Home

НА ВЫСОКОМ макет 231

Выпуск №231                                                                           Сиван 5775 г. (05.2015 г.)

                                   Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

 Недельная глава Насо

Три в одном – личность, семья, народ.

Шалом, уважаемые читатели!

В нашей недельной главе один за другим приводятся несколько законов, на первый взгляд не связанные между собой. Рассмотрим их.

Первый закон предписывает высылать за пределы стана Израиля ритуально нечистых людей трех категорий: прокаженных, слизетечивых (вид особой болезни, когда из гениталий человека течет слизь), и осквернившихся прикосновением к мертвому телу, которой считается «отцом отцов нечистоты», т.е. источником самой сильной нечистоты. Причем следует помнить, что стан сынов Израиля в пустыне делился на три стана, один внутри другого. Скиния Завета и ее двор, располагавшиеся с центре, являлись станом Шхины (Б-жественного Присутствия). Вокруг двора Скинии располагались с трех сторон три семьи Левитов, а напротив входа – шатры Моше и Агарона с сыновьями, и это называлось станом Левитов. И наконец, непосредственно стан Израиля представлял собой внешнее кольцо, где с четырех сторон располагались четыре группы колен, по три в каждой. Прокаженный высылался за пределы всех трех станов, слизетечивый – за переделы стана Шхины и стана Левитов, а осквернившийся мертвым не мог войти лишь в стан Шхины.

Второй закон говорит о человеке, который раскаялся в незаконном присвоении чужого имущества и хочет искупить этот проступок. Он должен был возместить пострадавшему или его наследникам ущерб, прибавив к нему пятую часть. Если же наследников нет, а человек уже умер, эта сумма передавалась когенам. Причем Мудрецы отмечают, что здесь Тора имеет ввиду ограбленного неофита, «гера», поскольку у любого коренного еврея всегда есть родственники, а, следовательно, именно они и будут его наследниками. Однако же если нееврей переходит в иудаизм, все его прежние родственные связи обрываются. И если он не завел еврейской семьи (например, перешедший в иудаизм в преклонном возрасте), то его наследником становится сам Вс-вышний, т.е. Храм и когены.

Третий закон сообщает нам подробности, связанные с женщиной, имеющей статус «сота» («сошедшая с правильного пути»).  Речь идет о ситуации, в которой муж приревновал свою жену к другому мужчине, но не может доказать или опровергнуть факт супружеской измены. В этом случае было необходимо привести женщину в Храм, где коген брал с нее клятву о том, что она невинна, после чего ее поили освященной водой, в которую добавляли немного праха с пола Скинии и туда же стирали отрывок из Торы, в котором содержится этот закон. Если женщина была невиновна, вода не причиняла ей вреда, а наоборот – облегчала ей роды и улучшала «качество» детей. Однако если она все же согрешила с другим мужчиной, то ее ждала страшная смерть – ее чрево распухало, а конечности высыхали. Стоит упомянуть, что это случалось только в том случае, если сам муж был чист и не прикасался к жене после возникновения подозрений.

Четвертый отрывок сообщает нам законы, касающиеся «назира», своеобразного «еврейского монаха», т.е. человека, взявшего на себя на какой-то период дополнительные ограничения. Назиру было запрещено пить вино и есть виноград в любом виде, оскверняться нечистотой мертвого, стричь волосы на голове и на теле. Если ему удавалось остаться чистым на весь срок обета, то он приходил в Храм, обривал все волосы, и приносил несколько специальных жертв, после чего обет считался исполненным, и он возвращался к нормальной жизни. Если же он становился нечистым, то также обривал волосы, приносил искупительную жертву, и срок его обета начинался сызнова.

Как мы видим, все четыре закона говорят о разном. Но рав Шимшон Гирш усматривает  между ними интереснейшую связь.

Для начала он выстраивает три стана по схеме «личность – семья – народ», где стан Шхины – место, где раскрывается связь с Б-гом отдельно взятой из среды Израиля личности. И это логично, поскольку Тора обязывает каждого еврея иметь личную связь с Б-гом посредством Храма: «Трижды в год каждый мужчина да предстанет перед ликом Б-га!», т.е. посетит Храм в три праздника восхождения. Не смотря на то, что сама храмовая служба возложена была на сословие когенов,  человек обязан был сохранять личную эмоционально-когнитивную связь с Творцом, Чье Имя освящает Храм. И поэтому их этого стана уходит осквернившийся мертвым телом – на самом высоком уровне отношений «Б-г – личность» нет места для энтропии, которую символизирует смерть, поскольку именно посредством такой связи личность черпает жизненные силы самого высокого порядка из источника вечной жизни – Б-га Живого. Частное проявление этой связи – «назир», человек, приближающийся к Творцу по собственному почину.

Стан Левитов согласно этой концепции символизирует связь «Б-г – семья». Ведь именно колено Левитов не участвовало в грехе золотого тельца, за что и удостоилось быть избранным для службы Творцу. До этого греха каждая семья имела свой индивидуальный канал связи с Б-гом – через первенца, посвященного для такого служения. Но первенцы Израиля осквернились, принеся жертвы тельцу, и Б-г отверг их, заменив Левитами. Отсюда и заповедь относиться к левитам, как к членам семьи – давать им десятину, поддерживать материально, и пр. Кроме того, рядовой исраэлит включался в перепись с двадцатилетнего возраста, т.е. с призывного, а армия делилась на десятки, сотни, тысячи и т.д., что нивелировало семейные связи, поскольку семья как ячейка общества лишилась своей особенной связи с Творцом после тельца. В это же самое время левиты переписывались уже с месячного возраста, т.е. с момента, когда ребенок больше не считается «нефель» (в прямом значении «выкидыш», по смыслу – «нежизнеспособный»). И кроме того, левиты не делились на десятки, и т.д., поскольку не выходили на войну. Отсюда можно предположить, что если бы не грех тельца, народу Израиля вообще не пришлось бы воевать – Вс-вышний изгнал бы кнаанеев подобно тому, как Он покарал египтян. Поэтому связь семьи с Б-гом символизирует изгнание из стана левитов слизетечивого, поскольку болезнь такого рода имеет своим источником грехи в половой сфере – супружескую измену, различного рода извращения, и пр. Проявление такой связи – «сота». Ради сохранения мира в семье Вс-вышний согласен даже стереть Свое святое Имя (написанное на пергаменте и стираемое вместе с отрывком в питье для соты).

И, наконец, стан Израиля – это связь всего народа с Б-гом, и поэтому из него высылается прокаженный, поскольку основной грех, за который на человека обрушивалась проказа – злоязычие и сплетни – приводил к раздорам между евреями, и как следствие, — к ослаблению связей между разными частями народа в целом. А ведь Вс-вышний воспринимает народ Израиля прежде всего как единую и неделимую сущность, и любое ослабление единства приводит к утрате этой связи, жизненно важной для правильного служения в этом мире. Частный случай – «грабеж гера». Вс-вышний демонстрирует, что и отношения между людьми влияют на святость народа и связанны с ними неразрывно.

В период счета Омера мы скорбим о потере единства между учениками рабби Акивы – лучшими из лучших из нашего народа. Что тогда можно сказать о простых людях? «Если кедры теряют свою хвою, что остается делать стенному мху?» Но следует всемерно стремиться к преодолению розни между людьми в нашем народе и во всем мире – только тогда мы можем надеяться на возведение третьего Храма, поскольку он – не вещь в себе, а символ восстановившейся связи всего народа Израиля со Вс-вышним.

р. Шломо Зелиг Аврасин


РУКА ПРОВИДЕНИЯ

 

 

Почти вплотную к границам Ливана простираются обширные поля, принадлежащие семье Пинхаса, местного уроженца и одного из считанных земледельцев, еще оставшихся в поселении. Большая часть его жителей работают в других местах, но Пинхас любит землю всей душой и ухаживает за своими растениями с отцовской заботливостью. Его история удивительна.

«Поверите ли, еще 14 лет назад я никакого понятия не имел о шмите. Я работал изо дня в день, иногда даже без выходных, и тем более каждый год. В нашем поселении едва набирается миньян на Шабат, неудивительно, что я не знал ни о чем еврейском. А в том году шмиты, 14 лет назад, мне пришлось воочию убедиться, что есть Высшее Провидение, причем узнать об этом мне довелось, как говорится, на собственной шкуре.

В том году я посадил помидоры на трех участках земли, общей площадью 18 дунамов, которые должны были дать урожай в разное время. Когда пришло время созреть помидорам на первом участке, занимавшем два дунама, я ежедневно приходил туда и осматривал их. Каково же было мое удивление, когда день проходил за днем, а они и не думали созревать! Они уже выросли до гигантских размеров, но цвет их оставался очень далеким от красного. Никогда еще нам не доводилось встречаться с таким явлением. Мы ждали еще долго, но ничего не менялось. В конце концов мы решили, что поставщик рассады обманул нас, продав бракованный товар, и подали на него в суд.

Второй участок, площадью 5 дунамов, был покрыт красными и спелыми помидорами. Когда мы пришли туда, чтобы собрать урожай, мы к ужасу своему обнаружили, что все без исключения плоды оказались червивыми! Весь урожай пришлось выбросить!

Нашей последней надеждой был третий — самый большой участок. И он не подвел нас! Помидоры на нем выросли к сроку — сочные и румяные, без единой червоточины. Обрадованные результатами осмотра, мы решили на следующий день начать сбор спелых плодов.

Утром, придя на место, мы оцепенели… Оказалось, что за ночь стадо диких кабанов сломало забор, ограждающий поле, и устроило там пиршество, по их следам пришли другие травоядные, что съели, что потоптали, вырвали с корнем… От нашего прекрасного поля, в которое было вложено столько труда и средств, не осталось и следа! Я не только не заработал ни шекеля, но у меня не оставалось денег ни на покупку новой рассады, ни даже на поездку в город!

Я не мог понять, что происходит, почему, что хотят от меня… Изливая душу друзьям, я впервые услышал, что причина моих несчастий заключалась в одном лишь слове — шмита.

Я стал знакомиться с совершенно новым для меня понятием, и постепенно заинтересовался прежде далеким от меня миром еврейской Традиции, Торы, заповедей… Я узнал о том, что существует ашгаха пратит (персональный надзор), и что возможно установить связь с Творцом мира посредством молитвы. Мое приближение к вере было медленным, что и говорить. Но именно шмита оказалась той поворотной точкой, когда я убедился, что у мира есть Хозяин. Постепенно я начал смотреть на события другими глазами и обнаруживать Его управление во всем происходящем. С тех пор как я начал обращаться к Всевышнему напрямую, я обнаружил, что Он также отвечает мне — на особом языке. Вот один из примеров такого общения.

Однажды мы с сыном вышли пахать на одно из наших полей. Как только мы приступили к работе, от плуга неожиданно открутился один из основных болтов, без которого весь агрегат был негоден к использованию. По цвету он совершенно сливался с землей, и мы никак не могли найти его. Чтобы заменить его, пришлось бы потратить целый день, то есть драгоценный день работы в разгар сезона прошел бы впустую. Вдруг я вспомнил о Нем — о Творце вселенной — и обратился к Нему, прося помочь мне найти болт. В то же мгновение я увидел его среди комьев земли. Я позвал сына и сказал: я вижу болт, он совсем рядом, а ты видишь? Сын искал его еще полчаса, но так и не заметил, пока я не указал ему прямо на это место.

Как-то раз я познакомился с понятием денежной десятины и тут же на месте решил, что от выручки, ожидавшейся в тот день, отделю десятую часть. На исходе дня я вынул из кошелька несколько сот шекелей и отдал одному своему родственнику, срочно нуждавшемуся в деньгах. Не поверите, но точно такая же сумма вернулась ко мне в тот же вечер другим путем! Я был просто ошеломлен — такого со мной не случалось еще ни разу в жизни! Тогда я сказал Всевышнему: о-кей, кажется, я начинаю понимать Тебя. В следующую шмиту обещаю — никакой работы в поле.

Вскоре мне пришлось также убедиться, что невыполнение обещаний может оказаться опасным! Однажды у меня накопился долг в 360 шекелей в нашу синагогу. И так получилось, что у меня на руках оказалась точно требуемая сумма, которую я тут же назначил для погашения долга. Возвращаясь в тот день домой, я вспомнил, что мне срочно нужно купить средство от вредителей. Недолго думая, я взял эти деньги и купил на них необходимое средство, которое, кстати, как раз обошлось в эту сумму. Долг я решил заплатить в другой раз.

Вернувшись домой, я залил купленное средство в бак распылителя. Не прошло много времени — и оттуда неожиданно раздался взрыв! Бак лопнул, и кусок его металлической стенки полетел прямо в меня! К счастью, он попал мне в плечо, а не в лицо… Удар был настолько силен, что я упал и потерял сознание. Очнувшись, понял, что с обещаниями не шутят…

С тех пор, как я обнаружил Творца, я понял, что к Нему можно обращаться с любыми просьбами — как сын обращается к отцу. Честно говоря, поначалу мне было немного неудобно: ведь я столько лет не делал ничего для Него, как же я смею просить Его о чем-то?

Несколько лет назад наш древний трактор после долгих лет верной службы вышел из строя. Земледелец без трактора — как без рук, но новый стоил 60000 шекелей, а у меня в то время не было на это ни гроша. Я решил обратиться в банк, надеясь получить ссуду хотя бы на небольшую часть необходимой суммы. Но перед этим я обратился к нашему Небесному Отцу. В банке меня ждал небывало теплый прием. Мне торжественно объявили, что я могу получить ссуду на целых 50 тысяч шекелей на выгодных условиях! Но еще до того, как я успел всерьез задуматься, где взять еще 10 тысяч, я узнал, что как земледельцу мне полагается подарок от государства на сумму… правильно, 10000 шекелей! Мне оставалось только возблагодарить Всевышнего за помощь. Подобное же случилось и в другой раз, когда мне срочно понадобился новый грузовик для доставки товара на рынок.

Осознание того, что есть Высшее наблюдение за всем, что происходит в мире, в корне изменило нашу жизнь. В прошлую шмиту мы с самого начала видели руку Провидения буквально во всем. Благословение было на всем: мы смогли сделать ремонт в доме, построить курятник, даже оборудовать комнаты на съем. В том году чудеса сопровождали каждый наш шаг. Мы смогли поддерживать достойный уровень жизни несмотря на то, что основной источник нашего дохода не действовал.

Однажды я находился в Кирьят Шмоне, которая расположена в долине, и вдруг увидел, что весь склон горы охвачен пожаром. Несмотря на то, что в шмиту у меня нет растительности на полях, там оставалась дорогая сельскохозяйственная техника, а также современная оросительная система. Стоило огню перекинуться на колючки, которыми заросло поле, — и всему конец!

Я сел в машину и помчался в домой. Оттуда было хорошо видно, какой страшный ущерб нанес пожар полям, принадлежащим соседнему киббуцу. Я спустился с горы к своему полю и обнаружил, что пожарным удалось обуздать огонь — прямо у его границы! Я поднял глаза к небу и осознал: это тоже часть благословения — охрана земледельцев от ущерба.

Сразу после шмиты качество нашей продукции многократно повысилось, что привело к еще большему спросу.

Этим летом, накануне очередной шмиты, мы с сыном работаем не покладая рук. Для обработки такого урожая нужно много сил. Ведь он втрое больше, чем обычно — в точности как написано в Торе! Кусты томатов не выдерживают тяжести налившихся плодов, и так же обстоит со всеми остальными видами, которые мы у себя выращиваем. Все, что мы продаем, выхватывают “с руками”, да еще и по двойной цене! И все, кто знает нас на оптовом рынке, задают один и тот же вопрос: почему в этом году ваша продукция такого исключительного качества? Что вы добавляете к ней? А я отвечаю им: в следующем году вы будете по нам скучать, потому что мы на рынке не появимся! Так что сейчас пользуйтесь благословением шестого года».

Я интересуюсь, как Пинхас собирается прокормить семью в наступающий год шмиты. «Я уже упоминал, что в этом году мы собираем трехкратный урожай. Кроме того, у нас есть комнаты на съем. Да и на работе у моей жены происходят чудеса. Она работает в яслях в соседнем поселении. В этом году туда приехало много молодых семей с маленькими детьми, и она получила дополнительно 40 рабочих часов в месяц — тоже неплохая прибавка…»

Пинхас прерывает свой рассказ и указывает на простирающийся перед нами пейзаж. «Обратите внимание, на нашей стороне все зеленеет и цветет, в то время как за забором, по ту сторону ливанской границы, все окрашено в разные оттенки желтого и бурого».

Действительно, разница между холмами на израильской стороне и точно такими же холмами на стороне Ливана просто поразительна — напоминает рассказ о горе Гризим и горе Эйваль. Понятие «Зеленая черта» для определения израильской границы воспринимается буквально! Когда по Стране Израиля начали распространяться еврейские поселения, можно было видеть с самолета, какую территорию уже обжили евреи, а какую — еще нет. Но в этом месте разделение особенно бросается в глаза. С одной и той же горы видно территорию Ливана: все, что можно охватить взглядом — сплошь желто-бурого цвета пустыни. Но когда переводишь взгляд на территорию Израиля, видно, что вся долина от склонов Хермона и до Кинерета представляет собой смешение ярких цветов с преобладанием зеленого. Пограничная дорога, как острый нож, разделяет между зеленым и желтым.

«До того, как израильская армия покинула Ливан, — продолжает Пинхас свой рассказ, — один ливанец попросил принять его на работу. Я согласился. Когда я привез его на свое поле, где росли бобы, он замер, открыв рот от удивления. Придя в себя, он рассказал, что до Войны за независимость, еще ребенком, жил в Хайфе, и там они тоже выращивали бобы. Но тогда бобовые растения были не выше двадцати сантиметров, а теперь он попал на поле, где они возвышались на полтора метра! Араб был просто шокирован! А я знаю, что Земля Израиля хранила верность своим сыновьям, и только после их возвращения стала пробуждаться и плодоносить, как раньше».

Мирьям Климовская. По мотивам рассказов из сборника Давида Кляйнера «И пошлю Свое благословение»


 

 

 

 

 


ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ  

ШАБАТ ГЛАВА НАСО: зажигание: (29.05) – 21.04 ИСХОД: (30.05) – 22.35

Благословение на зажигание свечей Шабата:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s