Home

Шломо Зелиг Аврасин

Недельная глава Ки Тиса
«Разбитые Скрижали – две версии происшествия»

Наша недельная глава рассказывает о грехе золотого тельца и его последствиях. Одним из самых трагических последствий стало разбитие Скрижалей Завета. После того, как Моше Рабейну удалось уговорить Вс-вышнего не уничтожать сразу провинившийся народ, он отправился в стан сынов Израиля, чтобы самому разобраться в ситуации. Так об этом говорит Тора:

«И ПОВЕРНУЛСЯ МОШЕ, И СТАЛ СПУСКАТЬСЯ С ГОРЫ, И ДВЕ СКРИЖАЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВА — В РУКЕ ЕГО, СКРИЖАЛИ, ИСПИСАННЫЕ С ОБЕИХ СТОРОН: И С ОДНОЙ, И С ДРУГОЙ СТОРОНЫ БЫЛИ ОНИ ИСПИСАНЫ. А СКРИЖАЛИ ТЕ БЫЛИ СОЗДАНИЕМ САМОГО ВСЕСИЛЬНОГО, И ПИСЬМЕНА НА НИХ БЫЛИ ПИСЬМЕНАМИ ВСЕСИЛЬНОГО — ВЫРЕЗАННЫМИ НА СКРИЖАЛЯХ. ….. И БЫЛО: КОГДА ОН ПРИБЛИЗИЛСЯ К СТАНУ И УВИДЕЛ ТЕЛЬЦА И ПЛЯСКИ ВОКРУГ НЕГО, ВОСПЫЛАЛ ГНЕВ МОШЕ, И БРОСИЛ ОН СКРИЖАЛИ, КОТОРЫЕ НЕС В РУКАХ, И РАЗБИЛ ИХ О ПОДНОЖИЕ ГОРЫ» (Шмот 32:15-19).

Так погиб великий дар, равного которому не знал ни ранее, ни позже, ни один народ. Ведь первые Скрижали были сотворены самим Творцом, в то время как вторые вытесал Моше по указанию Вс-вышнего. К сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядел бы мир, если бы не произошло этого греха.

Обстоятельства разбития первых Скрижалей были не просты. Самая распространенная точка зрения, основываясь на простом понимании стихов Торы, утверждает, что Моше разбил их сознательно. Мидраш с помощью сравнения поясняет причину этого поступка лидера еврейского народа:

«Один царь решил жениться. Он выбрал себе невесту, отличавшуюся красотой и праведным образом жизни. Вернувшись к себе во дворец, царь написал «ктубу» (брачный контракт), и вручив его своему доверенному посланнику, поручил ему совершить «кидушин» (согласно еврейскому закону, жених делает невесту своей женой, посвящая себе на специальной церемонии и вручая ей «ктубу». Такая церемония называется «кидушин» и ее может осуществить не только сам жених, но и посланник, действующий от его имени). Посланник взял «ктубу» и отправился в путь. Подходя к месту, где жила царская избранница, он услышал слухи о ее нескромном поведении. Тогда он разорвал «ктубу», чтобы девушка не считалась замужней (она считается таковой только после вручения «ктубы»), и тогда, если выяснится, что она действительно была виновна в разврате, ее не постигнет кара смертью, т.к. юридически она еще считается свободной. Добравшись же до ее города и проведя расследование, посланник убедился, что она сама не совершала никаких предосудительных действий, но ее служанки действительно вели себя распутно и тень их поступков пала и на нее (под служанками тут имеется ввиду «эрев рав» – группа вышедших с сынами Израиля неевреев, ставших инициаторами и вдохновителями греха золотого тельца). Тогда посланник вернулся к царю и рассказал всю историю, и просил его не гневаться на невесту за неправильный подбор служанок. В ответ на это царь сказал: «Я более не гневаюсь на свою невесту, и вновь посылаю тебя вручить ей «ктубу». Но на этот раз ты сам напишешь ее, поскольку именно ты разорвал первый брачный договор!» (Имеется ввиду, что вторые Скрижали Моше изготовил сам).

Из этой притчи мы видим, что разбитие Скрижалей было актом самопожертвования со стороны Моше, вызвавшего огонь на себя, и направленным на благо народа Израиля, ибо если бы он вручил народу Скрижали, на которых было начертано «Не сотвори себе кумира», то их проступок стал бы совершенно непростительным и привел бы к гибели всего народа.

Есть, однако, и другой взгляд на эту проблему. Другой Мидраш анализирует два стиха Торы. Первый – из нашей главы (см. выше): «….И ДВЕ СКРИЖАЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВА — В РУКЕ ЕГО…..», а второй – из книги Дварим, последней книги Пятикнижия, где Моше, описывая этот момент, говорит: «И ПОВЕРНУЛСЯ Я, И СОШЕЛ С ГОРЫ, …. И ДВЕ СКРИЖАЛИ СОЮЗА — В ОБЕИХ РУКАХ МОИХ» (Дварим 9:15). Мидраш задает вопрос: почему сперва Моше нес Скрижали в одной руке, а потом – в обеих? Дело в том, что святость Скрижалей заключалась в письменах, начертанных на них «перстом Вс-вышнего», и выражалась, среди прочего, в том, что Скрижали сами по себе парили в воздухе, а Моше лишь поддерживал их одной рукой, придавая правильное направление. Когда же Моше приблизился к стану сынов Израиля, где красовался литой телец, святость начала покидать Скрижали, буквы стали исчезать, и сами Скрижали становились все тяжелее и тяжелее, так, что Моше пришлось удерживать их уже двумя руками, и в конечном итоге он их уронил и они разбились.

Оба этих Мидраша роднит одна очень важная концепция: святость и духовная чистота не могут соседствовать со скверной. Присутствие Вс-вышнего и Его святое Имя могут находится только в среде святого народа. Шхина (Б-жественное присутствие) не случайно концентрируется между двух ангелов-крувов, стоящих друг против друга на крышке Ковчега Завета – их поднятые вверх крылья символизируют ту легкость, с которой Шхина, подобно вспугнутой птице, может покинуть место своего пребывания в материальном мире, если оно будет осквернено нечистым действием, словом или даже мыслью. Поэтому каждый, кто считает себя частью народа Израиля, должен освящать свою жизнь, свой быт, речь и помыслы, и только тогда мы станем достойны той великой чести, которую оказал нам Вс-вышний, заключив с нами вечный Завет.

Шабат Шалом!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s