Home

Выпуск №208 Кислев — Тевет 5775 г. (12.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.
Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели!
Поздравляем вас с Ханукой и Новомесячьем Тевета! Рош Ходеш Тевет два дня: 22 и 23.12
• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Шабат Микец — Шабат Ханука

Тонкие связи

Обычно глава Микец читается в субботу, которая выпадает на дни Хануки. Наши мудрецы усматривают связь между содержанием недельного раздела и теми историческими событиями, что произошли некогда с еврейским народом, послужив поводом для Хануки, праздника «огней».
А теперь о связи между содержанием Торы, которую мы читаем в эти дни, и чудом Хануки. Глава начинается (40:1): «Вайеги, И было: на исходе двух лет…» Мудрецы отметили, что каждый раз, когда Тора открывает новый отрывок словом «вайеги» («и было»), это знак негативных событий. В самом деле, весь рассказ окрашен в трагические цвета. Яаков горюет о пропавшем любимом сыне. Йосеф томится без вины в темнице. Братья сожалеют, ибо именно они стали причиной всей драмы, разразившейся в доме отца. А каков конец? Йосеф правит богатым и сильным Египтом. Он устраивает царский пир для своих братьев, на котором каждого одаривает подарками. И, несмотря на то что драма еще не закончена, заключительные слова, сказанные Йосефом братьям, внушают надежду (44:17): «Поднимитесь (ступайте) с миром к своему отцу».
Но ведь так же произошло и с чудом Хануки. Сначала евреи страдают от тяжелых обстоятельств: чужеземцы преследуют нас и нашу святую Тору. Как написано в специальной молитве «Аль га-нисим» («За чудеса…»), которую вставляют в Шмонэ-Эсре и в застольную молитву на дни Хануки: «(Враги задумали) чтобы нами забылась Твоя Тора и чтобы мы оставили законы, (данные) нам по Твоему желанию». Но в конце грядет восстание под руководством Хашмонаим (Макавеев), евреи одерживают удивительную победу и обретают независимость на собственной земле.
Укажем еще на одну связь, чисто текстуальную, памятуя, что ничего случайного в тексте Торы (как, впрочем, и во всем) не бывает. Заметил раби Нафтали Цви Урвиц (Гурвич) из Ропшиц, хасидский цадик, живший двести лет назад: Тора пишет, что на пиру, устроенном египетским правителем в честь братьев, «доля Биньямина была впятеро больше доли каждого из них». «В пять раз» по-еврейски выглядит как «в пять рук», «хамеш ядот», от слова яд — рука. Можно было написать и по-другому, но почему-то выбрано слово «рука». Снова заглянем в текст молитвы «Аль га-нисим». Мы благодарим Всевышнего за «пять рук», которыми Он спас еврейский народ от греков. Читаем: «Предал (Всевышний) сильных в руку слабых, многочисленных — в руку немногих, нечистых — в руку чистых, злодеев — в руку праведников, преступников — в руку тех, кто занимается Твоей Торой». Имеем ровно пять «рук», «хамеш ядот», о которых нам впрямую намекает рассказ про Йосефа и Биньямина…
Также в этом можно усмотреть намек на пятерых сыновей старого священника Матитьягу, которые продолжили борьбу после его смерти на втором году восстания.
Кстати, если уж мы заговорили о связи текста Торы с праздником Хануки, то где в ней прямой намек на будущие события, происшедшие в эпоху Антиоха Эпифана? Почему Пятикнижие, перечисляя все праздники еврейского календаря — Субботу, Песах, Шавуот, Рош Га-Шана, Йом га-кипурим и Сукот (см. Ваикра, главы 23 и 24), ни слова не говорит о Хануке?
Прямые намеки есть. Сразу после приведения списка праздников (в котором Сукот идет последним) Тора говорит, что Всевышний обратился к Моше: «Заповедай сыновьям Израиля: пусть возьмут тебе чистое, выбитое из оливок масло для освещения, чтобы возносился вечный светильник». Отсюда видим, что в будущем к обязанности зажигать храмовый светильник добавится еще одна заповедь — зажигать специальные огни в праздник, который будет идти за Сукот.
И еще: двадцать пятое слово в книге Берешит — «свет», что тоже является намеком на праздник огней, Хануку, которая начинается двадцать пятого числа месяца Кислев. То же самое число обнаруживаем в списке переходов во время скитания по Синайской пустыне: 25-ая стоянка — Хашмона; намек на Хашмонаим.
Раз уж мы про них заговорили, то приведем их родословную. Первосвященником, которого встретил Александр Македонский во время победного похода в Азию, был Шимон га-Цадик (Праведник). Александр поклонился Шимону, узнав в нем того, кого всегда видит во сне накануне побед. У Шимона Праведника, последнего из членов Великого Собрания, было три сына, младший из которых, Йоханан, сорок лет прослужил первосвященником Храма. Кувшин масла, который нашли Макавеи в подвалах Храма, оказался запечатанным его печатью. Матитьягу Хашмонай был его сыном. (Имя Хашмонай происходит от местечка в Иудее.) У Матитьягу было пять сыновей, которые один за другим руководили восстанием: Шимон, Йоханан, Йеуда, Йонатан, Элазар. Фамильное имя Маккаби они получили по аббревиатуре четырех слов стиха Торы, начертанного на их флаге: «Нет силы подобной Тебе, Всевышний!» (Шмот 15:11). На иврите это звучит так: «Ми ха-моха ба-элим, А-донай» — мем, кав, бет, йод.
рав Реувен Пятигорский
(по материалам газеты «Исток»)

ИСТОРИЯ ХАНУКИ.

(Продолжение) Вот как развивались события (изложение по книге Г. Греца «История евреев»):
В это время культура эллинистического мира уже не была культурой Греции классического периода. На ее основе образовалась «всемирная универсальная культура», проникшая во все страны, завоеванные Александром Македонским и вобравшая в себя в каждой стране культы и обычаи данной страны и местных богов. Однако повсюду она несла греческий взгляд на мир и греческую философию. Это была культура «национальная» по форме и «всечеловеческая» по содержанию: культура, объединяющая весь окрестный мир, дававшая своим последователям чувство «гражданина вселенной» и казавшаяся им «высшим достижением прогресса и цивилизации». Македония и Рим, Сирия и Египет воевали друг с другом, но эллинизм объединял их всех. Гигантским потоком пронесся эллинизм по всем странам, по всему тогдашнему миру, и почти все народы приняли его, кроме евреев. Конечно, среди евреев тоже были такие, которые пошли за греками, — их стали называть эллинистами, но основная масса народа оставалась верной Торе.
Так продолжалось, пока царем Сирии не стал Антиох IV Эпифан («Безумный»), который решил «осчастливить достижениями прогресса» также и евреев, «погрязших в древних суевериях». Антиоха поддерживали евреи-эллинисты, считавшие, что принятие греческого мировоззрения откроет евреям путь в «семью народов мира». В стране стали культивировать занятия гимнастикой, тогдашний Первосвященник был смещен и на его место был поставлен один знатный еврей-эллинист, который даже не был из рода священников; был ограблен, а затем осквернен Храм, еврейские обычаи повсюду подвергались осмеянию, поощрялся произвол над теми, кто продолжал придерживаться Торы.
После этого началась эпоха «насильственной эллинизации». Антиох издал указ, запрещавший под угрозой смерти чтение и преподавание Торы, соблюдение еврейского Закона. Особенно каралось обрезание, соблюдение Субботы и освящение нового месяца. Если бы евреи согласились принять греческую систему взглядов, то они стали бы полноправными гражданами эллинистического мира и по отношению к ним не было бы применено никакого насилия. Однако история пошла по другому пути. Евреи отказались принять эллинизм добровольно, и греко-сирийцы решили ввести его насильно.
Посланец Антиоха Апустумус начал с осквернения Храма. Он заставил псевдопервосвященника принести на алтаре в жертву свинью, которую потом сварили и дали евреям-эллинистам съесть ее мясо. В Храме был установлен идол Зевса.
Войска Антиоха прошли через страну, ставя повсюду идолов и принуждая евреев приносить им жертвы. Не соглашаясь на идолопоклонство, многие евреи гибли, но организованное сопротивление казалось безнадежным — слишком неравными были силы.
В тот момент, когда гонения на евреев достигли апогея и когда им, доведенным до отчаяния, оставалось либо покориться, либо окончательно исчезнуть с лица земли, неожиданно вспыхнуло восстание. Оно оказало огромное влияние на всю последующую жизнь евреев, укрепило их национально-духовное существование. Восстание было организовано одной семьей из рода когенов — священников. Главой семьи был престарелый Матитьягу Хасмоней из рода Йегоярива. Отец его был Первосвященником, и когда-то Матитьягу жил в Иерусалиме, но после осквернения Храма покинул его и переселился в город Модиин, на северо-запад от Иерусалима. У Матитьягу было пятеро сыновей: Йоханан, Шимон, Йегуда, Элазар и Йонатан. Все они активно участвовали в восстании.
Семья Матитьягу занимала видное положение в обществе, имела большое влияние на свое поколение. Матитьягу и его сыновья глубоко скорбели по поводу ужасного положения, в котором тогда находился еврейский народ. «Святыни оскорблены, свободная Иудея стала рабыней, зачем же нам еще жить?» Так говорил старый Матитьягу своим сыновьям. И вместе с ними он решил не оставаться более в бездействии, предаваясь отчаянию в каком-нибудь потаенном уголке, а смело вступить в бой, чтобы добиться избавления или умереть достойной смертью за святое дело.
Однажды в Модиин прибыл небольшой сирийский отряд под командованием Апеллеса, который, созвав жителей, стал требовать от них, чтобы они принесли жертвы греческим идолам и отреклись от иудаизма. Матитьягу со своими сыновьями и друзьями находился в толпе. И когда Апеллес предложил ему как виднейшему местному жителю подать пример евреям в послушании царским приказам, Матитьягу ответил: «Если бы даже все народы, живущие в Сирийском царстве, послушались царя и отреклись от веры отцов своих, то я, мои сыновья и братья все равно остались бы верны Законам нашего Бога». Когда же один еврей из толпы подошел к воздвигнутому на площади алтарю, чтобы принести жертву Зевсу, Матитьягу бросился на отступника и убил его возле самого алтаря. Сыновья его в то же время напали на Апеллеса и его отряд, перебили их и разрушили греческий алтарь. Этот подвиг явился поворотным моментом в истории той эпохи.
(С сайта Маханаим)

Вопросы раввину.
Мы отвечаем Всевышнему сердцем, а не умом?

Прошу ответить мне, почему считается необходимым изучать Талмуд (толкования Торы, мнения раввинов и др.)?Ведь я отвечаю Г-споду сердцем, а не умом. Разве не искушённое ЧУЖИМИ мнениями сердце не более открыто Создателю? Борис

Уважаемый Борис!
Разрешите разделить Ваш вопрос на 3 части и обсудить каждую из них отдельно:
1. «Ведь я отвечаю Всевышнему сердцем, а не умом».
Вы совершенно правы в том, что Всевышний ждет от нас служения «всем сердцем». Так сказано в Торе, и так нам заповедано повторять каждый день: «И люби Всевышнего, Б-га твоего всем сердцем твоим…» (Дварим 6, 5), «…любить Всевышнего, Б-га вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей…» (Дварим 11, 13). Чем чище сердце, чем больше человек работает над этой чистотой, тем выше уровень его служения, тем желаннее оно Всевышнему.
Но разве для этого не нужен разум? Творец дал нам эту драгоценность. Разве может быть, что, осуществляя нашу главную цель в этом мире, задачу всего Творения, служения Творцу, мы обойдемся без разума? Для чего же он дан? Для нашего устройства в этом мире? Для науки, культуры?
Всевышний сказал, создавая мир (Берешит 1, 26): «Сделаем человека… по подобию Нашему…» Раши объясняет: в чем подобие человека Всевышнему? — В его способности понимать и мыслить. Разум строит, поднимает, углубляет человека, он учит сердце мудрости. Ведь и само сердце без озаряющего его разума замолкает и опустошается. Человек, лишенный, не дай Б-г, разума, лишен и возможности постигать сердцем.
Но, возможно, Вы имеете в виду служение с мудростью сердца, а не «холодным» умом? Именно такова, в действительности, мудрость Торы — мудрость сердца, мудрость постижения мира, истины, глубины нашей связи с Творцом. Человек, продвигающийся в изучении Торы, приучается постепенно вслушиваться в «осторожный» голос Истины, звучащий в любой изучаемой теме, взвешивать на весах разума и сердца: что сообщают мне здесь, что Всевышний открывает нам из того, что Он хочет от нас, из знания о нас самих, о мире, о Нем?
В разделе «Ваэтханан» (Дварим 4, 5-8) приводятся слова Моше: «Смотри, учил я вас уставам и законам, как повелел мне Всевышний, Б-г мой, чтобы так поступать (вам) в земле, в которую вы входите, чтобы унаследовать её. Храните же и исполняйте (их), ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: “Как мудр и разумен народ, этот великий народ”… И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как вся эта Тора?..»
Но ведь осуществить это можно, только изучая и постигая эти законы, всю Тору.
Тора рассказывает, что в строительстве Мишкана (переносного Храма, «Скинии Завета», где должна была пребывать Шхина —Б-жественное присутствие) могли участвовать только мудрые сердцем (хохмэй лев). А сам Ковчег Завета, который стоял в Святая Святых в Мишкане и затем в Храме, над которым пребывала Шхина, уподобляется в наших книгах сердцу мира. И это — благодаря Скрижалям Завета, которые находились внутри Ковчега. А Скрижали, как известно, — «квинтэссенция» всей Торы. С этих десяти заповедей началось дарование Торы у горы Синай. Так Тора, наполняющая сердце и живущая в нем, делает его сердцем мира.
2. «Разве сердце, не искушенное чужими мнениями, не более открыто Создателю?»
Мы уже упоминали сказанное в Торе: «…и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей…» С другой стороны, сказано (Бемидбар 15, 39): «…вы вспомните все заповеди Всевышнего и исполните их, и (тогда) не будете следовать сердцу вашему и очам вашим…». Оба эти отрывка мы произносим каждый день, читая Шма Исраэль. И, казалось бы, они противоречат друг другу.
Дело в том, что сердце — сложный «сосуд». Оно может быть наполнено высокими чувствами, сопереживанием, мудростью, преданностью служению, оно может слышать истину, а может быть наполнено страстями, необработанными эмоциями, эгоизмом, пламенем ложных идей. Человек не рождается совершенным, он должен много работать, исправляя себя. И, тем более, в тех случаях, когда он с детства впитал чуждые мнения, почерпнутые из окружающей среды, где могут править ошибочные воззрения, неочищенные стремления. Такие вещи легко «впитываются» в сердце. Что он противопоставит этому, чтобы исправить себя, если не добавит к глубинным и искренним потребностям сердца найти истину, понять, для чего он здесь, что хотят от него, — силу разума, изучения, знания и исполнение этой истины? Тогда сердце, постепенно очищаясь светом, впитывая мудрость, становится основой служения — «всем сердцем вашим».
Но, может быть, человек способен, используя только разум, «взрастить» мудрость своего сердца, и тогда оно будет чисто и открыто Творцу?
Действительно, Тора рассказывает об одном таком человеке — нашем праотце Аврааме. По преданию, сразу после рождения его скрывали в пещере и он впервые увидел свет дня, только когда ему было 3 года. И был поражен удивительной гармонией и мудростью строения мира, который увидел. С тех пор он стал искать Источник этой мудрости — Творца мира.
Однако Всевышний наделил его с рождения особой чистотой сердца и уникальной силой постижения — видеть в любом предмете и явлении в мире замысел их Создателя, скрытый в них. И еще говорят, что его душа была воплощением души первого человека, Адама, он должен был начать исправлять то, что тот разрушил.
Но и Авраам, при всем том, открыв истину существования Творца, обратился к знанию, стал изучать Традицию, полученную Ноахом (Ноем) и его сыном Шемом (которые также были пророками) от праведников поколений, живших до Потопа, Традицию, передаваемую от сотворения мира. Сын праотца Авраама Ицхак учился у отца, а также в йешиве Шема и его внука Эвера. И сын праотца Ицхака Яаков учился в этой йешиве и у своих отца и деда. А ведь все праотцы были пророками и Сам Всевышний обучал их. И дети праотца Яакова, основатели колен Израиля, учились у отца.
Потом Всевышний даровал нам Тору на Синае, вложив в нее всю мудрость, которой хотел наделить нас, и сообщил, как исполнять ее. Научил, как передавать ее из поколения в поколение, и открыл, что через нее мы придем к служению Ему — такому, как Он хочет от нас, к исполнению цели Творения.
Поэтому учение Торы является не «чужим мнением» а знанием, дарованным Самим Творцом нашему народу и бережно передаваемым из поколения в поколение, истиной, известной уже праотцам из пророчества и из Традиции от сотворения мира.
Индивидуальности же и сути каждого человека это не противоречит, ведь Тора, в действительности, — источник жизненности нашей души, в ней и есть наша настоящая суть. И еще: у каждого из нас, вместе со всей Торой, есть и своя собственная часть в ней, по корню его души, его задаче в творении.
«Чужим» же служением (авода зара) Всевышний называет чуждые для нас «культы» других народов, чуждые Творцу, чуждые и самим тем, кто их практикует.
3. «Почему необходимо изучать комментарии мудрецов, спрашивать мнение рава?»
Об этом уже много говорилось выше, но добавим:
Сказано в книге Ийова (11, 9) о Торе: «Длиннее земли мера ее и шире моря». И в Тегилим (119, 96) царь Давид говорит: «Всему совершенному я видел предел, но заповедь Твоя пространна безмерно».
Учение, данное нам Творцом, невероятно велико и глубоко. Ведь оно касается всех сторон жизни, всего, что есть в мире. И не только в материальном, но и в духовном. В нем — глубина замысла Творца о Своем творении. Возможно ли «открыть» его самому или разобраться в нем без опыта всех поколений пророков и мудрецов, изучавших и передававших с великим трепетом и ответственностью знание и понимание Торы следующим поколениям? Опыта тех, кто проверял и прояснял на протяжении многих поколений (и в наше время) каждую деталь Письменной и Устной Традиции?
С уважением, рав Эльяким Залкинд

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ
Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ МИКЕЦ: зажигание (19.12) – 15.45, исход (20.12) – 17.04

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s