Home

Выпуск №215 Шват 5775 г. (02.2015 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.
Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели!
Приглашаем вас на еженедельные уроки по Торе, ТаНаХу и традициям, которые проходят в интернете по вечерам в понедельник и четверг. Записаться на уроки можно на сайте Ор Цион: http://www.orzion.org/ru/webinars/webinar
Занятия проводит раввин Соломон Исаевич Аврасин
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Недельная глава Итро — ДЕСЯТЬ РЕЧЕНИЙ

ПУТЬ К БОГУ
Сегодняшний недельный раздел Торы назван по имени мидьянского жреца Йитро — нееврея, язычника, идолопоклонника. Почему? Потому что, увидав чудеса, сопровождавшие евреев при их Исходе из Египта, поверил он в Б-га Израиля и даже, перешел в еврейство. Йитро входил в число самых значимых фигур своей эпохи. И настолько оказалась сильной и искренней его новая вера, что Тора увековечила память о нем, назвав его именем центральную из своих глав, а именно, рассказ о получении еврейским народом Десяти заповедей (речений). Главный, узловой эпизод еврейской истории. Глава Йитро.
Мидраш рассказывает, что в те времена жило несколько известных личностей. Кроме еврейского пророка Моше и его брата Аарона, ими были: мидьянский жрец Йитро; праведник Йов из Кенаана; египетский правитель (вошел в историю просто под именем Паро, Фараон); колдун Билам, пророк и злодей одновременно; и др. Из агады известно, что фараон, обуреваемый желанием войти в истории как политик, нашедший «окончательное решение еврейской проблемы», срочно созвал высокий консилиум, куда были приглашены Йов, Билам и Йитро. Билам посоветовал уничтожать евреев. Йов смолчал, ибо увидел, что фараон не для совета пригласил мудрецов, а для того, чтобы те поддержали его, заранее принятое решение своим авторитетом. Йитро, сообразив, что остается в меньшинстве, — а он не сомневался в том, что евреев трогать нельзя, — убежал и скрылся. К реализации был принят план Билама. Издали указ, предписывающий топить в водах Нила всех новорожденных еврейских мальчиков. В эти дни родился Моше. Мать положила его в корзинку и отпустила вниз по Нилу. Нашла и усыновила маленького Моше дочь фараона… Дальше всю историю вы знаете. Евреи, ведомые Моше, вышли из Египта. Фараон погнался за ними во главе своих доблестных колесниц. Море расступилось. Евреи прошли. Над головами египтян воды сошлись.
В это время Йов, смолчавший на фараонском совете, тяжко болел (см. Книгу Йова). Билам ждал, когда его пригласят проклясть вышедших евреев (см. главу Балак в книге Бемидбар), чтобы неожиданно для самого себя благословить их и бесславно погибнуть в бою, оказавшись между моавитянами и евреями. А Йитро? О нем рассказывает наша глава. В самых первых своих словах. Перед тем как приступить к повествованию о получении евреями Торы.
Йитро шел к еврейству не самым легким путем. Он изучил всю мудрость своей эпохи, последовательно, что называется, побывав «внутри» всех религий и верований. В каждой из них он достигал пост жреца — и во всех нашел изъяны. Как он познакомился с евреями? Бежавший из Египта Моше долго жил в африканской стране Куш, после чего переселился в Мидьян, где его приютила семья Йитро. На дочери Йитро он и женился…
Краткое содержание главы: Йитро, тесть Моше, вместе с женой Моше, Ципорой, и двумя его сыновьями, своими внуками, Гершомом и Элиэзером, отправляется навстречу евреям, которые, выйдя из Египта, стоят лагерем у горы Синай. Моше получает от Йитро совет, как следует устроить судопроизводство. Йитро покидает стан. Рассказ о том, как евреи готовятся к получению Торы. Десять заповедей…
Безусловно, все знакомы с Десятью заповедями, которые даны ЕВРЕЯМ и никому больше. Напомним их, не конкретизируя и не приводя деталей: каждый еврей обязан верить во Всевышнего; не признавать ложных богов и не участвовать в изготовлении идолов; не произносить напрасно имени Всевышнего; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не участвовать в похищении людей; не лжесвидетельствовать; не домогаться при помощи принуждения того, чего не удается получить честным путем.
Многие учителя в этих правилах видят краеугольный камень, на котором стоит вся Тора. Но они, эти правила, не самые первые в Торе, есть еще семь законов, которые надлежит соблюдать не только евреям, но и всем людям на земле. Называются они законами сыновей Ноаха, поскольку в полном объеме были даны людям после Потопа. Вот они: каждому народу надлежит иметь справедливые суды; безусловно запрещено (кроме перечисленных выше идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния): богохульствовать, красть и грабить, а также мучить животных. (Мы только назвали эти законы, не приводя всех подробностей, связанных с их применением на практике.) Они, эти законы, касаются всех, в том числе и евреев.
Рав Реувен Пятигорский (из газеты «Исток»)

ШАНТАЖ

Весной 1978 года я стоял на «горке» у московской синагоги на улице Архипова и искал человека, которому мог бы передать данные нашей семьи, чтобы получить вызов на выезд в Израиль. «Обратитесь к тому бородатому человеку», – предложил мне один еврей. В то время каждую субботу у синагоги собиралось несколько сот человек. Среди них – отказники, учителя иврита, диссиденты. А к тому бородатому стояла очередь. Так в ожидании я узнал, что зовут его Валерий П-й, юрист по образованию, который дает всевозможные консультации и советы в самых сложных ситуациях арестов и политических преследований евреев. Я поведал ему свою просьбу, но Валерий мягко улыбнулся и сказал: «Сейчас шабес – суббота, я не смогу взять ваши данные (тогда я еще мало знал о законах еврейской жизни). Но вы можете прийти ко мне на работу в будний день».
Уже в понедельник я сидел в кабинете юридического консультанта одного из крупнейших московских заводов. Каким-то чудом его еще не уволили. Валерий напряженно разговаривал с кем-то по телефону и вдруг с волнением бросил телефонную трубку. «Знаешь, чем мне сейчас угрожал гебешник?» – спросил он. И, не дождавшись ответа, продолжил: «Он сказал, что мои дети не вернутся сегодня из школы, погибнут в автомобильной катастрофе! Они требуют от меня, чтобы я работал на них».
– И что же вы им ответили? – спросил я.
– Я им сказал, что независимо от того, хорошо мне или плохо, я – еврей!
Подружившись с Валерием, я понял весь смысл произнесенной им фразы. Валерий рассказал мне, что родился в Ростове, в семье донских казаков. Поступил на юрфак МГУ. А там к нему, брюнету в очках, начали приставать студенты: «Валера, признайся, ты еврей?»
– До того это мне надоело, что я решил узнать, кто же такие евреи. Начал читать. Потом пришел к синагоге, нашел учителя иврита Иосифа Бегуна. Стал изучать Тору у Ильи Эссаса, прошел гиюр и стал евреем.
Гебешники не понимали этих людей, предполагали, что они – легкая добыча для вербовки. Однажды офицер КГБ в конце длительного разговора обратился ко мне с «доверительным» вопросом:
– Как это русский человек может ответить, что он еврей? Вот недавно, – продолжает офицер, – допрашивая сына известного детского писателя Юрия Яковлева (Андрей Я. был моим другом и духовным наставником – Л. К.), спрашиваю: «Вы известный журналист газеты «Труд», русский, что вы делаете среди этих евреев?» А он смотрит на меня своими чистыми голубыми глазами и отвечает: «Я – еврей!»

Что услышал Итро?
Наша недельная глава повествует об Итро, который стал евреем и пришел к горе Синай. «И услышал Итро, жрец мидьянский, обо всем, что совершил Всевышний для Моисея и еврейского народа… и пришел в пустыню, где Моисей остановился у горы Синай».
«Что же именно услышал Итро, что привело его к еврейству?» – спрашивает великий комментатор Торы Раши, приводя мнение Талмуда – «развержение моря и война с Амалеком». Я же всегда удивлялся этому ответу. Если развержение моря кажется понятной причиной его решения, то война Амалека должна была бы не только не явиться причиной для его перехода в еврейство, но, скорее, причиной обратного. В момент развержения моря евреи праздновали свое спасение и победу, а их враги – египтяне утонули в море. Амалекитяне же вероломно напали на тыл еврейского лагеря, уничтожая слабых. Они не ставили своей задачей взять евреев в плен, сделать рабами, не стремились завладеть их землей или имуществом. Война Амалека с Израилем – это вечный символ антисемитизма. Казалось бы, столкновение с таким феноменом ненависти могло заставить Итро серьезно задуматься о целесообразности желания стать евреем. И уж, во всяком случае, не стать причиной для перехода в еврейство…
Однажды я задал этот вопрос у нас в синагоге русскоязычным евреям. Одна женщина сказала, что это место Торы объяснило ей что-то непонятное: «Недавно в наш дом на Оушен Авеню, в Бруклине, переехал пожилой человек из Киева, украинец. На Хануку он зашел ко мне и попросил ханукальные свечи.
– Зачем тебе? – спросила я. И он рассказал, как тринадцатилетним мальчишкой сидел на дереве и видел, как расстреливали евреев в Бабьем Яру. Евреи вели себя с большим достоинством в тот страшный момент, и это произвело на него, тогда ребенка, неизгладимое впечатление.
– С тех пор я мечтаю стать евреем. – Если силы зла и тьмы стремятся уничтожить евреев, то сколько добра и света несет в себе этот народ!»
Разделить судьбу
Может быть, на этом месте Торы и основан еврейский закон, обязывающий рассказать любому человеку, желающему стать евреем, об «амалеках», погромах и преследованиях? Тот, кто хочет перейти в еврейство формально, из-за меркантильных соображений, может передумать. Но того, кто бескорыстно стремится к свету, этот же самый рассказ не только не оттолкнет, но и явится причиной его еще большего стремления стать частью еврейского народа, разделив его судьбу. Ведь он поймет, что Амалек боролся не столько с евреями, сколько с тем, что они собой представляют. Именно это услышал и понял Итро, приняв решение прийти к горе Синай и стать евреем, а для нас – примером настоящего прозелита гера-праведниика.
Такие праведники были всегда. Еврейская традиция повествует о том, что и великий строитель Иерусалима царь Давид, и основоположник устной Торы–Талмуда, рабби Акива, были потомками геров-прозелитов, т. е. неевреев, прошедших гиюр. Один из самых авторитетных мудрецов Торы – Ункелос, племянник римского императора, перешедший в еврейство и создавший свой знаменитый труд – классический перевод Торы на арамейский язык. Кто не слышал о великом мученике, польском графе Валентине Потоцком. Будучи студентом в Париже, граф Потоцкий случайно встретил еврея, погруженного в свои книги. Польский дворянин и католик обратился к нему с религиозными вопросами. Еврей спокойно ответил. Со временем граф начал регулярно ходить к еврею и беседовать с ним о вопросах веры. В конце концов граф Потоцкий объявил о своем желании перейти в еврейство.
Граф Потоцкий
В католической Франции середины XVIII века так же, как и в католической Польше, еще продолжала действовать инквизиция, карающая смертью христиан, перешедших в еврейство. Тогда Валентин Потоцкий отправился в Амстердам – единственное место в Европе, где не наказывались смертью и геры-еретики, и помогавшие им евреи. Там польский граф стал Авраамом, сыном нашего праотца Авраама, а затем тайно переехал в центр еврейской мысли того времени – Вильно, называемый современниками литовским Иерусалимом. Инквизиторам удалось его разыскать и потребовать отречься от еврейства. Бывшему графу грозила казнь. Тогда, по просьбе его семьи, инквизиторы начали подвергать его страшным пыткам. Но им так и не удалось добиться от него отречения. После длительных пыток Авраама, сына Авраама, инквизиторы предали публичному сожжению на площади в центре города. А в момент казни он запел еврейскую мелодию на слова царя Давида: «Как хороша наша судьба и прекрасно наше наследие!» И сегодня во многих иешивах поют эту самую песню за субботним столом, вспоминая о мученике Потоцком.
Евреям удалось все же собрать прах погибшего праведника и предать погребению на еврейском кладбище в Вильнюсе. А когда умер один из самых величайших мудрецов всех времен, Виленский Гаон (гаон – на иврите – гений), то его похоронили рядом с могилой графа Потоцкого.
Во время оккупации Вильнюса фашисты уничтожили еврейское кладбище. Чудом сохранились лишь две могилы: великого прозелита и великого мудреца.
Таких Праведников было немало и среди преподавателей Торы и иврита в России, присоединившихся к евреям и подвергавшихся особым преследованиям властей. Таких людей немало и сегодня среди нас, иммигрантов. Эти Праведники, приехавшие из России и искренне принявшие еврейство, скрупулезно соблюдающие законы Торы и еврейской традиции, всегда были и будут для меня источником вдохновения, обязывая меня, еврея, помнить, что хоть евреями и рождаются, но еще в большей степени евреями становятся!
Лев Кацин (с сайта Толдот)

Религиозный универсализм р. Кука
(отрывок из статьи «Религиозная философия р. Кука»; редакция -П.Полонский, окончание)

[18. Суть религии – не в поклонении Богу, а в реализации, в нашей жизни, Божественных этических идеалов]
За прошедшие почти четыре тысячелетия (начиная с нашего праотца Авраама) иудаизм оказал огромное влияние на мир — в частности, через идеи еврейского монотеизма, распространяемые христианством и исламом. Однако во многих случаях это влияние концентрировалось, главным образом, в принятии народами мира теологических концепций, зачастую вырванных из того жизненного контекста, в котором они существовали в иудаизме. Это привело к тому, что в основе религиозных систем этих народов главным атрибутом является поклонение Богу как возвышенному существу, пребывающему в блестящей потусторонности от мира человека, и в значительной степени религия была отделена от этических начал, посредством которых справедливость могла бы утвердиться в реальной земной жизни.
При этом, как мы уже говорили выше, в центре внимания иудаизма как религии стоит не сама Божественная сущность, а Божественные идеалы и цели, тот путь, который Бог предлагает человеку [это и есть метафизическая сущность еврейской концепции «Невидимого Бога» — т.е. человеку должен быть виден не Бог, а Путь]. Бог хочет, чтобы эти идеалы и цели были реализованы в мире, который Он сотворил, и Он хочет дать человеку возможность самому реализовать это. Именно в стремлении осуществить эти цели в контексте жизни народа, как единого целого раскрывается сущность иудаизма и проявляется вектор его выхода в своем служении человечеству за национальные рамки.
«Основное различие между различными религиозными концепциями заключается – утверждает рав Кук – не в возвышенной метафизической истине единства с Богом, а в Божественности стремления к справедливости и праведности, и в сильном желании осуществить эти Божественные идеалы в реальной жизни, во всем их величии» (Эдер га-Якар, стр. 147).
19. [Только с воссозданием Еврейского Государства иудаизм сможет нести светоч благочестия во всей его чистоте перед народами мира]
Рав Кук утверждает, что кризис еврейского национального чувства, наступивший в результате Изгнания и многих веков преследований, привели к извращению иудаизма и затемнению его истинной сущности. Поэтому возвращение еврейского народа в Страну Израиля и еврейское возрождение, являющиеся результатом сионистских усилий, приведут в свое время также и к религиозному обновлению, которое позволит иудаизму вновь стать самим собой и тем самым оказывать подобающее ему влияние на мировую культуру. Конечная цель возвращения в Сион состоит в том, чтобы «евреи снова могли нести светоч благочестия во всей его чистоте перед народами мира». Только это позволит иудаизму выступить перед всем человечеством в качестве глашатая Божественных истин учения Торы: Торы политической с ее проповедью мира и свободы, и Торы религиозной, заключающей в себе свет знания Божественной истины и любви к путям Божьим в жизни индивидуума и общества (Хазон га-Геула, стр. 178, 202).
20. [Путь религиозной интеграции человечества]
Концепция «возобновления еврейского служения человечеству» не означает, конечно, что иудаизм рассматривался бы как какой-то потенциальный заменитель других религий. Напротив, разнообразие религий является закономерным и постоянным выражением человеческого духа, и различные монотеистические религии должны не конкурировать, а дополнять друг друга.
«Традиционное богословие, — отмечает р. Кук, — предполагает, что различные религии должны обязательно противостоять друг другу… Но, достигнув полной зрелости, человеческий дух стремится возвыситься над любым конфликтом и враждой, и личность воспринимает различные проявления духовной жизни как органическое целое».
Такой подход не устраняет различий между религиозно более высшим или низшим, между более святым или менее святым, а также различие между святым и обыденным. Но каждой категории соответствует определенное место в жизни целого; каждое понятие является тропой, на которой Бог пытается возвысить человека и дать ему путь к Себе.
Религии могут и должны служить друг другу в качестве стимула, в качестве побудительного мотива для развития, иногда даже в качестве образца для подражания, т.к. имеются некоторые элементы в религии, которым одна религиозная концепция может научится у другой. Но в своих основных параметрах каждая религия неразрывно связана с историческим опытом разных социумов и народов. Только при гармоничном сосуществовании различных религий и их свободном взаимодействии создается ситуация, когда каждый народ сможет подняться к Богу по своей тропе. Каждая религия, таким образом является составным элементом в «конгломерате вер». Только при таком подходе на ту сферу, в которой некогда происходила борьба различных религий, ниспосылается мир и свет (Талелей Орот, 17; Эдер га-Якар, 122).
Именно в такой перспективе рав Кук видит будущее возобновление служения иудаизма человечеству.
«Целью иудаизма является отнюдь не поглощение или не уничтожение других религий, но их усовершенствование и поднятие на более высокую ступень развития, дабы они смогли освободиться от своих ложных элементов, и тогда они естественно прирастут к корням Израиля… Это относится даже к тем народам, которые сегодня все еще придерживаются политеистического подхода, и, несомненно, к тем религиям, которые в значительной степени основываются на свете Еврейской Библии и Торы Израиля». (Письма, 1:112).
Именно этим путем идет развитие еврейского универсализма, который не устраняет частное, а включает его в качестве составной части в общее целое.
Бен-Цион Боксер (с сайта Маханаим)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ
Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»
ШАБАТ ИТРО: зажигание (06.02) – 16.52, исход (07.02) – 18.06

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s