Home

Рав Шломо Зелиг Аврасин

Недельная глава Цав

Повеление и мотивация.

«И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: «ПЕРЕДАЙ АГАРОНУ И ЕГО СЫНОВЬЯМ СЛЕДУЮЩЕЕ ПОВЕЛЕНИЕ — ВОТ ЗАКОН О ЖЕРТВЕ ВСЕСОЖЖЕНИЯ…» (Ваикра, 6:1-2).
Комментируя этот стих, РаШИ говорит, что глаголы корня «цав» (повеление) используются в Торе тогда, когда нужно усилить мотивацию данного указания. Какова причина необходимости такого акцентирования? Что нового хочет сообщить нам РаШИ, цитируя этот Мидраш?

На первый взгляд кажется, что синонимом слова «повеление» в данном случае является слово «приказ». Указание совершить некое действие приходит «сверху», или как минимум «извне». В принципе, это объяснение можно использовать и в отношение повелений, касающихся жертвоприношений, равно как и к остальным заповедям Торы. Однако в Сифри (мидраш галаха на книгу Ваикра) мы находим противоположное объяснение:

«Рабби Йегуда бен Бтейра говорит: там, где Тора использует слово «цав» (повеление), всегда подразумевается усиление мотивации того, к кому обращен данный приказ, как сказано: «Передай повеление Йегошуа, и усиль его, и укрепи его мощь» (Дварим, 3:28). Отсюда мы можем выучить, что усиливают тех, кто уже обладает силой, и укрепляют мотивацию тех, кто уже в определенной мере мотивирован». (Сифри, гл. Насо, отрывок 1).

Рабби Йегуда бен Бтейра переворачивает значение слова «цав». Желание выполнять заповеди Творца находится внутри нас, и необходимо лишь пробудить или просто поддержать его.

Рабби Клонимус Калмиш Шпира, Ребе из Пясечной, написал небольшой труд, название которого он взял из этого мидраша — «Повеление и мотивация» (эта работа находится в конце книги «Подготовка старших учеников йешивы»). В этой книге Ребе укрепляет наше стремление превозмочь чуждые, посторонние устремления, мешающие человеку проявить свое истинное желание — «выполняй Его волю, как свою собственную». Именно эти посторонние устремления и желания наполняют нас порой душевными страданиями, связанными с мыслями об упущенных возможностях, и почти постоянным ощущением, что нам чего-то не хватает. Это ощущение не уйдет до тех пор, пока жизнь будет представлять собой непрекращающуюся попытку справиться с дурным началом и обуздать свои посторонние желания. Ты можешь даже прекратить стремиться ко злу, но даже тогда не выполнишь своих обязанностей по отношению к своей душе. Только если ты примешь к сердцу такое указание: «Дай своей душе проявить себя, и не ограничивайся только тем, что обуздываешь свои дурные устремления».

Эту внутреннюю проблему не может разрешить никакое средство, приходящее извне, т.к. именно в этом и заключается болезнь: глубинные желания души не могут найти себе выход. Только изнутри можно победить эту слабость окончательно: «Самый главный совет и основная хитрость заключаются в том, что ты сам захочешь проявить это внутреннее желание своей души, и с ней будешь держать совет». В бою становиться героем только тот, кто чувствует, что он в ответе за свою душу, или даже за жизнь других людей, и он не может полагаться только на указания и рекомендации начальства, этого будет недостаточно для достижения поставленной задачи. Ему необходимо самому проявить инициативу, посоветоваться с сами собой, как он может избегнуть опасности, следуя тем способам, которым его обучили». Используя какое-нибудь внешнее средство, мы должны обратить свои взоры ввысь, и просить Вс-вышнего усилить нашу внутреннюю мотивацию, поддержать нас, дать нам силы излечиться, добиться успеха, и освободить из-под гнета истинные, глубинные желания своей души.

(На основе статьи рава Даниэля Сари-Леви)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s