Home

Выпуск №212 Тевет 5775 г. (01.2015 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.
Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели!
Поздравляем Вас с наступающим месяцем Шват! Новомесячье приходится на 20-21.01
Приглашаем вас на еженедельные уроки по Торе, ТаНаХу и традициям, которые проходят в интернете по вечерам в понедельник и четверг. Записаться на уроки можно на сайте Ор Цион: http://www.orzion.org/ru/webinars/webinar
Занятия проводит раввин Соломон Исаевич Аврасин
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Недельная глава Ваера

УПРЯМСТВО СЕБЕ ВО ВРЕД
Вторая глава книги Шмот рассказывает о том, как развивался «межнациональный конфликт» между евреями и египтянами. На самом высоком уровне сыновей Израиля представляли пророк Моше и его брат Аарон, от египтян выступал фараон. То был долгий и трудный диалог.
Моше убеждал египетского царя в необходимости отпустить евреев — «отпусти народ мой», — а тот упирался, поскольку какой государственный муж согласится добровольно отпустить бесплатных государственных рабов, если их можно использовать на «ударных» египетских стройках? Аргументы, которыми пользовался Моше, были просты и весомы. О них слышали все, — это, так называемые, «египетские казни». Всего их было ровно десять, в нашей главе рассказывается о первых семи: воды Нила превратились в кровь; Египет был поражен несметными полчищами лягушек; египтяне и их скот подверглись страшной атаке жалящих насекомых; люди пережили небывалое нашествие огромных стай хищников; без видимой причины произошел падеж скота; по стране прокатались жуткая эпидемия непонятной болезни с нарывами, воспалениями и язвами; на города и селения египтян, а также на их поля обрушился необыкновенный силы град с огнем. (В следующей главе будет сообщено об оставшихся ударах по Египту: саранча, тьма, смерть всех первенцев.) Каждая «казнь» совершалась по такой схеме. Моше приходил и просил фараона: отпусти евреев, иначе с тобой и твоим народом произойдет такая-то неприятность. Фараон не верил, что такое вообще возможно, — и «казнь» происходила. Но «властитель земли древнеегипетской» продолжал стоять на своем. Аргументы его не убеждали.
Если кто-то скажет, что таких глупых и упрямых государственных мужей не бывает, то приведем пример из современной истории. Евреи одной цивилизованной, почти европейской страны пытались оставить ее.
Правители той страны отказывали им в таком праве. Евреи устраивали демонстрации, голодовки. Правители — ни в какую. Уже правители других стран просили их и уговаривали. Даже угрожали: если не отпустите — не будем с вами торговать, не дадим вам благоприятного статуса в торговле, не поставим дешевого зерна, которого вам так не хватает. Но те стояли как скала — несмотря на крупный ущерб, который они несли, и несмотря на удар по собственному престижу в глазах всего мира. С ними и мировые интеллектуалы бились, и нобелевские лауреаты, и ООН, и банки мирового развития, — режь, а не отпустим! Помните таких? То же самое фараон. Пусть хоть все мы умрем, а евреям свободными не бывать! Поэтому пришлось вмешаться Всевышнему. Редчайший случай прямого проявления Высших сил на земле, ибо столь явно и массово чудо произошло в истории еще один только раз — когда евреи получали Тору на Синае.
Сегодня люди могут спорить о том, существует ли над-физическая реальность или все это выдумки раввинов и «клерикалов». Египтяне не спорили; они все пережили, что называется, на своей шкуре.
Им было как бы сказано: вы поклоняетесь идолам? Тогда в первую очередь будет нанесен удар по вашим идолам. Что обожествляли древние египтяне? Свою реку Нил, которая приносила плодородный ил на поля и делала египетское сельское хозяйство не зависящим от прихотей североафриканской погоды с ее засухами и пустынными суховеями. Итак, поклоняетесь воде Нила? Так вот вам вместо воды — кровь! Вода, символ жизни, превращается в кровь — символ смерти, ибо кровь, текущая по земле, — это смерть.
Так происходит всегда. Египтяне приносили жертвы Нилу — первым пострадал Нил. Римляне поклонялись богу войны и своему городу — Рим был разрушен мечом варвара. Одна из сверхдержав современности похвалялась небывалым расцветом «дружбы народов», которые населяли ее огромную территорию, — национальные войны и по сей день потрясают республики, некогда входившие в состав этой империи. Фикция, призванная приукрасить действительность, расползается всегда первой, обнажая всю слабость системы, которая пряталась за ней.
Египтяне, надменные идолопоклонники, носители древних знаний, создатели одной из самых ранних цивилизаций, исчезли, не оказав никакого, по существу, влияния на всю последующую историю. Шумеры оставили, крито-микенцы оставили, но не египтяне. Ничего, кроме пирамид и сфинксов, о предназначении которых мы можем только догадываться.
Пирамиды — усыпальницы фараонов? Но зачем?! Чем утонченнее идолопоклонство, тем бесславней его конец. С этим законом мы знакомимся не только на примерах прошлого, но и на собственных судьбах: современные Египты стоят не дольше семидесяти лет.
Век человека…
И в заключение несколько слов о тех, кто вывел евреев на свободу из первого Египта, — о Моше и Аароне… Вопрос такой: почему Всевышний послал на спасение народа сразу двух? Разве недостаточно было одного спасителя? Этот вопрос однажды задали известному раввину прошлого века раби Шмуэлю Могилеверу (1824—1898, Белосток), выдающемуся талмудисту «литовского направления». Раввин ответил, что в будущем придут тоже два освободителя, чтобы вывести евреев из галута (рассеяния), — сначала Машиах бен Йосеф, затем Машиах бен Давид. На это ученики заметили: «Но раби, это не ответ! Теперь мы можем спросить: зачем придут два Машиаха?» Рав Могилевер подумал и сказал: «Им предстоит тяжелая работа. Один выведет евреев из галута. Другой выведет галут из евреев».
Рав Реувен Пятигорский (с сайта Толдот)

ОЩУЩАТЬ СТРАДАНИЕ ДРУГОГО
Истории о праведниках, демонстрирующие их внимание к ближнему. Почему Хафец-Хаим говорил о еде?
И Я ТОЖЕ УСЛЫШАЛ ВОПЛЬ СЫНОВЕЙ ИЗРАИЛЯ (Шмот, 6:5)
Р. Моше Софер, автор книги Хатам Софер, объясняет, что слово «тоже» здесь означает, что не только Всевышний слышал вопль народа, но и каждый еврей слышал, как кричит от страданий другой. Хотя порабощен был весь еврейский народ, и все страдали, они сочувствовали боли других и не забывали об их нуждах.
Никогда не говорите никому: «Не надо мне твоих проблем, не хочу слушать, мне хватает своих неприятностей».
Когда р. Дов Бариш Вайденфельд, ребе из Чабина, услышал, что его жена умерла, ему стало очень больно. Но сразу после этого он спросил, как здоровье женщины, с которой та лежала в палате, и выразил надежду на то, что смерть жены не усугубит болезни соседки.
И БОГ СКАЗАЛ МОШЕ, СКАЖИ АЃАРОНУ: ВОЗЬМИ ТВОЙ ПОСОХ И ПРОТЯНИ РУКУ НАД ВОДАМИ ЕГИПТА, НАД РУЧЬЯМИ, РЕКАМИ И ОЗЕРАМИ, И НАД ВСЕМИ СОБРАНИЯМИ ВОД, И СТАНУТ КРОВЬЮ. И БУДЕТ КРОВЬ ВО ВСЕМ ЕГИПТЕ И В СОСУДАХ ИЗ ДЕРЕВА И КАМНЯ (Шмот, 7:19)
Раши цитирует мидраш (Шмот раба), согласно которому А-Шем поручил произвести две первые казни — «кровь» и «лягушки» — Аѓарону, а не Моше, потому что тот был обязан воде своим спасением: младенцем его бросили в корзинке в Нил, и он не утонул. Вода оказала ему благодеяние, и ему было бы неудобно ее наказывать.
Вода — неодушевленный объект, лишенный свободы воли. Но если человек получил удовольствие даже от неодушевленного предмета, он должен относиться к нему бережно, с уважением, не ломать и не портить, хотя тот не чувствует боли. Как сказано в Талмуде (Бава кама): «Если напился из колодца, не бросай в него камни». Смысл: будь благодарен тому, кто сделал тебе хорошее. Однако нельзя пренебрегать и буквальным значением этого высказывания.
Р. Йехезкель Сарна, глава йешивы «Хеврон», говорил, что обязанность быть благодарным колодцу относится, прежде всего, к духовному колодцу. Если вы изучали Тору у учителя или в йешиве, цените, чего достигли. Не бросайте камни — не говорите плохо о духовных колодцах, из которых вы пили.
Однажды вечером Хафец Хаим ел суп и все время нахвалил. Присутствующим показалось странным, что рав столько внимания уделяет еде. Потом они поняли, что он хотел доставить удовольствие хозяйке. Он прекрасно понимал, что ей, которая так много времени и сил тратит на приготовление пищи, будет очень приятно слышать, что ее труд оценили.
Когда в его йешиве была какая-нибудь особая встреча, р. Моше Файнштейн шел на кухню и благодарил повариху за работу. Однажды в конце особой трапезы несколько человек подошли к раву с галахическим вопросом. Р. Файнштейн углубился в проблему и забыл зайти на кухню. На следующий день повариха была очень взволнована, когда рав специально позвал ее к телефону, чтобы сказать спасибо (слышал от р. Моше Лазеруса).
Рав Зелиг Плискин (с сайта Толдот)

Религиозный универсализм р. Кука
(отрывок из статьи «Религиозная философия р. Кука»; редакция -П.Полонский, продолжение)

6. [Восприятие мироздания в его всеобщности]
Рав Кук воспринимает все сущее как взаимосвязанное, органическое, единое целое, так что все его частные явления могут быть правильно поняты только как элементы всеобщего.
Это, конечно, совсем не означает, что частное должно было бы «потерять свое лицо» или «раствориться» во всеобщем. Напротив, каждая личность наделена неповторимым своеобразием, которое она должна культивировать и утверждать в себе, взаимодействуя с другими личностями. Но личность — не замкнутая в себе автономная особь. Она существует в рамках целого, которое служит для нее источником жизни, и она находит свое высшее целевое назначение, внося свою лепту в жизнедеятельность этого целого. «Чем глубже познаешь природу человеческих душ, тем сильнее изумляешься их разнообразию, но именно благодаря этому разнообразию их можно объединить общей целью, ибо каждая личность способствует совершенствованию мира в соответствии со своим природным талантом, каждая исправляет мир на своем, особом и предназначенном именно ей месте. И мы можем но только восхищаться Высшей мудростью, с которой внутренняя таинственная сила, ведомая одному Богу, приводит к объединению и взаимодействию всех крайностей, так, что в результате слияния различных умов и обликов возникает единая ткань совершенной гармонии (Олат Раая, стр. 388).
Достижение понимания и осознания этой всеобщности, создающее атмосферу гармонии и добродетели в мире, является результатом длительных духовных исканий. Часто текущая жизнь может заслонить это видение, ибо человек зачастую встречает в этом мире вражду и борьбу между индивидуальными и групповыми интересами, между идеологиями и образами жизни. Но проблема здесь, как считает рав Кук, состоит не в самой борьбе (которая даже есть необходимый механизм развития), а в том, что эту борьбу ошибочно воспринимают как антагонистическую, целью которой являются уничтожение и полное устранение противника. Причиной такого ложного восприятия жизни как арены тотальных противостояний является гипертрофированный и замкнутый в себе индивидуальный, национальный, классовый и сословный эгоизм, когда люди верны только своему частному миру, и не понимают, что этот мир — только часть, осколок всего сущего и что он должен быть дополнен остальными элементами жизни.
[Это неприятие «эгоизма» никоим образом не означает, что рав Кук призвал бы к «альтруизму». Напротив, гипертрофированный альтруизм, стремящийся «не взять ничего себе и отдать все другим» столь же неправилен, как и гипертрофированный эгоизм. И то, и другое есть результат восприятия индивидуумом себя как обособленного, отдельного от остального мироздания и от Бога. Правильным же путем является забота каждого индивидуума и общества прежде всего о развитии себя, но при этом восприятие себя как интегральной части целого, так что мое развитие является в то же время развитием всего мироздания, и все элементы этого мироздания не враждебны мне – а, в конце концов, помогают мне и дополняют меня.]
Мир гипертрофированного эгоизма приводит к хаосу. Когда вся жизнь воспринимается только как антагонистический конфликт индивидуумов, то мир не только распадается, но и теряет всякую цель и смысл, ценностную ориентировку. Преодоление этой бесцельности может быть достигнуто только посредством внесения в мир духа гармонии, примирения и единства. Подобное единство достигается отнюдь не подавлением всего индивидуального, а наоборот, произведением таких перемен, которые дали бы возможность объединить крайности и предоставить простор для индивидуального в рамках целого.
Рав Кук формулирует эту мысль следующим образом: «Мы будем жить в мире хаоса [т.е. в расколотом мире] до тех пор, пока не продвинемся настолько высоко, что научимся объединять все жизненные силы и примирять различные тенденции. До тех пор, пока человек не перестанет возносить себя отдельного, претендуя на превосходство, среди нас не будет мира… Наши усилия должны быть направлены на поиск именно всеобщей гармонии, которая возникает отнюдь не благодаря подавлению какой-либо силы, мысли, тенденции, – а наоборот, благодаря слиянию каждой из них с необозримым океаном бесконечного света, где единство возникает потому, что все вещи находят свое уникальное место, где все идеи облагораживаются, за счет того, что в каждой из них отыскивается такое ядро, которое возвышается и освящается» (Олат Раая, стр. 588).
7. [Религиозная терпимость – через видение Божественной искры в самых различных, внешне «отрицательных» идеях]
Таким образом, рав Кук учит нас видеть позитивное Божественное начало во всех идеях, ибо в каждой из них содержится нечто важное и положительное, которое надо уметь распознать и освободить от крайностей, положив начало процессу интеллектуального и духовного брожения, в ходе которого произойдет интеграция и родится более широкая истина.
«Каждое духовное направление имеет свою собственную логику, и все идеи связаны между собой общей системой… Не существует пустой или бесполезной общественно-значимой идеи… ибо все они происходят из общего источника, который лежит в Божественной мудрости. Если встречаются общественные движения, идеи которых кажутся совершенно ложными и пустыми, то эта ложность и пустота объясняются только формой, в которую эти идеи облачены. Но если подвергнуть анализу их сущность, то обнаружится, что и там есть позитивные элементы, которые тоже должны стать нашей духовной пищей… И по мере достижения человеком большего совершенства он использует как свои, так и чужие идеи ради заключенного в них ядра истины. С помощью этих идей человек делается более совершенным, а благодаря человеку совершенствуются идеи (Орот га-Кодеш, 1:17).
В рамках таких философских установок рав Кук воспитывал в себе замечательную терпимость в отношении всех людей и всех идей – в частности, в отношении тех, о которых можно было не без основания предположить, что они враждебны ему1.
8. [Позитивные религиозные элементы в атеизме]
Рав Кук распространял принципы «религиозной терпимости» даже и на атеизм, который сам по себе был, разумеется, негативной силой, лишающей жизнь ее высочайшего смысла, однако и в атеизме следует выделять религиозно-положительные элементы. Рав Кук замечает по этому поводу: «Все имена и обозначения Бога на иврите или каком-нибудь другом языке дают нам всего лишь слабое и бледное представление о сокрытом свете, к которому влечется душа. Однако любая попытка более точно определить Божественную сущность вызывает протест “искры” атеизма, заложенной в нас самих, ибо одновременно с тем, как мы чувствуем влечение к Божественному, мы чувствуем невозможность дать Ему определения, и поэтому все подобные определения вызывают у нас отрицательную реакцию. Таким образом, атеизм — это своего рода болезненный крик, предостерегающий человека от вступления на узкую и чуждую ему тропу. Атеизм имеет право на существование, ибо он необходим для очищения от скверны, приставшей к религии… для вытравления ржавчины, застилающей истинный свет благочестия… Столкновению и взаимодействию этих противоположных сил [атеизма и традиционной религии] человечество в немалой степени будет обязано своим духовным прогрессом и приближением к Богу» (Орот, стр. 126)2.
9. [Позитивные и негативные элементы светского сионизма]
Рав Кук ощущал глубокую внутреннюю связь с поколением первопроходцев сионистского движения, строивших новые еврейские поселения в Стране Израиля, – несмотря на то, что эта молодежь проявляла явную враждебность к религии и утверждала свое еврейство в чисто светской, форме. «Благочестивые» евреи, («харедим»), которые составляли «Старый Ишув, обычно были настроены против этой молодежи, обвиняя ее во враждебности традиции и в том, что она представляет угрозу для выживания иудаизма. Секуляристы в ответ на это обвиняли «благочестивых» в том, что они являются деградирующим и паразитирующим элементом, безразличным к реальной жизни еврейского народа в целом.
Рав Кук видел как правоту, так и ложность обвинений с обеих сторон и пытался примирить их, призывая каждую из них отказаться от крайностей и заимствовать то ценное, что есть у противника (Хазон га-Геула, стр. 203; Письма, 2:349).
Позиция Рава Кука часто навлекала на него нападки со стороны многих известных раввинов, которые были возмущены его терпимостью к молодежи, глумившейся над традиционными святынями и осмелившейся утверждать, что она добьется Искупления своими усилиями, не дожидаясь пришествия Мессии. Один критик даже обвинил его в том, что он «стал в своем преклонном возрасте сионистом, отдав свою душу делу строительства Земли Израильской», на что р. Кук ответил, что если быть сионистом значит бороться за восстановление Страны, наделенной Богом благодатью, где еврейскому народу были ниспосланы дары пророчества и где раскрылся ему Божественный промысел, – то принадлежность к сионизму есть дело чести; и предлагал оппоненту попытаться самому заслужить этот почетный эпитет (Письма, 2:555).
Вместе с тем рав Кук критически относился к той идеологии, которой придерживалось нерелигиозное сионистское движение, где принадлежность к еврейству зачастую исчерпывалась светским национализмом.
Рав Кук утверждал, что всякое выделение одного аспекта в ущерб другому является ошибкой. Ибо, религия и сионизм вовсе не противники друг друга, но союзники, т.к. создание государства не мешает религии, а напротив, побуждает его дать ответы на более глубокие экзистенциальные проблемы нашего бытия; и с другой стороны, Государство нуждается в религии и традиции, ибо только в их рамках оно обретает смысловую перспективу, и через это получает полноценное существование.
И кроме того, и государство, и исторически сложившаяся форма религии должны постоянно осознавать, что они не есть самоцель, что истинная суть еврейства универсальна, а что еврейская религиозная и государственная жизнь есть лишь инструмент еврейского конструктивного вклада в развитие цивилизации, целью которого является приближение мира к Богу.
Бен-Цион Боксер (с сайта Маханаим)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ
Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»
ШАБАТ ВАЭРА: зажигание (16.01) – 16.15, исход (17.01) – 17.32

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s