Home

НА ВЫСОКОМ макет 219

Выпуск №219 Адар 5775 г. (03.2015 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели! Поздравляем вас с наступающим праздником ПУРИМ!
Приглашаем вас на еженедельные уроки по Торе, ТаНаХу и традициям, которые проходят в интернете по вечерам в понедельник и четверг. Записаться на уроки можно на сайте Ор Цион: http://www.orzion.org/ru/webinars/webinar
Занятия проводит раввин Соломон Исаевич Аврасин
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Недельная глава Ки Тиса

КАК ДЕЛА?
Разве только евреи отвечают на вопрос вопросом? А как англичане отвечают на приветствие «How do you do?»? Совершенно верно, тем же вопросом — «How do you do?»! И почему-то никому не приходит в голову подробно ответить на поставленный перед ними вопрос. Впрочем, не стоит смеяться над англичанами. Когда нас встречает знакомый вопросом: «Как дела?» — мы тоже не спешим рассказать ему о проблемах на работе или в семье, которых у каждого человека полно. Почему же, вместо правдивого ответа, люди ограничиваются формальностью: «Ничего, а как ты?» Потому что не верят в искренность вопроса, в то, что человек, спрашивающий: «Как дела?» — действительно имеет в виду то, о чем спрашивает.
Рав Симха Зисель Зив (1824—1898 гг.), известный в мире Торы как Алтер из Кельма, однажды обратился к ученикам своей иешивы с просьбой взять на себя следующее обязательство: приветствуя своего друга, например, словами: «Добрый день!» — хотя бы раз в день искренне желать ему доброго дня!
«Почему только раз в день?» — удивитесь вы. Альтер из Кельма был учеником основоположника еврейской этики — «Мусара» — рава Исраэля Салантера (1810 — 1883 гг.), который прославился утонченными методами воспитания, возвышающими и формирующими личность. Еврейские мудрецы не хуже Архимеда понимали: для того чтобы перевернуть мир, требуется точка опоры. В духовном мире тоже требуется некая точка, опираясь на которую человек может радикально изменить себя. Если мы посоветуем делающему первые шаги в иудаизме еврею произносить от всего сердца все слова восемнадцати благословений молитвы, то, скорее всего, мы приведем его в замешательство. «Я просто не могу этого сделать, у меня не хватает концентрации!» — пожалуется он. Потому в качестве первого шага рекомендуют концентрироваться на последнем предложении каждого благословения (закон указывает на особую важность концентрации на первых трех благословениях, однако мы говорим о методах духовного роста). Точно так же, приветствуя людей, нужно стремиться исполнить слова мудрецов: «Встречай каждого человека с приветливым выражением лица» (Поучения отцов 1:15). Но ведь человеку требуется точка опоры: он должен сначала научиться доброжелательно встречать друга, а затем напоминать себе об этом хотя бы раз в день. Результат будет ошеломляющим: день за днем, медленно, но уверенно, доброжелательность становится второй природой этого человека.
Не отчаивайся!
В чем секрет доброжелательного отношения к людям? Будет ли человек, которой не забывает здороваться, называться доброжелательным? Нет, скорее, мы назовем его вежливым. Доброжелательный человек — это тот, кто искренне, от сердца желает другому добра. Такой человек излучает свет и радость. Однако излучать радость может лишь тот, кто ощущает чувство радости в своем сердце. Лишь в этом случае можно спроецировать внутреннюю радость на окружающих. Верно и обратное. Почему человек гневается на других? Потому что в глубине души гневается на себя самого! Тот, кто проявляет агрессию против других людей, делает это, потому что агрессивно относится к самому себе. Ненавидящий себя человек проецирует раздражение и ненависть к себе на окружающих людей.Как же побороть гнев? «Каждый, кто гневается, будто служит идолу», — учат нас мудрецы Талмуда. Человек творит себе кумира, чтобы манипулировать им, навязывая окружающему миру свою волю. И если что-то происходит не по его воле, то с легкостью раздражается, проявляя гнев. Признание Всевышнего начинается с признания того факта, что не все в мире происходит в соответствии с капризами и желаниями человека. Мы должны научиться принимать мир таким, каким его сотворил Всевышний. И, что не менее важно, нам следует научиться принимать и самих себя такими, какие мы есть. Это отнюдь не означает, что мы не хотим исправлять свои недостатки. Наоборот, мы осознаем, что стремление к совершенству является нашей жизненной миссией, а несовершенство характера или сложные жизненные обстоятельства даны нам свыше как испытание. Мы верим в свои силы и в достижение успеха, ибо знаем, что Всевышний не дает непосильных испытаний, чтобы не лишить человека свободы выбора. А если какие-то испытания кажутся нам свыше сил, то мы помним, что с непосильным испытанием Всевышний дает и дополнительные силы.

Золотой Телец
Теряя веру, человек приходит в отчаяние, которое является причиной всех грехов. Почему после дарования Торы евреи опустились до золотого тельца? Причиной тому было отчаяние.
«И увидел народ, что медлит Моше спуститься с горы, и собрался народ против Аарона, и сказали ему: Встань, сделай нам божества, которые пойдут пред нами; ибо этот челок, Моисей, который вывел нас из Египта, не знаем мы, что стало с ним» (Исход 52:1). Талмуд объясняет: евреи подумали, что их лидер Моисей умер, и, ощутив отчаяние, совершили грех золотого тельца. Этот рассказ Талмуда важен не только для понимания евреев поколения Синайской пустыни, но и для лучшего понимания самих себя. Лишь отчаяние, пробуждающее в человеке страх, ненависть и гнев, может заставить его творить зло.
Когда евреи выходили из Египта, на них вероломно напал ненавидящий их Амалек. «Помни, что сделал тебе Амалек на пути при Исходе из Египта. Как он застал тебя в пути и поразил всех ослабевших… Сотри память об Амалеке… Не забудь!» (Дварим 25:17—18). Как можно стереть память о народе, след которого в истории пропал тысячелетия назад? Амалек умер, но дело его живет! В духовном смысле его зло продолжает существовать в нас. Амалек нападает на нас в минуты слабости, ибо сказано, что он «поразил всех ослабевших».
Комментируя странное, на первый взгляд, слово «застал» — на иврите корха, — Раши объясняет, что корха означает случай, неожиданность. Нападение Амалека произошло неожиданно и вероломно. Потому Амалек становится символом веры в случайность, в закон джунглей, в социальный дарвинизм в истории. Олицетворением Амалека стал Гитлер, который говорил, что верит лишь в право сильного подчинить или уничтожить слабого.
Слово кор на иврите означает также холод. «Амалек охладил тебя. В тот момент, когда все народы боялись сразиться с вами, он пришел и указал путь другим, — поясняет Раши и приводит слова Мидраша. — Это все равно что никто не мог спуститься в бассейн с кипящей водой, но когда один человек опустился в него, то, получив ожоги, он тем самым охладил воду для других».Амалек — сила, которая пытается «охладить нас, потушить огонь энтузиазма и свет радости нашей души. Но каждый раз, когда мы с радостью отмечаем еврейский праздник, с энтузиазмом выполняем заповеди, с желанием помогаем нуждающимся людям, мы побеждаем Амалека внутри нас.»
В бывшем СССР у нас не только отнимали веру, навязывая золотого тельца — материализм, не только оскверняли антисемитской пропагандой наши души, но и обдавали холодом унижения, заставляя стыдиться самих себя. Как можем мы вновь научиться гордиться и радоваться своему еврейству?
Если человек был болен и выздоровел, то он должен собрать друзей и отпраздновать выздоровление благодарственной трапезой. «От чего будет зависеть степень его радости? — спрашивал рабби Ицхак Гунтер, глава иешивы Хаим Берлин в Бруклине. — От степени тяжести его болезни: чем опаснее была его болезнь, тем больше радости он будет испытывать от излечения».«А что если человек был болен депрессией? — спрашивает рав Гунтер. — Тогда само ощущение радости является признаком выздоровления, что, в свою очередь, вызывает еще большую радость и желание праздновать выздоровление!» Человек радуется тому, что может радоваться! Эти чувства усиливают друг друга и создают цепную реакцию радости.

рав Арье Кацин (с сайта Толдот)

ЗАКОНЫ ПУРИМА.

1. Пост Эстер
13 адара, канун Пурима — пост Эстер. Этот пост — в память о том посте, который объявили Мордехай и Эстер, когда царь Ахашверош издал свой указ. Как и все посты, пост Эстер предназначен для того, чтобы мы анализировали свою жизнь и раскаивались в своих проступках. Ведь Свиток Эстер рассказывает нам не только о радости евреев по поводу их неожиданного спасения, но и об их страхе и скорби в минуту великой опасности. Поскольку невозможно в один день соединить два противоположных настроения, наши Мудрецы как бы разделили Пурим на две части — четырнадцатое адара, день веселья и пира, и тринадцатое, день поста и молитв. Если Пурим выпадает на воскресенье, как в этом году, пост переносится на четверг прошлой недели. Таким образом, в этом году пост Эстер выпадает на 21 февраля. На Высоком пост начинается в 5.53 утра, а заканчивается в 19.49.
Наш учитель Моше, перед тем, как идти на войну с Амалеком, тоже устраивал пост. Пост Эстер напоминает нам, что не в физическом превосходстве и не в умении воевать — хотя они тоже нужны — основа нашей победы и нашего трехтысячелетнего противостояния окружающему миру. Главное — это обращение к Небу и следование Его заповедям. «И когда Моше поднимал руки к небу, одолевал Израиль, когда же опускал, одолевал Амалек» (Исход 17:11).
2. Дни Пурима
Дни 14 и 15 адара — два дня Пурима. Свиток Эстер говорит (9:18-19): «Евреи в Шушане пятнадцатый день сделали днем праздника. Евреи же сельские установили праздником 14 адара». В наше время «Шушанский Пурим», т.е. 15 адара, празднуется, кроме Шушана, в наиболее древних городах Земли Израиля (в т.ч. Иерусалиме), в остальных же местах празднуется сельский Пурим, т.е. 14-е адара.
3. Празднование Пурима
Вот четыре основные заповеди Пурима:
1. Чтение Свитка Эстер.
2. Пир и веселье.
3. Посылание плодов («мишлоах манот»).
4. Пожертвования бедным.
Мудрецы также установили, что в Пурим следует читать отрывок из книги Исход, начинающийся словами «И пришел Амалек и воевал с Израилем в Рефидиме» (Исход 17:8-16; текст этот см. выше в разделе 1.6. «Война Израиля с Амалеком»), а также, что во всех молитвах этого дня следует читать вставку, содержащую слова благодарности за чудеса: «Аль га-нисим».
Не стоит заниматься в Пурим будничной работой, хотя это и разрешено. Сказали об этом Мудрецы: «От будничной работы, сделанной в Пурим, не увидит человек благословения».
4. Чтение Свитка Эстер
Каждый обязан дважды прослушать в Пурим чтение Свитка Эстер: вечером и на следующий день утром. Заповедь эта лежит и на мужчинах, и на женщинах. И лучше слушать чтение Свитка в синагоге при большом стечении народа, поскольку это также является «прославлением чуда».
Перед чтением Свитка произносят три благословения. Вот они:
1. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам чтение Свитка.
2. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни, в это время.
3. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который дал нам жить и существовать, и дойти до сего времени.
Первое благословение показывает, что чтение Свитка является обязанностью, а не просто обычаем. Второе указывает, что важнейший аспект Пурима — прославление чуда. Третье благословение, которое называется «Шегехэйяну», читается во все те моменты годового цикла, когда наступает время, предназначенное для выполнения специальных заповедей, которых нет в другое время года (то есть, например, в праздники). Вечернее чтение этого благословения указывает на то, что наступило время чтения Свитка, утреннее же — также на то, что наступило время посылания плодов, пожертвования бедным и праздничного пира.
Свиток перед чтением разворачивают и складывают «гармошкой», так как в стихе 9:20 Свиток назван «Письмо о Пуриме», письма же складывались именно так.
При словах «и послал Мордехай письмо ко всем иудеям» (9:29) слегка приподнимают Свиток и показывают общине, ибо Свиток Эстер и есть то самое письмо. Также принято стучать, топать ногами и другими способами шуметь при произнесении имени Амана, ибо сказано: «Сотри память об Амалеке». К Пуриму делают даже специальные игрушки — трещотки, которыми дети трещат при произнесении имени Амана.
После чтения Свитка читают нараспев стихотворный отрывок «Шошанат Яаков» — «Лилия Яакова».
5. Пир и веселье
Основной пир Пурима — днем, уже после утреннего чтения Свитка Эстер, и на нем должно быть много еды, вина и радости. Праздничную еду накануне вечером, после вечернего чтения Свитка, тоже устраивают торжественно и надевают праздничные одежды, и зажигают свечи; но дневной пир Пурима — «сеудат мицва» («пир, относящийся к выполнению заповеди»), и его начинают вскоре после полудня и продолжают до ночи. Утреннее время между чтением Свитка и пиром используют для посылания плодов и пожертвования бедным, то есть для выполнения третьей и четвертой заповедей Пурима.
Известно, что чудеса Пурима связаны с вином: на пиру у Ахашвероша была низложена царица Вашти, и на ее месте оказалась Эстер; падение Амана произошло во время пира, который устроила Эстер; а известно также, что путем раскаяния и возвращения к Богу евреи исправили то преступление, которое они совершили своим участием в пире Ахашвероша; поэтому наши Мудрецы, да будет благословенна их память, постановили: «На пиру Пурима следует выпить так, чтобы уже не различать между фразами «проклят Аман» и «благословен Мордехай». Казалось бы, слова «проклят Аман» и «благословен Мордехай» отражают два аспекта еврейской радости: уничтожение зла и установление власти добра. Однако Пурим — это день, когда мы стремимся за внешними событиями увидеть Божественное Провидение, суть вещей, и поэтому мы должны выпить вина не очень мало и не слишком много, чтобы осознавать окружающий мир, но потерять способность разделять эти два аспекта — и почувствовать, что уничтожение Амана — это и есть благословение Мордехая.
Причина этому та, что мы относимся к Амалеку иначе, чем к другим нашим врагам. Когда нападают на нас и мы вынуждены защищаться, то мы убиваем нападающих, но в этом нет радости, ибо сказано в ТаНаХе: «Не смерти грешника желает Бог, но его исправления». Но Амалек не может исправиться, в нем нет вообще основы добра, как об этом уже говорилось выше, а смерть его — лишь уничтожение зла, поэтому, уничтожая Амалека, в отличие от других грешников, мы не уничтожаем заложенных в нем потенций добра. Вот почему Тора, данная нам Б-гом, Который знает основы душ и добро и зло в них, — Его Тора предписывает нам радость при смерти Амалека, в отличие от смерти всех остальных заповедей.
Хотя следует сделать свой пир в Пурим как можно более щедрым и веселым, но еще важнее использовать имеющиеся возможности для лучшего выполнения заповеди «посылания плодов» и особенно «пожертвований бедным», ибо нет для еврея более великой и достойной радости, чем радовать сердца бедных, сирот, вдов и пришельцев.
6. Важность пира Пурима
Пир Пурима — не просто развлекательная пирушка. Наши Мудрецы, да будет благословенна их память, сказали: «С каким другим праздником Пурим связан более всего? Он связан с Йом-Кипуром. Об этом говорят даже названия праздников: «Йом-Кипурим», «Ки-пурим» — подобный Пуриму». Как же так, ведь Йом-Кипур — строгий пост, полное отречение от потребностей тела, а Пурим — веселый пир и всевозможные удовольствия.
Но родство Йом-Кипура с Пуримом не внешнее, а внутреннее. Святость, которой обладает Израиль, Кнессет Исраэль, объединение всех евреев прошлых веков, настоящего и будущего, как глобальная и осевая сила всего мирового процесса, — эта святость распространяется не только на душу и духовную жизнь евреев, но и на их физическое существование, на материальные объекты, связанные с ними, и на тело каждого отдельного человека. Поэтому следует жить так, чтобы не только духовные, но и все физические действия человека были освящены, то есть чтобы целью всей жизни было приобщение к Всевышнему, как говорит об этом ТаНаХ: «Познай Б-га на всех путях твоих».
7. Пожертвования бедным
Свиток Эстер говорит: «Чтобы сделали евреи эти дни днями пиршества и веселья и посылания подарков друг другу, и подаяния бедным» (9:22). В Пурим каждый обязан дать не менее двух подарков нуждающимся. Подарки могут быть любыми: деньги, вещи, еда.
Эта заповедь является дополнительной по отношению к общей заповеди пожертвований, о которой говорит нам Тора. Подарки должны быть сделаны днем в Пурим, лучше всего — после утреннего чтения Свитка Эстер, с тем чтобы бедный, если захочет, мог облегчить себе устройство праздничного пира.
8. Посылание угощений («мишлоах манот»)
Для выполнения заповеди «посылать угощения друг другу» каждый обязан послать в подарок не менее чем двум своим друзьям не менее чем по два блюда.
В данном случае под «угощением» понимаются какие-нибудь продукты, которые можно съесть или выпить сразу, без дальнейшего приготовления.
Принято «посылать угощения», в отличие от других заповедей, через посланника, а не самому, так в самом названии заповеди сказано «посылание», то есть через кого-нибудь. Так же, как и подарки бедным, угощения посылают днем, а не накануне вечером.

ללא שם

ПОСТ ЭСТЕР – 04.03.14.
НАЧАЛО ПОСТА – 05.15, КОНЕЦ ПОСТА – 18.33
ПУРИМ — ВЕЧЕР 04.03 — 05.03

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание субботних свечей:

«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»
ШАБАТ гл. КИ ТИСА: зажигание (06.03) – 17.44, исход (07.03) – 18.54

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s