Home

Рав Шломо Зелиг Аврасин

«И РАССКАЖИ СЫНУ СВОЕМУ»

Среди многочисленных и разнообразных заповедей Торы есть одна совершенно особенная: следует ежедневно, причем дважды — и днем, и ночью, вспоминать об Исходе из Египта, как это говорит нам мишна в трактате Брахот (1:5):

» Упоминают исход из Египта по ночам. … Как сказано (Дварим 16:3): «Дабы помнил ты день исхода твоего из земли египетской все дни жизни твоей». «Дни жизни твоей» – лишь дни, «Все дни жизни твоей» – также ночи».

Но в ночь Пасхального Седера эта заповедь раскрывается, как яркий цветок, поскольку в эту ночь у нас есть почетная обязанность не просто упомянуть об Исходе, а подробно рассказать о нем.

В чем же различие между упоминанием и рассказом? С точки зрения нашего великого законоучителя и мыслителя рабби Моше бен Маймона (РаМБаМа), упоминание осуществляется в мыслях и на словах, в то время как рассказ — это прежде всего действие. Вот что пишет РаМБаМ в своем фундаментальном труде «Мишнэ Тора»:

«Во всех поколениях (в ночь Пасхального Седера) человек должен вести себя так, словно он сам только что вышел из египетского рабства»
(Законы квасного и мацы, 7:6).

Но есть и еще одно отличие между заповедью вспоминать об Исходе из Египта, и заповедью рассказывать о нем. Тот Исход, о котором нам следует вспоминать ежедневно — конкретное историческое событие с четко очерченными временными границами, которое произошло 15-ого Нисана. Эту заповедь мы выполняем, когда в благословениях после чтения «Шма Исраэль» утром и вечером произносим такие слова: «Из Египта Ты освободил нас, Г-сподь Б-г наш, и из дома рабства выкупил Ты нас. Всех их первенцев Ты погубил, а первенцев Израиля — спас. И разверз для них Тростниковое море, а злодеев (египтян) утопил, а тех, кто мил Тебе (Израиль) — перевел (через море)».

Однако история об Исходе из Египта, которую мы рассказываем в ночь Седера, открывается не сказанием о том, как праотец Яаков со своими детьми и внуками сошел в Египет, и завершается не у берегов Тростникового моря. История эта начинается с Тераха, отца Авраама и его брата Нахора, повествует нам о «Союзе между частями жертвенных животных», который Вс-вышний заключил с праотцом Авраамом, затем переходит к рассказу о праотце Яакове, и достигает своей кульминации, описывая тяготы египетского рабства и избавление от него. Но это только середина истории! Далее следует повествование о сорокалетних странствиях народа Израиля по пустыне, о входе евреев в Землю Израиля, и, наконец, о постройке Иерусалимского Храма — место постоянного пребывания Шхины, Б-жественного Присутствия. Но и это еще не конец истории! Мы рассказываем нашим детям о том, как в каждом поколении поднимаются те, кто хочет уничтожить народ Израиля, и как Вс-вышний, благословенно Имя Его, спасает нас от их посягательств. Повествуем о том Песахе, который праздновали вернувшиеся с Сион из вавилонского плена; о том, как вели себя в этот Праздник Свободы испанские евреи, страдающие под тяжелой пятой инквизиции, и вынужденные скрывать свою веру; как отмечали проходил Песах восставшие варшавского гетто; о Песахе, который праздновал Гадна в Эфиопии, и том, который отмечал Юлий в Советском Союзе; Песахе во время Войны за Независимость Израиля, и Песахе, отмечавшемся во время операции «Защитная Стена». Рассказ об Исходе из Египта — бесконечная история еврейского народа, и именно эту историю, в ее национальном, семейном и личном аспектах, мы должны рассказывать в ночь Пасхального Седера!

(По материалам книги «Бээр Мирьям — Песах)

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s