Home

Рав Шломо Зелиг Аврасин

Недельная глава Трума.
Легкомысленные вещи

В книге о Бааль Шем Тове, основоположнике движения хасидизма, от имени одного из его последователей написано следующее: «Слышал я от моего благословенной памяти Учителя (Бааль Шем Това), что рабби Саадия Гаон говорил о том, что человеку следует желать каких-то материальных вещей, и это желание впоследствии пробудит в нем стремление к Торе и служению Вс-вышнему»

Написано в нашей недельной главе «От каждого человека, которому повелит сердце, принимайте пожертвование для Меня» (Шмот, 25:2). Простое понимание этого стиха говорит о том, что можно принимать дар для Вс-вышнего от каждого, у кого есть истинное желание дарить. Однако наши мудрецы усматривают тут и более глубокий смысл — можно извлечь пользу из всего, что сотворено в этом мире.

Притча рассказывает о царском сыне, отец которого хотел, чтобы тот постиг различные науки. Но царевич был ленивым и нерадивым учеником, и не мог усвоить ничего из того, чему его обучали. Со временем все учителя отступились от него, остался только один, самый настойчивый, мудрец, который продолжил свои попытки.

Однажды царевич увидел молодую девушку, которая отличалась красотой, но имела ветреный и легкомысленный нрав, и влюбился в нее. Учитель его, увидев, что царевич увлекся этой пустой красоткой, пожаловался на него царю: «Почему у царевича нет сердечного желания постигать науки, а для этой недостойной его девушки он готов на все?» Однако неожиданно царь воспринял эту новость с улыбкой, и сказал: «Если у него есть сердечное стремление хоть к чему-то, то это добрый знак! Если что-то способно пробудить его сердце и разум от спячки, то есть надежда, что в один прекрасный день он сможет увлечься чем-то правильным и достойным». Царь призвал к себе эту девушку, и повелел ей не отзываться на знаки внимания, оказываемые ей царевичем, до тех пор, пока он не пообещает ей изучить какую-нибудь науку. Так она и поступила, и царевич с жаром отдался учебе, и в короткий срок овладел необходимыми знаниями и навыками. Затем наступила очередь другой науки, затем третьей, и так далее.

И что же произошло, когда спустя пару лет царевич изучил множество наук и обрел знание и понимание? Он посмотрел на себя, затем на эту девушку, и подумал: «Что может быть общего между мной и этой легкомысленной и ветреной девицей?»

Возможно, именно на этом основании рабби Нахман из Браслава учил, что каждый человек должен всемерно заставлять себя радоваться, и веселить себя тем, чем может, даже вещами легкомысленными и пустыми (Ликутей Могаран, танина 24). Рав Даниэль Сари-Леви приводит от имени Ишая Мевораха интересный комментарий: под «легкомысленными и пустыми вещами» рабби Нахман имеет ввиду не пустые и глупые разговоры, а именно материальные вещи, пускай земные и приземленные, но радующие сердце человека.

Этот же принцип мы видим в том, что сказали наши мудрецы, постановив устраивать обильную трапезу в Йом Тов: «Настоящее веселье приходит только с мясом и вином».

Когда на сердце у человека весело, он легче находит путь к духовным ценностям. Если же, не дай Б-г, он постоянно грустит, то ему не суждено ощутить Б-жественное присутствие, поскольку «Шхина не нисходит туда где есть лень и грусть».

При постройке Мишкана использовались материальные предметы, но именно они призваны были стать носителями высокой духовности и святости.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s