Home

Выпуск №217 Шват-Адар 5775 г. (02.2015 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.
Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели! Поздравляем вас с наступающим месяцем Адар!
Приглашаем вас на еженедельные уроки по Торе, ТаНаХу и традициям, которые проходят в интернете по вечерам в понедельник и четверг. Записаться на уроки можно на сайте Ор Цион: http://www.orzion.org/ru/webinars/webinar
Занятия проводит раввин Соломон Исаевич Аврасин
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Недельная глава Трума

ЗОЛОТО, СЕРЕБРО И МЕДЬ.
— Говорят, ты даешь людям удивительные лекарства и исцеляешь их. Так дай же и мне лекарство, которое поможет бояться Б-га! — попросил однажды еврей рабби Авраама из Стратина.
— Для страха перед Б-гом у меня нет лекарства, — ответил он. — Но если хочешь, могу дать тебе такое лекарство, которое поможет любить Б-га.
— Этого я желаю еще больше! — воскликнул еврей.
— Это лекарство — любовь к людям! — ответил праведник…
Многие ищут путь к Б-гу, обращаясь к отшельничеству и медитации, уходя от мира и людей. Однако рабби Авраам из Стратина утверждал, что ищущий Б-га должен идти к людям, ибо лишь любовь к ближнему помогает человеку обрести любовь к Б-гу. И именно этот путь любви ведет к Храму… После дарования Торы Всевышний обратился к евреям с призывом строить Мишкан, переносной Храм, который сопровождал их во время блужданий по Синайской пустыне. Строительство Храма — не только физическое возведение здания, но и духовный процесс становления народа. Мудрецы приравнивали семью к Храму, говорили о душе как о храме самого человека. Потому строительство Храма учит нас объединять народ, строить семью, совершенствовать свою душу.
Для возведения Храма требовались строительные материалы. Однако Всевышний не обязал евреев, а призвал жертвовать лишь тех, чье «сердце наполнилось доброй волей». Ибо Храм строился не только из драгоценных металлов, дерева и кожи, в духовном смысле его возводила добрая воля — исходящая из сердца любовь.
«И говорил Всевышний Моисею: Скажи евреям, чтобы взяли Мне возношение от всякого человека, сердце которого наполнится доброй волей: золото, серебро, медь…» (Шмот, 25:1—3).
Комментируя это место в Торе, Мидраш приводит слова притчи царя Соломона (4:2): «Учение доброе дал Я вам, Торы Моей не оставляйте!» Всевышний призывает евреев не оставлять Тору, потому что в Торе есть все: «Один человек покупает золото, но не серебро, другой покупает серебро, но не золото, — поясняет Мидраш. — Однако в Торе есть все: золото, серебро…».
Почему, говоря о Храме, мудрецы вдруг заговорили о Торе? Потому что Храм — продолжение Синайского откровения, объясняет Рамбан. Храм напоминает, что Тора всегда с нами. В Храме хранились скрижали Торы, а в память об этом и сегодня в синагогах хранятся свитки Торы. Евреи не только приняли Тору на Синае, но и не оставили ее, уйдя от горы, ибо хранимая в синагогах Тора оставалась с евреями, где бы они ни оказались.
Почему, говоря о «Торе, в которой есть все: золото, серебро», мудрецы противопоставляют ей человека, у которого есть или золото, или серебро? Разве человек не может купить все — и золото, и серебро? Величие Торы заключается в том, что духовные ценности не просто складываются, а объединяются в ней в некое новое единое целое, объясняет рав Гедалия Шор. Посмотрите на белый свет, который преломляется в призме всеми цветами радуги. Он открывает нам, что цвета радуги, объединяясь, образуют новое качество. Подобно белому свету, Тора объединяет в себе все оттенки духовности, создавая новое качество гармонии и единства, гораздо большее, чем «арифметическая сумма» всех деталей. Евреи жертвовали золото, серебро, медь на строительство Храма, но это были не только материальные, но и духовные ценности. Все, что есть на Земле, указывает на существование подобных явлений на Небесах. Драгоценные металлы на Земле указывают на существование драгоценностей духа на Небесах, в Торе или в душе человека. Золото, на иврите «загав», переводится как «дай это», являясь корнем слова «любовь» — «агава». Серебро — «кесеф», переводится как «стремление» (нихсафти). Твердый металл медь — «нехошет», переводится как «твердость» (нехишут), «неизменность», «верность». Авраам был символом любви и добрых дел, Ицхак — стремления и молитвы, а Яаков — истины и верности. Когда их потомки начали строить Храм, то каждый вкладывал свое сердце, делясь качествами своей души. Те, кто сумели наполнить свое сердце любовью, давали золото — символ любви, те, кто молитвой, — серебро, а те, кто истиной, давали медь. Когда же евреи дали все, что было нужно, и завершили строительство Храма, то в Торе сказано «стал Храм один». Слово «один» выражает, что все духовные ценности, пожертвованные евреями на строительство Храма, объединились в новое качество, потому что строители Храма достигли единства. Не случайно арифметическая сумма букв слов «один» (эхад) и «любовь» (агава) эквивалентна (13) и выражает мысль о том, что любовь приводит к единству.
Объединяя свои силы на службу Всевышнему, и один человек может добиться целостности и единства своей души, удостоившись, таким образом, построить Храм в своем сердце.
«Колонны его (Храма) из серебра, а внутри его любовь», — писал царь Соломон («Песнь Песней»). Храм был построен любовью, и духовная суть Храма — это любовь, вложенная его строителями. Храм является продолжением Синайского откровения, потому все, что происходило в момент строительства Храма, явилось повторением, на новом уровне произошедшего в момент дарования Торы. Когда сердца евреев объединились в любви, то «Храм стал один», и в него спустилось Б-жественное присутствие. Когда евреи достигли единства у горы Синай, тогда к ним спустилась Тора с Небес.
«В третьем месяце по выходе евреев из Египта, в тот день они пришли в пустыню Синай… Израиль расположился там против горы »(Шмот, 19:1—2).
Тора начитает описание во множественном числе — «они пришли», а заканчивает в единственном — «Израиль расположился». Перед дарованием Торы Израиль расположился у горы Синай «как один человек с одним сердцем», — объясняет Раши. Преодолев раздоры, евреи удостоились получить Тору в награду за единство!
Корень слова «расположился», «вайахан» читается так же, как «хен» — милость, симпатия, и соответствует выражению «смотреть благосклонно, с симпатией». Зачастую мы критически смотрим на окружающих, но стоит нам посмотреть на них с любовью, как мы перестаем замечать их недостатки, а видим достоинства. Любовь, с которой евреи смотрели друг на друга у горы Синай, стала залогом их единства, помогая найти путь к Торе и Храму.
Рав Арье Кацин (с сайта Толдот)

ПРОДАВЕЦ СТАРАЕТСЯ УКРАСИТЬ СВОЙ ТОВАР

Хотя мы и много говорили об этом и разъяснили, обратившись к толкованиям мудрецов Талмуда, что человек в любом случае получает награду за сотворенное им добро, и сказали уже мудрецы наши благословенной памяти, что Святой, благословен Он, не лишает человека награды даже за хорошие слова, — тем не менее есть огромная разница между человеком, делающим добро по какой-то сторонней причине или ради исполнения заповеди. Только в последнем случае совершается великое изменение в высших мирах, к которому приводит исполнение заповеди. Мудрецы Талмуда говорят, что именно это имеет в виду стих: «Превыше небес милосердие Твое».
Причина этому в том, что мощь, заключенная в действии, зависит от способа его совершения. Если действие было совершено лишь в материальном мире, без мысленной направленности в духовный мир, то у него нет силы повлиять на что-либо в этом духовном мире. Тогда и милость Б-га распространяется лишь в пределах этого, материального мира. И совсем другое дело — если человек намеревается исполнить заповедь. Тогда мощь его действия наполнена великой святостью, и влияние этой святости заметно в высших мирах, над небесами. И в святой книге Зогар рассказывается о том, как проявляется во всех мирах та святость, что возникает из-за целостного и точного выполнения заповеди.
А значит — как было бы хорошо, если бы человек приучил себя, делая что-нибудь, основанное на Торе, например давая в долг (этим он исполняет заповедь: «Если деньги дашь ты в долг человеку из народа Моего…»), или поддерживая бедного, предоставляя ему работу для пропитания, или каким-то еще образом (а этим выполняется заповедь: «И когда обеднеет брат твой, и поколеблется рука его с тобой — поддержи его»), или вовремя уплачивая плату рабочему (этим человек выполняет заповедь: «В тот же день дай плату его»), или еще что-то в этом роде — такие вещи делаются постоянно, и основа их — в самых высших мирах, ибо это прямые требующие заповеди Торы, — как хорошо было бы, если бы во время исполнения этих заповедей имел он прямое намерение выполнить соответствующую заповедь! Только тогда выполнение заповеди может быть названо целостным.
Множество раз обдумывал я слова, которые произносим мы в молитве «Видуй»: «Отошли мы от заповедей Твоих и от законов Твоих благих, и не были равны нам». Это значит, что мы даже не приравняли Служение Б-ry благословенному к нашим будничным занятиям. Ведь как мы ведем наши дела в этом мире? Если человек хочет продать какую-то вещь, как будет он стараться украсить ее и придать ей привлекательность, чтобы соблазнить покупателя и заработать несколько серебряных монет. Даже если вещь не так уж хороша, все равно изо всех сил старается продавец, чтобы покупателю она понравилась. А уж если товар на самом деле очень хорош — например, если продают бесценный, ярко сияющий камень, — разве придет продавцу в голову заключать его в прочный чехол и скрывать его свет? Наоборот, станет он начищать этот камень изо всех сил, чтобы все видели, как он прекрасен. А как мы относимся к исполнению заповедей? А от них зависит сама святость человека и его вечная жизнь! (Писание говорит: «…чтобы помнили вы и исполняли все заповеди Мои, и были святыми Б-гу вашему», а также: «И храните правила Мои и законы Мои, которые станет исполнять человек и будет жив ими». —Прим. сост.) Множество есть деяний, более драгоценных и притягательных, чем золото, представляющих собой прямые заповеди из Торы (некоторые из них мы перечислили), которые можно совершать «во всякое время и во всякий час». А мы своими руками удешевляем прекрасный, великолепнейший товар: иногда пропущены некоторые специальные требования, предъявляющиеся к той именно заповеди, недостает намерения, так как в момент совершения действия человек не думал о том, что выполняет заповедь… Конечно, за такое деяние будет получена награда, как мы уже сказали; но все эти недочеты очень сильно снижают ценность исполненной заповеди. В торговле никогда не бывает, чтобы человек сам сбрасывал цену на свой товар, — наоборот, он будет стараться увеличить ее, насколько это возможно. Лишь потому это возможно, что мы из-за многих грехов наших вообще не считаем, что будущий мир стоит зарабатывать.
Поэтому — блажен муж, мудрый и разумный в своих деяниях, которые он сделал цельными: совершающий добрые дела потому, что они заповеданы Б-гом, и освящающий тем самым себя ради Б-га. Об этом говорит Писание: «Чтобы помнили вы и исполняли все заповеди Мои и были святыми Б-гу вашему» — то есть совершали бы действия лишь потому, что они заповеданы Б-гом.
Хафец Хаим, книга «Aгaвam Хесед», 2, 23

ИЗРАИЛЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО — НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
Уважаемые читатели! В рамках знакомства с современной еврейской философской мыслью мы хотим предложить вашему вниманию главы из книги Пинхаса Полонского, написанной по лекциям известного раввина Ури Шерки.
Глава 1: Процессы развития религии в эпоху перемен

1. Рав Кук как центральный еврейский философ современной эпохи
В данной серии лекций мы постараемся проанализировать некоторые проблемные вопросы, связанные с современным развитием еврейской жизни и Государства Израиль, а также с соотношением Израиля и народов мира. В нашем анализе мы будем обращаться ко многим религиозным мыслителям последнего времени, но наибольшее внимание будет уделено учению р. Авраама — Ицхака Кука – создателя философии религиозного сионизма и Главного Раввина Яффо, а затем и Страны Израиля в 1904 — 1935 гг. Со времен р. Кука прошло уже целое столетие, но, тем не менее, именно он до сего дня остается центральным философом современной еврейской мысли.
Процесс развития религиозной мысли по своей протяженности дольше, чем жизнь одного человека или даже нескольких поколений. Ведь кроме индивидуального бытия, есть еще и бытие общенациональное. Еврейский народ не только состоит из индивидуумов, он еще и представляет собой одну большую общенациональную личность, протяженную в веках и разделенную на поколения. И каждое поколение, в свою очередь, тоже представляет собой одну общую личность (но уже синхронную). Отдельный же человек не только ведет свою частную жизнь, но, кроме того, является частичкой своего поколения и, вместе с ним – частичкой всего народа. Концепция существования «единой над — индивидуальной личности» реализуется не только на уровне народов, но и на уровне человечества вообще. «Общенациональная» (или вся «общечеловеческая») личность – это не просто сумма взглядов отдельных людей, но единый комплекс, развивающийся со сменой поколений.
И потому в поиске ответов на современные вопросы мы должны рассмотреть динамику развития этой общенациональной личности в текущую эпоху.
Большинство людей посвящает философии лишь малую часть своей жизни и не занимается ею специально, но при этом они, сами не всегда это осознавая, живут, думают и действуют в рамках философии своего поколения. Философия же, как хорошо известно, изменяется и развивается в процессе смены поколений: от поколения, которое усвоило некоторую идею, – к следующему поколению, находящему в этой идее противоречия, от него – к третьему, разрушающему предыдущую идею и изобретающему новую, и далее – к четвертому поколению, которое строит из предыдущих идей или их разрушенных обломков тот или иной вид синтеза. Этот диалектический процесс происходит незаметно для отдельного человека, но он явно виден в ходе развития как философии вообще, так и еврейской философии в частности.
Философская мысль намного длиннее жизни человека. Это верно и для философии вообще, и отдельно, для еврейской мысли, в частности.
Еврейская мысль имеет долгую историю, ее развитие прослеживается в течение веков. При этом в центре каждой философской школы, существующей несколько поколений, обычно оказывается одна центральная фигура. Это человек, который осознает, что предыдущий этап развития завершился и не может быть просто продолжен без кардинальных изменений. Он ставит вопросы, уже назревшие в ходе развития, но еще не поставленные, и создает новое направление, прокладывая новые пути мышления.
К концу XIX века в еврейской жизни произошел перелом, сделавший невозможным прежнее развитие. И р. Кук стал именно тем человеком, который создал такой новый путь для нашего века. И даже если мы не согласны с ним в том или ином частном вопросе (отметим, что среди тех, кто считает себя его учениками и последователями, такое частное несогласие вполне распространено), ясно одно: р. Кук является центральной фигурой для религиозной философии нашей эпохи. Великую милость сделал Всевышний, послав его нам.

2. Распространение влияния р. Кука за прошедшее столетие
Сто лет назад взгляды р. Кука были настолько необычны для того времени, что его сын, р. Цви — Йегуда, просил отца не публиковать некоторые из работ, т. к. время для них еще не пришло и они неизбежно будут превратно поняты. Рав Кук занимал главный религиозный пост в ишуве (еврейской общине Страны Израиля), он всю жизнь находился в самом центре общественной дискуссии и столкновения мнений и был окружен массой восторженных учеников и почитателей – но в своих философских взглядах был фактически одинок. В 1935 г. в некрологе по случаю его смерти Азриэль Карлибах, один из учеников йешивы «Мерказ га — Рав» и главный редактор газеты «Маарив», высказал мнение, что «величайший р. Кук умер совершенно не понятым современниками, и в ближайшее время его все забудут».
Однако действительность оказалась иной. Благодаря стараниям р. Цви — Йеhуды йешива «Мерказ га — Рав» стала центром религиозного сионизма, и сегодня в Израиле «вязаные кипы» – последователи р. Кука – составляют более половины ортодоксов. И это, конечно, громадный успех.
И еще больший успех состоит, наверное, в том, что движение учеников р. Кука не только изучает и преподает Тору, но и разворачивает Государство Израиль в новом направлении. Важнейшую роль в этом процессе играет «Гуш Эмуним», проект строительства поселений в Иудее и Самарии, вызывающий огромное противодействие и стоящий в центре обсуждений всего мирового сообщества – что, конечно, является несомненным показателем его огромной духовной важности.
Но влияние р. Кука отнюдь не ограничивается кругом его последователей. Надо сказать, что р. Кук не стремился к тому, чтобы создать свое течение, в том смысле, который ему придается, например, в различных течениях хасидизма, или в других различных еврейских течениях. Целью этих течений является формирование определенного типа человека. Например, в хасидизме ХаБаДа или Браслава вполне четко определены нормы того, каким должен быть тип человека, который они хотят сформировать, какой у него должен быть стиль одежды, язык, система воспитания детей и пр.
Рав Кук, по — видимому, совсем не стремился сформировать подобное четко очерченное течение – его установкой было оказать влияние не только на свое окружение, но и на весь еврейский народ и даже на все человечество. Он стремился дать истолкование происходящим вокруг процессам и этим повлиять на их развитие, говорил о том, что ждет в будущем народы мира и что произойдет в духовных мирах, ибо считал, что понимание происходящих в мире процессов является основой для исправления евреев и человечества.
При обсуждении наследия р. Кука нередко можно услышать от харедим такой вопрос: «А сколько у вас солдат? Сколько людей благодаря вам вернулось к соблюдению традиций? Приведите, пожалуйста, статистику». С точки зрения р. Кука, такой вопрос нерелевантен. Хотя ученики р. Кука, и особенно поселенческое движение, привели к Торе немало евреев, – но цель р. Кука состояла вовсе не в этом, он не собирался никого «возвращать к религии». И уж, конечно, не ради простого «возвращения в лоно религии» возникло в истории такое явление, как секуляризм (которое мы подробно рассмотрим ниже). Рав Кук считал, что всем нам, и светским, и религиозным, нужно вместе вернуться к правильному пониманию религии – именно это будет настоящее возвращение к вере. И она будет делом рук Бога, запускающего исторические процессы, под давлением которых весь народ Израиля меняет свое мировоззрение и совершает тшуву.

РОШ ХОДЕШ АДАР (ДВА ДНЯ) — 18.02 (с вечера) — 20.02

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ
Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»
ШАБАТ ТРУМА: зажигание (20.02) – 17.19, исход (21.02) – 18.30

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s