Home

НА ВЫСОКОМ макет 221

Выпуск №221                                                                            Адар-Нисан 5775 г. (03.2015 г.)

                                   Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

 Недельная глава Ваикра — Шабат га-Ходеш.

Мишкан как залог.

Третья книга Пятикнижия Ваикра называется также в еврейской традиции Торат коганим, Устав коэнов, поскольку она в основном посвящена описанию законов жертвоприношений в передвижном Храме, Мишкане. Отметим, что знакомые многим христианские названия книг Пятикнижия, являются переводами (например, третью книгу они называют Левит, так как коэны происходят из колена Леви). В десяти разделах книги Ваикра почти нет событий. Повествование о странствиях евреев в пустыне, прерванное в конце книги Шмот, возобновится в четвертой книге Бемидбар.

 

Содержание раздела

Воззвав к Моше из Шатра Откровения, Б-г сообщает ему общий порядок храмовых жертвоприношений. Первая категория называется олот, жертвы всесожжения. Животное (обычно быка) приводят к входу в Мишкан. Хозяин возлагает руки на его голову. Затем быка режут, и коэн окропляет его кровью жертвенник. С животного снимают шкуру, вынимают внутренности, разрезает тушу на части и раскладывают их на жертвеннике. Так же обрабатывают жертвы всесожжения из мелкого рогатого скота и птиц.

Далее описаны различные виды «хлебных даров» (менахот), которые готовят из муки, оливкового масла и ароматных благовоний. Часть от менахот сжигали на жертвеннике, остальное шло в пищу коэнам. В хлебные дары запрещено добавлять закваску и мед.

Следующая группа жертвоприношений — шламим, мирные жертвы, для которых также используют быков, овец и коз. В отличие от олот, лишь малую часть этих жертв сжигают, а большую — съедают. Нельзя, однако, употреблять в пищу кровь и хелев — определенный вид нутряного жира.

Далее описываются жертвоприношения, искупающие преднамеренные грехи, совершенные первосвященником, всей общиной, ее лидерами и рядовыми членами.

Приведены детали грехоочистительных жертв, искупающих лжесвидетельство в суде, ложные клятвы, нарушение законов ритуальной чистоты и другие прегрешения. Каждое жертвоприношение должно сопровождаться искренним раскаянием и возмещением материального ущерба, если таковой имел место. Если нет денег для покупки жертвенного животного, разрешается заменить его более дешевым хлебным даром. В конце раздела говорится о жертвах, которые должны приносить люди, случайно злоупотребившие святыней или доверием ближнего, либо совершившие другой грех по неведению.

 

Все ближе, и ближе, и ближе…

Русское слово «жертва» или «жертвоприношение» не отражает того значения, которое вкладывает в слово корбан еврейская традиция. Слово корбан родственно глаголу лекарев, приближать. Корбан приближал человека к Б-гу, конечно, не в физическом, а в духовном смысле, причем возвышенная атмосфера Храма усиливала это ощущение во время жертвоприношения. В том и состояла главная цель корбана.

Наш материальный мир состоит из четырех сред: неорганической, растительной, животной и человеческой. Неорганическая среда лишена жизни; она неподвижна и в ней отсутствует развитие. Органический мир динамичен; в нем происходят постоянные изменения: рост, развитие и увядание. Животным присущи инстинкт и ощущения. Наконец, «человек говорящий» (а не «разумный», как определяют его на Западе в соответствии с античной традицией) наделен интеллектом, воображением и свободой выбора, побуждающей его иногда действовать вопреки своей животной природе.

Когда жертвенное животное возлагали на храмовый жертвенник, «приближали» к Б-гу, этот процесс «приближения» охватывал весь животный мир. Точно так же менахот, хлебные дары, и несахим, возлияния вина, «приближали» всю органическую среду. И наконец, к каждой жертве полагалось добавлять соль, представлявшую неорганический мир, земные минералы. Соль «приближала» к Б-гу эту часть мира.

В разделе Ваикра Б-г обращается к сынам Израиля: «Когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу» (1:2). На святом языке эта фраза может также означать: «Человек, который принесет жертву из себя». Другими словами, человек предлагает себя в жертву и приближается к Всевышнему, вкладывая душу в свой корбан. Так храмовые жертвоприношения возвышали и приближали к Б-гу все уровни физического мира.

 

Ученье — свет…и спасение

«И сказал Б-г Моше, говоря…»; «скажи сынам Израиля, говоря…» Такие вступления часто встречаются в Пятикнижии. В начале следующего раздела Цав Б-г повелевает Моше: «Цав эт-Агарон веэт-банав лемор — Повели Агарону и его сыновьям, говоря…» Зачем Тора прибегает к такому лексическому удвоению: «сказал… говоря», «повели… говоря»?

Хафец Хаим объясняет, что в случае с Аароном и сыновьями слово «говоря» добавлено не просто для усиления, чтобы подчеркнуть важность храмовых жертвоприношений. Тора хочет сказать, что заповедь корбанот не ограничивается одним лишь принесением жертвы; она распространяется и на изучение законов жертвоприношений. Без учебы мицва считается невыполненной.

Та же мысль содержится и в Пасхальной Агаде, где приводятся слова раббана Гамлиэля: тот, кто не говорил о Песахе (пасхальной жертве), маце и мароре (горькой зелени), не выполнил свой религиозный долг, включающий в себя также съедение этих продуктов. В обоих случаях устное обсуждение мицвы является неотъемлемой и обязательной частью ее материального выполнения.

Сегодня, когда из-за отсутствия Храма мы не можем приносить жертвы, изучение законов жертвоприношений приобретает особенно важное значение. Более того: обращая внимание на регулярно повторяющийся в книге Ваикра рефрен «вот Тора (закон) жертвы всесожжения…», «а это Тора хлебного дара…» и т.д., мудрецы заключают, что всякий, кто изучает законы жертв всесожжения, хлебного дара, искупительной жертвы и пр., как будто самолично приносит эти жертвы — в установленное время и с соблюдением всех правил.

В Торе есть много заповедей, которые мы не можем сегодня выполнять, например, законы ритуальной чистоты и нечистоты, проверки супружеской верности водами соты и другие, но законы корбанот занимают особое место: только в них речь, «служение устами», принимается в качестве замены действия, как говорил пророк Ошеа (14:3): «И мы заплатим устами нашими за (жертвенных) быков».

Такая казалось бы неэквивалентная замена не только допускается — она жизненно необходима. В книге Зоар сказано: «Всякий, кто глубоко и сосредоточенно обсуждает тему корбанот в синагоге (месте молитвы) и в бейт мидраше (месте учения), будет избавлен от кары; даже ангелы, собиравшиеся огласить его грехи перед Высшим судом, смогут говорить о нем только хорошее». Столь велика мистическая сила изучения храмовых жертвоприношений: она превращает обвинителей в защитников.

рав Нахум Пурер (с сайта Толдот)

 

 

ШАБАТ ГА-ХОДЕШ

 

 

Еврейские мудрецы постановили, что в субботу, предшествующую началу Нисана, равно как и в случае, когда она приходится на первое число месяца, то есть в день, когда благословляется наступление месяца Нисан, в синагогах читается, помимо недельной главы Торы, еще и Парашат Га-Ходеш, «Глава о месяце» – отрывок из главы «Войди к фараону», входящей в книгу Шмот (гл. 12).

Если суббота, в которую благословляется наступление Нисана, не совпадает с началом месяца, семь человек читают недельную главу, а мафтир («завершающий») читает «Главу о месяце». Когда эта суббота приходится непосредственно на 1-е Нисана, из Арон Га-Кодеш достают три свитка Торы. Недельную главу читают всего шесть человек. Поэтому после завершения чтения главы не произносится кадиш – ведь Тору еще не читали семь человек, как того требует традиция. Седьмой же читает по второму свитку отрывок из главы Пинхас, посвященный жертвам новомесячья (как и во все другие месяцы), после чего произносится кадиш. «Главу о месяце» читает мафтир по третьему свитку.

Поскольку последний читаемый в эту субботу отрывок Торы – «Глава о месяце», дополняющая чтение глава из «Пророков»

– Гафтара – выбрана в дополнение к нему. Вообще, в те дни, когда в синагогах читаются отрывки из различных глав Торы, Гафтара выбирается в дополнение к последнему отрывку. В данном случае Гафтара – это 45-я и 46-я главы из книги пророка Йехезкеля, рассказывающие об обычаях и жертвоприношениях месяца Нисана, начиная с первого его дня, о жертвах, приносимых народом Израиля, и о правах и обязанностях Наси – царя Израиля, и о том, каким образом он входит в Иерусалимский» Храм и выходит из него.

У сефардских евреев принято во всех случаях, когда мафтир завершает чтение Торы по второму свитку, произносить после этого кадиш, а если после этого читают Тору и по третьему свитку, кадиш произносится еще раз. Однако после чтения Торы по первому свитку кадиш не произносится и по сефардскому обычаю, поскольку число читающих еще не достигает семи.

Сефардские и ашкеназские обычаи, связанные с чтением этой Гафтары, различны. Сефардские евреи начинают чтение Гафтары со слов: «Так сказал Г-сподь Б-г: в первый день первого месяца…» {Йехезкель, 45,18), и завершают его словами: «Утро за утром – постоянное всесожжение…» (Йехезкель, 46,15) Ашкеназские евреи добавляют два предложения в начале и три предложения в конце отрывка, поскольку в начале рассказывается о почете, который народ Израиля обязан оказывать своему Наси («Весь народ страны должен давать это приношение Наси Израиля» – Йехезкель, 45,16), а в конце – о правах народа, которые Наси обязан оберегать («И не возьмет Наси из надела народа, лишая его наследия, из собственного владения даст он надел своим сыновьям, чтобы никто из Моего народа не был изгнан из своего владения» – Йехезкель,46,18).

Существует также обычай добавлять к этой Гафтаре первое и последнее предложения обычной Гафтары новомесячья («Так сказал Г-сподь: Небеса – Мой престол» – Йешайя, 66,1), когда суббота, в которую она читается, приходится на 1-е Нисана, или же первое и последние предложения Гафтары «Завтра начало месяца» (Шмуэль I, 20,18) – если эта суббота приходится на день, предшествующий новомесячью.

Принято не доверять чтение Гафтары «Глава о месяце» ребенку, не достигшему 13 лет.

Во многих еврейских общинах принято читать во время утренней молитвы Шахарит специальные добавления Йоцрот, а также добавлять в молитву Мусаф различные поэтические фрагменты Пиютим. В других общинах ограничиваются только добавлениями Пиютим в Мусаф.

 

Нисан — месяц освобождения

Освобождение – это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению. Так из мрака вырывается луч света – и ниоткуда больше. Вот как сказали наши мудрецы: «Еврейский народ обратился к Всевышнему: «Властелин мира! Когда Ты освободишь нас?» И Всевышний ответил: «Тогда, когда вы опуститесь на последнюю ступень – тогда Я освобожу вас»» (Ялкут Гошеа, 534).

Когда родился Ицхак, окружающие говорили: он рожден для рабства, ведь Всевышний сказал Аврааму: «Пришельцами будут твои потомки». Однако Ицхак стал отцом свободного народа. История жизни Ицхака включает Акеду – «связывание», когда Авраам привязал его к жертвеннику. Казалось, что потомство Авраама было обречено на гибель, однако Акеда стала залогом благополучия потомков Ицхака, подвигом, за который они были одарены вечной жизнью. Когда Яаков облачился в одежду Эсава и вошел в шатер Ицхака, чтобы получить его благословение, он был объят страхом. Яаков говорил себе: «Я буду в его глазах обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение» – и вышел из шатра, получив бесценное благословение для себя и своих потомков на вечные времена. Точно так же все прочие беды и несчастья, выпадавшие на долю потомков Яакова во всех поколениях, оборачивались в конце концов спасением, светом, который становился тем ярче, чем более глубоким был мрак, в который они вначале были погружены. Это же относится и к грядущему освобождению, вырывающемуся, как луч света из глубокого мрака, в час, когда окончательно исчезает надежда – именно тогда Всевышний озаряет нас своим светом. Когда же это происходит? В месяце Нисане, который был с начала времен отведен Всевышним для освобождения еврейского народа во всех поколениях. Все несчастья, выпадающие Израилю в этом месяце, неизбежно оказываются лишь началом, первым актом освобождения, и именно так учили мудрецы в Мидраше.

«Этот месяц вам», – сказано в Торе. А в Тегилим, 33 говорится: «Решение Г-спода устоит вовек… Счастлив народ, что Г-сподь – Б-г его». Это значит, что когда Всевышний создал мир, Он установил порядок месяцев и лет – «Решение Г-спода устоит вовек». А когда он избрал Яакова и его сыновей, то постановил, что начало Нисана станет началом месяца освобождения, в котором еврейский народ выйдет из египетского рабства. В этом же месяце ждет его и окончательное освобождение. Ведь именно в нем родился Ицхак и произошла Акеда, именно в нем Яаков получил отцовское благословение, и именно на него намекает Всевышний, говоря об освобождении: «Первый он для вас из месяцев года» – «Счастлив народ, что Г-сподь – Б-г его» (Шмот раба, 15).

Рав Элиягу Ки-Тов, «Книга нашего наследия»

 

 

ЗАКОНЫ ПЕСАХА.

 


В этом году канун Песаха приходится на 03.04.14. Обратите внимание на то, что в этом году первый день Песаха выпадает на Шабат!

 

 

  1. Общие принципы кашерования

Посуду, которой пользуются для жарения на огне без жидкости (шампуры и решетки для жарения мяса, сковородка для жарения без масла и пр.), следует сильно прокалить на огне. Если посуда не может выдержать подобного прокаливания (например, алюминиевая кастрюля-чудо, эмалированный поддон, сковородка с тефлоновым покрытием), ее невозможно прокашеровать. Прочую посуду (если она поддается кашерованию — см. ниже) кашеруют путем полного погружения в кипящий стоящий на огне бак с водой. Перед кашерованием следует:

  • если есть отвинчивающиеся ручки — отвинтить их (их тоже нужно прокашеровать);
  • очистить посуду от остатков еды, ржавчины и т.п.;
  • не пользоваться ею в течение 24 часов;
  • если остались места, где очистить посуду не удалось (например, в месте присоединения неотвинчивающихся ручек) — прокалить их на огне.

При погружении в кипящую воду следует подождать, пока кипение восстановится, и только после этого вынимать. После кашерования принято помещать посуду в холодную воду (можно под струю). Стеклянные кастрюли (дюралекс, пайрекс) кашеруют так же, только рекомендуется помещать их под холодную воду не сразу, чтобы не лопнули. Стеклянные стаканы и рюмки можно кашеровать, трижды погружая их целиком на сутки в холодную воду. Между каждыми двумя суточными погружениями следует сменить воду. Однако предпочтительно иметь отдельные стаканы и рюмки на Песах. Посуда из фарфора, фаянса, керамики, глины, а также с трещинами — не поддается кашерованию. Так же, как правило, не поддаются кашерованию ножи с деревянной ручкой из-за наличия зазора между ручкой и лезвием.

  1. Кашерование предметов кухонной утвари

Раковину и кухонный стол (или кухонный мрамор) следует очистить моющим средством, после чего обдать кипящей водой, желательно из включенного электрического чайника. Многие после этого покрывают мрамор чем-нибудь на время Песаха. В раковине, даже после кашерования, не рекомендуется пользоваться горячей водой для мытья посуды и тем более овощей. Раковинами из «неросты» после кашерования можно пользоваться без ограничений. Кухонный стол из формайки или пластика после очистки моющим средством следует или накрыть скатертью на Песах, или облить кипятком. Все части газовой плиты следует очистить моющим средством. Решетки следует тщательно очистить и на некоторое время зажечь под ними огонь. Некоторые прокаливают решетки. Эмалированный поддон следует обдать горячей водой. Некоторые покрывают и его фольгой. Для кашерования духовки необходимо:

  • очистить сильными моющими средствами, обращая особое внимание на вентилятор, если таковой имеется, и на зазоры в дверце и в других местах;
  • после этого не пользоваться духовкой в течение 24 часов;
  • включить духовку на максимальную мощность примерно на час.

Эмалированные поддоны в духовке не поддаются кашерованию, однако решетки, на которые их ставят, кашеруются погружением в кипящую воду. Микроволновую печь следует очистить и в Песах ставить еду в печь только в закрытой коробке (например, из картона). Нельзя открывать коробку, пока она не вынута из печи. Поднос, на который ставят еду, следует прокашеровать (путем опускания в кипящую воду, как описано выше). Холодильник не требует кашерования, но требует тщательной очистки водой с моющими средствами снаружи и изнутри (однако важно не переусердствовать и не допустить попадания воды в мотор). Нет нужды в обработке кипятком, и следует иметь в виду, что такая обработка может испортить холодильник.

  1. Окунание посуды

Новую посуду, изготовленную неевреями или купленную у неевреев, частично или полностью изготовленную из металла или стекла, следует окунуть в ритуальный бассейн — микву, предварительно очистив ее от всех наклеек. Вместо миквы можно окунуть в море, в озеро или в источник, но не в реку и не в искусственный резервуар, отличный от миквы. Этот закон действует в течение всего года, безотносительно к Песаху. Использованную посуду, которую в свое время не окунули, также следует окунуть; если она требует также кашерования, то следует сначала прокашеровать ее, а затем окунуть.

 

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ  

 

Благословение на зажигание субботних свечей:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ гл. ВАИКРА: зажигание (20.03) – 18.09, исход (21.03) – 19.19

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s