Home

О ВРЕДЕ РАЗДОРОВ

Рав Шломо Зелиг Аврасин

Любой мыслящий человек, размышляя о высоком (я имею ввиду размышления о проявлении Б-жественного в нашем мире), задавал себе и другим непростые вопросы, связанные с теодицеей, т.е. Справедливостью Вс-вышнего. Одному небольшому аспекту этого сложного вопроса я хотел бы посвятить сегодняшнюю статью.

Как вы, конечно, знаете, центральным моментом нашей главы является бунт Кораха и его сторонников против Моше и Агарона. Бунтовщики делились на две основные группы: «верхи», и «низы», объединяемые и направляемые Корахом. Верхи – 250 именитых людей общины – не признавали тот факт, что Агарон и его потомки навечно избраны Вс-вышним на роль Его священников и служителей, и поэтому эти именитые люди сами претендовали на эту почётную роль. Низы – недовольные разного рода под руководством двух извечных оппонентов Моше по любому поводу, Датана и Авирама – не хотели вообще признавать Моше и Агарона в качестве руководителей народа, облыжно обвиняя их во всех несчастьях, обрушившихся на сынов Израиля.

Не вдаваясь в детали, скажем, что каждая из этих групп получила по заслугам, в соответствии с принципом «мера за меру» – верхи, желавшие оказаться ещё выше, в итоге «вознеслись» совсем высоко при помощи огня, вышедшего от Вс-вышнего – самого «высокого» и опасного из четырёх мировых элементов (огонь, воздух, вода и земля, или, если угодно, ближе к физике – плазма, газ, жидкость и твёрдое тело). Низы же, стремившиеся к анархии и беззаконию, т.е. к увеличению энтропии в мире и понижению уровня духовности в нём – были поглощены землёй, самым «низким» и тяжёлым элементом. Согласно Мидрашу, эта группа оказалась прямо в Геиноме (сложное духовно-мистическое понятие, обозначающее место, где души злодеев и грешников проходят очищение через страдания). Причём там оказались не только мужчины – зачинщики, но также все члены их семей, включая младенцев. Так об этом говорит РаШИ: «Смотри, как тяжек раздор (какие тяжкие последствия влечет он за собой). Ведь (известно), что земной суд не карает (человека) до появления у него признаков зрелости, а суд небесный (не карает) до двадцатилетнего возраста, здесь же погибли также и младенцы».

Возникает законный вопрос: всё это ясно, но почему погибли несмышлёные младенцы? Они-то в чём виноваты?
МаГаРаЛь даёт два ответа на этот вопрос.

1. Действительно, Вс-вышний никогда не судит и не наказывает младенцев, не имеющих ещё своего разумения. Однако то, что описано выше, не является, по сути, наказанием. Согласно Мудрецам, раздор, как понятие, и Геином, были сотворены одновременно, на второй день Творения, и поэтому между ними есть большое сродство и связь. Тот, кто провоцирует раздор, сразу подпадает под власть Геинома, т.е. хаоса и уничтожения, как об этом говорится в Поучении Отцов: «Всякий спор, который ведётся не во Имя Небес (т.е. не ради установления истины, а ради самого спора) – в конечном итоге не приведет ни к чему (хорошему)». Поскольку семьи Датана, Авирама и их сподвижников поддерживали их, они попали в зону действия прямого следствия бунта против Вс-вышнего, приведшего к их исчезновению с лица земли. Подобно тому, как при дорожной аварии (не про нас будет сказано) страдает не только водитель, виновный в столкновении, но и пассажиры, едущие в машине, также и в нашем случае – младенцы оказались в неподходящем месте в неподходящее время, и их «накрыло взрывной волной» от «бомбы», которую взорвали их отцы у себя под ногами.

2. МаГаРаЛь добавляет – в том, что касается споров, все люди делятся на три категории: представители первой категории стремятся избежать споров и раздоров, и начнут отстаивать своё мнение, только если их «припрут к стенке»; вторые вступают в спор часто, но лишь в том случае, если считают, что их претензии справедливы; третьи ищут любой повод, для того, чтобы «открыть варежку» и начать спор. Это происходит по причине их крайнего эгоцентризма и неспособности принять чужое мнения.

Как известно, согласно еврейской метафизике, Вс-вышний управляет нашим миром с помощью двух категорий – категории Суда и категории Милосердия (на Суде), т.е. если человек провинился, Вс-вышний может найти смягчающие обстоятельства, или отложить наказание, и т.п., что и будет проявлением Его Милосердия. Существует 13 качеств Милосердия га-Шема, которые Он открыл Моше после греха золотого тельца. Но вот в чём загвоздка – эти качества неприменимы к людям из третьей (и отчасти из второй) категории спорщиков. Эти люди всегда ходят «под дланью Суда», в них нет места милосердию, и вокруг себя они тоже распространяют «ауру» Суда, и поэтому, когда категория Суда начинает действовать вокруг них, нет спасения никому, даже невинным младенцам.
Этот момент не может не привести нас к следующему выводу – споры и раздоры крайне опасны не только для спорщиков, но и для их окружения. Если бы каждый, кто поддерживает раздор, понимал это, то наверняка в мире было бы меньше розни и распри, а значит, и меньше несчастий.

Особенно это верно сегодня по отношению к современному обществу, где зачастую люди позволяют себе, как в личных беседах, так и на страницах газет и интернета, поливать своих ближних грязью, а те, в свою очередь, тоже за словом в карман не лезут. Грех взаимной нелюбви был причиной разрушения Второго Храма и изгнания народа Израиля из своей земли. Сегодня, когда Творец позволил нам начать все заново, недопустимо наступать на эти грабли еще раз!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s