Home

Выпуск №214 Шват 5775 г. (01.2015 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.
Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели!
Поздравляем вас с наступающим Новым Годом Деревьев, Ту би-Шват!
Приглашаем вас на еженедельные уроки по Торе, ТаНаХу и традициям, которые проходят в интернете по вечерам в понедельник и четверг. Записаться на уроки можно на сайте Ор Цион: http://www.orzion.org/ru/webinars/webinar
Занятия проводит раввин Соломон Исаевич Аврасин
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Недельная глава Бешалах — Шабат Шира

ДНЕВНИК ИСХОДА
Сломленный катастрофами, грозный фараон согласился отпустить евреев. Удары, обрушившиеся на Египет, убедили его в правильности такого политического шага.
Итак, весна 2448 года от Сотворения мира.
15 число месяца нисан, утро. Шестьсот тысяч человек, не считая женщин и детей, пересекают границу Египта и проходят из города Рамсес в местность, которая называется Сукот.
16 число. Евреи выходят из Сукот и разбивают лагерь на границе с пустыней в районе Эйтам.
17 число. В том году этот день пришелся на субботу. Стоят лагерем.
18 число. Начинается подготовка к долгому путешествию. Выходят из лагеря. Впрочем, сначала, чтобы запутать египтян, евреи поворачивают и идут назад. Фараон получает донесение: «Блуждают они по этой стране, заперла их пустыня». Наконец, на берегу моря, около места Пи га-хирот, еврейские колонны встают лагерем.
19 число. Фараон решает вернуть беглецов. Объявляется срочная мобилизация.
20 число. Колесницы фараона настигают евреев у берега моря.
Увидев погоню, евреи пугаются и «вопят к Всевышнему».
21 число (соответствует последнему дню праздника Песах).
Написано: «Моше простер свою руку над морем — и навел Всевышний сильный восточный ветер, который дул всю ночь. Расступилась вода — и превратилось море в сушу. Пошли сыновья Израиля по суше через море.
Погнались за ними египтяне. И вот… простер Моше руку над морем — и оно вернулось. Обрушилась вода на египтян и накрыла все их войско, так что не осталось ни одного человека. А сыновья Израиля прошли по суше через море. Вода же стояла стеной справа и слева от них».
Мидраш рассказывает, что, попав в трудное положение, евреи раскололись на четыре группы: одни сказали — лучше утонем в море, вторые — надо вернуться, третьи — будем воевать, четвертые — давайте откупимся. И никто не догадался, откуда придет помощь.
Именно в эти минуты евреи впервые предъявили претензии Моше: «Разве недостаточно могил в Египте, что ты вывел нас умирать в пустыню?» Как поступил Моше? Стал молиться. Молитва помогает, об этом знают все поколения нашего народа. Но смотрите, что написано: «И сказал Всевышний Моше: что ты кричишь ко Мне? Скажи сыновьям Израиля, чтобы они двинулись!» Идите с верой в свою правоту, а Я спасу.
Народ ликовал, когда увидел, что враг погиб. Но излив всю радость в песнях, снова вернулся к ропоту: дай нам хлеба, дай мяса, дай воды в этой безводной пустыне. Форма жалоб и претензий была оригинальной: «О, дали бы нам умереть в Египте, когда мы сидели у горшков с мясом, когда досыта ели хлеб!» Красивая жалоба, не правда ли? Не сказали — когда мы ели досыта мясо, — обманывать не умели, а сказали — ели хлеб.
У горшков же с мясом только сидели. Сидели и смотрели, как его едят египтяне. А теперь — дай нам мяса! Получили они и мясо, и хлеб. Наелись досыта. С мясом даже несколько перестарались. Что касается хлеба, то выпал ман («манна небесная»). Собирали его каждый день с утра. В пятницу получали двойную порцию — чтоб хватило и на субботу. Ели в готовом виде. На вкус при общей строптивости никто не жаловался сорок лет; значит, был вкусен.
Но ропот продолжался. Причем выражался он чисто по-еврейски. В то время как любой другой народ кричал бы «ой, как плохо!» — евреи, кроме «ой, как плохо», кричали: «зачем нас обманули? зачем мы сюда приехали?» — извините, «зачем мы сюда пришли?» Ехали — это через три тысячи лет.
Глава завершается поучительным эпизодом. Поссорившись с Моше, евреи усомнились: «Да есть ли Всевышний среди нас, или нет?»(Уж не про российских ли евреев вся эта история?) И тут же следующая фраза: «И пришел Амалек (внук Эсава, ненавистник евреев), и воевал с Израилем». Проверьте сами:17 ая глава книги Шмот, стихи — 7 и 8.
Амалек — враг евреев, антисемит. Говорят, в мире есть две идеи, за которые люди готовы пожертвовать жизнями, — иудаизм и антисемитизм.
Обычное человечество более менее равнодушно к идеям и предпочитает им сытое существование. Но евреи, как народ, на равнодушие просто хронически не способны (хотя от сытого существования тоже не откажутся). Не меньшими подвижниками идеи являются и вечные антагонисты евреев, антисемиты, — только у них другая идея, прямо противоположная еврейской. У евреев — поиск справедливости, а у анти-евреев — поиск еврейской погибели. Они сами согласны пострадать, лишь быть причинить максимальное зло потомкам Авраама, Ицхака и Яакова. Нацистская Германия уже катилась под откос, на фронтах из-за нехватки составов кончались боеприпасы, а железнодорожная служба рейха исправно отправляла обреченных евреев в лагеря. Гибель евреев — вот цель Амалека, вот в чем он видит смысл своей жизни.
Все зависит от нас. Если мы не оставляем Тору — будет нам помощь и на море, и в пустыне. Но как только усомнимся — «да есть ли с нами Всевышний?» — сразу же приходит Амалек.
Рав Реувен Пятигорский (из газеты «Исток»)

НОВЫЙ ГОД ДЕРЕВЬЕВ.

Уважаемые читатели! Мы поздравляем вас с наступающим Новым Годом Деревьев, который приходится в этом году на 3-4 февраля. Вот небольшая статья об этом празднике.

1. Новый год для урожая с деревьев
В еврейском календаре несколько «новыx годов». Осенью мы празднуем Рош га-Шана — счет годов от Сотворения Мира. Весной, в месяц Нисан — начало цикла месяцев. Зимой же, 15-го числа месяца Шват — новый год для yрожая с деревьев. (Число «15» изображается в иврите бyквами тет-вав, поэтомy 15 Швата = тет-вав би-Шват, что произносится как Тy-би-Шват.) До этой даты обычно выпадает большинство дождей, поэтомy она отделяет yрожай одного года от yрожая другого года, чтобы мы могли отделить «маасер» — «десятинy» для каждого года отдельно.
2. Ту би-Шват был установлен Мудрецами для отделения урожая одного года от урожая другого
Праздник 15 Швата не упомянут в Торе. Он установлен Мудрецами для отделения урожая одного года от урожая другого. Тора предписывает каждому еврею ежегодно отделять десятину от урожая плодов в пользу священников и левитов, занятых службой в Храме, а также в пользу бедных. Поскольку такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено отделять десятину от урожая одного года в счет десятины от урожая другого года. Поэтому возникла потребность в установлении начала Нового года для деревьев.
В Земле Израиля главным фактором, влияющим на урожай деревьев, являются зимние дожди, поэтому праздник Ту би-Шват связан с окончанием зимы, сезона дождей. Наши Мудрецы, хорошо знакомые с земледелием Страны Израиля, пришли к выводу, что 15-е число месяца Шват является той пограничной датой, когда большинство зимних дождей уже выпало, и поэтому начиная с этой даты урожай относится уже к следующему году.
3. Отделение десятины
Тора повелевает нам отделять «десятинy» от yрожая поля и сада в Земле Израиля и отдавать ее левитy, пришельцу, беднякy, сироте и вдове — «дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рyк твоиx, которое ты бyдешь делать» (Второзаконие 14:29). Смысл этой заповеди в том, чтобы мы не чувствовали себя единственно полноправными владельцами Земли Израиля. Еврей должен чувствовать, что действительным хозяином этой земли является Всевышний, а сам он — только пользователь, арендатор, которомy эта земля передана для обработки. И собрав yрожай, он должен часть его возвратить хозяинy — т.е. использовать десятую долю своего доxода для осyществления Божественныx принципов на земле: обеспечения службы в Храме и yстановления социальной справедливости.
4. Семь видов плодов Земли Израиля
В праздник Ту би-Шват устраивают праздничную трапезу с «семью видами плодов Земли Израиля», перечисленными в стихе Торы: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и финикового меда» (Второзаконие 8:7). Каббалисты Цфата в 16 веке yстановили в Тy-би-Шват даже особый «Седер» — трапезy, в которой ели всевозможные фрукты и пили вино, и читали Библейские отрывки, прославляющие Землю Израиля.
5. Традиция сажать деревья
В Ту би-Шват (не совпадающий с Шабатом) принято сажать деревья. Это сравнительно новая традиция, возникшая в конце прошлого века, когда первые еврейские поселенцы начали прибывать в страну Израиля, чтобы восстановить здесь еврейское присутствие. Страна была тогда разрушенной и пустой, она еле могла прокормить своих немногочисленных обитателей. Все «трезво мыслящие экономисты» предсказывали тогда, что массовая алия невозможна, ибо «столь маленькая страна не в состоянии вместить так много народа». Но евреи посадили эвкалипты и осyшили болота, посадили леса и провели водy, yстроили поля и фруктовые сады. Земля расцвела, и yрожая — так же, как в древности, — стало хватать на всеx. Земля Израиля xранила верность еврейскомy народy, она не давала yрожая чужеземцам, которые лишь временно владели ею. В Талмуде наши Мудрецы сказали: «Нет признака приближающегося избавления более очевидного, чем расцвет страны Израиля, как сказано y пророка Йехезкиэля (36:8): «А теперь, горы Израилевы, вы ветви свои распустите, ибо ваши плоды будете приносить народy Моемy, Израилю, ибо вот он приближается». Поэтомy многие религиозные сионисты считают нынешний сельскохозяйственный расцвет Земли Израиля важным указанием на то, что мы действительно живем в эпохy прихода Машиаха.
(По материалам сайта «Маханаим»)

Религиозный универсализм р. Кука
(отрывок из статьи «Религиозная философия р. Кука»; редакция -П.Полонский, продолжение)

13. [Сама жизнь направляет и воспитывает нас, ставит перед нами проблемы, решая которые мы и осуществляем духовный прогресс мира и нас самих]
Мир, говорит рав Кук, является школой человеческого просвещения. В частности, этому способствует то, что в жизни встречаются и общаются между собой люди разного уровня. Те, кто в разной степени охвачен светом или тьмой, идут по жизни бок о бок. Проблема взаимодействия между ними является одной из самых трудных, но продвижение в ее решении чрезвычайно сильно продвигает духовность мира. Мы должны научиться смотреть на все и на всех как на элементы всеобщей гармонии, и несомненно, что нам следует преодолеть множество ступеней на лестнице совершенства, прежде чем человек достигнет высоты истинной универсальности.
Сама жизнь в своем естественном стремлении к самосовершенствованию направляет нас к этой конечной цели, ибо если мы закрываемся в рамках ограниченных интересов, то мы обедняем жизнь и сужаем сферу ее распространения. Таким образом, способность к благожелательной отзывчивости на нужды других людей является благом не только для них, но и для нас самих, ибо, помогая им, мы делаем и свою собственную личность более многогранной.

14. [Всевышний не ограничил Свои дары рамками одного народа]
Понимание того, что общение, жизненная интеграция, понимание другого и т.д. необходимы для собственного духовного продвижения, распространяется, по мнению р. Кука, не только на диалог с представителями разных подходов и точек зрения внутри своей культурно-религиозной сферы, но и на диалог и общение с другими культурами и религиями, ибо во всех них есть элементы Божественного света, и нам, для нашей собственной духовно-религиозной полноты, необходимо собирать их в своем духовном мире.
Рав Кук говорит об этом так: «Всевышний, да будет Он благословен, ниспосылая милость Своему миру, не ограничил Свои дары рамками одного места, одного человека, одного народа, одной страны, одного поколения или одного мира. но рассеял их по всему мирозданию. И поиски совершенства, знаменующие собой самый высший порыв нашей природы, направляют нас к поискам Божественного света во всем, и через это — к обретению высшего единства, которое в конечном счете должно установиться в мире. Лишь по достижении этого “Бог будет Один, и Имя Его едино”» (Эдер Га-Якар, Орот Исраэль 8:3).
Таким образом, без собирания искр Божественного света, рассеянного во всей культуре человечества и во всем мироздании, наше понимание Божественности будет неполным и ущербным.

15. [Притягательность добра]
Желание достичь единства и совершенства в этом мире является частью общего Божественного замысла, преследующего цель освобождения человека от невежества и ограниченности; и Бог усилил это стремление в нас, придав ему дополнительные характеристики и возможности.
Одной из характеристик жизни в этом плане является притягательность добродетели: добро, овладевшее одним человеком, притягивает к себе других людей.
«Когда человек возвышается благодаря добрым делам, благодаря более сильному стремлению к благочестию, мудрости, справедливости, красоте и равенству, то он совершенствует тем самым духовную природу не только себя самого, но и всего сущего. Все люди становятся лучше в своей основе благодаря увеличению доброго начала внутри одного из них. И при этом добродетель притягательна для окружающих: развиваясь в каком-нибудь одном человеке, она далее распространяется среди его ближних и окружающих, побуждая каждого человека, по мере возможности, соревноваться с другими в добрых делах и тем самым облагораживая и возвышая все сущее» (Орот Га-Кодеш, 3:314).
16. [«Тшува» как свободное решение о Возвращении к Богу]
Другим аспектом жизни, побуждающим человека к поиску высшего света, является феномен тшувы – «покаяния, раскаяния, возвращения», – который рав Кук толкует гораздо более широко, чем обычное распространенное понятие об «угрызениях совести и искуплении вины за совершенные поступки под влиянием традиционных увещеваний». «Тшува – это общее “возвращение” человека и мироздания к Богу; оно по сути своей явление общечеловеческое, предназначенное выразить неприятие недостатков и поиски совершенства. Ибо настоящее восприятие Божественных идеалов возможно только в том случае, если оно является не результатом автоматических естественно-природных действий, а результатом наших свободных действий, предрасположение к этим идеалам, что составляет неотъемлемую часть нашего внутреннего мира». Эти идеалы, посредством которых расшифровывается экзистенциальное содержание нашего утверждения Бога,«вписаны в человеческую душу, и самое сильное желание, сокрытое в ее глубинах, заключается в реализации переноса этого сокрытого света из сферы возможного в сферу действительного, реализацию их в формах самой жизни: личных, общественных, национальных и всемирных, в поступке, в желании и в духе» (Эдер Га-Якар, стр. 145).
Именно это стремление к совершенству побуждает человека искать большую добродетель, чем та, которой он обладает сегодня, и открыть свою душу перед теми выдающимися духовными лидерами, которым являлась «великая мечта».
При этом, согласно р. Куку, это духовное стремление не ограничено даже только человечеством. Все мироздание обладает базисным желанием преодолеть свою отчужденность от Бога и вернуться к первоисточнику своей жизни.«Тшува, возвращение, покаяние — порождено стремлением всего сущего стать лучше, чище, возвышеннее, благороднее, чем оно есть сегодня» (Орот Га-Тшува, 6:1).

17. [Стремление к освящению всего сущего]
Именно в идее соединения концепции Личности Бога (и человека как Его образа и подобия) с ощущением единства всего сущего проявляется, согласно раву Куку, главное влияние иудаизма на мир. Сущность иудаизма, который берет свое начало в идее личностного Творца мироздания, состоит в стремлении преодолеть отчужденность человека от природы, от своего ближнего и от Бога. Это желание усовершенствовать мир посредством осознания связи человека со всем сущим. Это неприятие мнимого антагонизма между материальным и духовным; это неприятие эгоистического национализма в качестве главного средоточия моральных ценностей; это неприятие любой ограниченности, заключающейся в желании строить духовный очаг человека и его систему ценностей основываясь и используя в качестве материала только лишь одну часть жизни и отбрасывая при этом все остальные. «Иудаизм стремится, — пишет рав Кук, — к освящению всего сущего» (Орот, Исраэль 7:12).
Бен-Цион Боксер (с сайта Маханаим)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ
Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»
ШАБАТ БЕШАЛАХ: зажигание (30.01) – 16.39, исход (31.01) – 17.54

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s