Home

НА ВЫСОКОМ макет 205

Выпуск №205 Хешван 5775 г. (11.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.

Шалом, уважаемые читатели!
В эти дни в Израиле один за другим происходят кровавые теракты, в которых гибнут мирные евреи. Последний из терактов потряс всю страну и общины всего мира — террористы напали на молящихся религиозных евреев прямо в синагоге, в результате чего погибли пятеро человек, и более десятка были ранены. Мы выражаем глубокую скорбь и соболезнование семьям погибших в этом и других терактах. Да отомстит Вс-вышний за их кровь!
Все, кому небезразличны эти кровавые жертвы, должны выразить свой протест. Мы просим также молиться за избавление нашего народа от подобных бед и о скорейшем избавлении, а так же о скорейшем излечении раненных в терактах.
Но нельзя отчаиваться! Мы продолжим борьбу за Землю Израиля, и лучшим ответом на террор будет увеличение количества людей, репатриирующихся в Израиль! Пусть весь мир с равнодушием взирает на льющуюся рекой еврейскую кровь! Такое уже было — и в древнее время, и в мрачном средневековье, и в эпоху «коричневой чумы». Но мы должны помнить — Вс-вышний не допустит истребления народа Израиля, и эти испытания призваны усилить и укрепить нас. Б-г проверяет нашу стойкость, нашу любовь к Земле Израиля и готовность идти ради нее на жертвы.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Шабат Ваеце

Со всеми надо говорить вежливо и дружески.

И ЯАКОВ ДАЛ ОБЕТ, И СКАЗАЛ: ЕСЛИ БУДЕТ СО МНОЮ БОГ И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ПУТИ, ПО КОТОРОМУ ИДУ…(Берешит 28:20)
Мидраш говорит, что он просил Бога сохранить его от лашон ара (злословия) (Берешит раба). Хафец Хаим призывает нас учиться у Яакова: мы должны быть особенно внимательны, чтобы не говорить лашон ара, когда нам угрожает опасность. В опасности, человек остро нуждается в помощи, а злословие может оттолкнуть Бога, и Он не захочет ее оказать. Поэтому Яаков, зная коварство Лавана, просил Бога уберечь его от лашон ара (Шмират га-лашон).
Хафец Хаим рассказывает об одном мудреце прежних поколений, который до начала разговора о каких-либо мирских делах всегда молился, прося Бога уберечь его от лашон ара.
Со всеми надо говорить вежливо и дружески
Яаков в конце пути к Лавану встретил пастухов.
И ЯАКОВ СПРОСИЛ: ОТКУДА ВЫ, БРАТЬЯ? И СКАЗАЛИ: МЫ ИЗ ХАРАНА (Берешит, 29:4)
Р. Нафтали Цви Берлин пишет, что так вежливо и дружественно Яаков говорил с каждым. Поэтому и назвал этих пастухов «братья».
Перед встречей с человеком, справьтесь о его семье и благополучии
ОН [ЯАКОВ] СКАЗАЛ ИМ: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЛАВАНА, СЫНА НАХОРА? И СКАЗАЛИ: ЗНАЕМ. А ОН СПРОСИЛ: У НЕГО ВСЕ ХОРОШО?(Берешит, 29:5, 6)
Яаков справился о благополучии Лавана до встречи с ним, потому что надо по-разному приветствовать хозяина, в зависимости от того, радостен тот или печален (Сфорно).
И хорошо узнать заранее о семье хозяина: не разведен ли он, или бездетен, чтобы не сказать то, что может ранить.
Мы обязаны протестовать против несправедливости — даже если не знакомы с тем, кому сделано зло
И СКАЗАЛ ОН [Яаков пастухам]: ЕЩЕ ВЕЛИК ДЕНЬ, НЕ ВРЕМЯ СОБИРАТЬ СТАДА, НАПОИТЕ ОВЕЦ И ИДИТЕ ПАСТИ (Берешит, 29:7)
Когда Яаков увидел, что лежат стада, он подумал, что пастухи собираются их отвести в загоны. Поэтому напомнил им, что еще рано, время овцам пастись, и если они наемные пастухи, то рабочий день еще не закончился.
Праведного человека задевает несправедливость, даже если она творится между чужими людьми (Сфорно).
Порицайте, но не гневайтесь на того, кто вас обманул
Семь лет Яаков работал на Лавана, чтобы тот отдал ему в жены свою дочь Рахель. И когда годы прошли, Лаван устроил пышный свадебный пир:
А НА УТРО [после свадьбы]: АХ! ЭТО ЖЕ ЛЕЯ! — И СКАЗАЛ [Яаков] ЛАВАНУ: ЧТО ТЫ МНЕ СДЕЛАЛ? ВЕДЬ ЗА РАХЕЛЬ Я НА ТЕБЯ РАБОТАЛ! ЗАЧЕМ ОБМАНУЛ?! (Берешит, 29:25)
Удивительно владел собой Яаков. После семи лет тяжкой работы его обманули. Из-за козней Лавана вместо Рахели женился на Лее. Большинство людей впали бы от гнева в безумие, а он даже не рассердился, только упрекнул Лавана и спросил, зачем он это сделал.
Будьте особенно осторожны, когда говорите с тем, кто страдает
И РАХЕЛЬ УВИДЕЛА, ЧТО НЕ РОЖАЕТ ЯАКОВУ, ВОЗРЕВНОВАЛА К СЕСТРЕ И СКАЗАЛА ЯАКОВУ: ДАЙ МНЕ ДЕТЕЙ! А ЕСЛИ НЕТ — Я УМРУ. И РАССЕРДИЛСЯ ЯАКОВ НА РАХЕЛЬ, И СКАЗАЛ: ЧТО Я ВМЕСТО БОГА, КОТОРЫЙ ЛИШАЕТ ТЕБЯ ПЛОДА ЧРЕВА (Берешит, 30:1, 2)
По мнению Сфорно, Яаков рассердило то, что Рахель считала беременность зависящей от него, а не от воли Творца. Он обиделся за Бога, вступился за Его честь, и это чувство оказалось сильнее его любви к Рахели. Тем не менее, в мидраше (Берешит раба) мудрецы утверждают, что ему следовало сдержаться. Несмотря на справедливость его порицания, он должен был принять во внимание ее состояние и не высказываться резко. За это он был наказан.
Сын Хафец Хаима пишет, что его отец всегда контролировал себя, говоря с нищими, хотя иногда те говорили такие вещи, что трудно было удержаться от гнева. Мудрецы (Мехильта Мишпатим) учат, что запрет обижать вдову и сироту распространяется на всякого, кто страдает. Запрещено причинять им даже самое малое страдание или неудобство.
Мы всегда должны тщательно взвешивать свои слова, чтобы не причинить ими никакого вреда
Яаков после двадцати лет верной службы тестю отправился домой с женами и детьми. Однако перед уходом Рахель взяла у отца идолов, чтобы он им не поклонялся. Лаван погнался за Яаковом и обвинил в краже идолов. А он не только дал Лавану возможность искать пропажу, где тот захочет, но и произнес проклятие:
У КОГО НАЙДЕШЬ ТВОИХ БОГОВ — ПУСТЬ УМРЕТ (Берешит 31:32)
Сфорно пишет: Яаков подумал, что идолов взял для поклонения один из слуг. Ему не пришло в голову, что их взяла жена, причем из лучших побуждений — чтобы отец не служил им. Раши цитирует мидраш, согласно которому из-за этого проклятия вскоре умерла Рахель. Как мы должны быть внимательны к каждому слову!
Лаван перерыл все пожитки Яакова и ничего не нашел.
РАССЕРДИЛСЯ ЯАКОВ, СТАЛ СПОРИТЬ С ЛАВАНОМ, И ОТВЕТИЛ ЕМУ: ЧТО ЗА ЗЛО Я ТЕБЕ СДЕЛАЛ? КАК ПЕРЕД ТОБОЙ СОГРЕШИЛ, ЧТО ТЫ МЕНЯ ПРЕСЛЕДУЕШЬ? (Берешит, 31:36)
Мидраш указывает на сдержанность Яакова, несмотря на охвативший его гнев. Лаван обвинил его в краже, искал у него своих идолов и не нашел. И все же не сказал Лавану ничего обидного, что могло бы усугубить их ссору. Только защищался от обвинений и настаивал на своей невиновности.
Не следует ввязываться в спор, говорит Хафец Хаим, даже если вы абсолютно правы.
Ничего нельзя брать без разрешения, даже самой малости
Яаков сказал Лавану:
ВОТ, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ Я У ТЕБЯ, У ОВЕЦ ТВОИХ И КОЗ НЕ БЫЛО ВЫКИДЫША, И НЕ ЕЛ Я БАРАНОВ ТВОИХ СТАД, И РАСТЕРЗАННЫХ ЗВЕРЯМИ НЕ ПРИНОСИЛ ТЕБЕ. МОЙ УБЫТОК ЭТО БЫЛ, И ТЫ ТРЕБОВАЛ ЕГО ИЗ МОЕЙ РУКИ, ДНЕМ УКРАДЕННОГО ИЛИ НОЧЬЮ. ДНЕМ СНЕДАЛ МЕНЯ ЖАР, НОЧЬЮ — ХОЛОД, И БЕЖАЛ СОН С МОИХ ГЛАЗ (Берешит, 31:38, 39, 40)
Р. Йерухам Левовиц говорит о величии Яакова. Лаван каждый раз его обманывал, а он многие годы тяжко трудился, был честен и смотрел за стадами Лавана, как за своими стадами. Порой люди считают себя свободными от всех обязательств по отношению к тем, кто их обманывает. Но не таковы наши праотцы.

Рав Зелиг Плискин

ВОПРОСЫ РАВВИНУ

Если люди до Ноаха питались только растительной пищей — так почему Б-г принял мясную жертву Авеля?

Здравствуйте! Считается, что до Ноаха люди питались только растительной пищей — так почему Б-г принял мясную жертву Авеля? Спасибо.

Уважаемый Дмитрий, спасибо за Ваш вопрос.
Действительно, до Потопа людям было предписано питаться исключительно растительной пищей (см. трактат Сангедрин 59б). Это вытекает из слов Всевышнего, адресованных Адаму и Хаве (Берешит 1:29-30): «И сказал Б-г: Вот Я дал вам всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу. И всякому земному животному, и всякой птице небесной, и всему ползающему по земле, в чем существо живое, — вся зелень травная в пищу. И было так». Комментирует Раши: скот и зверей уравнял с ними в том, что касается пищи, и не позволил Адаму и его жене убить животное, чтобы есть мясо, но все они вместе должны были питаться всякой зеленью травной. Когда же пришли сыновья Ноаха, Он позволил им [есть] мясо, как сказано: «Все движущееся, что живо, вам будет в пищу; как зелень травную — которую я дозволил есть первому человеку, — даю вам все» (там же 9:3).
Из объяснения Раши (основанного на словах Талмуда в трактате Сангедрин 59б) мы видим, что запрет на употребление мясного вытекал из более общего запрета — не убивать животных вообще. Так же, как запрещено человеку отнять жизнь у своего ближнего, так до Потопа у него не было права умертвить любое живое существо, включая птиц, рыб и насекомых. И хотя цель животных — прислуживать человеку, как сказано (там же 1:28) «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле» — имеется в виду их использование при жизни: для различных сельскохозяйственных работ или как средство передвижения, но не более того.
Только после Потопа, когда люди и животные извратили свои пути и были приговорены к тотальному истреблению, продолжение мира стало возможным только благодаря праведному Ноаху. И поскольку животные удостоились жизни в заслугу человека, «мерой за меру» они были полностью преданы в его распоряжение.
Исходя из этого, действительно непонятно, как Эвель был вправе зарезать животных для приношения их в жертву, другими словами — откуда он знал, что запрет не распространяется на этот случай. На самом деле «первооткрывателем» понятия жертвы Б-гу был не Каин или Эвель, а их отец — Адам (первый человек). Талмуд (Авода Зара 8а) говорит, что после изгнания из Ган-Эдена, Адам принес жертву Б-гу, это был особый бык-единорог, вид, давно исчезнувший с лица земли. Более того, жертвы, которые принес Ноах, также были совершены им еще до того, как он получил разрешение на использование мяса животных! Поэтому вопрос распространяется на все три случая. И хотя постфактум мы видим, что Всевышний внял этим жертвам, что является безоговорочным доказательством правоты Адама и его последователей, все же хотелось бы прояснить, в чем лежит причина такого исключения из правила «не умерщвлять» животных.
И еще, мудрецы разошлись во мнениях, какую именно жертву принес Эвель (см. Звахим 116 б). Была ли это жертва Ола — всесожжения, или Шламим — то, что принято переводить, как «мирная жертва» (этот спор касается не только самого Эвеля, но и всех неевреев, имеют ли они возможность (согласно Торе) приносить жертву Шламим). По мнению, что речь идет о жертве Шламим, встает еще один вопрос: приношение такой жертвы включало в себя поедание человеком мяса животного, но ведь до Потопа мясо было запрещено?!
Однако по мнению Раши и Тосафот, запрет не распространялся на мясо падали — животного, умершего своей смертью. Т. е. запрет на мясо целиком зависел от запрета не убивать животное, чтобы не «нажиться» в результате запрещенного действия. Поэтому если забой во имя жертвы Б-гу разрешен, нет места и для запрета на употребление мяса. Но, по мнению Яд Рама и Рана (на Сангедрин там), даже мясо падали попадало под этот запрет. Поэтому необходимо прояснить, как мог Эвель употребить мясо животного в пищу?!
А теперь, с Б-жьей помощью, перейдем к ответу.
На первый вопрос, откуда знал Адам, что ради жертвоприношения можно умерщвлять животных, можно ответить, опираясь на слова наших мудрецов (в Мидраш Агада на Берешит 1:29), которые раскрыли причину запрета на умерщвление животных.
Дело в том, что до первичного греха понятия смерти вообще не существовало! Причем не только по отношению к человеку, но и по отношению ко всем живым существам! Всевышний предостерег человека: «От древа познания добра и зла — не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь» (Берешит 2:17) — именно его грехопадение привело в мир явление смерти.
Отсюда понятно, что до греха у человека, конечно же, не было никакого права отнять жизнь у какого-либо животного (или даже насекомого), ведь Всевышний подарил всякому живому вечную жизнь. Но после греха, поскольку в любом случае творения стали смертными, по букве закона следовало разрешить умерщвление животных для пользы человека.
Однако согласно правилу «не наживется грешник в результате греха» (трактат Хала 2:7 и др.) умерщвление животных было запрещено Адаму и его потомкам. И только Ноах, открывший новый лист мировой истории и своими заслугами спасший весь животный мир, получил разрешение на умерщвление животных ради собственных нужд.
Исходя из этого, возможно предположить, что Адам рассуждал так: вся суть запрета сводится к тому, чтобы человек не извлек для себя выгоды в результате совершенного запрета. А если так, то это касается только сугубо материальных человеческих потребностей, таких как использование животного в пищу, или его кожи для производства одежды и т. п. Но приношение жертвы, суть которой — духовное сближение со Всевышним (Жертва на иврите «корбан» от корня карев — приближаться), не включено в этот запрет. И как мы видим постфактум, он был прав в своих рассуждениях.
В свете этого понятно также, что если согласно законам жертвоприношения, человеку положено съесть мясо животного, это также не попадает под запрет, т. к. сам акт поедания тоже является частью духовного возвышения и необходимым условием для принятия жертвы.
Напоследок хочется оговориться, что в подобных вопросах трудно утверждать что-либо определенное, мы всего лишь сделали попытку логически объяснить ход мыслей Адама, но вполне возможно, что есть этому и другие, более глубокие объяснения.

С уважением и пожеланиями удачи в изучении Торы, Натан Агрес
(С сайта Толдот.ру)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ ВАЕЦЕ: зажигание (28.11) – 15.51, исход (29.11) – 17.06

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s