Home

НА ВЫСОКОМ макет 233

Выпуск №233                                                                           Сиван 5775 г. (06.2015 г.)

                                   Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

 Недельная глава Шлах

ГРЕХ РАЗВЕДЧИКОВ – «ЩАДЯЩАЯ» ВЕРСИЯ.

Шалом, уважаемые читатели!

В нашей недельной главе Торы мы читаем о событии, имевшем самые трагические последствия для нашего Народа – как в ближайшем будущем, так в далёком грядущем. Речь идет, конечно же, о так называемом «грехе разведчиков», произошедшем 9-ого Ава на второй год Исхода. Этот грех привёл к 39-летней отсрочке входа евреев в Землю Израиля и к установлению Вс-вышним этого дня как чёрной даты еврейского календаря на многие века вперёд.

Не смотря на то, что большинству читателей известно, что имеется ввиду под термином «грех разведчиков», тем не менее, вкратце восстановим канву событий.

Итак, когда Народ Израиля под предводительством Моше, Агарона, и Совета Старейшин, ведомые Вс-вышним, подошли к границам Святой Земли, Б-г приказал (или, согласно некоторым комментариям, разрешил) Моше отправить в Эрец Кнаан делегацию, состоящую из представителей 12-ти колен (племён) Израиля, с целью осмотра и разведки. После 40-дневного «турне» по Святой Земле разведчики возвратились и десять из них (кроме Йегошуа бин Нуна (колено Эфраима) и Калева бен Йифуне (колено Йегуды)) стали отговаривать народ от вхождения в Землю. Большая часть народа поддалась на демагогические и частично лживые утверждения этой десятки, и пожелала вернуться в Египет, лишив таким образом смысла и Исход, и Дарование Торы. Реакция Вс-вышнего на это была однозначной – Он, Благословенный, решил уничтожить весь народ, кроме Моше, но, принимая в расчёт горячую мольбу последнего, смягчил наказание, отстрочив исполнение смертного приговора на 38 лет, и лишь после смерти последних представителей того поколения народ получил разрешение войти в Святую Землю. Однако те десять разведчиков умерли страшной смертью сразу после этих событий.

В стихе 3 главы 13 об этих людях сказано: «И ПОСЛАЛ ИХ МОШЕ ИЗ ПУСТЫНИ ПАРАН ПО СЛОВУ БОГА; ВСЕ МУЖИ ЭТИ — ГЛАВЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ОНИ.»

РаШИ в комментарии на этот стих отмечает:

«Везде в Писании слово «мужи» означает «почтенные, достойные люди». Действительно, позднее они согрешили, однако в тот момент были людьми достойными и уважаемыми».

МаГаРаЛь, комментируя это объяснение, говорит:

«Как могло получиться, что праведные люди внезапно стали грешниками? Это получилось в результате того, что они изначально являлись посланниками злодеев, и со временем злодейский умысел повлиял и на них, и они сами прониклись этой идеей и стали грешниками».

Что МаГаРаЛь имеет тут ввиду? Ведь разведчиков послал сам Моше! Наше недоумение разрешается так: Моше, согласно РаШИ, лишь согласился с желанием части народа, желающей проверить правдивость обещаний Вс-вышнего о «земле, текущей молоком и мёдом». За подобной проверкой скрывалось нежелание этих людей переходить от жизни в «инкубаторе» (т.е. в пустыне, где нет врагов, и вообще нет необходимости вступать в какие-либо отношения с окружающим миром, т.к. еда и питьё – «ман» и источник Мирьям – удовлетворяли все потребности народа), к жизни в реальном мире, где нужно воевать, обрабатывать землю, строить города и создавать государство. Как об этом говорит расхожее выражение: «Кто хочет – ищет способ, а кто не хочет – причину».

Однако не это, по-моему, главная мысль этого комментария. Когда хороший, правильный человек выполняет миссию, навязанную ему злодеями, делает ли он это добровольно, или по слепоте, или повинуясь ложному чувству долга, или даже по принуждению, он сам со временем становится злодеем. Пусть это полужит предостережением тем, кто выполнял или собирается выполнять приказы о выселении евреев из их домов, или любые иные приказы властей, вредящие другим евреям. Тем более, что эти деяния, как и грех разведчиков, препятствуют возвращению Народа Израиля на Святую Землю, и, следовательно, задерживают конечное Избавление.

р. Шломо Зелиг Аврасин


 

Вопросы раввину

Почему царь Давид взял пять камней, если он убил Голиафа одним?

 

Шалом, уважаемый рав! В Книге Шмуэль I сказано: «И взял палку свою в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к филистимлянину». Почему Давид взял пять камней, если он убил Голиафа одним? Спасибо! А.

 

Отвечает рав Яков Гельфман

Шалом, уважаемый А.

Ваш вопрос можно разделить на две части. Первая: почему царь Давид не взял только один камень? Вторая: почему он взял именно пять?

На первый вопрос можно ответить так: человеку следует вести себя осмотрительно, принимая во внимание все возможные варианты развития событий. «Может быть, я не попаду с первого раза, и даже если попаду, может, одного камня будет недостаточно». Особенно важен этот принцип в области духовной. Например: существует распространенный обычай брать с собой в дальнюю дорогу тфилин (филактерии), даже если собираешься вернуться домой в тот же день. В чем смысл этого обычая? Может произойти непредвиденная задержка, и тогда, не дай Б-г, мы не сможем выполнить заповедь. Тем более важна предусмотрительность, когда речь идет о спасении всего народа, как в истории с Гольятом. В подобных ситуациях нельзя просто сказать: «Б-г поможет», а необходимо приложить максимальные усилия, чтобы преуспеть, и просить у Б-га помощи в том, чтобы довести дело до конца. (Более глубоко с этим принципом можно ознакомиться в книге «Путь праведных», глава о расторопности).

Почему Давид взял именно пять камней, а не шесть или десять? Ответ можно найти в комментарии РаДаКа. Комментатор приводит мидраш: т.к. Гольят стремился опозорить Имя Всевышнего и дарованной Им Торы (которая является свидетельством избранности еврейского народа), а также праотцов Авраама, Ицхака и Яакова (которые распространяли знание о Едином Творце), Давид положил в сумку именно пять камней: «восстановить» Славу Всевышнего, подорванную Гольятом, и подтвердить истинность связи еврейского народа (троих праотцов) с Творцом посредством Торы. Получается, что пять камней символизируют пять столпов, на которых держится еврейский народ: Всевышний, Тора и трое праотцов, за которых мстит и чью славу восстанавливает царь Давид.

                                         (С сайта Толдот.ру)

 

 


Дублированная реальность. Часть I.

 

По словам РаМБаМа, тот, кто в своем представлении наделяет Творца телесной оболочкой, лишается своей доли в Мире Грядущем. Под телесной оболочкой подразумевается любая концепция такого рода: физическое тело, как у человека, отдельный элемент тела, абстрактное изображение или даже простая схема. Мы должны верить, что Всевышний находится за пределами материального восприятия, что Он совершенно трансцендентален и абсолютно бестелесен. У него нет ни тела, ни органов, ни других осязаемых признаков.

Однако проблема в том, что Тора часто говорит о Б-ге, применяя физические категории. Мы встречаем такие выражения, как «рука Б-га», «глаза Б-га», «перст Б-жий». Всем известны фразы типа — «Сильною рукою и мышцею простертою»; «Глаза Б-га …на ней (Стране Израиля)». Если нам запрещено представлять Творца в телесном или каком-то ином конкретном облике, то почему это делает Тора? Мы знаем, что Б-г подчиняется Своим собственным правилам, что Он соблюдает заповеди Торы, но почему Он игнорирует этот запрет? Почему и, главное, каким образом мы должны устанавливать контакт с Б-гом, не пользуясь никаким изображением, если сама Тора описывает Его в зримых чертах?

Грех наделения Б-га физическими свойствами действительно очень тяжел. Тот, кто молится Всевышнему, воображая Его в некоем образе или форме, нарушает этот запрет, что расценивается как один из видов идолопоклонства. Но почему Тора — учение Самого Б-га — изображает Его в таких ощутимых, телесных формах? Как мы должны представлять себе Творца, читая о Его «руке» или «ноге»? В самом деле, если нам запрещено иметь любое умозрительное представление о Б-жественной руке и ноге, почему Тора использует такие выражения?

РаМБаМ анализирует этот вопрос в своей работе «Фундаментальные законы Торы». Он пишет: «Дибра Тора келашон бней адам — Тора говорит привычным для человека языком». Другими словами, Тора пользуется метафорическими образами, когда речь идет о Б-ге; она описывает Его в понятных для нас выражениях, «заимствуя» наши представления и наш язык.

На первый взгляд кажется, что Тора говорит человеческим языком, поскольку мы не можем понять иную систему выражения мыслей; мы воспринимаем лишь те вещи и явления, которые являются частью окружающего нас мира. Мы живем в ограниченном, дифференцированном мире; нас окружают живые существа с руками, ногами и глазами, поэтому Тора использует эти привычные нам образы и названия. Как еще она может говорить с нами и быть понятной нам, простым смертным? Нет, мы, конечно, понимаем, что за метафорой, за этими антропоморфизмами скрывается нечто большее. Пользуясь простой лексикой, Тора облекает в плоть бесконечное множество своих глубинных смысловых пластов. Это всего лишь средство для более глубокого раскрытия значений. Поскольку абстракцию можно передать лишь конкретными средствами, Тора сознательно использует эту знакомую нам конкретную терминологию.

Таково общепринятое мнение о языке Торы. Однако более тонкий анализ показывает, что оно неверно. Если принять за основу мнение Рамбама, что Тора использует привычные для людей выражения как аналогию («машаль»), нам предстоит ответить на два трудных вопроса. Во-первых, как может Тора употреблять слова, которые, строго говоря, неверны? Ведь мы знаем, что Тора абсолютно правдива, каждой своей буквой, каждым нюансом. Тора получена нами от Самого Творца, значит, даже ее внешние смысловые пласты должны быть предельно точными и выверенными. Аналогии и метафоры — вещь полезная, но они искажают правду. Нам понятно стремление Торы растолковать нечто очень глубокое и абстрактное при помощи такого простого образа, как, допустим, «рука Г-спода», но может ли она говорить о «руке», если отсутствует самое элементарное, буквальное значение этого слова? Иначе говоря, если у Б-га нет руки, но Тора говорит о руке, поскольку мы не можем выйти за рамки привычных нам, ограниченных по своей сути концепций, значит, она допускает неточность, в каком-то смысле идет на обман, не так ли? Допустима ли такая неправда только потому, что мы не в состоянии воспринять правду? Конечно, недопустима!

И во-вторых, наделение Б-га физическими свойствами не только ложно, но и прямо запрещено! Тора не разрешает представлять Творца в виде Существа, обладающего какими-то человеческими или физическими свойствами. Но почему она сама так поступает? Ведь от нас требуют обращаться к Б-гу как к абстрактной Сущности, не придавая ей в мыслях и воображении никаких ограниченно земных форм; почему же Тора сама использует эти формы? Снова подчеркнем, что ущербность нашего восприятия не может служить оправданием: Тора не должна пользоваться теми средствами, которые сама же запрещает.

* * *

Решение мы находим в источниках, рассматривающих этот комплекс проблем. Приняв его, отметим все же, что по мнению других, более авторитетных источников, недостаточно дать исчерпывающий ответ на наш вопрос. Согласно этому мнению, когда Тора упоминает качества Всевышнего — Его руку, Его глаза — она подразумевает так называемые «ан’агот», поведение Б-га в материальном мире и Его конкретные действия в нем. В этом смысле рука Б-га означает Его действия, поступки в физической сфере, глаза Б-га употребляются в том значении, что Он видит происходящее в мире, и т.д.

Такой взгляд на предмет нашего изучения кажется правильным, однако другие источники, анализирующие самые глубины Торы, отмечают, что он не позволяет решить проблему до конца. Ведь если под выражением «рука Б-га» подразумевается «ан’ага», образ поведения в физическом мире, то речь должна идти только об этом мире. Однако в Торе говорится, что Б-г имеет руку всегда: не только в действиях, которые могут быть восприняты людьми, но и вне сферы нашего восприятия и бытия. Рука действует и в Его внутреннем измерении, в той невыразимой высшей духовности, на которую указывает Сущностное Имя Творца.

Иначе говоря, если Тора говорит о руке Б-га, это должно означать, что Он действительно имеет руку, в самом буквальном смысле этого слова. Поэтому мы не можем утверждать, что, упоминая качества Всевышнего, Тора говорит лишь о Его проявлениях в нашем мире. Цель Торы ясна: если она утверждает, что эти специфические особенности Б-жественной сущности сохраняются даже за пределами материального мира, значит так оно и есть.

* * *

Теперь заглянем глубже, чтобы получить еще более точный ответ на поставленные вопросы, и тогда мы будем вынуждены кардинально изменить наше представление о реальности.

Может ли Б-г иметь настоящую руку? Ведь рука — это нечто конкретное, физическое; ее наличие противоречит бесконечному Единству Творца. Скорее всего, Б-жественная рука представляет собой некую аналогию, «машаль».

Итак, раскроем главную тайну. Рука Б-га — это и есть настоящая рука, а человеческая рука — «машаль»! Говоря о Б-жественной руке, Тора имеет в виду нечто реальное в глубочайшем смысле этого слова, нечто бесконечное и непротиворечащее абсолютному Единству Творца. Да, в Торе абсолютно правдив каждый нюанс: Б-г действительно имеет руку, но само понятие этой «руки» находится за пределами нашего восприятия в той же степени, что и любое другое Б-жественное качество, описанное в Торе, как и само понятие Б-га.

Разумеется, это значит, что мы не можем даже приблизиться к пониманию Б-жественных качеств, упоминаемых в Торе. Поскольку они все реальны и существенны и поскольку они все находятся в сфере Единства, у которого нет отдельных частей, их существование не противоречит концепции Единства Творца. Ни один человек не может даже приблизительно вообразить себе значение того, что считается специфичным и частным и при этом не вступает в противоречие с основополагающим принципом еврейской веры, в основе которой лежит идея Единства.

Теперь можно сказать, что у Б-га есть рука, но мы не в состоянии понять, что это означает. И тут наступает главный момент: мы созданы с руками именно для того, чтобы иметь возможность понять эту концепцию! Мы наделены телом, содержащим различные органы и обладающим многообразными свойствами, с одной главной целью: чтобы иметь хотя бы отдаленное представление об этих вещах в их изначальной форме. Мы и есть «машаль»! Б-г хочет, чтобы мы стремились понять Его. Такова одна из главных целей изучения Торы: приблизиться к пониманию — разумеется, на нашем ограниченном уровне — Б-жественной Сущности, и для этого нам даны осязаемые инструменты, без которых поставленная задача просто невыполнима.

* * *

Речь идет не только о человеческом теле. Весь мир представляет собой копию высшей реальности. Каждая деталь мироздания сообщает нам нечто важное о своем источнике в духовном мире; каждый элемент вселенной — это точный слепок с такого же элемента, существующего «по ту сторону». Идея вполне логична: ведь если бы нам было заповедано изучать и понимать духовную реальность, не имея доступа, ключа к этому знанию, то какой смысл в такой заповеди? Итак, дорога к истине открыта: нам предлагается заглянуть в такие глубины, которые не может различить человеческий глаз, а средством этого постижения становится тщательное и вдумчивое изучение того, что доступно нашему взору.

Подобно тому, как человек следит за лицом и поведением своего друга, стремясь понять, что происходит в его душе, точно так же мы изучаем структуру и динамику физического мира, чтобы познать его истоки. Другого пути просто нет, иначе мы не в состоянии понять сущность человека, какова его душа. У нас просто нет органа, который позволил бы проникать в душу. Нам остается лишь внимательно наблюдать за жестами, мимикой человека, пытаясь раскрыть его внутренний мир. Легкое телодвижение, мимолетная вспышка эмоций, чуть заметная улыбка или жест, едва различимое напряжение или расслабление в позе, — каждая такая деталь несет в себе массу сведений о человеке.

Так осуществляются практически все контакты между людьми. Сама речь — это ничто иное как звуковые волны, являющиеся результатом физических движений языка и губ и вызывающие физическую реакцию в ушах слушателя. Разве не чудо, что мы способны выражать сложные, глубокие мысли в физической форме, извлекая их из естественной среды — человеческого мозга? Но иначе и быть не может. Ведь чтобы получить доступ к мыслям и внутреннему миру другого человека, требуются конкретные физические «инструменты».

В общении с людьми этот переход от внешнего к внутреннему происходит без всяких усилий. При тесном контакте с другим человеком мы обычно не замечаем его телесную «преграду»; внутренняя сущность воспринимается, как будто по прямому каналу. Эта естественная способность людей посредством телодвижений, выражения лица, органов зрения и слуха суметь заглянуть в душу человека представляет собой величайший дар Творца, который учит нас, что такое восприятие вполне достижимо. Задача состоит в том, чтобы использовать таким же образом весь окружающий мир. Для этого надо задействовать все аспекты физического мира, изучать их, пытаясь извлечь из них правду о Всевышнем.

Такой взгляд на мир возвышает и окрыляет: каждый его предмет, каждое явление несет в себе Б-жественное знание, аналогию (машаль), позволяющую понять Творца и приблизиться к Нему. Он как будто облекает Себя в телесную оболочку, которая представляет собой вселенную, и просит нас внимательно изучить это «тело». Каждое движение, каждое изменение в этом космическом теле заключает в себе важный урок, позволяющий нам узнать что-то новое о Нем.

Его внутренняя сущность непостижима для нас. Мы пребываем в физической реальности и поэтому не в состоянии постичь трансцендентальные явления непосредственным образом, точно так же как мы не можем получить прямого доступа к душе человека. Но мы устанавливаем контакт с человеческой душой через ее внешнюю оболочку, т.е. физическое тело. Тот же принцип можно использовать и в постижении Б-га: мы пытаемся открыть для себя Б-жественную основу мироздания с помощью внешних средств, через Его «тело», которое называется материальным миром.

* * *

Поясним эту аналогию с помощью другой аналогии. Допустим, вы смотрите кинофильм. На экране мелькают лица, силуэты: это ничто иное как двухразмерная проекция света, создающая изображение на плоскости. Действие фильма вас увлекает; вы можете даже забыть на минуту, что перед вами всего-навсего искусственные картины. На самом деле, это лишь весьма условное изображение людей и мест, запечатленных на пленку для последующей проекции на киноэкран. Однако, что самое главное, это — точные копии оригинала.

Кинообразы совершенно иллюзорны по сравнению с их источником, но тот, кто внимательно рассматривает эту проекцию света на экране, обязательно узнает потом изображенных в фильме людей и ландшафты, если увидит их в действительности.

Аналогия ясна: глубоко исследуя этот мир, мы изучаем далекое отражение Источника, Который недоступен для нашего прямого восприятия. Но каждому человеку предстоит неизбежный переход из этого мира в мир иной, и тогда те из нас, кто был наблюдателен и пытлив, легко узнают каждую деталь истинной реальности. Они поймут, что этот мир, при всей своей красоте и внешней подлинности на самом деле лишь «машаль», аналогия Б-жественного Оригинала.

                                          Раввин Акива Татц


ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ  

ШАБАТ ГЛАВА ШЛАХ: зажигание: (12.06) – 21.17 ИСХОД: (13.06) – 22.53

Благословение на зажигание свечей Шабата:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

 

ВНИМАНИЕ!

РОШ ХОДЕШ (Новомесячье) ТАМУЗА НАЧИНАЕТСЯ 16.06 ВЕЧЕРОМ, И ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДВА ДНЯ

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s