Home

НА ВЫСОКОМ макет 235

Выпуск №235                                                                           Тамуз 5775 г. (06.2015 г.)

                                   Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

 Недельная глава Хуккат

О ВРЕДЕ РАЗДОРОВ

Шалом, уважаемые читатели. Недавно мы отмечали пятую годовщину кончины одного из глав нашего поколения, раввина Мордехая Элиягу, да будет память о нем благословенна. В этой статье мне хотелось бы ещё раз почтить память праведника.

Глава Хуккат повествует о кончине двух лидеров поколения Исхода – Агарона и Мирьям. Это происходит в конце 40-летнего периода странствия евреев по пустыне. Смерть Агарона стала настоящей трагедией для всех слоёв еврейского общества. РаШИ, комментируя стих Торы «И УВИДЕЛО ВСЕ ОБЩЕСТВО, ЧТО УМЕР АГАРОН, И ОПЛАКИВАЛ АГАРОНА ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ ВЕСЬ ДОМ ИЗРАИЛЯ» (20:29), говорит: «[Что означает выражение «весь дом Израиля»? То, что его оплакивали] и мужчины, и женщины. Потому что Агарон стремился к миру и восстанавливал любовь и расположение между враждующими сторонами и между мужем и женой.»

РаШИ базирует свой комментарий на слове «дом», т.к. в еврейской традиции дом всегда ассоциируется с женщиной – хозяйкой крова. Когда Тора описывает траур по Моше, она использует другое выражение: «Сыны Израиля» (Дварим, 34:8), т.е. без намёка на женскую половину общества. По этому поводу МаГаРаЛь спрашивает: «Разве женщины не оплакивали Моше?! Конечно, оплакивали! Почему же тогда по отношению к Агарону этот аспект подчёркнут сильнее? Потому, что Агарон находил особый, индивидуальный подход к каждому еврею, к мужчинам, к женщинам, к детям – к каждому он обращался на его языке, входил в детали, утешал, уговаривал, находя особые слова, проникающие в сердце именно этого человека. Таким образом он устанавливал в обществе мир и гармонию».

Но не является ли сказанное скрытым упрёком Моше? Ни в коей мере! Подход Моше был иным – он воспринимал народ Израиля как единую сущность, не дробящуюся на частности – «Кнессет Исраэль», и осуществлял связь между этой сущностью и Вс-вышним, заботился обо всех евреях в совокупности их. Агарон же дополнял и расширял эту заботу, принимая эстафету святости и праведности от Моше, и неся её «в массы». Безусловно, Агарон был ближе к народу, чем Моше, однако эти два подхода – две стороны одной монеты, они взаимно дополняют и усиливают друг друга.

Раввин Мордехай Элиягу זצ»ל, был человеком, сочетавшим в себе оба этих подхода. С одной стороны, он был известен как строгий праведник, разбирающийся в тонкостях Кабалы, с другой стороны, он являлся безусловным авторитетом в вопросах Галахи, и прекрасно разбирался в практических вопросах. С одной стороны, он был великим учителем, воспитавшим целую плеяду крупных раввинов религиозно-сионистского направления, все дни которого проходили в стенах Бейт-Мидраша в изучении Торы, с другой стороны – он был близок к простым людям, понимал их проблемы, мог долго беседовать с ними, находил время для каждого. По словам очевидцев, даже спеша на важную встречу или на урок Торы, он останавливался по дороге и отвечал на вопросы спрашивающего таким образом, что человек чувствовал, что этот момент раввин полностью посвящает ему, откладывая в сторону другие дела. Этот редкий дар – наследие Первосвященника Агарона. Да будет память праведника благословенна!

р. Шломо Зелиг Аврасин


 

ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ РОССИИ

Шалом, уважаемые читатели! Мы начинаем публиковать цикл материалов о истории евреев России. Надеемся, что вам будет интересно. Если кому-либо будет интересно узнать побольше, просим писать на адрес электронной почты, указанный выше.


1772—1825

До 1772 году еврейское население в России практически отсутствовало. Усилия не допустить евреев в Российскую империю оказались бессмысленными, поскольку польские земли с их многочисленным еврейским населением вошли в состав Российской империи в конце XVIII века после разделов Речи Посполитой в 1772—1795 годах. В 1783 году в состав Российской империи вошёл Крым и крымчакикараимы также стали российскими подданными. С этого момента религиозно-идеологическая проблема отношения российских властей к евреям превратилась в практическую[20]. Профессор Шмуэль Эттингер из Иерусалимского университета пишет, что «раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией повлёк за собой тяжёлые потрясения в жизни еврейского населения».

Евреи в Польше были носителями капиталистических тенденций: они занимались арендой сельскохозяйственных земель, отдельных прав и монополий, иногда даже небольших населённых пунктов, одно время доминировали в мелком и среднем кредитовании (ростовщичестве), были очень активны во всех видах торговли; в некоторых сферах (например, в ремонте одежды) еврейские ремесленники были почти монополистами. В средневековом мире это вызывало негативное отношение у христианских соседей. Ко времени разделов Польши экономическое влияние евреев сильно сократилось (особенно в сфере финансов), но устойчивое представление о евреях как «эксплуататорах» доминировало в общественном сознании.

По данным финансового комитета, который был создан польским Четырёхлетним сеймом, евреи к концу XVIII века составляли до 12 % (по некоторым данным, до 20 %) всего населения. Евреи контролировали 75 % польского экспорта, и вследствие перенаселённости городов переселялись в сельскую местность, где получили преобладание в винной торговле, приобретая монополии на продажу спиртных напитков. При этом следует помнить, что само право винокурения принадлежало не евреям, а польской шляхте, евреи выступали арендаторами.

К концу XVIII века польское государство предпринимала меры по ограничению деятельности евреев. Это привело в 1775 году к изгнанию евреев из Варшавы и последующему погрому.

Сразу после раздела Польши Екатерина II, проникнувшись идеей роста городов как торговых центров Российской империи, в 1780 году указом отнесла всех евреев к одному из городских сословий — купеческому или мещанам. По сравнению с большинством населения, относимого к крестьянскому сословию, городские сословия имели более широкие права и привилегии. Как отмечает профессор Университетского колледжа Лондона Клиер, «статус российских евреев был уникальным для этого времени во всей Европе» Однако такое состояние продлилось недолго, столкнувшись с недовольством христианского населения городов и обвинением евреев властями в «паразитических» и «эксплуататорских» видах деятельности, не способствовавших росту городов и не соответствовавших деятельности купеческого сословия.

 

Восприятие «еврейского вопроса» в обществе

Проблема еврейского населения в империи для власти заключалась в формулах «религиозный фанатизм евреев» и «экономическая эксплуатация» местного населения. Последнее позднее стало рассматриваться как следствие первого. Такое представление о «еврейском фанатизме» опиралось на мнение, что «столетия гонений и учение Талмуда сформировали среди евреев особый замкнутый склад ума — менталитет гетто, который вместе с религиозно усиленным чувством превосходства над „гоями“ делал невозможным для евреев стать лояльными гражданами государства».

С точки зрения представителей культурно-интеграционного направления, главенствовавшего в российских взглядах по еврейскому вопросу, еврейское образование (при котором однако в большинстве своем взрослые евреи, как правило, умели читать и писать) полагалось бесполезным, еврейский язык — в лучшем случае жаргоном, в худшем — культурным барьером, ограждавшим евреев от прочего мира, костюм — негигиеничным и служащим лишь отчуждению между евреем и христианином. Единственным решением еврейского вопроса считалось приобщение евреев к культуре великороссов. Так одним из представителей этого направления, гражданским губернатором Литовской губернии Фризелем, который по мнению Клиера сформулировал «еврейский вопрос» в России, предлагались такие меры: добиться обучения еврейской молодежи в средних школах, программа которых не ограничивалась бы лишь религиозным воспитанием, заучиванием Талмуда и анализом библейских текстов; предпринимать меры по сохранению традиционной еврейской веры и препятствовать появлению новшеств, которые могли бы привести к волнениям, невежеству или обману; ограничить брачный возраст, запретив браки несовершеннолетних. Другой российский чиновник и государственный деятель Гавриил Державин, полагая, что евреи ненавидят христиан, предлагал запретить евреям нанимать христианскую прислугу; запретить сосланным в Сибирь преступникам-евреям брать с собой жен («дабы не размноживалися и не развращали сердце Империи…»); сломить власть кагала, чтобы евреи могли полноценно участвовать в экономической жизни общества; уничтожить старую систему общинного самоуправления с ее собственными налогами, сборами и штрафами и при этом запретить евреям избираться в сословные органы (таким образом, отдать все решения по евреям в руки конкурентов-христиан), а также уничтожить право на занятия виноторговлей и арендаторством. Державин видел пользу в физической сегрегации евреев от христиан посредством массовых насильственных переселений и полного запрета въезда (за редкими исключениями) во внутренние губернии. Доводы Державина в пользу отмены общинного самоуправления евреев, а именно замкнутость еврейского общества, «государство в государстве» с международным характером, стали в будущем основой русской юдофобии XIX века. Большая часть реформаторских предложений Державина опиралась на советы двух польских евреев, сторонников еврейской реформы.

Одной из распространенных тем дискуссий в российском обществе были слухи о кагалах — органах еврейского общинного управления, которые были упразднены в 1844 году. Комментаторы-юдофобы утверждали, что в таких паразитических (по их представлениям) формах экономической деятельности, как мелкая торговля, посредническая деятельность, ростовщичество, винная торговля взаимная поддержка обеспечиваемая кагалом делала невозможной конкуренцию с евреями. Английский историк Клиер писал, что «фанатизм» ультраортодоксальных евреев ставил в тупик царских чиновников, которые обнаружили несовместимость большинства евреев (кроме перешедших в христианство) с внутренней политикой империи. Большинство из них было заперто в западных районах страны, в черте оседлости. Особую роль в пропаганде взгляда на евреев как «эксплуататоров» сыграли помещики, которые сами давали им права аренды и чтобы отвести от себя упреки в нищенском положении крестьян во всём обвиняли евреев, например в случае с голодом в бывших польских губерниях в конце XVIII века. Местные власти поддерживали это объяснение.

 

 

Месяц Тамуз

 

Тамуз — четвертый месяц года, если, как требует еврейская традиция, считать месяцы года, начиная с Нисана. В Писании он называется просто «четвертым месяцем». Название «Тамуз», как и названия других месяцев, вавилонского происхождения. Все они были позаимствованы евреями, вернувшимися в Эрец Исраэль после вавилонского изгнания. Само слово «Тамуз» является названием известного языческого культа, о чем свидетельствуют и слова пророка Йехезкеля: «И вот там сидят женщины, оплакивающие Тамуза» (Йехезкель, 8,14).

Новомесячье Тамуза продолжается два дня, так как предшествующий Тамузу месяц Сиван всегда является полным (то есть продолжается 30 дней). Первый день новомесячья Тамуза приходится на 30-е Сивана, а второй — на 1-е Тамуза. Сам Тамуз всегда является неполным месяцем, состоящим из 29 дней, потому новомесячье следующего за ним месяца Ава всегда продолжается лишь один день.

Месяцу Тамузу соответствует созвездие Рака. Оно названо так потому, что группа звезд, занимающая центральное положение на небе в этот месяц, несколько похожа на рака. Кроме того, именно в Тамузе размножаются водяные раки — потому что только в этом месяце становится по-настоящему тепло (и вода прогревается достаточно).

В священной Книге Зогар сказано, что дни месяца Тамуза, равно как и следующего за ним месяца Ава, являются опасными (для евреев), и злые силы господствуют в это время во всем мире — поэтому «счастлив тот, кому удается спастись от них».

3-го Тамуза Йегошуа остановил в небе солнце и луну, и они не переставали светить в течение тридцати шести часов, чтобы он мог продолжать битву с врагами и поразить их, как сказано: «И заговорил Йегошуа перед Г-сподом в тот день, в который предал Г-сподь эморея сынам Израиля: “Солнце, у Гивона стой, и луна — у долины Аялон!” И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим» (Йегошуа, 10,12). Это великое историческое событие произошло 3-го Тамуза.

      (Рав Элиягу Ки-Тов, «Книга нашего наследия»)


 

 

 

 

 

Вопросы раввину

Как вскрывать в субботу различные упаковки, чтобы не допустить нарушений?

 

Одно из действий, с которым все мы довольно часто сталкивается в Шабат, — это открывание различных упаковок. Расскажите, по возможности, максимально подробно о том, как это нужно делать для того, чтобы не допустить нарушений. Было бы интересно узнать не просто закон в отношении всех встречающихся у нас видов упаковок, но также ознакомиться с причиной каждого закона и с его источником. Заранее благодарен, Олег В., Москва.

 

Отвечает Рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемый Олег,

Для того чтобы не допускать нарушений при открывании упаковок, необходимо учитывать законы о таких запрещённых в субботу работах, как бонэ — строительство, сотэр  — разрушение, корэа — разрывание, мехатэх  — разрезание, матир — развязывание, мохэк  — стирание написанного, маке бэ-патиш — завершение изготовления предмета, и других. Даже у специалистов в области законов субботы зачастую возникают сомнения в том или ином вопросе, связанном с открыванием упаковок в субботу. Поэтому практически все раввины считают: по возможности следует открывать консервные банки, коробки, бутылки, пакеты и другие упаковки до наступления субботы. Если по каким-то причинам этого не сделали, необходимо знать, как это сделать в субботу, не нарушая запретов.

Рассмотрим законы открывания упаковок в субботу. Как правило, все законы, регулирующие эту область, действуют также в Йом тов (праздник). Постараюсь привести источники этих законов в Устной Торе и упомянуть как можно больше видов упаковок, встречающихся в нашем быту…

Открывание консервных банок

Поскольку пустые консервные банки в наше время являются предметом малоценным и ненужным, многие поским (галахические авторитеты), исходя из приведённых выше источников, разрешают открывать их в субботу, если по какой-то причине не открыли до заранее. Делать это следует так, чтобы не получилось аккуратное отверстие, через которое удобно вынимать содержимое банки.

Хазон Иш считает, что открывание консервных банок запрещено, и приводит три обоснования. Во-первых, говорит он, существует опасность: если человеку разрешить открыть консервную банку, когда он не намерен использовать её позже, а собирается выбросить, возможно, он «по аналогии» откроет банку и тогда, когда будет намерен её использовать. А это запрещено, т.к. в этом случае его действия намеренно направлены на «завершение изготовления» нужного ему предмета. Во-вторых, если банку не опорожняют сразу после того, как открыли, а держат в ней пищу, пока не закончится, её отрывание расценивается как изготовление значимого предмета, предназначенного для многоразового использования. В-третьих, возможно, что, хотя обычно такие банки выбрасывают сразу после того, как вынули содержимое, открывание их считается значимым действием и запрещено.

Те, кто придерживается более строгого воззрения (по Хазон Ишу), согласно мнению ряда авторитетных поским могут поступать так. Если забыли открыть консервы до субботы, а они необходимы в субботу, их открывают, предварительно проделав отверстие в дне банки. Так как продырявленная банка уж точно не считается предметом, который можно использовать. Однако есть и другие авторитетные раввины, которые считают: продырявливать банку запрещено, так это является в некотором смысле откупориванием.

Как о любом вопросе, по которому галахисты не пришли к единому мнению, об открывании банок каждому следует проконсультироваться со своим раввином, чтобы знать, как поступать в конкретном случае.

Когда приходится открывать консервы в субботу, не имеет принципиального значения, используют для этого консервный нож или открывают с помощью кольца по заранее намеченному надрезу.

Запрещено проделывать отверстие в металлических контейнерах с сиропом, растительным маслом и т.д., так как это считается открыванием банки. Это же относится к металлическим и пластмассовым тюбикам, в которых нужно проделать отверстие, чтобы извлечь содержимое.

Металлические баночки с пивом и другими лёгкими напитками, которые открывают, потянув за колечко и отделив специальный «язычок» по заранее намеченному надрезу — перфорации, согласно ряду мнений, в субботу открывать разрешено. Другие же поским полагают, что это делать запрещено.

Продолжение следует…

                                         (С сайта Толдот.ру)


                                                                    

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ  

ШАБАТ ГЛАВА ХУККАТ: зажигание: (26.06) – 21.22 ИСХОД: (27.06) – 22.58

Благословение на зажигание свечей Шабата:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам,

ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s