Home

НА ВЫСОКОМ макет 206

Выпуск №206 Кислев 5775 г. (11.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели!
Наступил месяц Кислев, месяц огней Хануки, месяц радости и героизма. Непростая ситуация в Израиле и в российско-украинском конфликте не располагает особо к веселью, но и предаваться унынию не стоит — всеми процессами в мире руководит Вс-вышний, а Он делает все ко благу.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Шабат Ваишлах

Встреча братьев-соперников.

Начало недельного раздела посвящено драматическому эпизоду — встрече Яакова, возвращающегося в Святую землю после долгого отсутствия, со своим братом, Эсавом. Самой встрече посвящено меньше двух десятков предложений (в 33 главе). Но подробно и обстоятельно рассказано, как готовились к этому судьбоносному событию в стане Яакова (32 глава).
Тяжелые подозрения относительно намерений Эсава одолевали сердце Яакова, который, конечно же, никогда не забывал страшной угрозы: «Наступят дни траура по отцу, и убью Яакова, своего брата» (27:41). А поэтому приготовился Яаков к трем вещам: к тому, чтобы одарить брата подарками, к молитве и войне.
По мнению мудрецов, так должны поступать все евреи во всех поколениях — когда им предстоит встреча с нееврейским миром. Мидраш Раба рассказывает, что, когда святому учителю, раби Йегуде Анаси, руководителю народа в эпоху Мишны, надо было встречаться с тогдашними властителями Эрец Исраэль, с крупными римскими чиновниками, он всегда предварительно долго изучал главу Ваишлах. Раби хотел знать, как себя с ними вести — и учился у Яакова-авину, нашего праотца, который готовился к встрече с Эсавом, своим кровным врагом.
Эта учеба не потеряла своей актуальности и в наше время. Предваряя контакт с неевреями, мы обязаны, во избежание неприятностей, обратиться к тому, чем силен наш народ — к молитве, в которой мы просим помощи Всевышнего. Одновременно с этим мы готовы «к подаркам и войне». Мы не ищем конфликтов и многое способны уступить ради мира. «Задобрить» — не значит проявить слабость. (Очень часто своевременный подарок спасал жизнь евреев; тому в нашей истории много свидетельств.) Но, встретив несговорчивого противника — если он действительно несговорчив и агрессивен, — мы готовы говорить на единственном понятном ему языке — языке силы…
Содержание главы. Яаков посылает послов к Эсаву с подарками. Семья Яакова готовится к встрече. Ночной бой Яакова с незнакомцем. Победа Яакова. Незнакомец благословляет нашего праотца. Отныне он Яаков-Исраэль. Встреча с Эсавом. Братья расходятся с миром. Эпизод с Диной: сын правителя Шхема похищает ее, Шимон и Леви мстят шхемцам. Рахель рожает Биньямина и умирает…
Остановимся на самом странном эпизоде — на борьбе Яакова с незнакомым человеком. «И остался Яаков один. И боролся с ним некто до утренней зари, но, увидев, что не одолевает, коснулся до его бедренного сустава, и вывихнул (его)… И сказал: отпусти меня, ибо уже (показалась) заря. Но он (Яаков) сказал: не отпущу, пока не благословишь…» Много комментариев написано на этот отрывок. Все сходятся в одном: Яаков боролся не с человеком, а с ангелом, созданием из духовного мира. Ангелом Эсава. То есть, борьба велась, мы бы сказали, на идейном уровне. Прежде чем встретиться с Эсавом во плоти, наяву, Яаков победил своего идеологического противника, отрицающего Тору.
Но верно ли это? Кто кого победил, если хромым после битвы остался Яаков? Есть два вида борьбы. Борьба при помощи мышц: спортивная или уличная, где победа за тем, кто принудит противника к признанию поражения — положил на лопатки, утомил и т.д. И борьба идей: при помощи аргументов, логики, убеждений.
Видно, что между братьями велась борьба второго вида. Ангел Эсава, признав поражение, взмолился о пощаде. Но успел ударить по бедру. То есть, решил взять реванш, переведя борьбу в первый вид — кулачный бой. Аргументы у противника Яакова кончились, ударил он от бессилия.
Но почему боролись человек и ангел, а не два ангела, например? Потому что у еврейского народа нет «патрона» в духовном мире. Нам не нужен посредник между нами и Творцом. А Эсаву, семя которого разошлось по всем народам, главным образом, европейским, такой посредник нужен.
Отрывок заканчивался словами ангела: «Отныне будешь называться Исраэлем, ибо боролся с ангелом и людьми и победил» (32:29). С какими людьми? Комментатор Раши пишет: с Лаваном и Эсавом. Но ведь с Эсавом Яаков еще не встречался! Теперь мы видим, встречался. Только что. На уровне противостояния идей. И победил.
Надо уметь преодолевать противников не в рукопашной схватке. И тогда, после победы «наверху», можно не бояться проявления их угроз на материальном уровне. Вот что рассказывают про рава Ицхака Зеева Соловейчика (1886—1959), бывшего многие годы высшим авторитетом в мире Торы. В любой ситуации, в которой он оказывался, рав всегда говорил: «Главное, что скажут о нас на Небе. Дер икер — из нор вос тут зих ойвн» (идиш).
В 1940 году советская военная комендатура Литвы издала циркуляр, предписывающий всем, имевшим квартиры в центре Вильнюса, по первому требованию уступать «жилплощадь» офицерам оккупационной армии. Квартира рава понравилась какому-то майору. Вместо нее был предложен на выселках сарай без окон и печи. Домочадцы рава собрались жаловаться. Он сказал им: «Яаков-авину боролся с ангелом Эсава, который сказал: ты боролся с ангелами и людьми и победил. Но ведь с людьми к тому времени он еще не боролся. Отсюда видим, что если ты победил ангелов, то считай, что победил и людей. Вот увидите, все будет в порядке».
Так и произошло. Майор нашел что-то лучше, а больше никто не приходил. И лишь когда рав с домочадцами уехал в Эрец Исраэль, сразу набежали люди в погонах и захватили квартиру.

Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»

Суббота — не день отдыха!

Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Написано в книге Шмот (31:12—13): «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: скажи сыновьям Израиля: только бы вы соблюдали Мои Субботы, ибо она (Суббота) — знак между Мной и вами во всех ваших поколениях. Чтобы Вы знали, что Я — Всевышний, освящающий вас». Обратите внимание, здесь Суббота названа знаком. Но — знаком для кого и о чем?
Древний еврейский мыслитель рав Саадия Гаон поясняет, что Суббота сообщает народам мира буквально следующее: перед вами — еврей, сын народа, который избран Всевышним. Т.е. еврея всегда можно узнать по его поведению в Субботу. Находясь в городе, он в этот день недели закрывает свой магазин; находясь в пути, останавливается на отдых…
Представьте себе большой торговый город, например, Нью-Йорк. Известно, что в нем половина недельного торгового оборота приходится на один день — на Субботу. Так и говорят, что американцы делают «шопинг» по Субботам. Нетрудно представить себе, как выглядят торговые кварталы днем в пятницу: работа кипит, подвозят новые товары, моют витрины, все готовятся к завтрашнему дню. Вдруг мы замечаем хозяина одного магазина, который ведет себя по меньшей мере странно: вместо того чтобы готовиться к большому рабочему дню, уже в полдень он закрывает свой магазин и спешит домой! Одно из двух: либо приболел, либо еврей. Третьего не дано…
Суббота — своего рода еврейский флаг, именно она выделяет потомков Авраама, Ицхака и Яакова из всех народов мира. Причем выделяет куда больше, чем кашрут или национальные праздники.
И в самом деле, соблюдение законов Субботы свидетельствует о еврейской сути в человеке. Прекратить в Субботу все виды рабочей деятельности — единственное ритуальное предписание, упомянутое Торой в Десяти Заповедях.
Но, насколько велико значение Субботы в иудаизме, настолько же велико непонимание ее смысла за пределами круга изучающих Тору евреев. Законы Субботы вызывают у людей массу вопросов. Вот только некоторые из них:
— Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
— Почему в Субботу еврей вынужден ходить пешком? Это утомительно, куда удобнее проехать на машине!
— Почему у людей должна быть какая-то установленная форма отдыха? Если кому-то нравится ходить в синагогу — на здоровье. Но другие предпочитают активный отдых (походы, занятия спортом), третьим по нраву ездить на море, четвертым — ходить в театр. Почему все это запрещено в Субботу?
Нетрудно заметить, что эти и многие другие вопросы исходят из одной предпосылки: Суббота — день отдыха. И если это действительно так, то они, эти вопросы, вполне уместны. Но в том-то и дело, что Суббота — не просто выходной, не просто «уик-энд», когда мы можем развлечься, отключившись от нашей профессиональной деятельности, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Нет сомнения, в седьмой день можно помимо прочего и отдохнуть, но разве только для этого дана нам Суббота?
Вернемся к отрывку Торы, с которого мы начали. Суббота в нем названа знаком. Многие комментаторы Торы не соглашаются с раби Саадией Гаоном, трактующим Субботу как знак народам мира о том, что тот, кто ее соблюдает, — еврей. Тогда о чем этот знак, это свидетельство? Как пишут комментаторы о том, что мир создан в шесть дней. Написано в книге Берешит: «И были завершены небо и земля со всем их воинством. И закончил Всевышний в седьмой день Свой труд, которым занимался, и прекратил в седьмой день всю работу, которую делал. И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его, ибо в этот день прекратил всю Свою работу, которую, созидая, делал».
Прекратив, подобно Творцу, работу в седьмой день недели, человек свидетельствует: этот мир однажды был создан, у него есть Хозяин, Творец. Другими словами, наш мир существует не потому, что подчиняется вечным и неизменным законам природы. Он был создан Высшей силой с определенной целью, и лишь она дает смысл всему Творению. Таким образом, субботний покой — не что иное, как акт веры!
Впрочем, в Создателя мира верят миллионы людей на земле, им трудно не признать роли Творца, но сознание того, что мир неслучаен, что он сотворен, никак не влияет на их повседневную жизнь. Это сознание, правда, проявляется в посещении храмов, в молитвах и литургиях. Но еврей призван выразить свою веру в действии. Еврейский ребенок, не срывающий цветок в Субботу, даже если ему очень хочется его сорвать, свидетельствует о Творце больше, чем десятки толстых фолиантов религиозных философов.
Так мы подошли к первому выводу. Субботний покой — не способ отдыха в выходной день, а свидетельство перед всеми людьми о том, что мир сотворен и у него есть цель.
Однако субботним покоем еврей свидетельствует о сотворении мира не только перед теми, кто его окружает, но в первую очередь перед самим собой. И снова вопрос: свидетельствовать перед собой — что это значит?
Французский писатель Альбер Камю говорит: «Существует разрыв между теоретическим, воображаемым знанием и знанием реальным. Этот разрыв позволяет спокойно уживаться с идеями, способными перевернуть привычную жизнь, если бы идеи эти были пережиты истинно». Даже тот, кто верит во Вседержителя, может жить так, будто Его нет. Человек ощущает способность преобразовывать мир, в котором живет, подчинять и ставить себе на службу силы природы. Чувствуя власть над природой, он забывает о своем происхождении и начинает мнить себя хозяином миpa. «Человек проходит как хозяин необъятной родины своей,» — пелось в известной песне 30-ых годов. Еще бы, ведь он научился запускать ракеты на луну, перекрывать и пускать вспять реки, выпустил ядерного джина из бутылки. Чем не хозяин!
Спору нет, стремление к подчинению сил природы — в разумных рамках, конечно, — не противоречит замыслу Творца. Наоборот, Всевышний повелел только что созданному первому человеку (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и осваивайте ее». Беда лишь в том, что, осваивая и завоевывая мир, человек склонен забывать, Кто послал его на эти завоевания.
Рассказывают об одном царе, отправившем боевого генерала усмирять восставшую провинцию. Армия готовилась в поход, а царя стали посещать сомнения. Из истории он знал, что нередко полководцы настолько свыкались с ролью завоевателей, что не в силах были передать власть над покоренными землями своим государям, а потому объявляли себя самостоятельными правителями новых провинций. И хотя генерал казался проверенным и надежным, все же на душе у царя было неспокойно. Долго он решал эту проблему и наконец придумал. Когда генерал пришел на аудиенцию, чтобы получить последние наставления, царь сказал: «Приказываю тебе раз в неделю, какая бы тяжелая обстановка ни сложилась на фронте, бросать всё — штаб и офицеров, абсолютно всё! — и являться ко мне во дворец с докладом о ходе кампании».
Расчет царя был прост: опасность состоит в том, что на фронте генерал чувствует такую власть, что постепенно начинает забывать о своем господине. Забывает, что на самом деле он только солдат, пусть с аксельбантом и эполетами, но все же один из военнослужащих, посланных для того чтобы выполнить задачу царя. То есть, теоретически-то он, конечно, об этом догадывается, ведь когда-то давал присягу, точно такую же как и остальные солдаты, но все же, реально ощущая свое могущество в действующей армии, считает себя хозяином положения, властелином. Несколько раз в месяц прекращать бои, чтобы посетить царский дворец, — для него этого будет достаточно, чтобы истинное положение вещей укрепилось в его реальном знании, а ощущение власти не затмило понимания своей роли при господине-царе, по воле которого он и воюет.
Так и мы — раз в неделю должны приостановить свои «завоевания», отказаться на двадцать четыре часа от проявлений нашего господства над природой, оставить ее в покое. Мы не хозяева земли! Шесть дней мы покоряли природу, ставя ее силы себе на службу. Но в седьмой день не вмешиваемся в естественный ход явлений, не изменяем мир, а только вновь и вновь испытываем удовольствие от служения настоящему Хозяину.
Кстати, кто сказал, что в Субботу нельзя работать? Можно! Ведь Суббота — отнюдь не выходной день. К примеру, человек может работать официантом в гостинице, накрывая и убирая столы хоть все двадцать четыре субботних часа и при этом нисколько ее не нарушать. Или работать сторожем, воспитателем, преподавателем… Работать в Субботу не запрещено! Нельзя только проявлять свою власть над природой.
Однако давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть общее название — мелаха (множественное число — мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Всевышнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир. Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свою миссию, и должны быть прекращены в Субботу — вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет.

Рав Моше Пантелят
(С сайта Толдот)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ ВАИШЛАХ: зажигание (05.12) – 15.46, исход (06.12) – 17.03

Внимание! Начиная с вечера 4 декабря в молитве «18 благословений» в диаспоре начинают просить о дожде.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s