Home

НА ВЫСОКОМ макет 234

Выпуск №234                                                                           Сиван-Тамуз 5775 г. (06.2015 г.)

                                   Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

 Недельная глава Корах

О ВРЕДЕ РАЗДОРОВ

Любой мыслящий человек, размышляя о высоком (я имею ввиду размышления о проявлении Б-жественного в нашем мире), задавал себе и другим непростые вопросы, связанные с теодицеей, т.е. Справедливостью Вс-вышнего. Одному небольшому аспекту этого сложного вопроса я хотел бы посвятить сегодняшнюю статью.

Как вы, конечно, знаете, центральным моментом нашей главы является бунт Кораха и его сторонников против Моше и Агарона. Бунтовщики делились на две основные группы: «верхи», и «низы», объединяемые и направляемые Корахом. Верхи – 250 именитых людей общины – не признавали тот факт, что Агарон и его потомки навечно избраны Вс-вышним на роль Его священников и служителей, и поэтому эти именитые люди сами претендовали на эту почётную роль. Низы – недовольные разного рода под руководством двух извечных оппонентов Моше по любому поводу, Датана и Авирама – не хотели вообще признавать Моше и Агарона в качестве руководителей народа, облыжно обвиняя их во всех несчастьях, обрушившихся на сынов Израиля.

Не вдаваясь в детали, скажем, что каждая из этих групп получила по заслугам, в соответствии с принципом «мера за меру» – верхи, желавшие оказаться ещё выше, в итоге «вознеслись» совсем высоко при помощи огня, вышедшего от Вс-вышнего – самого «высокого» и опасного из четырёх мировых элементов (огонь, воздух, вода и земля, или, если угодно, ближе к физике – плазма, газ, жидкость и твёрдое тело). Низы же, стремившиеся к анархии и беззаконию, т.е. к увеличению энтропии в мире и понижению уровня духовности в нём – были поглощены землёй, самым «низким» и тяжёлым элементом. Согласно Мидрашу, эта группа оказалась прямо в Геиноме (сложное духовно-мистическое понятие, обозначающее место, где души злодеев и грешников проходят очищение через страдания). Причём там оказались не только мужчины – зачинщики, но также все члены их семей, включая младенцев. Так об этом говорит РаШИ: «Смотри, как тяжек раздор (какие тяжкие последствия влечет он за собой). Ведь (известно), что земной суд  не карает (человека) до появления у него признаков зрелости, а суд небесный (не карает) до двадцатилетнего возраста, здесь же погибли также и младенцы».

Возникает законный вопрос: всё это ясно, но почему погибли несмышлёные младенцы? Они-то в чём виноваты?

МаГаРаЛь даёт два ответа на этот вопрос.

  1. Действительно, Вс-вышний никогда не судит и не наказывает младенцев, не имеющих ещё своего разумения. Однако то, что описано выше, не является, по сути, наказанием. Согласно Мудрецам, раздор, как понятие, и Геином, были сотворены одновременно, на второй день Творения, и поэтому между ними есть большое сродство и связь. Тот, кто провоцирует раздор, сразу подпадает под власть Геинома, т.е. хаоса и уничтожения, как об этом говорится в Поучении Отцов: «Всякий спор, который ведётся не во Имя Небес (т.е. не ради установления истины, а ради самого спора) – в конечном итоге не приведет ни к чему (хорошему)». Поскольку семьи Датана, Авирама и их сподвижников поддерживали их, они попали в зону действия прямого следствия бунта против Вс-вышнего, приведшего к их исчезновению с лица земли. Подобно тому, как при дорожной аварии (не про нас будет сказано) страдает не только водитель, виновный в столкновении, но и пассажиры, едущие в машине, также и в нашем случае – младенцы оказались в неподходящем месте в неподходящее время, и их «накрыло взрывной волной» от «бомбы», которую взорвали их отцы у себя под ногами.
  2. МаГаРаЛь добавляет – в том, что касается споров, все люди делятся на три категории: представители первой категории стремятся избежать споров и раздоров, и начнут отстаивать своё мнение, только если их «припрут к стенке»; вторые вступают в спор часто, но лишь в том случае, если считают, что их претензии справедливы; третьи ищут любой повод, для того, чтобы «открыть варежку» и начать спор. Это происходит по причине их крайнего эгоцентризма и неспособности принять чужое мнения.

Как известно, согласно еврейской метафизике, Вс-вышний управляет нашим миром с помощью двух категорий – категории Суда и категории Милосердия (на Суде), т.е. если человек провинился, Вс-вышний может найти смягчающие обстоятельства, или отложить наказание, и т.п., что и будет проявлением Его Милосердия. Существует 13 качеств Милосердия Га-Шема, которые Он открыл Моше после греха золотого тельца. Но вот в чём загвоздка – эти качества неприменимы к людям из третьей (и отчасти из второй) категории спорщиков. Эти люди всегда ходят «под дланью Суда», в них нет места милосердию, и вокруг себя они тоже распространяют «ауру» Суда, и поэтому, когда категория Суда начинает действовать вокруг них, нет спасения никому, даже невинным младенцам.

Этот момент не может не привести нас к следующему выводу – споры и раздоры крайне опасны не только для спорщиков, но и для их окружения. Если бы каждый, кто поддерживает раздор, понимал это, то наверняка в мире было бы меньше розни и распри, а значит, и меньше несчастий.

Особенно это верно сегодня по отношению к современному обществу, где зачастую люди позволяют себе, как в личных беседах, так и на страницах газет и интернета, поливать своих ближних грязью, а те, в свою очередь, тоже за словом в карман не лезут. Грех взаимной нелюбви был причиной разрушения Второго Храма и изгнания народа Израиля из своей земли. Сегодня, когда Творец позволил нам начать все заново, недопустимо наступать на эти грабли еще раз!

р. Шломо Зелиг Аврасин


 

ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ РОССИИ

Шалом, уважаемые читатели! Мы начинаем публиковать цикл материалов о истории евреев России. Надеемся, что вам будет интересно. Если кому-либо будет интересно узнать побольше, просим писать на адрес электронной почты, указанный выше.


Введение.

После разделов Речи Посполитой в состав Российской империи вошли земли, на которых жило большое число евреев. К концу XIX века в Российской империи существовала самая большая еврейская община мира (в 1880 году здесь проживало 67 % всего еврейского народа). Однако в результате массовых погромов с 1881 по 1906 годы, а затем в ходе Гражданской войны территорию Российской империи покинуло более 2 млн. евреев, которые, в основном, эмигрировали в США.

На территории СССР в ходе геноцида во время Второй мировой войны немецкими нацистами и их пособниками было убито примерно от 1,5 до 2 млн. евреев.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов, после отмены ограничений на эмиграцию, половина еврейского населения СССР покинула страну, эмигрировав, в основном, в Израиль, США и Германию. Но, несмотря на это, еврейское население стран бывшего СССР все ещё является одним из самых больших по численности в мире.

Значительная часть русскоязычных евреев в настоящее время проживает за пределами бывшего СССР (результат эмиграции, волны которой происходили после 1970 года).

По переписи 2010 года численность евреев в России составляла 156 801 человек или 0,11 % от общей численности населения России. В России с 1991 года в качестве самостоятельного субъекта федерации существует Еврейская автономная область, однако по состоянию на 2010 год в ней проживало всего 1 628 евреев или 1,03 % от общей численности еврейского населения России.

 

 

Вопросы раввину

Что такое компьютер и интернет с позиции раввина?

 

Что такое компьютер и интернет с позиции раввина? Чьё это изобретение, каких сил, сил добра или зла? Какую угрозу несёт и может нести интернет и компьютеризация, и какую пользу они приносят? Простите за столь наивный, но для меня важный вопрос. Заранее благодарен, Вася

 

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемый Василий!

Если уж спрашиваете с точки зрения религиозной, то это действительно адское изобретение. В том смысле, что в ад проходит широкая полоса интернета. Что имеется в виду?

В нашем мире нет добра и зла по сути, самих по себе. Динамит, нож, атом — не хорошие и не плохие. Компьютер не есть добро и не есть зло. Только человек, которому Творец дал свободу выбора, может использовать их: чтобы делать добро или чтобы делать зло. Поэтому каждое новое изобретение, как интернет и т.п., появляется в мире — как огромное испытание человеку. Как он это будет использовать, для каких целей?

Немного углубимся. Творение рук человека может быть использовано по назначению, то есть для той цели, для которой оно было изобретено, а может и альтернативно, не по назначению. Например, молоток изобретен, чтобы забивать им гвозди, это его прямое назначение. Когда так им пользуются, это приносит добро… Но выяснилось, что молотком удобно при случае пробить ненавистнику голову… Такое употребление не по назначению порождает зло. Так и тут…

Компьютер и интернет были созданы человеком для цели достойной. Их прямое назначение: собирать, систематизировать и рассчитывать данные, передавать их на расстояние и обеспечивать возможность их быстрого нахождения. Такое использование приносит огромную пользу любому человеку в его профессиональной области. Это добро.

Но… Пришли предприимчивые люди и рассмотрели в нём потенциал альтернативного использования. Не для научных и бытовых потребностей, а для пустых развлечений… Взяв «дурное начало» человека в главные советчики… Вот так побочный эффект — легкость использования компьютера и интернета для удовлетворения праздного любопытства и времяпровождения — разрушил все основы естественного человеческого существования.

Можно утверждать, что это изобретение много что изменило в мире. Перечислю только несколько заголовков последствий сотрудничества с «дурным началом» человека.

  1. Есть такое понятие — «убить время». Интернет превратился в профессионального киллера, убийцу времени! Можно зайти по нужде на 2 минуты и остаться в пустом времяпровождении часами… Там сидят (как в туалете) основательно, можно и час, а можно и 12 часов — и не заметить…
  2. Интернет с чатами, «одноклассниками» и т.п. разрушил десятки, а то и сотни тысяч семей в мире.
  3. Интернет породил целое поколение инвалидов (в прямом смысле). От мелкой обсессивной проверки электронной почты и до полной зависимости от интерактивных игр, чатов и порносайтов. Есть уже страны, где компью-зависимость официально признана психическим заболеванием.
  4. Просиживание в виртуальном пространстве резко снижает возможность человека жить реальной жизнью. Границы реального и вымышленного стираются.
  5. Раньше полагали, что если дать каждому ребёнку по компьютеру… умнее будут. Дали… Результат — обратный: это породило поколение компью-дистрофиков и компью-вандалов… С одной стороны, просиживание за компьютером приводит к рассеянности и неспособности сконцентрироваться, а с другой, к агрессивности и нетерпимости…
  6. Были времена, когда печатали писания людей рассудительных и талантливых. Это были единицы. Они могли ошибаться, но, по крайне мере, тот, кто их читал, имел шанс хоть в чём-то «поумнеть». Сейчас же все превратились из «читателей» в «писателей». Никто никого не слушает и выдаёт «на гора» — «своё»! Шансов «поумнеть» стало гораздо меньше…
  7. Эффективные поисковые системы создают у многих иллюзию полного всезнания. И не просто всезнания, а истинного знания. Появилась целая общность наивных людей, находящейся в полной уверенности, что абсолютно всё, что опубликовано в Википедии и на других сайтах, является авторитетным источником знаний…

Вот так «дурное начало» человека оставляет его в… «дураках». Вот об этой широкой полосе в ад и шла речь…

                                         (С сайта Толдот.ру)

 

 


Дублированная реальность. Часть II.

 

Каждое явление нашей жизни содержит в себе больше уроков, чем кажется на первый взгляд. Каждое явление — это ничто иное как ограниченный в пространстве и во времени оттиск некой бесконечной идеи. Человеческое сознание, заключенное в физические рамки, весьма поверхностно толкует глубокие по своей сути явления; наша задача — восстановить связь этого поверхностного восприятия с его глубинным источником.

Любой из нас может постигнуть основы мироздания и тем самым развить в себе глубокую веру — «эмуну», если оценит весь свой личный опыт в свете только что высказанной идеи. В самом деле, почему мы смеемся? Почему мы плачем? Почему мы охотно отправляемся в путь, но как только оказываемся вдали от дома, мечтаем скорее вернуться? Каждая деталь человеческого поведения, каждая реакция открывает нам какую-то грань души («нешама»), обнажает ее источник, который в ответ одаривает нас безмерным изобилием духовного постижения. Мы не можем рассмотреть здесь все тонкости этого феномена; приведем для наглядности лишь один-два конкретных примера.

Почему мы скучаем по дому? Все знают: когда человек находится вдали от родных мест, особенно от дома, где он вырос, его неудержимо тянет туда. Когда долго живешь в каком-то месте, оно кажется тебе удивительно красивым, даже если на самом деле оно не столь уж и красиво. Сказано: «Красиво место для тех, кто живет в нем». Но если все наши ощущения представляют собой физическую копию высших переживаний, то что означает ностальгия? Наша душа, «нешама», пришла из высшего мира; там находился ее дом, ее родное место, где она наслаждалась непостижимо тесной близостью со своим Творцом. Ее послали в этот мир, бесконечно далекий от ее «родины», чтобы она обитала в теле смертного человека. Но душа никогда не забывает свой дом: она безмерно тоскует по нему и мечтает вернуться. Это происходит на подсознательном уровне; «нешама» скучает по своей настоящей духовной обители, а мы воспринимаем это как ностальгию, как тоску по земному дому. Ничего удивительного, ведь отсюда, из этого мира, истоки нашей души просто не видны; «нешама» потеряла их из виду, а разум не способен их распознать. Поэтому наше сознание по-своему толкует ностальгию; ему кажется, что это одно из характерных свойств человеческой психики, хорошо знакомое каждому из нас.

Когда же мы находимся дома, нам хочется путешествовать. При всей своей любви к истокам, «нешама» постоянно стремится в наш материальный мир, далекий от ее дома; ей хочется насладиться красотой этого мира и обрести его богатства — бесценные сокровища исполняемых заповедей и личного совершенства. (Само стремление к этим «богатствам» есть ничто иное, как осознание их ценности нашей душой.) Внешним, осознанным проявлением этой глубинной душевной тяги становится хорошо всем известная «охота к перемене мест».

С этих позиций надо рассматривать каждую грань человеческого поведения и эмоций. Ни одна деталь нашего душевного состояния и окружающего мира не является случайной, беспричинной. Ведь мир — это проекция высшей реальности, и каждая его деталь отражает такую же деталь вне материальной сферы.

Все это дано нам в виде ключа для раскрытия истоков — наших собственных и всего мироздания.

* * *

Итак, весь наш земной опыт представляет собой отражение высшей реальности, и его цель — раскрыть нам эту реальность. Но тогда возникает еще один трудный вопрос: если вся наша жизнь иллюзорна на фоне ее подлинного источника в высших мирах, то что же такое сон? Что мы можем почерпнуть из сновидений о реальности? Если вся наша жизнь на земле относительно иллюзорна, зачем Б-г наделил нас способностью видеть сны, иллюзорные видения? Почему Он вложил иллюзию в иллюзию? Давайте разберемся: видя сон, мы не понимаем, что это ненастоящее видение, что мы всего лишь грезим; сны кажутся нам порой очень реальными. Иногда они доставляют нам безмерное удовольствие, иногда тяжело ранят. Сама острота этих переживаний объясняется тем фактом, что они кажутся нам жизненно реальными, настоящими. Вскочив с постели среди ночи, мы отираем холодный пот со лба и облегченно вздыхаем: слава Б-гу, пережитые волнения и страх всего лишь приснились нам. Но для чего нам нужны такие искусственные переживания, кажущиеся порой очень реальными?

Ответ прост и поучителен. Представьте себе человека, несведущего в высоких философских материях. Однажды ему сообщают о существовании двух миров — низшего и высшего. «Запомни, — убеждают его, — этот мир — всего лишь иллюзия по сравнению с Миром Грядущим. Он кажется тебе настоящим, но не будь дураком: в один прекрасный день ты покинешь его и попадешь в совершенно другое измерение. Там тебе станет ясно, что все увиденное и пережитое в жизни было лишь жалким отражением той реальности, которая открылась тебе по ту сторону. Настоящая жизнь ждет тебя только там; по сравнению с ней все, что ты знал прежде, ничтожно и пусто».

Этот человек может с полным правом возразить: «Какая абсурдная идея! Я не могу ее принять. Мне привычнее смотреть на мир своими собственными глазами. Почему я должен верить, что мое понимание реальности — это всего лишь иллюзия? То, что вы мне сообщили, находится за пределами моего восприятия и жизненного опыта. Я отвергаю такие фантастические и ничем не подтвержденные гипотезы!»

Такую позицию трудно опровергнуть. Вы не можете убедить человека отказаться от собственного восприятия окружающего мира, с которым он поддерживает тесный контакт. Если все органы чувств убеждают его в правильном видении мира, он ни за что не изменит свое мнение.

Его можно переубедить только…с помощью сновидений. Засыпая, мы как будто переносимся из одного, совершенно реального и привычного состояния в иное «измерение», где повседневная реальность превращается в иллюзию. Пережив несколько ярких снов, человек вынужден решать нелегкий для себя вопрос: допустим, вы увидели страшный сон, проснулись среди ночи и сели на кровати, не в силах унять дрожь и отирая холодный пот со лба. Вы испытываете громадное облегчение; вам радостно осознавать, что это был всего лишь кошмарный сон и что вы пробудились от него. Но вы уверены в этом? Вы точно знаете, что вернулись из иллюзорного состояния в реальный мир? Откуда вы знаете, что вы проснулись? Только лишь потому, что вы ясно ощущаете пробуждение? Но во сне вам тоже казалось, что вы бодрствуете!

Каждый, кому доводилось видеть яркие, запоминающиеся сны, чувствовал всем существом своим, что то бытие, которое мы называем жизнью в этом мире, не обладает исконной, безраздельной объективностью, что оно отнюдь не гарантировано. Один короткий сон может навсегда лишить человека казалось бы естественной уверенности в том, что его жизненный опыт абсолютно достоверен и что его ощущения, его восприятие — это и есть единственная существующая в мире реальность. Сны учат человека более смиренному отношению к жизни; они помогают верить в иную реальность. Сновидения не зря существуют в этом мире; они открывают нам важную истину, что в жизни есть нечто большее, чем окружающие нас предметы и явления. Всякий, кто видел сны, не сможет категорически это отрицать.

Следовательно, даже сны, эти иллюзорные переживания, учат нас видеть реальность. Сны не нарушают общее правило: весь наш жизненный опыт дает нам возможность укрепить веру.

                                                          Рав Акива Татц


ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ  

ШАБАТ ГЛАВА КОРАХ: зажигание: (19.06) – 21.21 ИСХОД: (20.06) – 22.57

Благословение на зажигание свечей Шабата:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам,

ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s