньшей степени – Реувену), более похожи на выговор: «ШИМОН И ЛЕВИ — БРАТЬЯ, ОРУДИЯ ГРАБЕЖА СВОЙСТВЕННЫ ИМ» (Берейшит 49:5), и далее по тексту. Также и в благословении Моше присутствует критическая нотка: «А О ЛЕВИ (сказал он): ТУМИМ И УРИМ ТВОИ — БЛАГОЧЕСТИВОМУ МУЖУ ТВОЕМУ, КОТОРОГО ТЫ ИСПЫТАЛ В МАСЕ, КОТОРОГО УКОРЯЛ ТЫ ПРИ ВОДАХ РАСПРИ, КОТОРЫЙ СКАЗАЛ ОБ ОТЦЕ СВОЕМ И О МАТЕРИ СВОЕЙ: НЕ ВИДЕЛ Я ИХ, И БРАТЬЕВ СВОИХ НЕ УЗНАВАЛ, И ДЕТЕЙ СВОИХ НЕ ПРИЗНАВАЛ….» (Дварим, 33:8-9). В этих словах содержится намёк на грехи народа, включая грех золотого тельца. В тоже самое время пророчества Билъама целиком позитивны, лишены критики, и скорее напоминают оду (замечу, что это русское слово происходит от ивритского «одаа» – «благодарность», «признание» и «восхваление»). Почему это так?

Ответ, который даёт МаГаРаЛь, логичен и парадоксален одновременно: увидеть цельную картину совершенства можно только со стороны. В еврейских законах, касающихся свидетельства на суде, есть такой момент: свидетель не должен иметь кровного родства ни с истцом, ни с ответчиком, ни с другим свидетелем. Почему? Можно было бы подумать, что Тора подозревает такого свидетеля в возможности сознательно исказить факты в пользу (или во вред) одной из сторон, но МаГаРаЛь отметает такое подозрение и говорит, что необъективность свидетеля, имеющего непосредственное отношение и близость к одному из тяжущихся, проистекает из того факта, что он является частью динамического процесса, происходящего в данной семье. Его близкие отношения делают для него невозможным объективный взгляд на всю проблему в целом, со стороны. Такой подход позволяет нам объяснить первую проблему – фрагментарность «домашних» благословений. Билъам, как чужак, не являющийся частью внутренних процессов, происходящих в народе Израиля, именно в силу своей чужеродности мог увидеть полную картину.

Решение второго вопроса – отсутствие критики в его благословениях – также коренится в его чуждости. Билъам, как посторонний, не думает о перспективах развития, для него момент наблюдения является статичным. В этом его сила, и в этом же его слабость. Кроме того, на критику имеет право только тот, кто активно участвует в процессе, как сказано: «Не суди человека, пока не окажешься на его месте». Т.е. критика должна быть конструктивной, направленной на улучшение и исправление ситуации. Билъам был лишён этой позитивности. Для него критика была лишь средством разрушения, поэтому Вс-вышний не дал ему возможности «зацепиться» за негатив. Отсюда – «гладкость» его благословений.

В заключение хотелось бы сделать проекцию данной концепции на текущий момент нашей жизни. Сегодня в мире все, кому не лень, критикуют Израиль, но реальное право на это есть лишь у тех, кто активно борется за исправление ситуации на Святой Земле. Критика всех остальных – аморальна по своей сути.

Да будет на Израиле благословение Творца!

Шабат Шалом!

р. Шломо Зелиг Аврасин


ПОСТ 17-ОГО ТАМУЗА.

 

 

На следующей неделе в еврейском календаре начинается трехнедельный траурный период, называемый «в теснинах», и открывает его пост 17-ое Тамуза.

Считается, что в истории еврейского народа 17-ое Тамуза — день бедствий. Талмуд называет целых пять бедствий, случившихся в этот день…

В 2448 году от сотворения мира, в год Исхода из Египта, всего через сорок дней после получения Торы на горе Синай, евреи построили Золотого Тельца, совершив тяжкий грех идолопоклонства. А 17-го Тамуза Моисей, спустившийся с Синая со скрижалями завета, увидев литое изваяние тельца и евреев, пляшущих вокруг него, не смог удержать скрижали в руках — они упали и разбились… И хотя Моисей все же сумел вымолить у Бога прощение заблудшему народу, но этот день так и остался несчастливым днем, ибо грех не был искуплен полностью.

Почти через девять столетий сыны Израиля, живущие в Земле Обетованной, снова отступили от заповедей, забыли Тору. Они поклонялись идолам, проливали человеческую кровь — и то, и другое, как вы помните, является прямым нарушением заповедей. Были и другие, менее явные прегрешения. И в 3336 году Иерусалим был осажден вавилонской армией. А 17-ого Тамуза прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме, из-за того, что невозможно было обеспечить доставку жертвенных животных, и это было признаком надвигающейся катастрофы. В 3338 году был разрушен Первый Храм, потеряны земля и свобода…

Народ усвоил полученный урок, раскаялся и вновь, получив свободу и землю, восстановил Храм. И опять повторилась история — люди вновь стали забывать божественные законы и установления. Но теперь их грехи были менее явными, например, беспричинная ненависть. И в 3828 году, почти через пятьсот лет после разрушения первого Храма, Иерусалим был осажден. На этот раз римлянами. 17-ого Тамуза римляне пробили стены Иерусалима и захватили город. И вновь за поражением последовали разрушение Храма и изгнание…

Чтобы увидеть, какой из этих грехов хуже, нужно просто обратить внимание на сроки изгнаний, которые последовали за разрушениями Храмов. Первое, вавилонское, изгнание длилось всего 70 лет, а второе изгнание длится уже больше девятнадцати столетий, и до сих пор не кончилось.

Причина, наверное, в том, что тот, кто совершает открытый, вопиющий грех, скорее может раскаяться. Скрытые же, внутренние пороки выявить гораздо труднее, потому от них тяжелее избавиться, а значит и наказание должно длиться дольше, чтобы постепенно привести к исправлению.

Поэтому 17-ое Тамуза — второй из постов, установленных в память о разрушении Храма. В этот день была пробита брешь в стене Иерусалима во времена Второго Храма. При вавилонской осаде (во времена разрушения Первого Храма) стена Иерусалима была пробита 9-ого Тамуза, но чтобы не перегружать светский календарь траурными датами, было решено объединить траур по этим двум событиям. Кроме того, последствия гибели Первого Храма оказались для еврейского народа менее тяжелыми.

В этот же день в 165 году до нашей эры Апостомус, наместник царя Антиоха, сжег Тору, поняв, что самый верный путь поработить евреев — это нанести удар их духовному достоянию; сожжение Торы было началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев.

И, в-пятых, в этот день в Храме была водружена статуя идола. Согласно одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостумуса; согласно другой (версии Иерусалимского Талмуда), это совершил царь Иудеи Менаше, который правил в эпоху Первого Храма и «прославился» тем, что «затопил Иерусалим невинной кровью» и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.

Дни, заключенные между 17-ым Тамуза и 9-ым Ава тоже считаются траурными. Эти три недели называются «Между теснин». В эти дни запрещено слушать музыку, устраивать торжества, в том числе свадьбы, стричь волосы, покупать или надевать в первый раз новую одежду, не начинают есть и фрукты нового урожая.

Пост начинается с восходом солнца и заканчивается с выходом звезд. В это время нельзя ничего есть и пить.

В этом году 17 Тамуза перенесен с Шабата на воскресенье, 05.07.15. Время начала поста на Высоком– 01.20 ночи 5 июля. Время окончания поста – 22.26.

Всем легкого и полезного поста!


 

 

Вопросы раввину


Как вскрывать в субботу различные упаковки, чтобы не допустить нарушений?

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Открывание молочных пакетов

Как и прочие упаковки, молочный пакет следует открыть до субботы. Если этого не сделали, пакет следует прорезать так, чтобы в нём было невозможно держать жидкость, а содержимое следует куда-нибудь перелить. При этом нельзя «резать» буквы и рисунки, отпечатанные на пакете. По мнению некоторых поским разрешено открыть молочный пакет зубами или ещё как-то, как обычно не открывают, так как при этом не получается аккуратного отверстия.

(Замечу: те виды упаковок — пакеты, коробки, банки, бутылки, — которые после того, как из них вынули содержимое, становятся непригодными для повторного использования, приобретают статус мукце — предмета, которым в субботу запрещено пользоваться и который запрещено перемещать. Упаковки, которые можно использовать многократно, но которые обычно так не используют, согласно мнению некоторых раввинов, считаются мукце. Другие галахисты полагают: поскольку предмет пригоден к использованию, он не становится мукце, даже если его собираются выбросить. Примером таких упаковок может быть пластиковый стаканчик для кефира или такая же баночка для творога. Запрещено вынимать пустой пакет из-под молока из пластикового молочника. Вынуть пакет следует, пока в нём ещё находится некоторое количество молока. Когда он опустеет и превратится в мукце, его разрешено выбросить в мусор, пока он находится в руке. Если пакет вовремя не вынули и молоко закончилось, то, чтобы заменить пустой пакет полным, следует вытряхнуть пустой пакет, не дотрагиваясь до него рукой, из молочника в мусорное ведро. Или же вставить полный, не вынимая пустой.)

Молоко иногда продают также в картонных коробках. Если такую коробку необходимо открыть в субботу, её швы не разъединяют сверху, как в будние дни, а проделывают в нём неаккуратное отверстие.

Небольшие целлофановые пакеты со сладкими напитками разрешено, как это делают в будние дни, надорвать в углу зубами и пить — либо прямо из них, либо — вставив в пакет соломинку.

 

Покрытия из фольги и целлофана

В ряде упаковок — банках для растворимого кофе, бутылках для сиропов и соусов и т.д. — кроме крышки имеется тонкое покрытие из фольги, предназначение которого — сохранять продукт свежим. Оно закрывает бутылку или банку сверху, под крышкой, и для того чтобы начать пользоваться содержимым упаковки, покрытие нужно либо убрать полностью, для чего откручивают крышку, либо продырявить. По аналогии с разрыванием кожи, покрывающей бочку (см. выше), разрешено прорвать такое покрытие из фольги. Это относится и к целлофановой пленке, которой покрывают коробки с готовыми салатами.

 

Открывание картонных коробок

Картонные коробки с печеньем, конфетами и другими сладостями обычно бывают закрыты одним из трёх способов. Либо края отверстия скреплены клейкой лентой, либо присоединены друг к другу с помощью клея, либо отверстия ещё не существует, но упаковку надо прорвать по специальной линии, обозначающей, где это легко сделать. Основываясь на разрешении порвать кожу, натянутую на бочке, разрешают порвать и клейкую ленту. Но разделить склеенные края упаковки или порвать её в предназначенном для этого месте в субботу нельзя. Ведь человек обычно заинтересован в том, чтобы упаковка осталась целой и ею можно было бы продолжать пользоваться. Поэтому при расклеивании краёв упаковки или разрывании по линии нарушаются запреты корэа  — разрывания и  мехатех — разрезания.

 

Использование пластиковых стаканчиков с молочными продуктами

Пластиковые стаканчики квадратной формы с йогуртом, кефиром, творогом и другими молочными продуктами иногда бывают соединены друг с другом по два, по четыре, по шесть и т.д. Их необходимо разъединить до субботы. Если этого не сделали, следует выяснить у раввина, как поступать, так как по этому вопросу мнения галахистов разделились: некоторые считают, что при разделении спаянных стаканчиков происходит нарушение запретов маке бэ-патиш — завершения изготовления предмета — и мехатэх — разрезания, а другие полагают, что постфактум их разрешено разъединить.

Некоторые проделывают в покрытии такого стаканчика небольшое отверстие, вставляют соломинку и так пьют. Это разрешено делать в субботу так же, как и в будние дни, только следует протыкать покрытие там, где нет букв и рисунков.

По аналогии с кожей, натянутой на бочку, разрешено также полностью устранить покрытие, прикреплённое к стаканчику.

Откупоривание бутылок

Рассмотрим четыре основных вида крышек и пробок, которые используют при закупоривании бутылок. Два можно открывать в субботу. Речь идёт о пивных бутылках, закрытых металлической крышкой, которую открывают, сгибая её. Так же и пробки — изготовленные как из пород пробкового дерева, так и из синтетических материалов — разрешено откупоривать в Шабат даже с помощью штопора.

Металлические крышки с резьбой, которые для того, чтобы отвинтить, необходимо предварительно отделить от кольца, остающегося на горлышке бутылки, запрещено открывать в Шабат, так как при этом происходит нарушение запрета маке бэ-патиш. В случае необходимости разрешено проделать в такой крышке отверстие, не задевая, разумеется, букв и рисунков, после чего можно будет отделить её от кольца и открыть бутылку.

Четвёртый вид — это пластиковые крышки, которые также имеют резьбу и которые для того, чтобы открутить в первый раз, необходимо отделить от кольца, остающегося на горлышке бутылки. При отсоединении пластиковой крышки (в отличие от металлической) от нижней части — кольца — не происходит нарушения запрета маке бэ-патиш. Крышки с резьбой изготовляют заранее, и только после того, как они были навинчены на бутылки, с помощью специального станка сжимают их нижнюю часть (кольцо) таким образом, что невозможно отвинтить крышку, не отделив её от нижней части. (С металлическими крышками дело обстоит иначе. Заготовка надевается на горлышко бутылки, после чего пресс надавливает на эту металлическую болванку и она приобретает форму горлышка бутылки, включая резьбу. Затем станок частично прорезает нижнюю часть для того, чтобы было легче отделить «рабочую часть» крышки от кольца. Получается, что завершение изготовления предмета, то есть приспособление крышки для выполнения её функций — откручивания и закручивания во время открывания и закрывания бутылки — происходит во время первого открывания, когда крышку отделяют от кольца. В субботу это запрещено, так как является маке бэ-патиш). Мнения галахических авторитетов о том, разрешено ли открывать в субботу пластиковые крышки, разошлись, и поэтому каждому следует выяснить у своего раввина, как поступать.

Оболочку из фольги или пластика, которая бывает иногда надета на горлышко бутылки поверх крышки, разрешено убрать, не задевая при этом буквы и рисунки.

На бутылках и других упаковках часто бывают особые пластиковые крышки: для того, чтобы их открыть, нужно оторвать полоску, которая плотно прилегает к бутылке. Об открывании этих крышек и упаковок см. выше — закон о «четвёртом виде» — пластиковых крышках.

 

Открывание бумажных и целлофановых упаковок

Бумажные или целлофановые упаковки, запаянные или заклеенные со всех сторон клейкой лентой, в которых находятся продукты, бумажные салфетки и тому подобное, разрешено разрывать в субботу таким образом, чтобы они больше не были пригодны для использования. В этом случае мы прибегаем к разрешению хотлот, упомянутому выше. При этом надо быть осторожными, чтобы не задеть буквы и рисунки.

Упаковки таблеток, которые представляют собой пластиковые ячейки, с другой стороны закрытые фольгой, разрешено открывать любым способом, не задевая букв и рисунков.

Бумажную упаковку, верхние края которой склеены не очень сильно, чтобы легче было открывать, запрещено «расклеивать», а следует прорвать, не задевая при этом буквы и рисунки. Пример такой упаковки — бумажный пакет сахара.

Маленькие порционные пакетики сахара, соли и специй, которые обычно подают в кафе и т.д., разрешено разрывать в субботу, чтобы извлечь их содержимое. При этом следует проявлять осторожность, чтобы не задеть буквы или рисунки. Рвать надо так, чтобы упаковку было невозможно использовать — как всю, так и отдельные части.

                                         (С сайта Толдот.ру)

 

 

                                                                    

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ  

ШАБАТ ГЛАВА БАЛАК: зажигание: (03.07) – 21.20 ИСХОД: (04.07) – 22.54

Благословение на зажигание свечей Шабата:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам,

ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s