Home

ГЛАВА БЕХУКОТАЙ

Рав Шломо Зелиг Аврасин

Наша недельная глава завершает книгу Ваикра, а с нею вместе — важнейший период в процессе духовного становления народа Израиля — получение заповедей Торы, постройка, освящение и введение в действие Мишкана — обиталища Б-жественного Присутствия и места служения Творцу, формирование внутренних иерархических структур народа. Именно поэтому наша глава содержит короткий перечень благословений, обусловленных соблюдением дарованных заповедей, и гораздо более длинный список проклятий, грозящих обрушиться на народ в случае нарушения повелений Вс-вышнего. Но именно это угрожающее перечисление грядущих кар содержит в себе намек на особое расположение, которое Б-г питает к народу Израиля, и на беспрецедентное долготерпение, которое Он, Благословенный, проявляет к нему. Так написано в сборнике «Тана де-вей Элиягу»: «Взгляни и убедись, что качества Вс-вышнего сильно отличаются от человеческих качеств. У людей проклятия всегда больше и многочисленней благословений, у Вс-вышнего же наоборот — благословения сильнее и больше, чем проклятия. Когда Святой, Благословен Он, благословляет свой народ, то благословения охватывают весь алфавит — от буквы алеф, с которой начинается первый стих отрывка, содержащего благословения (им бе-хукотай телеху — если законам Моим будете следовать…), до буквы тав — последней буквы слова, завершающего этот отрывок (комемиют — «…с высоко поднятой головой»), в то время как проклятия начинаются с шестой буквы алфавита, вав (вэ-им ло тишмеу… — и если не послушаетесь…), и завершаются буквой тринадцатой по счету буквой мем (вэ-эт хукотай гаала нафшам — …законами Моими возгнушалась душа их).

Мудрец из бейт-мидраша пророка Элиягу учит нас, что следует защищать доброе имя Вс-вышнего так же, как мы защищаем доброе имя народа Израиля. Каким же образом мы можем защитить доброе имя Б-га? Принимая несчастья и страдания, ниспосылаемы Им, с любовью. Еврей признает справедливость кары, наложенной на него Высшим Судом, более того, он благодарит Творца, за то, что Он не взыскал с него за его преступления полной мерой, от алеф до тав. (Бет Порат Йосеф 82б)

Третий любавический Ребе, Цемах Цедек, говорил, что из добрых слов, оправдывающих народ Израиля, на небесах был сложен целый «дворец заслуг», названный по имени великого праведника и заступника за народ Израиля, Леви-Ицхака бен Сара из Бердичева, и когда еврей просит милосердия у Вс-вышнего, для того, чтобы его молитва наверняка была принята, он должен упомянуть имя праведника и то, как он заступался за нас перед самим Творцом. Рабби Леви-Ицхак учит нас, что даже проклятиям можно дать положительное истолкование: «И нашлю Я на вас ужас…» можно интерпретировать как «И избавлю вас от ужаса», поскольку слова «пкида» можно перевести не только как «назначение», но и как «отсутствие», как сказано: «И было место Давида (на пиру царя Шауля) пустым». Т.е. Вс-вышний не позволит ужасу и прочим карам обрушиться на Израиль. Еще одно проклятие — «И будете сеять напрасно…» можно объяснить так: в будущем земля Израиля будет производить уже готовый хлеб и дорогие одежды» (тр. Шабат, 30б), поэтому не нужно будет вам вообще пахать и сеять («Кдушат Леви» на гл. Бехукотай).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s