Home

Между первой и второй (переписью) перерывчик небольшой.

Рав Шломо Зелиг Аврасин

Шалом, уважаемые читатели! Мы начинаем изучать Книгу Бемидбар, называемую иначе Книгой Реестров, поскольку они изобилует общими переписями военнообязанных, подсчетами разных групп еврейского народа и вообще числами (поэтому нееврейское название этой Книги – Числа). Повеление пересчитать народ содержится уже в самом начале Книги: «И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙ, В ШАТРЕ ОТКРОВЕНИЯ, В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВТОРОГО МЕСЯЦА, ВО ВТОРОЙ ГОД ПОСЛЕ ИСХОДА ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ТАК: «ПРОИЗВЕДИТЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ПО СЕМЕЙСТВАМ ИХ, ПО ОТЧИМ ДОМАМ ИХ, КОЛИЧЕСТВОМ ИМЕН, ВСЕХ МУЖЧИН ПОГОЛОВНО». Обратите внимание на дату – первое ийяра второго года после Исхода из Египта.

РаШИ задает вопрос: почему, не смотря на то, что последняя перепись народа Израиля производилась первого нисана второго года по прямому указанию Вс-вышнего, т.е. ровно месяц назад, Б-г повелевает Моше еще раз пересчитать народ? По мнению Мидраша, цитируемого РаШИ, причина такого частого пересчета евреев заключена в особой любви и симпатии, которую Вс-вышний питает к народу Израиля: «Потому что они были дороги Ему, исчислял их вновь и вновь когда они вышли из Мицраима, исчислил их, когда они согрешили поклонением золотому тельцу, исчислил их, чтобы знать, сколько осталось в живых, когда вознамерился дать Шхине Своей пребывать над ними (т. е. когда повелел им возвести Скинию), исчислил их, в первый день нисана была возведена скиния, а в первый день ийяра исчислил их». И действительно – тот, кто что-то любит, стремится заниматься этим постоянно – царь Кощей, например, над златом чахнет, пересчитывая свои богатства, автолюбитель знает наперечет все царапины на своей машине, филателист любуется своей коллекцией и точно знает, где у него какая марка лежит. А Вс-вышний – пересчитывает народ Израиля, как драгоценный жемчуг, ибо существование его обуславливает существование мира, созданного и поддерживаемого Творцом.

Но возникает вопрос – что означает этот месячный перерыв между подсчетами?

МаГаРаЛь связывает этот промежуток с «законом о постоянном статусе», согласно которому человек считается жителем города, если он прожил там минимум тридцать дней. Так, например, в трактате Недарим говориться, что в случае, если кто-либо дал обет не получать никакой пользы от жителей какого-либо населенного пункта, этот запрет не распространяется на людей, проживших там менее месяца. То же самое касается обязанности устанавливать в доме мезузу – это делать не обязательно (хотя и желательно) до истечения тридцатидневного срока. Но какое отношение имеет этот закон к месячному промежутку между первой и второй переписью? Дело в том, что как мы знаем, первого нисана второго года было окончено строительство Мишкана (скинии Завета), и на него снизошла Шхина (Б-жественное присутствие). Поэтому в течение всего месяца нисан Вс-вышний как бы «обживался» в новом доме, и Его присутствие в среде сынов Израиля обрело статус постоянного только по истечению месячного срока. Отныне Израиль мог утверждать, что Г-сподь обитает в его среде, и действовать соответственно, и поэтому первую перепись второго года отличает от второго статус народа – первого нисана произошло как бы первое знакомство командующего с личным составом армии, а смотр, имевший место первого ийяра – это уже переход в полное непосредственное подчинение.

На примере такого «галахического» анализа Писания МаГаРаЛь хочет донести до нас идею связи еврейского Закона с основами мироздания, располагающуюся, в свою очередь, на фоне концепции антропоморфного строения вселенной. Действие, производимое человеком в материальном мире, влияет на все мироздание целиком, в той или иной степени, и именно поэтому нет такой области человеческой деятельности, которую бы не охватывали законы Торы. Как говорится, нет ничего важнее мелочей! Порой приходится слышать от людей, с которыми случается беседовать на эти темы, что с их точки зрения Б-гу не важны детали, некоторые из них даже приводят подходящие отрывки из Писания, говорящие, что Вс-вышнему не нужны жертвоприношения и прочие ритуальные действия, что достаточно быть «верующим в сердце». Я отвечаю им – по большому счету вы правы, НО! Исполнение заповедей в деталях и тонкостях необходимо, во-первых, самому человеку, как средство для самосовершенствования и приближения к Творцу путем реализации Его заповедей самым лучшим образом. А во-вторых, соблюдение установлений Торы – необходимое условия для существования мира, ибо каждое действие человека в материальной среде порождает «эхо» в высших духовных мирах. И чем большее старание и тщательность прилагает человек в служении Творцу, тем большее благословение спускается в мир из Бесконечности (Эйн Соф), окружающей конечную вселенную. А поскольку Б-г заинтересован в существовании мира, значит, и каждая деталь, касающаяся правильного исполнения заповедей, приносит Ему радость, а в мире нет выше цели, чем радовать Творца!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s