Home

НА ВЫСОКОМ макет 223

Выпуск №223                                                                            Нисан 5775 г. (03.2015 г.)

                                   Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

 Песах, как победа над временем

Очень важно то, что Песах является началом всех наших праздников и, в первую очередь, Песах является победой над временем. Законы «хамец и маца» не надо воспринимать примитивно, так, например, что хамец — это нечто очень плохое и пр. Хамец — это прекрасная вещь, и мы весь год им питаемся и гораздо лучше, чем маца, он удовлетворяет нормальные потребности человека. Заповедь «хамец» в Песах нам дана для того, чтобы поставить нас в некоторые довольно жесткие рамки: у тебя есть хорошая мука и вода и, пока ты их не соединил, то — все в порядке. Как только ты их соединил, то, если успеешь выпечь за 18 минут, — то это будет маца, а если хотя бы на минуту больше — это уже хамец. Вопрос в том, кто здесь хозяин. Известно высказывание Виленского Гаона, что человек и время — это два непримиримых противника, потому что это единственные два персонажа в Торе, про которые сказано: «властвовать». Солнце — властвовать должно днем, луна — ночью, а человеку сказано: «будешь властвовать над рыбами морскими, над птицами небесными, над всем зверьем». И поэтому получается, что они — конкуренты: время, которое измеряется светилами и которое стремится все подмять под свой ход и состарить и нивелировать, и человек, в которого заложен потенциал обновляться в любой момент. И Песах является началом наших праздников, потому что он ставит перед нами вопрос: Мы сдались на волю времени или мы способны его побеждать? Если мы победили, то дальше, когда кончилась Пасхальная неделя, то — пользуйтесь. Не обязательно «дурное начало» сразу «стереть в порошок». Если человек умеет его «запрячь», то он будет надежным «держателем пакета энергии».

Про выдающегося мудреца позапрошлого поколения раби Ицхака Эльханана рассказывают, что когда один из бывших учеников йешивы постепенно стал отходить все дальше, и отошел очень далеко и стал отрицать все, то он сказал раву: «Нам не о чем с тобой разговаривать, потому что ты — человек какого-то там незапамятного века, а я — человек современный и я не иду на поводу у каких-то непонятных обычаев и законов. Я, -сказал он, — человек «шель ахшав»». На это раби Эльханан сказал ему: «Нет, дорогой мой, дело обстоит совсем наоборот, это я — человек «шель ахшав», потому что «ахшав» возникает только в Приближении, в Служении Всевышнему. Никакого другого «ахшав» не существует. Для тебя — нет «ахшав»». И еще этот человек сказал раву: «Ты и я — не современники: «ло бнэй зман эхад анахну». Мы с тобой живем в совершенно разные времена. Ты — принадлежишь старинному времени, а я — новому времени». Раби Ицхак Эльханан сказал ему: «Нет, наоборот, ты — принадлежишь древнему времени, а я — принадлежу новому времени, потому что мы говорим в Пасхальной Агаде: «изначально идолопоклонники были наши отцы»- «а сейчас Он приблизил нас к Служению Ему». И если ты придешь и встанешь на мое место, то и ты тоже станешь человеком нынешнего времени». Вот это — как раз и есть ответ злодею: «ты себя вывалил из настоящего и ты думаешь, что ты — супермодерный человек, но на самом деле — ты живешь в прошлом какими-то мечтами о будущем, а настоящего у тебя нет». Настоящее — это очень тонкая вещь. Как в стихотворении раби Йегуда га-Леви, где он говорит, что прошлого уже нет, будущее еще не наступило, а настоящее — это миф и чего тужить. Это — правильное рассуждение. Есть блистательная шутка Абрама Леонидовича Зельманова об инвариантном определении настоящего прошедшего и будущего. С точки зрения объективной структуры мира, настоящее, само по себе, не имеет никакого внутреннего содержания, а оно всего лишь граница между прошлым и будущим. Таким образом, как те люди, которые всегда доедали вчерашний хлеб и тем самым никогда не ели свежего, точно также и человек, который гонится за чисто рациональной и объективной картиной мира, всегда живет «только не сейчас». Он всегда или в прошлом или в будущем и никогда не в настоящем. В настоящее может попасть только тот человек, который приблизился вот только сейчас, в данный момент (если он это сделал вчера, то это ничего не дает) к Служению Всевышнему. Эпизод с раби Эльхананом является довольно выразительным ответом, который правильно давать злодею. То, что было принято когда-то (а иногда и сегодня), — отбрасывать злодея, потому что он такой плохой, это похоже на ту лису, которая спрашивала: «а ты, хвостик, что делаешь?» Можно, конечно, выставить этого злодея «на съедение собакам», но только что тогда будет со всеми нами? Весь вопрос в том, чтобы дать злодею такой ответ, чтобы он понял, что если он вернется, то он тоже станет настоящим.

Знание и вера. От идолопоклонства к свободе

Вопрос о том, почему надо начинать с позорного и кончать прославленным, — это очень глубокий практический и философский вопрос, который мы будем подробнее обсуждать в дальнейшем. Сейчас уместно привести высказывание Раби Саади Гаона, который жил примерно тысячу лет назад и был из последних Гаонов (глав йешив в Вавилоне). Он, по-видимому, первый сформулировал такую важную мысль, что человек, будучи сотворенным, не может знать все без сомнений. Из самого факта сотворенности человека следует, что где-то у него есть неясность и сомнения. Так устроен этот мир и с этим ничего невозможно сделать. Пишет это он в своей книге «Вера и Знания». Все представления человека о мире складываются из того, что он знает (дэот) и того, во что он верит (эмунот). Невозможно одно из этих составляющих множества сделать пустым, потому что человек, который думает, что он принимает только то, что он знает, он обманывает себя. Человек непременно что-то принимает на веру. Весь вопрос в том, чтобы не принять на веру нечто случайное. Поскольку мы верим в то, что этот мир сотворен Богом, который не играет с нами злые шутки, то мы стараемся принимать на веру только то, что надежно пришло от тех, через кого Он передал нам недостающие элементы знания. Если же человек свято верит в то, что этот мир не имеет Конструктора, и не имеет цели, то это — тоже вполне логически возможная вера, но получается, что такой человек верит в то, что его жизнь лишена смысла по определению. Тот же Абрам Леонидович Зельманов, который был выдающимся космологом нашего времени, разбирал очень серьезный научный вопрос космологии, заключающийся в том, может ли в принципе наука рассматривать уникальные объекты? Вся наука держится на том, что — переносится с одного на другое: повторяемость опытов, аналогии и т.д. Как может в принципе существовать наука о вселенной? Вселенная по определению — в единственном экземпляре и поэтому получается, что учение о вселенной не может быть наукой. Утверждение статьи Зельманова состоит в том, что само утверждение о запретности или невозможности науки об этом «уникальном экземпляре» является внутренне порочным и противоречивым и что может быть наука и об уникальном экземпляре, потому что в конечном счете наука никогда не говорила, что она ничего не принимает на веру. Просто то, что не контролируемо, она не объявляет своим утверждением и говорит, что такое предположение она проверить не может.

Какая связь вышеизложенного с тем, что следует рассказывать о выходе из Египта, начиная с позорного и кончая прославленным? — То, что на языке реальной жизни мы называем позорным или унизительным, то на языке человеческого знания называется — незнанием, сомнением или вопросом. И поэтому, рассказывая о том, как мы были рабами или идолопоклонниками, и перешли в состояние свободных людей и (или) отбросивших поклонение идолам и приблизившихся к Служению Всевышнему, мы должны использовать адекватный «жанр», а именно: сначала — начать с вопроса, а потом — давать на него ответ.

Рав Зеев Дашевский (с сайта организации «Маханим»)


 

 


НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ ПАСХАЛЬНОГО СЕДЕРА.

 


В этом году канун Песаха приходится на 03.04.14. Обратите внимание на то, что в этом году первый день Песаха выпадает на Шабат! Поэтому необходимо соблюдать все Шабатние запреты на работу, в т.ч. и на приготовление пищи на огне, зажигание огня, и перенос предметов в общественном владении, которые разрешены в Йом-тов, приходящийся на будний день.


Основные законы проведения Седера

Введение: Некоторые женщины, откусив кусочек мацы, начинают суетиться, бегать на кухню и обратно, на ходу жуя мацу. Это не по закону, женщина обязана выполнить все заповеди этой ночи, она должна сидя съесть мацу за определённое время. То же самое касается и вина, марора, кореха и афикомана. Поэтому не выходите из-за стола, пока не съедите необходимое количество всего вышеуказанного. Каждый еврей — принц. Расслабьтесь и успокойтесь, старайтесь съесть положенное количество мацы и выпить вино в установленное время. Оставленную на плите еду вы можете проверить после того, как завершите исполнение этих заповедей. Помните, речь идет о тех заповедях, которые выполняются только раз в году. Поэтому наслаждайтесь ими, наслаждайтесь всем пасхальным Седером. Относительно многих законов Седера существуют различные мнения. В настоящей брошюре невозможно охватить все эти различия и нюансы. Многие предпочитают самые строгие варианты из всех существующих мнений. Каждая деталь исполняемых мицвот заслуживает отдельного подробного рассмотрения. Мы перечислим лишь основные законы, составляющие тот минимум, который устанавливает Галаха. Если у вас возникнут какие-либо трудности, обращайтесь к знатокам и авторитетам.

Маца и марор

Размер: Мера «ке-зайт» («с маслину») соответствует размеру половины яйца или трети яйца. Есть мнение, что современные яйца меньше тех, которые существовали во времена Талмуда. По мнению раввина Хазон Иша, мера ке-зайт наилучшая 50 куб. см., но достаточно и 33 куб. см. Все эти меры — меры объёма, а не веса. Удельный вес мацы около 0,5, поэтому эти меры — около 25, 17, 14,5 г. В книге «Мишне Брура» сказано, что для выполнения заповеди, указанной самой Торой, надо ориентироваться на самый большой размер, в то время для заповеди по указаниям мудрецов разрешается брать за основу меньший размер.

Интересно, что это единственная мицва из Торы в наше время, связанная с едой.

Следует, однако, запомнить следующее:

  1. Для «Моци маца», кореха и афикомана следует пользоваться мацой ручного приготовления. Если невозможно ее достать, нужно обратиться к раввину за консультацией.
  2. Корех — это мицва от мудрецов, для ее исполнения требуется ке-зайт мацы и ке-зайт марора.
  3. Афикоман — это заповедь, установленная Мудрецами, для исполнения которой требуется ке-зайт мацы. Предпочтительно съесть два ке-зайта.
  4. Пожилые люди, не способные есть мацу из-за её твёрдости, могут окунуть её в воду и сразу съесть; если есть трудности, нужно проконсультироваться с раввином.

Лимит времени

  1. Чтобы выполнить заповедь Торы, постарайтесь проглотить сразу один ке-зайт. Если не можете, съешьте по крайней мере ке-зайт за две, максимум, за четыре минуты.
  2. По мнению некоторых талмудических авторитетов, допустимо есть ке-зайт в течение 5—6 минут.
  3. Расслабьтесь, хорошо прожуйте мацу и лишь потом можете глотать ее. Лимит времени отсчитывается с того момента, когда вы начинаете глотать.
  4. В самых исключительных случаях допускается 9-минутный лимит.
  5. Если вам трудно жевать, отпейте немного воды.

Четыре бокала

Что пить: 1) Предпочтение следует отдать красному вину. 2) Если вы не можете пить вино, пейте виноградный сок.

Когда мы едим мацу, пьём четыре бокала вина, едим афикоман и корех, мы делаем это, опираясь на левый бок — «асева». Мицва «асева» существует для того, чтобы дать человеку ощущение свободы. Опирайтесь на левый бок, стараясь избегать неудобной позы. По существующей традиции ашкеназские женщины не облокачиваются.

Количество

1) Бокал должен быть рассчитан, по крайней мере, на меру «ревиит» (четверть лога). (Размеры ревиита: Хазон Иш — 150 куб. см; Рав Моше Файнштейн: норма — 97,6 куб. см, строгий вариант — 130,7 куб.см; Рав Наэ — 86 куб. см.) Чтобы не заснуть: (а) возьмите бокал, размер которого не превышает минимального. (Если Седер проводится в пятницу вечером, надо выпить с первым бокалом больший размер ревиит.) (б) бокал вина можно сразу запить водой из стакана. Причем вода должна все время находиться на столе, чтобы при произнесении благословения «…Творящий плод виноградной лозы», вода была включена в это благословение.

2) Постараться выпить из бокала все вино.

3) Если вам очень трудно это сделать, достаточно выпить больше половины бокала.

4) Если у вас есть только крупные бокалы и трудно пить много, можете выпить неполный «ревиит» (но больше половины этой меры и не меньше вашей одной полной щеки), даже если бокал вмещает более одного ревиита.

Лимит времени

Старайтесь выпить бокал в два глотка. Если вам это трудно, выпейте вино за четыре минуты.

Агада

Рассказывая Агаду, мы выполняем важнейшую мицву — «рассказ о выходе из Египта», мицву из Торы. Можно выполнить это, читая Агаду или слушая, на языке, понятном для участников, не имеет значения, на иврите или на другом языке. Центральное место Агады, которое все обязательно должны произнести или прослушать — часть «Раббан Гамлиэль говорил» — о причине, по которой были даны мицвот о Песах, маце и мароре.

Постарайтесь начать Сэдер сразу после выхода звезд. Придя домой с вечерней молитвы, немедленно приступайте к Седеру, чтобы не дать детям заснуть до того, как они съедят мацу и марор. В принципе, им полагается досидеть до конца трапезы. Поэтому старайтесь побыстрее читать Агаду; комментарии отложите на более позднее время. Наилучшее — это уложить детей днём спать, чтобы они могли бодрствовать с удовольствием в ночь Седера.

                                   С сайта «Толдот.ру»

 

«Холь а-моэд»


Холь амоэд — «праздничные будни» — это пять (в диаспоре — четыре) дня между первым и последним днями праздника Песах и шесть (в диаспоре — пять) дней между первым днем праздника Суккот и праздником Шмини Ацерет — настоящими праздничными днями, Йом тов.

Из многих мест в Торе мудрецы вывели законы, определяющие правила поведения в холь амоэд, и запретили в эти дни многие виды деятельности. Эти запреты отличается от запретов, действующих в Йом тов, о котором сказано: «Не делайте никакой работы». Их Тора доверила мудрецам, которые и определили, какая работа в эти дни дозволена, а какая запрещена.

Разрешено приготовление пищи — как на холь амоэд, так и на Йом тов.

Разрешена любая работа, невыполнение которой в холь амоэд принесло бы ущерб, но это не значит, что на холь амоэд разрешается откладывать работу, которую можно было завершить заблаговременно. В таком случае на ущерб сослаться уже нельзя.

Бедняку, у которого нет средств, чтобы достойно провести праздники, можно предоставить работу, вообще говоря, запрещенную в эти дни, и дать ему заработать необходимые деньги. Но трудиться он должен, не привлекая посторонних взглядов.

Запрещены все полевые работы, кроме орошения. Разрешается лишь срывать и выкапывать плоды для праздничных нужд. Однако в тех местах, где приостановление сельскохозяйственных работ причиняет убытки, их можно продолжать.

Запрещены стрижка волос и бритье. Однако тому, кто по какой-либо причине не мог постричься до праздника (например, носил траур), разрешено стричься в холь амоэд.

Ногти, постриженные перед праздником и вновь отросшие, можно состричь. Но если они не были сострижены перед праздником и отросли за длительное время — стричь их нельзя. Впрочем, в таком случае ногти можно обкусать или обломать.

Запрещено стирать белье — кроме случая, когда чистая одежда нужна в праздник, а выстирать ее заранее было невозможно. Детские пеленки можно стирать в холь амоэд без ограничения.

Разрешено все, что требуется для лечения людей или животных.

Запрещено ведение счетов, деловая переписка и переговоры. Однако можно записать все, что требуется, чтобы потом не понести ущерба.

Можно написать дружеское (не деловое) письмо, но обязательно каким-нибудь необычным способом — не так, как в будни.

Одалживая деньги, — даже не для праздничных нужд — можно написать расписку или долговое обязательство. Но если эту ссуду можно получить и после праздника, писать расписку запрещено.

Не переезжают на новую снятую квартиру в холь амоэд, если она не находится в том же дворе. Но разрешено переезжать из чужой квартиры в собственную — чтобы прожить хотя бы часть праздника у себя дома.

В холь амоэд не сажают наседку на яйца (чтобы вывести птенцов). Но если она уже высиживала птенцов до праздника и улетела — в течение трех дней можно вернуть ее на место. По истечении трех дней ее уже не сажают обратно (поскольку, скорее всего, птенцы уже не выведутся). Однако новую наседку не сажают на место улетевшей даже в течение первых трех дней.

Любую — даже разрешенную — работу следует делать в холь амоэд по возможности незаметно для окружающих.

Купля-продажа разрешена, только если выполняется одно из следующих условий:

  1. Необходимо заработать на жизнь в праздничные дни.
  2. Подвернулась необычайно удачная операция, которую необходимо завершить немедленно, причем часть прибыли предполагается истратить в праздничные дни сверх ранее выделенных на праздничные нужды денег.
  3. Необходимо завершить продажу (не покупку) вхоль амоэд, потому что в противном случае придется продать товар после праздника дешевле себестоимости. Неполучение прибыли не является условием, разрешающим продажу.

Следует чрезвычайно остерегаться нарушения запретов, связанных с работой в холь амоэд. Наши мудрецы учат (Псахим, 118):

«Пренебрегающий праздничными буднями подобен идолопоклоннику». И еще (Авот, 3): «Пренебрегающий праздничными буднями, даже если он сведущ в Торе и совершает добрые дела, — лишается доли в будущем мире». Необходимо освящать их, воздерживаясь от работы, вкушая праздничные блюда и надевая красивую одежду.

С сайта «Толдот.ру»

 

КАНУН ПЕСАХА (03.04)

ВРЕМЯ ЗАПРЕТА ЕСТЬ ХАМЕЦ (КВАСНОЕ) – 10.22

ВРЕМЯ СЖИГАНИЯ ХАМЕЦА (КВАСНОГО) – 11.50

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ\ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ  

 

Благословение на зажигание субботних свечей:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат вэ-Йом Тов!»

ШАБАТ — 1-ый день ПЕСАХА: зажигание (03.04) – 19.33, исход (04.04) – 20.45

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s