Home

НА ВЫСОКОМ макет 232

Выпуск №232                                                                           Сиван 5775 г. (06.2015 г.)

                                   Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

  Недельная глава Насо

КТО СДЕЛАЛ МЕНОРУ?

Шалом, уважаемые читатели!

Наша недельная глава Торы открывается повторением заповеди, обязывающей коэнов, потомков Аарона – Первосвященника, возжигать лампады храмового Семисвечника – Меноры. Этот отрывок включает в себя также и описание самой Меноры:

«И ВОТ УСТРОЙСТВО МЕНОРЫ: ИЗ ЦЕЛЬНОГО СЛИТКА ЗОЛОТА ВЫКОВАНА ОНА, ДО САМОГО ОСНОВАНИЯ ЕЕ, ДО ЦВЕТКОВ ЕЕ, ИЗ ЦЕЛЬНОГО СЛИТКА ВЫКОВАНА ОНА. ПО ОБРАЗУ, КОТОРЫЙ БОГ ПОКАЗАЛ МОШЕ, ТАК СДЕЛАЛ ОН МЕНОРУ». (Бемидбар, 8:4)

РаШИ, известный средневековый комментатор Пятикнижия, объясняет этот стих так: «Слово «Вот» говорит о том, что Святой, благословен Он, показал Моше точное изображение Меноры, потому что это (изготовление Меноры) оказалось для него (Моше) затруднительным, и поэтому сказано: «вот (устройство светильника)» [Сифре; Mенaxoт 29 а].

В другом месте, в комментарии на главу Трума, РаШИ утверждает, что Менора получилась «сама по себе», т.к. ни один мастер, включая самого Моше, не знал точно, как подступиться к этому непростому заданию. Т.е., Всевышний изготовил Менору лично.

МаГаРаЛь из Праги указывает на очевидное противоречие между этими двумя комментариями: Зачем – спрашивает он – Всевышнему понадобилось сперва показывать Моше в видении, как точно должна выглядеть Менора, если Он, Благословенный, знал, что всё равно никто не осилит этой работы, и Менора возникнет лишь по Его велению?

Дело в том – отвечает сам МаГаРаЛь, – что Менора не могла возникнуть полностью сама по себе, ибо тогда был бы нарушен фундаментальный принцип построения Мишкана – переносного Храма, где о каждой детали, и, конечно же, о Меноре, сказано: «И сделай (то-то и то-то)», т.е. тут фигурирует аспект «мицвы» (заповеди) –  если Менора возникнет только лишь в результате вмешательства Творца, Храм будет несовершенен, так как при создании одного из его важнейших элементов – Меноре – не было выполнено условие «И сделай ….».

Поэтому  МаГаРаЛь предлагает иной сценарий. Согласно ему, Моше, не представляя, с чего начать,  действительно бросил по слову Всевышнего в огонь всё золото, предназначенное для изготовления Меноры, и она начала обретать в огне свой облик. Именно тогда Моше увидел образ Меноры, наложенный на бесформенный кусок плавящегося в огне золота, и ударял молотом в тех местах, где в видении располагались «цветки», «шары», «чаши», и другие тонкие детали, украшавшие Менору. В результате этих ударов золото и впрямь обретало форму, соответствующую прообразу. Таким образом, Моше выполнил условие, согласно которому Менора, как и другие части Мишкана, должна была быть изготовленной непосредственно сынами Израиля.

Однако МаГаРаЛь не ограничивается объяснением данного конкретного случая. Согласно его мнению, в этой истории скрыт некий общий принцип бытия – человек, живущий в материальном мире, прилагает усилия для достижения какой-либо цели («ударяет молотком»), но именно Всевышний осуществляет само действие. Без помощи Творца не обходится никакое созидательное действие в этом мире. Как дополнительное доказательство этого принципа, МаГаРаЛь приводит историю перехода евреев через Тростниковое море – не смотря на то, что воды моря раскрылись по воле Всевышнего, именно Моше должен был совершить некое действие в материальном мире, а именно – ударить своим посохом по воде, как бы приведя в действие весь процесс. В Кабале этот принцип носит название «иторерута де-ле-тата» – «побуждение с низу». Т.е., человек создаёт в материальном мире сосуд, который Всевышний затем наполняет содержанием.

Это принцип отражён также в известном анекдоте: «Один правоверный еврей горячо молил Всевышнего, чтобы Он, Благословенный, послал ему крупный выигрыш в лотерею. Молитвы эти были столь горячи, что даже ангелы Служения обеспокоились и обратились к Творцу с просьбой дать этому еврею желаемое. На что Он, Благословенный, ответил: «Я бы давно послал ему выигрыш, но этот человек всё никак не купит лотерейный билет!»».

Закончить же нашу беседу можно цитатой из Книги Тегилим (127:1): «Если Всевышний не построит дом, напрасно трудились его строители. Если Всевышний не будет хранить город – тщетно несёт свою службу страж». Дай Б-г, чтобы каждый из нас помнил, без помощи Творца наше существование не возможно, и следовательно, эту помощь следует оправдывать исполнением Его заповедей.

р. Шломо Зелиг Аврасин


Вопросы раввину

Евреи — народ?

 

Вопрос: Я давно пытаюсь понять, чем евреи отличаются от других национальностей. С одной стороны, как все, с другой, не как все. Загадка. Можете ли вы это прояснить?

 

Отвечает Рав Ашер Кушнир:

Разбор Вашего вопроса является ключом для прояснения целого ряда недоумений и заблуждений. Поэтому разберём его поподробней.

Начнём с того, что, по мнению части знаменитых учёных, евреи действительно загадка, они не как все, они даже не народ. Все да, а мы — нет. Так кто же мы? Как пишет проф. Тойнби, «продолжающая жить историческая окаменелость»… И легко их понять. Ведь ни под одно определение, что есть народ, мы не подпадаем. Ведь для того, чтобы называться народом, должны быть некие объективные критерии принадлежности к народу, как то: общая территория, язык, генеалогия, культура, совместная история и т. д. И если мы проверим человеческую историю за последние 2000 лет, период становления современных народов, то заметим, что евреи, действительно, не вмещаются ни в какие рамки. Так что же их объединяет?

Язык? Все евреи говорят на разных языках. Русский, идиш, арабский и т.д.

Культура? Присмотритесь к евреям из России и из Йемена…

Общая территория? Не была. И даже сейчас большинство евреев живёт за пределами Израиля.

Совместная история? Никакой, ну, разве что периодически били везде.

Генеалогия? Да, мы потомки Исраэля и его сыновей, но человек любой национальности, который захочет принять их духовное наследие, тоже может стать евреем — пройти гиюр.

Скажете, религия? Но человек нерелигиозный ведь такой же еврей!

Евреи действительно не подпадают ни под одно определение. Представьте себе человека: живёт на Аляске, говорит по-арабски, выглядит китайцем и на вопрос, кто ты, отвечает — еврей! Действительно, загадка… Попробуем её прояснить.

Обратимся к двум фундаментальным понятиям: Нация и Религия.

В мире принято полное разделение между этими двумя понятиями. Национальность и вероисповедание существуют независимо и могут при этом соединяться в той или иной комбинации.

А как это сложилось?

На каком-то этапе, где-то, некая этническая группа выделяется из окружающей среды и постепенно, в течение столетий, создаёт свои обычаи, верования и культуру, язык, накапливает историю. Так вначале происходит утверждение национального, появляется народ. Впоследствии, в ходе истории, они то ли продолжали развивать своё верование, превращая его в религию, то ли им насаждалась новая религия, то ли они её сами добровольно принимали, не теряя при этом своих национальных особенностей. Поэтому может быть англичанин-мусульманин, японец-христианин, эскимос-буддист… Как угодно, и никаких противоречий нет, национальное отдельно, религиозное — отдельно. И так у всех народов, кроме… евреев. Не может быть еврей-мусульманин или англичанин еврейской религии. Эти понятия взаимно исключают друг друга. Почему?

Потому, что у евреев понятия национального и религиозного совпадают, они тождественны и неразделимы! Поэтому мы не народ как все народы мира. Посудите сами. Есть ли русская религия? Нет! Есть ли христианская национальность? Нет! А у евреев есть еврейская религия и религиозное еврейство. Два этих понятия национального и религиозного сливаются в единое целое и не существуют одно без другого. Еврейская национальность связана только с еврейской религией. А еврейская религия только с еврейской национальностью.

В чём же причина?

Из-за того, что возникновение евреев как народа и принятие веры произошло не постепенно, с интервалом в сотни лет, а в одно и то же время! 3319 лет назад разрозненное племя потомков Авраама, Ицхака и Яакова выходит из Египта, чтобы получить Тору на горе Синай. Там, на горе Синай, евреи в один момент стали народом, получив свои законы, традицию, культуру и т.д. С тех пор и до наших дней всё еврейское находится в Торе и только в Торе. Она регулирует и охватывает все аспекты нашей жизни. По этой причине еврей может существовать без общей территории, языка, культуры и т. д., и столько времени, сколько кто-то и где-то учит Тору, там еврейское-бессмертное будет существовать, а там, где этого нет — всё еврейское исчезает в течении нескольких поколений.

Вот в этой еврейской особенности единства национального и религиозного можно найти ответ и на десятки других насущных проблем, но это уже не в рамках Вашего вопроса…

(С сайта Толдот.ру)

 

Дополнение р. Аврасина:

Я позволю себе не согласиться с тем, что у евреев не было общей территории. Вс-вышний даровал нам Землю Израиля, и первый период жизни еврейского народа прошел именно на Святой Земле. Даже когда мы ушли в изгнание, страстное стремление вернуться на нашу землю и отстроить Иерусалим никогда не покидало еврейские сердца. Там, где это желание ослабевало, начиналась ассимиляция и духовная деградация. И сейчас евреев всего мира, кроме нескольких небольших маргинальных групп, объединяет особое отношение к стране Израиля. Многие из тех, кто все еще живет в диаспоре, часто посещают Израиль, и ощущают сродство с ним, даже если они не соблюдают многие заповеди Торы. И в грядущем, когда весь народ соберется на Святой Земле, исполнятся все пророчества, произнесенные на ней нашими пророками.

 



Куда делись десять колен Израиля?

 

Вопрос: Шалом алейхем, уважаемые раввины! У меня возник вопрос по поводу колен Исраэля. А конкретно: куда они делись? Не могли бы Вы мне дать ссылки, где я могу найти информацию в ТаНаХе о них, у каких пророков или в других источниках? Информация нужна мне, чтобы рассказать историю о коленах детям (а точнее, провести занятия). Хотелось бы сделать это как можно лучше. Спасибо за внимание. А.

 

Отвечает рав Мендель Агранович:

Уважаемый А.!

Ваш вопрос — одна из самых больших загадок еврейской истории. И не только из-за того, что мы не знаем, куда были изгнаны 10 потерянных колен, но и потому, что в самой Традиции, чтобы проследить их судьбу, требуется большая эрудиция, так как информация разбросана и противоречива.

Итак, попробуем навести порядок:

В книге Млахим (Царства II 17, 6) сообщается, что за нарушение всех основных законов Торы и систематическое пренебрежение предостережениями пророков Всевышний наказал народ Израильского царства. И десять колен, населявшие это царство, были угнаны ассирийским царем:

(1) В двенадцатый год (царствования) Ахаза, царя Йеудейского, стал царем над Исраэйлем Ошэйа, сын Эйлы, и (царствовал) в Шомероне девять лет. (2) И делал он то, что было злом в очах Г-сподних, но не так, как цари Исраэйльские, которые были до него. (3) И выступил против него Шалманэсэр, царь Ашшурский, и стал Ошэйа рабом его, и давал ему дань. (4) И нашел царь Ашшурский в Ошэйе измену, так как тот послал послов к Coy, царю Египетскому, и не принес ежегодной дани царю Ашшурскому; и задержал его царь Ашшурский, и заточил его в дом темничный. (5) И пошел царь Ашшурский (войною) по всей стране, и поднялся к Шомерону, и осаждал его три года. (6) В девятый год (от начала царствования) Ошэйи царь Ашшурский взял Шомерон; и изгнал он Исраэйльтян в Ашшур, и поселил их в Халахе, и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мадайских.

Давайте представим себе масштабы этой катастрофы — 5/6 всего еврейского народа были изгнаны и растворились в котле истории! Даже во время Холокоста была уничтожена треть нашего народа, здесь же мы говорим о 5/6!!!

О дальнейшей судьбе этих евреев есть спор в трактате Сангедрин:

Мишна (110 б) приводит слова раби Акивы: «Десять колен в будущем не вернутся. Как сказано в главе Ницавим (Дварим 29, 27): “И бросил Он их на землю другую, как в сей день (как этот день)”. Как день уходит и не возвращается, так они ушли и не вернутся». Мнение же раби Элиэзера: «Как этот день — как в дне тьма сменяется светом, так и десять колен: покрыты мраком, но в будущем будут освещены». Талмуд приводит также слова раби Акивы о том, что у десяти колен нет доли в будущем мире. Ему возражает раби Шимон: это только если они остаются на таком же низком духовном уровне, как в момент изгнания. Если же они исправят свои поступки, у них будет доля в будущем мире. Раби Йеуда а-Наси приводит слова пророка Йешаягу (27, 13) о том, что «придут пропавшие в земле ассирийской». Отсюда раби Йеуда а-Наси делает вывод, что они удостоятся доли в будущем мире.

Раши цитирует также высказывание из трактата Мегила (14 б) о том, что пророк Ирмиягу уже вернул по крайней мере часть представителей этих колен. О тех, кто не вернулся, в трактате Йевамот (17а) сказано, что они не оставили еврейского потомства.

Иерусалимский Талмуд говорит, что они пребывают за рекой Самбатион, через которую невозможно переправиться в будние дни из-за бурного течения и камней, которые она выбрасывает. В Субботу река успокаивается, но переправится через нее нельзя, не нарушив Субботы. Это сообщение Иерусалимского Талмуда подтверждал еврейский путешественник, который поклялся, что слова его — истина, перед судом раби Йоэля Равкаша, автора книги Байт Хадаш. Современная география не знает местонахождения такой реки на Земле, тем более, что после изгнания десять колен расселились, ориентировочно, на территории Индии, Афганистана, Пакистана. Бытует версия о том, что у пуштунов, которые не заключают браков ни с кем, кроме представителей своего племени, существую сходные с названиями колен Израиля фамилии, они делают сыновьям обрезание на восьмой день и, по-видимому, являются потомками десяти колен. Эту версию очень трудно принять, т.к. на территории Афганистана и Пакистана, где компактно проживают пуштуны, были еврейские общины, и их руководители не подтверждают, что пуштуны были как-то связаны с еврейским народом.

Легенды и предания гласят, что у десяти колен было мощное еврейское государство за рекой Самбатион. И это очень странно, т.к. мы не находим подтверждения этому в исторических источниках. Так или иначе, скорее всего, судя по вышеприведенным источникам, десять колен вернутся, но сейчас сложно предположить, как именно это произойдет.

В принципе, в момент прихода Машиаха возможны многие сюрпризы, поскольку могут вернуться потомки и испанских марранов, и крещеных кантонистов, и принявших ислам евреев Кавказа. РаМБаМ пишет, что, когда придет Машиах, к нему соберется ВЕСЬ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД, и он будет сообщать всем их происхождение. Можно предположить, что это относится и к представителям 10 колен. Поживём — увидим! Желаем всем дожить до этого времени!


ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ  

ШАБАТ ГЛАВА БЕГААЛОТХА: зажигание: (05.06) – 21.11 ИСХОД: (06.06) – 22.46

Благословение на зажигание свечей Шабата:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s