Home

Недельная глава Бе-Гар

Рав Шломо Зелиг Аврасин

«И ГОВОРИЛ Б-Г С МОШЕ НА ГОРЕ СИНАЙ, ГОВОРЯ: … КОГДА ПРИДЕТЕ В ЗЕМЛЮ, КОТОРУЮ Я ДАЮ ВАМ, ТОГДА ЗЕМЛЯ ДОЛЖНА ПОКОИТЬСЯ В СУББОТУ Г-СПОДНЮ» (Ваикра, 25:1-2).
Наша недельная глава открывается законами Шмиты — седьмого года, называемого Шабат га-арец — Суббота земли. Но стих, предваряющий эти законы, заставляет РаШИ задать вопрос, ставший народной израильской поговоркой. Когда человек видит, что между двумя вещами или понятиями нет ясно прослеживаемой связи, он может сказать: «Какая связь между шмитой и горой Синай?» Другими словами, почему именно в отношение заповеди седьмого года Тора подчеркивает, что она была дана на горе Синай? Ведь и остальные заповеди, по крайней мере их значительная часть, были даны там же?
За долгую историю нашего народа на этот вопрос были даны десятки разных ответов. Попробуем познакомиться с некоторыми из них.
Рабби Цадок а-Коген, «Провидец из Люблина», в своей книге «Комец а-минха» дает следующее объяснение: внутренний смысл заповеди седьмого года состоит в том, чтобы укрепить в сердцах людей веру в то, что Вс-вышний постоянно наблюдает за миром и поддерживает его, и не обходит своим вниманием даже самые мелкие и незначительные детали и предметы. Эта идея призвана искоренить ошибочное мнение, что не пристало Вс-вышнему Царю, управляющему всем мирозданием, вникать в низменные аспекты бытия материального мира. Еврейский взгляд на это утверждает обратное — «там, где проявляется величие Творца — там ты найдешь и Его скромность» (трактат Мегила 31а). Царь Давид выражает эту мысль более конкретно: «Превознесен Вс-вышний, но видит Он и того, кто принижен» (Тегилим 138:6) — не смотря на все Его величие и возвышенность, Творец наблюдает и помогает самым мелким и незначительным из своих творений. Однозначное доказательство этому — тот факт, что Вс-вышний избрал для раскрытия Шхины и дарования Торы именно гору Синай, которая мала и незначительна даже по сравнению с относительно невысокими горами земли Израиля, такими как Кармель, Тавор или Хермон, не говоря уже о таких рекордсменах, как Джомолунгма, Чогори или Макалу. Это ясно свидетельствует о том, что Б-г благоволит не тем, кто преисполнен гордыни, а к скромным и смиренным. Следовательно, то, что Вс-вышний открылся народу Израиля на горе Синай, напрямую связано с сутью заповеди шмита.
Немного иной аспект просматривается в объяснении, которое приводит рабби Элиягу Кляцкин, также возглавлявший еврейскую общину в Люблине, но уже в двадцатом веке, в своем труде «Имрей шефер». Далее в тексте главы Тора упоминает о возможных жалобах сынов Израиля на то, что если не засеять поля, то им нечего будет есть в седьмой год. Ответ на это заявление прост — Вс-вышний обещает, что в шестой год пошлет свое благословение земле, и она родит втройне, так, что хватит на целых три года. В этом Шабат земли подобен обычному Шабату — как все шесть дней недели получают свое благословение от Шабата, так и все годы семилетнего цикла благословляются изобилием от Седьмого года.
Мидраш на книгу Тегилим приводит тот спор, который затеяли горы, желающие стать тем местом, где Вс-вышний дарует Тору своему народу. И только гора Синай скромно стояла в стороне, не предпринимая никаких активных действий. Именно из своего нежелания вступать в спор она и заслужила великую честь стать подножием Шхины во время Синайского откровения. В этом и состоит, согласно рабби Кляцкину, связь между шмитой и Синаем — и в седьмой год, и в еженедельный Шабат именно воздержание от активный действий, внутреннее сосредоточение и признание абсолютной власти Творца приносит благословение периодам активности и созидания. Гора Синай своим отказом от активной борьбы за «место под солнцем» снискала особое расположение Вс-вышнего, и стала тем местом, откуда благословение распространилось на весь мир, включая и самые высокие горы.
В погоне за материальными благами, в ежедневной борьбе за выживание, человек порой забывает, что благословение питается тишиной и внутренним спокойствием духа. Вдохнув особую, умиротворяющую атмосферу Шабата, а в этом году — и Седьмого года, мы подзаряжаем наши духовные аккумуляторы, и способны вернуться в мир действия с новыми силами, выполняя возложенные на нас задачи, связанные с созиданием и улучшением нашего мира.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s