Home

Выпуск №216 Шват 5775 г. (02.2015 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.
Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели!
Приглашаем вас на еженедельные уроки по Торе, ТаНаХу и традициям, которые проходят в интернете по вечерам в понедельник и четверг. Записаться на уроки можно на сайте Ор Цион: http://www.orzion.org/ru/webinars/webinar
Занятия проводит раввин Соломон Исаевич Аврасин
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Недельная глава Мишпатим — Шабат Шкалим

ЖИТЬ ПО ЗАКОНУ
Перед нами недельный раздел книги Шмот, который, в отличие от всех предыдущих, не рассказывает о событиях, что произошли с евреями при их блуждании по пустыне, а приступает непосредственно к систематическому изложению законов и положений Торы. Причем главной темой раздела Мишпатим являются законы, регулирующие отношения между людьми.
Заглавием для раздела служит его первый стих: «И вот законы, которые ты предложишь им (еврейскому народу)». С такими словами обратился Всевышний к пророку Моше. По поводу этих слов сказал раби Симха Буним из Пшисхи, известный хасидский цадик прошлого века: тем самым Тора хочет научить нас, что сперва надо предложить евреям законы, касающиеся отношений между людьми, и только затем — положения, определяющие отношения между человеком и Всевышним. Почему? Потому что: «Дерех эрец кадма ла-Тора, (правильное) отношение к людям предшествует Торе» (Ваикра Раба 9:3), — этика человеческих требований важнее всего остального.
Самое первое слово, которым открывается глава — Ве-эле: «И вот законы, которые…» Мудрецы заметили, что иногда новая тема начинается словом ве-эле, «и вот», а иногда — эле, «вот», без частицы «ве» (буква «вав», соединительный союз). Когда в начале стоит эле— нет никакой связи с тем, о чем рассказывалось раньше. Если отрывок начинается словом веэле — такая связь есть. Значит, наша глава — прямое продолжение главы предыдущей. О чем говорилось в главе Йитро? О получении евреями Торы на горе Синай, о Десяти заповедях. Подобно тому как они были получены на Синае, так и все законы, которые ныне предлагаются евреям и которые вошли в главу Мишпатим, получены на Синае. Вот что сообщает нам первая буква главы.
Спрашивает раби Ицхак Меир из Гур (ученик раби Симхи Бунима из Пшисхи, основатель движения Гурских хасидов): но ведь известно, что все заповеди Торы получены евреями на Синае! Более того, «даже то, что в будущем откроется (в Торе) вдумчивому ученику, тоже было сказано Моше на Синае» (Иерусалимский Талмуд, Пеа). Раз так, то какая новость в том, что законы нашей главы (регулирующие отношения между евреями) получены на Синае? На это отвечает сам раби Ицхак Меир из Гур: можно было бы подумать, будто законы, понятные человеческому разуму, выводятся, опираясь на доступную нам логику; чтобы мы не впали в ошибку, пришла Тора сказать, что эти законы — тоже от Всевышнего!..
В предыдущих выпусках почти всегда приводилось краткое содержание главы. Так было, пока Тора вела рассказы исторического характера — о первых поколениях людей на земле, о семье Авраама, его потомках, исходе современников Моше из Египта и т.д. Теперь начинаются главы с содержанием законодательного характера. Приведем самый краткий список некоторых положений главы Мишпатим. (Все они подробно разработаны в соответствующих трактатах Талмуда.)
При нанесении увечий человеку — компенсация за ущерб за счет ударившего. Если хозяин нанес увечье своему рабу-нееврею — то последний выходит на волю. Запрещено оставлять открытой яму в месте, которое принадлежит всем (например, на улице). За кражу — двойная выплата со стороны пойманного вора. Оставил без присмотра костер, так что огонь, распространившись, поджег чужое имущество, — платишь за ущерб, нанесенный огнем. Права и обязанности сторожей, хранящих чужое имущество. Чем рискует тот, кто одалживает вещь на время и бесплатно. Запрет на выдачу денег в рост (под проценты). «Не разноси ложного слуха; не давай своей руки нечестивому, чтобы свидетельствовать о неправде. Не следуй за большинством (идущим) на зло… Не криви судом… (Даже) нищему не потворствуй в его тяжбе (а суди нелицеприятно)… От неправды держись подальше…»
Последнее правило кажется совсем простым. Но заметьте, оно не требует от нас, чтобы мы «всего лишь» отказались от лжи; оно хочет, чтобы мы не принимали даже косвенного участия в том, что называется неправдой. Ибо любое участие в ней предосудительно! Даже если она — не больше, чем самообман. На эту тему Хафец-Хаим любил рассказывать такую историю. Один крестьянин хранил у себя старый потрепанный календарь еврейских месяцев, из которого всегда можно было узнать наступление очередного новомесячья, рош-ходеш. По этой причине среди соседей он слыл высокообразованным человеком или, попросту говоря, раввином. Со временем он и сам поверил в свою ученость. Но вот однажды наш «рав» оказался по делам в Вильно, где решил помолиться в синагоге Виленского Гаона. После молитвы он задержался на уроке изучавших Тору — и вдруг обнаружил, что ни слова не понимает. Так и сидел, пристыженный, с лицом человека, попавшего вместо свадьбы на похороны… Мы тоже привыкли, — заканчивал свой рассказ Хафец-Хаим, — называть друг друга равами и гаонами, забыв, что это далеко от правды. Но настанет день и окажемся мы в грядущем мире. Каков же будет наш стыд, когда мы увидим в нем великих учителей прошлого, и там продолжающих учить Тору. Поистине сказано: «От неправды держись подальше».
Рав Реувен Пятигорский (из газеты «Исток»)

ШАБАТ ШКАЛИМ — ПОЛОВИНА ШЕКЕЛЯ

Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот), дополнительные жертвы (Мусафим), хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.
Никто не мог быть освобожден от этой обязанности. Даже человек, живущий на милостыню, должен был пожертвовать половину шекеля.
Тому, у кого не было денег, приходилось одалживать их у других, продавать одежду или отдавать в залог свои или даже одолженные вещи, как сказано в Торе (Шмот, 30): «Богатый не должен давать больше, а бедный — меньше, чем половину шекеля».
Нельзя было отдать половину шекеля частями. Необходимо было пожертвовать серебряную монету весом не меньше, чем в сто шестьдесят зерен ячменя; после того, как было решено добавить одну шестую часть к мерам веса, вес этой монеты был увеличен до ста девяноста двух ячменных зерен.
Все пожертвованные монеты должны были попасть в сокровищницу Храма до начала месяца Нисана, потому что в Рош Ходеш Нисан их уже извлекали оттуда и приступали к закупке животных и всего необходимого для жертвоприношений. Для того, чтобы эти жертвоприношения действительно искупали грехи всего Израиля, необходимо, чтобы все взрослые евреи имели в них долю.
Поэтому уже в Рош Ходеш Адар начинают напоминать сынам Израиля о том, что им необходимо пожертвовать по половине шекеля.
Пятнадцатого Адара повсюду устанавливались специальные столы, сидевшие за которыми убеждали людей жертвовать, но еще не прибегавшие к принуждению.
Двадцать пятого Адара в Храме начинали собирать и пересчитывать монеты, и с этого момента сдача половины шекеля становилась принудительной.
Наши мудрецы постановили читать Парашат Шкалим в субботу накануне Рош Ходеш Адар, потому что в субботу весь еврейский народ собирается в синагогах для того, чтобы послушать чтение Торы. Таким образом, чтение этой главы становилось первым напоминанием о мицве и о необходимости исполнить ее вовремя.
Сегодня, когда Храм разрушен и жертвоприношения не совершаются, невозможно исполнить заповедь о «половине шекеля» в том виде, в каком ее нам предписала Тора. Однако мы продолжаем читать Парашат Шкалим в установленное время; это чтение и является тем исполнением заповеди, которое возможно в наше время, как сказал пророк Гошеа (Гошеа, 14): «Заплатим за быков — нашими устами».
Кроме того, мы читаем Парашат Шкалим в наше время в установленный срок, рассчитывая на то, что вскоре будет построен Храм, и тогда наше чтение послужит непосредственно исполнению заповеди.
Эта заповедь важна для Израиля и дорога ему, так как она учит сынов Израиля любить друг друга — ведь исполняя ее все они равны перед Вс-вышним.
Важнейшая из всех служб, совершаемых в Храме, общественная искупительная жертва, совершается всем Израилем — у каждого еврея есть в нем доля. Здесь нет ни бедных, ни богатых, ни близких, ни далеких — одна общая жертва искупает грехи всех.
Суббота «Шкалим» в синагоге
Если суббота, в которую читают Парашат Шкалим, не приходится на Рош Ходеш Адар, в синагоге выносятся и раскрываются два свитка Торы.
По одному из них семь человек читают недельную главу Торы, по второму один человек (Мафтир) читает отрывок главы Ки Тиса, в котором сообщается заповедь о «половине шекеля». Если эта суббота приходится на Рош Ходеш Адар, выносятся три свитка Торы. По первому шесть человек читают недельную главу, по второму седьмой человек читает отрывок из главы Пинхас, рассказывающий о жертвоприношениях новомесячья, а по третьему читается Парашат Шкалим.
Несмотря на то, что в такие дни читают несколько различных глав Торы, это чтение завершает только один отрывок из Книг Пророков, посвященный одной из тем дня.
В «Субботу Шкалим» этот отрывок (Гафтара) посвящен истории заповеди «о половине шекеля» — читается отрывок из Второй Книги Млахим (Царей), рассказывающий о том, как во времена царя Йегоаша и первосвященника Йегояды народ начал жертвовать деньги на Бедек Га-байит — ремонт и поддержание в порядке храмовых помещений (Млахим II, 11).
Существует правило: Гафтара всегда связана с главой Торы, которая читалась непосредственно перед ней. Поскольку недельная глава Торы всегда читается первой (если встает вопрос, какую из заповедей Торы выполнить первой, предпочтение отдается той, которая исполняется чаще, а заповедь чтения недельной главы, разумеется, исполняется намного чаще, чем заповедь чтения любой другой главы Торы), а отрывок из главы Пинхас, рассказывающий о жертвоприношениях — вторым (по той же причине), то, естественно, третьей и последней читают именно Парашат Шкалим и Гафтара связана именно с ней.
Лекарство — раньше, чем болезнь
Почему Парашат Шкалим читается раньше, чем Парашат Захор? Ведь заповедь Торы, обязывающая нас вспоминать зло, причиненное нам Амалеком, и бороться с ним, которая должна быть исполнена в Адаре непосредственно перед праздником Пурим, была дана нам Вс-вышним раньше, чем заповедь «о половине шекеля».
Дело в том, что Вс-вышний, как всегда, «создал лекарство раньше, чем болезнь». Сыны Израиля удостоились победить Амалека после того, как Вс-вышний удостоил их заповеди «о половине шекеля» — «заповеди выкупа».
В Талмуде сказано:
«Рейш Лакиш сказал: “Творец мира знал, что злодей Гаман пожертвует свои серебряные шекели в персидскую царскую казну, чтобы ему разрешили уничтожить евреев, как сказано в Книге Эстер (Эстер, 3): “Десять тысяч талантов серебра отвешу слугам, чтобы внести в царскую казну…” Поэтому Он сделал так, чтобы наши шекели были собраны раньше, чем их шекели, как сказано в Мишне: “Первого Адара объявляют о том, что необходимо пожертвовать половину шекеля…””» (Мегила, 13)
Сказано также: «Эти деньги следует сдать до того, как в синагогах прочитают Парашат Захор. Отдавая свою половину шекеля, следует говорить не “Это мой выкуп”, а “Это мое пожертвование”. (Трактат Софрим, 21)»
О принуждении
Почему самых бедных людей принуждают жертвовать половину шекеля, даже если для этого им приходится закладывать свою одежду? На что это похоже? На то, что делают с больным, если у него на ноге появилась рана, которую необходимо срочно вскрыть. Его связывают и кладут на стол, чтобы врач мог его прооперировать.
В случае с половиной шекеля Вс-вышний сказал: «Для того, чтобы сдать половину шекеля, деньги, на которые будет приобретено все необходимое для общественных жертвоприношений, сыны Израиля должны заложить даже самих себя, ибо эти жертвоприношения необходимы для того, чтобы Вс-вышний простил грехи всего Израиля». (Ялкут Шимони)
Почему именно половина шекеля
Почему Тора заповедала нам отдавать половину шекеля, а не целый шекель? Потому что эти деньги должны были искупить грех создания «золотого тельца», которым евреи занимались лишь половину дня, с шести часов сорокового дня пребывания Моше на горе Синай и до вечера. Вс-вышний сказал им: «В эти шесть часов Я содержал вас, а вы служили идолу. Поэтому теперь вы пожертвуете в Мой Храм свое содержание за это время». Поэтому, как сказали наши мудрецы, Израиль отдает половину шекеля, а не целый шекель.
Наши книги приводят и ряд других глубоких ответов на этот вопрос.
Почему мы отдаем только половину шекеля? Чтобы мы никогда не забывали, что в самом лучшем случае служим Вс-вышнему только в половину наших возможностей.
Отданные деньги должны были искупить грех «золотого тельца», а служили ему одни только мужчины. Поскольку мужчина без женщины — это только половина настоящей цельной личности, то для искупления его греха достаточно половины шекеля.
И еще одно объяснение. Даже если человек совершил грех, половина его души все равно всегда остается чистой и не нуждается в искуплении.
Поэтому автор одного из Йоцрот к Парашат Школим писал: «Принесу шекель в великолепный, прекрасно устроенный дом». Это означает, что если мы принесем в Храм половину шекеля, то в руках у нас окажется целый шекель, который мы сможем предъявить Вс-вышнему.
Об этом обязательно должны помнить те, кто раскаивается в своих грехах и хочет вернуться к Вс-вышнему. Тора как бы говорит ему: что бы он не совершил, его связь с Вс-вышним не прервалась, часть его души осталась незапятнанной, и грех не в силах коснуться ее. Необходимо очистить лишь запятнанную половину — и человек снова станет чист перед Вс-вышним.
Бесценное искупление — за малую цену
Рабби Йегуда, сын рабби Симона, сказал от имени рабби Йоханана:
«Три вещи, которые Вс-вышний сказал Моше, напугали его так, что он отступил на шаг. Когда Вс-вышний сказал (Шмот, 30): “Каждый человек пусть отдаст выкуп за свою душу”, Моше испугался и сказал: “Кто сможет внести выкуп за душу? Ведь сказано (Иов, 2): “…Кожу и все, что у него есть, отдаст человек за свою душу” — и все равно этого будет мало”. Вс-вышний ответил: “Я прошу только то, что каждый из вас может отдать — половину шекеля”».
Когда Вс-вышний сказал Моше (Бамидбар, 28): «Прикажи сынам Израиля и скажи им: “Жертву Мою, хлеб Мой для возжиганий… приносите Мне в свое время”», Моше ответил, испугавшись: «Чьей жертвы может Тебе хватить?» А когда Вс-вышний сказал (Шмот, 25): «Пусть они сделают Мне святилище, и Я буду находиться среди них», Моше ответил: «Кто сумеет построить святилище, в котором Ты сможешь поместиться?» (Бемидбар Раба)
Рабби Йегуда бар Илай сказал: «Услышав слова Вс-вышнего о выкупе, Моше подумал: Танах учит нас, что выкуп за человека — один талант серебра, как написано в Книге Млахим (Млахим, I, 20): “Стереги этого человека; если он исчезнет, твоя душа будет за его душу, или ты уплатишь мне талант серебра”».
Рабби Йоси сказал: «Моше рассуждал так: “Если человека, уличенного в клевете, Тора обязывает заплатить штраф в сто шекелей, то разве мы, заявившие, указывая на “золотого тельца”: “Вот божество твое, Израиль”, не должны заплатить по крайней мере сто шекелей?”»
Рейш Лакиш сказал: «Моше рассуждал так: “Если за изнасилование девушки Тора накладывает на виновного штраф в пятьдесят шекелей, то разве мы, изнасиловавшие заповедь, гласящую: “Да не будет у тебя других богов, кроме Меня”, не должны заплатить хотя бы пятьдесят шекелей?”»
Рабби Йегуда, сын рабби Симона, сказал: «Моше рассуждал так: “Если хозяин бодливого быка, который убил чужого раба или рабыню, должен заплатить их хозяину тридцать шекелей, то разве мы, которые “…променяли славу свою на изображение тельца” (Тегилим, 106), не должны заплатить хотя бы тридцать шекелей?”»
Но Вс-вышний, понимавший, о чем думает Моше, сказал ему: «Я не прошу у вас ни талант серебра, ни сто, ни пятьдесят и ни тридцать шекелей. Каждый из вас должен будет отдать только половину шекеля.»
Единство Израиля
В Торе сказано о размере пожертвования (Шмот, 30): «Вот что должны отдать все, проходящие перепись — половину шекеля». Зачем Тора после этого добавляет: «Богатый не должен давать больше, и бедный не должен давать меньше»? Кто решился бы установить различие между бедным и богатым там, где Тора его не установила?
Это предупреждение Торы относится прежде всего к тем, главное богатство которых — щедрость. Тора говорит: даже самые щедрые не должны давать больше, чем половину шекеля, потому что в таком случае скупые люди не дадут ничего. Они скажут: настоящее пожертвование — это когда человек жертвует всем, что у него есть, а на это они не готовы. Таким образом еврейский народ окажется разделенным надвое. Щедрые окажутся с одной стороны, а скупые — с другой.
Тора объясняет, что в данном случае даже самый щедрый человек может доказать широту своего сердца только одним образом — воздержавшись от слишком большого пожертвования, ибо тем самым он дает возможность даже самым скупым с ним сравняться. Они скажут: если это — пожертвования самых щедрых людей, то и я могу дать столько же. В таком случае весь народ окажется единым — его объединит одинаковый размер пожертвования.
Отсюда мы видим, как дорога Вс-вышнему и благотворна для всего Израиля даже самая легкая мицва, когда ее исполняет весь народ. Она ценнее, чем самая трудная мицва, совершаемая одними праведниками. Поэтому и сказала Тора: «Богатый не должен давать больше» — чтобы бедный не дал меньше.
Стремление к заповеди
Щедрость может проявляться как в поступках, так и в намерениях. По нашей вине Храм разрушен, жертвоприношения не совершаются и невозможно исполнить заповедь «о половине шекеля». Однако обязанность читать Парашат Шкалим накануне месяца Адар не отменена. Ведь внутренняя суть заповеди «о половине шекеля» заключается в пробуждении щедрости и великодушия в сердцах всех сынов Израиля для того, чтобы каждый из них был готов пожертвовать всем, что у него есть, чтобы исполнить желание Творца. Необходимость пробуждать сердца не исчезает никогда. Поэтому мы и читаем по свитку Торы Парашат Школим, которая всегда пробуждает щедрость и готовность к самопожертвованию в сердцах Израиля.
Более того, иногда готовность и стремление проявить щедрость важнее, чем само пожертвование. Поэтому Вс-вышний, видя, как мы стремимся отдать деньги на нужды Храма, считает нас как бы исполнившими заповедь и приближает день, когда наша мечта о ней станет реальностью.
«Книга нашего наследия», рав Элиягу Ки-Тов

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ
Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»
ШАБАТ МИШПАТИМ: зажигание (13.02) – 17.05, исход (14.02) – 18.18

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s