Home

Памяти рава Агарона Лихтенштейна,

                                                                                                                бессменного главы йешивы Гар Эцион»,

                                                                                                                да будет память праведника благословенна.

Рав Кромбайн, РаМ йешивы Гар Эцион

Перевод Ш.З. Аврасина

 

ЗАПОВЕДЬ ИЗУЧЕНИЯ ТОРЫ И ПРАВИЛО «ТОТ, КТО ЗАНЯТ ВЫПОЛНЕНИЕМ ОДНОЙ ЗАПОВЕДИ, ОСВОБОЖДЕН ОТ ДРУГИХ ЗАПОВЕДЕЙ»

Среди многих галахических правил, содержащихся в Устной Торе, есть одно, согласно которому тот, кто занят выполнением одной заповеди, освобождается от других заповедей. Вопрос, который мы разберем в этой статье, касается применения этого правила к заповеди «Талмуд Тора», т.е. изучения Торы.

РаМБаМ (Законы супружеских отношений, гл.15, п.2) постановил[1]:

«Заповедь «плодитесь и размножайтесь» возложена на мужчину, но не женщину. С какого возраста? С 16-17 лет. Если мужчина перешагнул 20-тилетний рубеж, и не женился, то тем самым он преступил закон, и аннулировал эту предписывающую заповедь. Но если он изучает Тору, будучи всецело погружен в эту заповедь, и боится, что в случае женитьбы ему придется заботиться о пропитании, и ему придется прекратить интенсивное изучение Торы, то в этом случае ему разрешается отложить женитьбу, поскольку тот, кто занят выполнением одной заповеди, освобождается от других заповедей, тем более есть речь идет о изучении Торы».

Источник, на который опирается это постановление РаМБаМа, находится в трактате Кидушин (29Б) Вавилонского Талмуда:

«Заповедь изучения Торы и заповедь жениться — какая из них имеет приоритет? Сначала пусть учит Тору, а затем женится…»

Однако в приведенном отрывке не упоминается правило «Тот, кто занят…»[2] Рав Агарон Лихтенштейн зацаль отмечает, что в этом нет никакой необходимости, поскольку тут не указываются сроки выполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь», т.е. ее можно выполнить в течение всей жизни, следовательно, тут не может идти речи об отказе от исполнения одной заповеди ради другой. Однако РаМБаМ считал по-другому, и определил некий конкретный возрастной рубеж для выполнения этой заповеди, как это следует из приведенной выше цитаты. Поэтому единственный способ оправдать задержку в исполнении заповеди «плодитесь и размножайтесь» — это использовать правило «Тот, кто занят«.

Проблема, однако, состоит в том, что у нас есть множество примеров, демонстрирующих, что это правило неприменимо к заповеди изучения Торы. Вот один из них, причем из того же самого источника, из которого следует первичное наше предположение, согласно которому это правило применимо к данной заповеди (РаМБаМ, Законы чтения «Шма», гл. 2, п. 5):

«Если человек был занят изучением Торы, и наступило время чтения «Шма Исраэль» — он должен прервать учебу и прочесть «Шма»».

То же самое сказано и о молитве «18 благословений» (РаМБаМ, Законы чтения молитвы «18 благословений», гл. 6, п. 58): «Если человек был занят изучением Торы, и пришло время молитвы — он должен прервать учебу и молиться; но если изучение Торы — его основное занятие, и он вообще не занимается никакой иной деятельностью, и в тот момент, когда наступило время молитвы, он был погружен в изучение Торы — в этом случае он не должен прерывать учебу, поскольку заповедь изучения Торы важнее, чем заповедь молитвы».

Последнее положение закона касается только того, кто превратил изучение Торы в свое основное занятие. Во всех остальных случаях мы видим, что человек обязан прервать учебу ради чтения «Шма» и молитвы, причем молитва — заповедь «де-рабанан», а изучение Торы — «де-орайта». Это же правило будет действовать и в отношение других заповедей. Рав Лихтенштейн зацаль приводит слова Иерусалимского Талмуда (Брахот, гл. 1, гал. 2), где говорится, что рабби Шимон бар Йохай не прерывал учебы даже ради чтения «Шма». Затем Гмара задает вопрос:

«Разве рабби Шимон бар Йохай не согласен с тем, что следует прервать изучение Торы для выполнения заповеди «сукка» или заповеди «лулав»? Разве он не признает того, что сказано «Тот, кто учит Тору, но не собирается исполнять ее заповеди, лучше бы не родился на свет»? Сказал рабби Йоханан: тот, кто учит Тору, но не соблюдает ее заповеди — лучше бы во время родов послед закрыл ему лицо (задушил), и он вообще не появился бы на свет!»

Выходит, что по мнению, приведенному в Иерусалимском Талмуде, совершенно ясно и однозначно, что следует прервать изучение Торы для исполнения других заповедей. Если пришел рассвет, или наступил закат, нужно сделать перерыв в учебе и прочесть «Шма Исраэль»! Талмуд приводит очевидную причину такого положения дел — если человек не прервался для исполнения заповеди, это означает, что он учит законы Торы не для того, чтобы их исполнять, а в этом случае, по образному выражению Ирушалми, ему лучше было бы вообще не родиться! Так что совершенно ясно, что если приходится выбирать, то следует предпочесть выполнение заповедей изучению Торы, иначе возникает неразрешимое противоречие.

Эта тема поднимается так же в трактате Моэд Катан (л.9а-б) Вавилонского Талмуда:

  «Рабби Йоханан бен Асмай и рабби Йегуда бен Герим в доме учения рабби Шимона бар Йохая изучали главу Торы, говорящую об обетах. … Однажды они сидели за учебой, и у них возник вопрос, касающийся противоречия между двумя стихами из Мишлей (Притч Соломоновых): В главе 3, ст. 15 сказано: «Она (Тора) дороже жемчуга, и все вещи, желанные тебе, не сравнятся с ней», из чего следует, что только то, что желанно человеку (т.е. некие материальные, будничные потребности), не могут сравниться с Торой, а вот то, что, желанно Небу (т.е. заповеди), вполне могут с ней сравниться. В то же самое время в гл. 8, ст. 11 сказано: «…и всё желанное (включая и заповеди) не сравнится с ней». (Разрешается это противоречие так:) в первом из приведенных стихов имеются в виду заповеди, которые не могут быть исполнены другими людьми (и поэтому нужно ради них прервать изучение Торы), а в во втором — те, которые могут быть исполнены другими людьми».

РаМБаМ (Законы изучения Торы, 3:3-4), объясняет этот отрывок и выводит соответствующую галаху:

«Нет среди всех заповедей такой, которая сравнилась бы с заповедью изучения Торы, в то время как сама эта заповедь равноценная всем остальным заповедям вместе взятым, поскольку изучение Торы приводит к ее воплощению в реальности, и поэтому во всех случаях учеба предшествует действию.

Если возникает ситуация, где нужно выбрать межу изучением Торы и исполнением другой заповеди, то, если эту заповедь могут выполнить другие, не следует ради нее прерывать изучение Торы, а если не могут — то следует вначале выполнить заповедь, а затем вновь вернуться к  учебе».

Из этого приведенного выше следует, что правило «Тот, кто занят выполнением одной заповеди, свободен от выполнения другой» не действует в случае с заповедью изучения Торы, поскольку это правило не дифференцирует заповеди по тому обстоятельству, могут ли они быть исполнены другими людьми, или нет. Например, тот, кто выполняет заповедь сторожить потерянное другим человеком имущество, освобождается на это время от заповеди давать бедняку цдаку, и не важно, есть ли кто-то еще, кто может дать ему цдаку, или нет.

И если это так, то как соотнести это с постановлением РаМБаМа о том, что тот, кто боится, что женитьба помешает изучению Торы, имеет право отложить вступление в брак? Как разрешить это противоречие между двумя постановлениями РаМБаМа?

Для решения этой проблемы рав Лихтенштейн зацаль предлагает глубже посмотреть на вещи, увидеть некие концептуальные моменты, так сказать, «выйти из коробки». На первый взгляд, тут идет речь о конкуренции между изучением Торы и другими заповедями, похожей на перетягивание каната или на «армрестлинг» — кто сильнее, тот и победит. Действительно, в наших источниках можно найти подтверждение этой концепции, например, в трактате Кидушин (лист 40б), рабби Тарфон и другие мудрецы обсуждали вопрос, что важнее — изучение Торы или практическое исполнение заповедей? Да и приведенная выше сугия из трактата Моэд Катан рассматривает это, как соревнование.

Однако рав Лихтенштейн предлагает посмотреть на вещи иначе. В приведенном выше отрывке из Иерусалимского Талмуда видно, что мудрецы Гемары весьма эмоционально отреагировали на то, что РаШБИ не прерывал изучение Торы для исполнения заповеди чтения «Шма»: «Тот, кто учит Тору, но не соблюдает ее заповеди — лучше бы … вообще не появился бы на свет!» Делая паузу в изучении Торы для чтения «Шма», мы вовсе не утверждаем примат религиозной практики по отношению к заповеди «Талмуд Тора», наоборот — тем самым мы выявляем некое внутреннее свойство изучения Торы, выражающееся в его особой связи с практическим исполнением заповедей. Мы изучаем Тору для того, чтобы правильно исполнять повеление Вс-вышнего, выразившееся в различных заповедях, и эта концепция приводит к подводит нас к неизбежному выводу: для придания настоящей ценности нашей учебе необходимо ее прервать ради исполнения заповеди! Если человек не делает паузы в изучении Торы ради исполнения заповеди, то тем самым он как-бы свидетельствует, что вся его учеба — чисто теоретическая и умозрительная, не имеющая никакого отношения к его реальному существованию, что, само собой, является серьезнейшим качественным недостатком. И тогда становится совершенно ясно, что такая Тора, пустая и оторванная от действительности, никак не может соревноваться с исполнением заповедей! Здесь даже не нужно применять правило «Тот, кто занят одной заповедью, освобождается от исполнения других заповедей». Этот принцип применим к заповеди изучения Торы только при условии, что Тора изучается с целью соблюдения ее заповедей. Только в этом случае возможно отдалить выполнение заповеди ради изучения Торы. Если говорить о проблеме, поднимаемой РаМБаМом, то следует обратить внимание, что соотнося заповедь «Талмуд Тора» и «плодитесь и размножайтесь», он говорит не о полном аннулировании второй заповеди перед первой, а лишь о том, что ее можно отложить на некоторое время. И это понятно, так как если бы такое аннулирование имело место, то оно бы автоматически лишало ценности и саму заповедь изучения Торы, превращая ее в бесплодное (каламбур) теоретизирование.

Приведем еще несколько примеров. В трактате Брахот (лист 13б) говорится:

«Учили Мудрецы: «Шма Исраэль, Адо-най Элокейну, Адо-най Эхад!» — (только один) этот (стих) произносил Рабби Йегуда а-Наси в качестве исполнения заповеди чтения «Шма», (когда вел урок Торы для своих учеников — РаШИ). Сказал Рав, обращаясь к рабби Хие: я никогда не видел, чтобы Рабби принимал на себя небесное царство (т.е. читал «Шма») (во время преподавания Торы — РаШИ). Ответил ему (рабби Хия): Сын достойных! Он принимал на себя небесное царство, когда закрывал руками лицо свое (во время произнесения стиха «Шма Исраэль»).

Дочитывал ли (Рабби «Шма») до конца (после окончания занятий) или нет? Бар Капара говорит: не дочитывал, рабби Шимон Бареби говорит: дочитывал».

Как нам известно, молитва «Шма» состоит из четырех частей: сам стих «Шма Исраэль…», и три отрывка из Торы. Ранние Мудрецы спорили, что именно нужно прочесть для минимального исполнения этой заповеди с точки зрения Торы («де-орайта»), и большинство из них склоняются к мнению, что для этого нужно прочесть не только первый стих, но еще и первый отрывок «И возлюби Г-спода Б-га твоего всем сердцем своим…». Тогда выходит, что рабби Йегуда а-Наси, прямой потомок царя Давида, глава поколения, составитель Мишны, аннулировал важнейшую заповедь Торы, пусть и ради того, чтобы не прерывать свои занятия с учениками! Как же это соотносится с тем, что мы сказали выше — ради выполнения заповеди чтения «Шма» надлежит прервать изучение Торы? Рав Лихтенштейн зацаль предлагает весьма элегантное решение этой щекотливой проблемы: произнесение стиха «Шма Исраэль…» является лишь частичным исполнением заповеди «Крият Шма», но даже если этого не достаточно для того, чтобы выполнить эту заповедь в минимальном объеме, этого хватает для того, чтобы обеспечить привязку изучения Торы к исполнению ее заповедей вообще, т.е. тем самым Рабби снимал противоречие, разобранное нами выше.

Если мы спросим себя — какое важное качество, обладателем которого был рав Агарон Лихтенштейн зацаль, проявилось в этом блестящем и элегантном решении, то на ум нам придут, наверное, такие качества, как оригинальность и широта мышления, методичность и объемность подхода к проблеме, творческая смелость и глубокое понимание  проблемы, и всё это, безусловно, будет верным и правильным. Но мне хотелось бы обратить внимание читателей на иной аспект. Мне кажется, что здесь мы стали свидетелями проявления такого качества, как высокоморальность и нравственность. Если бы мы удовлетворились обычным пониманием этой проблемы, и приняли противопоставление изучения Торы практическому исполнению ее заповедей как базовую концепцию, то это означало бы, что мы проявили леность мысли, и тем самым совершили грех, не выполнив в полном объеме то, что на нас возложено. То есть, это стало бы моральной проблемой. Поэтому мы должны стараться глубоко анализировать изучаемый материал не только с целью разрешения противоречий и неясностей, но, прежде всего потому, что к этому нас обязывает стремление приблизиться к истине настолько, насколько это возможно, пусть даже это не поможет нам разрешить проблему. Лучше оставить противоречие неразрешенным, чем погрешить против внутренней истины. Дай Б-г нам продолжать следовать путем нашего Учителя, да будет душа его включена Вс-вышним в узел жизни!

[1] Перевод не дословный, а адаптированный для широкого круга читателей.

[2] Для простоты восприятия мы не будем каждый раз цитировать все правило целиком, поскольку оно является главной темой данной статьи.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s