Home

Выпуск №213 Тевет — Шват 5775 г. (01.2015 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.
Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели!
Поздравляем вас с наступающим Новым Годом Деревьев, Ту би-Шват!
Приглашаем вас на еженедельные уроки по Торе, ТаНаХу и традициям, которые проходят в интернете по вечерам в понедельник и четверг. Записаться на уроки можно на сайте Ор Цион: http://www.orzion.org/ru/webinars/webinar
Занятия проводит раввин Соломон Исаевич Аврасин
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Недельная глава Бо

НАРОД ОТВЕЧАЕТ ЗА ПОСТУПКИ СВОИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Продолжается рассказ о «египетских казнях», которые обрушились на Египет за то, что фараон не отпускал евреев на свободу. Из десяти «казней» остались три — о первых семи разговор шел в предыдущей главе.
Саранча: «И покроет она лик земли, и нельзя будет увидеть землю, и поест она уцелевший от града остаток (урожая)… и наполнятся ею твои дома (Моше обращается к фараону)… и дома всех египтян,— такого не видели ни твои отцы, ни отцы твоих отцов…» Темнота: «И была три дня густая тьма по всему Египту; не видели (египтяне) друг друга, и никто не вставал три дня со своего места; а у сыновей Израиля был свет в жилищах».
Гибель первенцев: «И умрет всякий первенец в Египте, от первенца фараона… до первенца рабыни… и до скота; и будет великий вопль по всему Египту, какого еще не бывало и никогда впредь не будет».
Многие знают, что во всей этой истории фараон проявил удивительное упрямство. Народ погибает, от скота остались жалкие остатки, поля побиты градом, последний урожай съеден саранчой, трехдневная тьма — густая, почти осязаемая, пугающая — окутала страну, — а верховный правитель, призванный отвечать за благосостояние страны, стоит на своем: не отпущу! Уже подданные кричат, собственные придворные: отпусти их, нам же хуже. И что мы читаем? «Но ожесточил Всевышний сердце фараона». И тут наше еврейское сердце, жаждущее справедливости, не выдерживает: да разве справедливо так страшно наказывать народ из-за его строптивого руководителя? Разве можно предъявлять счет руководителю, если его сердце заранее «ожесточено» Самим Творцом? Заставить человека совершить плохой поступок, а потом наказать его, — разве это честно? Нет, отвечает Тора, не честно. Но в нашем случае фараон сознательно выбрал тот путь, по которому прошел до конца. Он, если так можно выразиться, оказался жертвой своей идеологии поклонения идолам.
До самой последней секунды фараон верил, что они помогут ему. Помогали же раньше! Почему вдруг теперь они должны уступить какому-то неизвестному доселе еврейскому Б-гу? «Ожесточил сердце» означает — укрепил его, дал возможность человеку, если он хочет, осуществить задуманное, не отступить из-за сомнений или страха. (Как похоже это на «верных ленинцев», что и в лубянских камерах кричали свои коммунистические лозунги.) Всегда есть такие люди; не дать им реализовать свой потенциал — это и было бы несправедливостью.
Что касается народа, то давно известно: каков народ — таковы и властители. Не бывает, чтобы правители были хуже подданных, а если такое иногда и случается, то совсем ненадолго; обычно такое правление кончается переворотом. Египтяне же, как мы знаем, за своим царем шли до конца. Пока не утонули в расступившемся море.
В ночь перед уходом, евреи зарезали, выполняя приказ Моше, по ягненку, окропили его кровью дверные косяки (на этом месте теперь в еврейских домах висит мезуза), съели его мясо и приготовили пресный хлеб (мацу). Здесь в тексте Торы идет указание на необходимость во всех поколениях выполнять законы праздника Песах — в память о событиях того времени. «Семь дней ешьте мацу, а к первому дню(праздника) устраните из ваших домов все квасное… Установление вечное: с вечера четырнадцатого дня первого месяца (месяца нисан) ешьте мацу до вечера двадцать первого дня того же месяца. Семь дней квасного не должно быть в ваших домах. А кто будет есть квасное — душа того да истребится из общины Израиля». И вот уже больше трех тысяч лет мы соблюдаем этот закон.
Евреи зарезали по ягненку, а его кровью помазали косяки дверей. Да понимаем ли мы отвагу этих рвущихся к свободе людей? Зарезать на глазах египтян ягненка — значит совершить, по древнеегипетским понятиям, святотатство — ибо они поклонялись животному миру во всех его проявлениях — и крокодилам, и кошкам, и овцам. Зарезать этих «братьев меньших» считалось у них государственным, религиозным, идеологическим преступлением. Но евреи сознательно пошли на такой разрыв. Они справляли свой первый Песах.
Ближе к празднику Песах мы подробней поговорим о нем, о его законах, о его истории, — по крайней мере будем надеяться, что такая возможность у нас появится. Но до Песаха, как говорится, надо дожить. Ближайший праздник — Пурим с его застольным весельем, карнавалами, «ушам Гамана» и пр. и пр. А главное, впереди — очень много суббот, которые мы, конечно же соблюдаем: женщины зажигают субботние свечи, мужчины произносят кидуш над бокалом вина, вся семья собирается за столом, украшенном халами.
Наши мудрецы сказали, что если евреи хранят (соблюдают) субботу, то суббота хранит евреев. Дом, в котором по-прежнему встречают царицу-субботу, остается еврейским. А нам очень важно и нужно оставаться евреями. Ведь Тора наказала еврейскому народу вечно помнить об исходе из Египта! Значит, нам надо вечно оставаться еврейским народом.
Рав Реувен Пятигорский (из газеты «Исток»)

Между солнцем и луной.

Еврейский календарь является одной из тем нынешней недельной главы: «И сказал Г-сподь Моше и Аарону на земле Египетской так: этот месяц для вас — глава месяцев, первый он у вас из месяцев года» (Бо 12:1–2). Уникальность нашего лунно-солнечного календаря была предметом восхищения как еврейских, так и нееврейских мыслителей.
Сравнивая еврейский календарь с другими системами летосчисления, рабби Авраам Ибн-Эзра остроумно замечает: «У солнца нет месяца, у луны нет года». Солнечный календарь, которым пользуются христиане, лишает смысла слово «месяц», которое и в иврите, и в русском испокон веков было синонимом слову «луна». Это небесное светило не оказывает ровно никакого влияния на европейский календарь, где луна может появиться в середине или конце месяца.
Лунный календарь — прерогатива мусульман. Соответствие лунных лет солнечным составляет 235 к 228. То есть, за то время, что у христиан проходит 228 лет, у мусульман проходит 235. Из-за абсолютной привязки к лунным циклам мусульманские праздники «кочуют» по временам года. Возвращаясь к афоризму р. Ибн-Эзры, в такой ситуации у луны нет года, верность ей превращает год в нечто хаотическое и непостоянное.
Еврейский календарь, как было отмечено ранее, является лунно-солнечным. Тора заповедала праздновать Песах весной, а Суккот — осенью. Для того, чтобы следовать ее указаниям, еврейский календарь периодически корректируется. В противном случае Песах сдвигался бы с весны на зиму, с зимы на осень, и так далее.
За время, в течение которого Земля совершает 19 оборотов вокруг Солнца, Луна делает 235 оборотов. Следует отметить, что информация об этом 19-летнем цикле хранилась у евреев в качестве предания, и лишь позднее греческий астроном Метон пришел к абсолютно той же цифре при помощи вычислений. Теперь давайте разделим 235 на 19. Получим 12 лет длительностью 12 месяцев и 7 лет, протяженность которых составляет 13 месяцев. В течение девятнадцатилетнего цикла вводятся семь високосных лет, каждый из которых содержит дополнительный месяц адар.
Можно сказать, что Всевышний передал еврейскому суду абсолютные полномочия на управление календарем. Во времена Первого и Второго храмов решение о начале месяца принимал Бейт-дин (религиозный суд), основываясь на показаниях свидетелей, которые вечером видели зарождающийся лунный серп, а утром сообщали об этом судьям. Длительность лунного месяца составляет 29 дней, 12 часов, 44 минуты и одну восемнадцатая часть минуты. Поскольку, согласно Торе, количество дней в месяце должно быть целым числом, длительность месяцев еврейского календаря составляет 29 или 30 дней. Если Бейт-дин принимал показания свидетелей на 30-й день, он считался началом нового месяца. В противном же случае месяц начинался с 31-го дня.
Для определения месяца требовалась неразрывная цепочка передачи традиций от Моше к Йегошуа, от Йегошуа — к старейшинам, и так далее. Когда в 4 веке н. э. рабби Гиллель, потомок рабби Йегуды га-Наси, увидел, что эта цепочка может прерваться, он, имея соответствующие полномочия, изначально определил, в какие дни будут новомесячья, и какие годы будут високосными. Таким заранее спланированным календарем мы пользуемся вот уже 1500 лет, он астрономически точен и не нуждается в дополнительных корректировках и исправлениях.
Учитывая, что в эпоху Второго храма немало евреев проживало за пределами Израиля, и информация о новомесячье доходила к ним не сразу, возникла опасность, что святость праздника может быть нарушена. Из-за подобных сомнений евреи в диаспоре стали отмечать праздники в течение двух дней. Так появился «йом-тов шени шель галуйот», второй праздничный день для еврейской диаспоры.
Даже после того, как Гиллель установил новомесячья, и необходимость в свидетелях отпала, мудрецы постановили, что за границей следует продолжать отмечать второй праздничный день. Согласно каббалистическому объяснению, духовный уровень в диаспоре существенно отличается от того, который присутствует в Эрец-Исраэль. Поэтому евреям, которые живут за границей, требуется больше времени для того, чтобы проникнуться атмосферой праздника.
Да, сейчас мы пользуемся календарем, который установил Гиллель, и заранее знаем, когда адар сменится нисаном, а тамуз — авом. Но после прихода Машиаха возобновится процедура определения новомесячья. Как и две тысячи лет тому назад, в бейт-дин будут приходить люди, свидетельствуя: «Вчера вечером я видел луну…»
Рав Бен-Цион Зильбер (с сайта Толдот)

Вышли ли женщины из Египта?

В Торе, в недельной главе БО в стихе 12—37 написано: «И отправились сыны Исраэля… до 600 тысяч пеших мужчин, кроме детей», а в стихе 12—44: «А всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может он есть его». Вопрос: о женщинах ничего не говорится, вышли ли они из Египта и как они должны участвовать в Песахе? Ханох бен Авраам, Словакия
Шалом! Конечно, женщины вышли из Египта, можно убедиться в этом, читая главу Бешалах, где они пели во главе с Мирьям. Просто в некоторых местах (например, при учёте количества Левитов) Тора считает людей, начиная с месячного возраста, поэтому при упоминании количества вышедших она должна была подчеркнуть, что дети не учитываются в цифре 600 000. А женщины никогда не учитываются, поэтому о них и не упомянули.
Обязанность вкушать от корбан Песах (Пасхальную жертву) лежит не только на всех членах еврейской семьи (дети тоже, в качестве воспитательного процесса, приучаются к этому), но даже на кнаанейских рабах. Еврейский же раб (эвед иври) почти ничем не отличается по своему галахическому статусу от свободного еврея, за незначительными исключениями. Участие в корбан Песах не входит в число этих исключений.
С уважением, рав Овадья Климовский

Религиозный универсализм р. Кука
(отрывок из статьи «Религиозная философия р. Кука»; редакция -П.Полонский, продолжение)

10. [Критика ограниченности этноцентризма; сионизм, как ступенька к универсализму]
Рав Кук считал весьма отрицательным явлением этноцентризм, достаточно распространенный в еврейской среде. Этноцентристский подход предполагает сосредоточение только на проблемах собственного народа, когда общечеловеческая перспектива пропадает из вида. Такой подход проистекает из ограниченности интересов, сложившемся в еврейском народе в течение многих веков Галута и побуждавшем еврейство отказываться от своей истинной универсальной сущности. Когда евреи становятся этноцентристами, они забывают, что предопределены для жизни не только внутри еврейства, но и в более широкой среде, дабы вносить свою лепту в человечество в целом и при этом самим духовно обогащаться за счет общения с этим целым.
Причину возникновения этой ограниченности интересов рав Кук объясняет двумя факторами, связанными с Галутом: непрекращающимися преследованиями, с которыми евреи сталкиваются вне своей среды, и с существенным изменением, вследствие Изгнания, духовных и практических форм жизни, в результате чего мы оказались обособленными от всех других народов под солнцем (Орот га-Кодеш,2:557).
Эта ограниченность (которая нередко маскируется под «сосредоточенностью на соблюдении законов Торы» и «полной самоотдачей в пребывании в йешиве ради изучения Торы») – является, конечно, извращением и даже «иронией судьбы», ибо Тора преследует прямо противоположную цель: сделать нас восприимчивыми к общечеловеческому благочестию, к идее универсальности в качестве императива для усовершенствования всего сущего.
Иными словами, именно восстановление Государства и связанные с ним нормальные условия материального существования дают возможность еврейскому народу занять свое естественное место в мировом порядке и правильно реализовывать свое предназначение. То, что в начале своего пути предстает как национализм, — в более долгосрочной перспективе проявляется как необходимая ступенька на пути к универсализму.
11. [Несовершенство мира есть необходимая часть его совершенства, т.к. только оно дает возможность роста]
Религиозные идеалы рисуют нам великолепную картину жизни, какой она должна была бы быть. Но почему реальная картина столь далека от этих идеалов? И, в частности, почему так трудно осуществить мечту о всеобщности и гармонии, почему человек зачастую пребывает во власти мелких ценностей, слепо концентрируется только на себе и безразличен, если не враждебен, всему, что вне него? Короче говоря, почему Бог так устроил мир, что в нем столько безумства, вражды и распрей? Ответ рава Кука состоит в том, что Бог, несомненно, мог сотворить мир, в котором человеческая природа и весь мир вообще были бы наделены просвещенностью и гармонией, но тогда жизнь была бы лишена своего драгоценнейшего качества, а именно: способности расти, продвигаться, развиваться. «Всякое движение предполагает наличие какого-либо недостатка» , замечает он, «и только в нашем “несовершенном” мире имеется простор для стремления к идеалам и совершенству. Несомненно, что люди должны преодолевать эти недостатки, и что в ходе этого продвижения они смогут лучше определить жизненные ценности. Любовь к свободе куется отчасти в тигле страдания при рабстве» (Письма, 2:481; Олат Раая, т. 2:262).
Рав Кук подчеркивает наличие в окружающей нас жизни и мире духовного (а не только материального) прогресса: «Ничто не остается тем же самым; все цветет, все восходит, все неизменно возрастает в свете и истине. Просвещенная душа не впадает в уныние, даже если она обнаруживает, что восхождение происходит не монотонно, а по спирали, разлагаясь и на прогресс, и на упадок, на продвижения и на отступления, ибо эти отступления содержат в зародыше будущий прогресс» (Олат Раая, 2: 484). Такая перспектива развития «служит основанием для оптимизма в мире», несмотря на все локальные разочарования, – происходящие обычно от нереализованной надежды на быстрое достижение идеала.
12. [Представление о Личностном монотеистическом Боге неразрывно связано с идеей прогресса человечества]
Фундаментальным принципом иудаизма (поставившим резкую границу между монотеизмом и идолопоклонническими системами мысли), перенятым от него не только христианством и исламом, но и «нерелигиозными» течениями западной цивилизации, такими как гуманизм или даже марксизм, – является представление, согласно которому что «будущее благоприятствует свету», и поэтому, в конечном счете, в мире происходит продвижение и прогресс. Эта идея исходит из представления о Боге как о Высшей Личности (в противоположность «безличной высшей» силе идолопоклоннических концепций), создавшей человека по Своему образу и подобию. Следовательно, Бог любит человека, желает ему блага, продвижения и возвышения – а потому это продвижение и возвышение, в конце концов, обязательно осуществится.
Однако разные направления внутри монотеизма исходят из разных позиций в вопросе о том, происходит ли духовный прогресс внутри течения нашей обычной, «этой» жизни. Рав Кук утверждает, что духовное развитие происходит в «этом мире», и поэтому человек предназначен познавать свою природу, свое место среди всего сущего, и что таков смысл цели, к которой в конечном счете движется история. Именно это «предопределение исторического процесса к прогрессу» еврейская традиция и выразила в концепции мессианской кульминации.
При этом духовный прогресс неразрывно связан со все более глубоким осознанием нами мировых связей, гармонии, единства мироздания. Рав Kук говорит так: «Просветление, которое будет ниспослано Мессией, имеет своим первоисточником идею единства всего сущего» (Орот га-Кодеш, 2:474).
[Это означает, в частности, что когда мы – и на частном уровне, и на уровне общественного сознания — проникаемся идеями дополнительности (а не антагонизма) противоположностей, мы тем самым продвигаем себя и мир и приближаем этим приход Мессии.]
При этом духовное продвижение осуществляется не в «уединенном размышлении о Божественных сущностях», а в самом процессе жизни.
Бен-Цион Боксер (с сайта Маханаим)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ
Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»
ШАБАТ БО: зажигание (23.01) – 16.27, исход (24.01) – 17.42

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s