Home

НА ВЫСОКОМ макет 204

Выпуск №204 Хешван 5775 г. (11.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели!
Приглашаем вас в нашу синагогу на субботние молитвы и трапезы!

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Шабат Толдот

РАЗМЕЖЕВАНИЕ
Глава начинается своего рода заглавием, определяющим дальнейшее содержание: «Вот родословная Ицхака, сына Авраама» (25:19). Семь предыдущих стихов, которыми мы заканчивали чтение Торы в прошлую субботу, посвящались Ишмаэлю и начинались аналогично: «Вот родословная Ишмаэля, сына Авраама» (25:12). Между двумя отрывками проходит четкая граница, разделяющая две недельные главы. Эту границу провели наши древние учителя, которые разбили текст Хумаша на недельные главы, дав каждой из них название по первым значащим словам. В нашей главе первое значащее слово — «толдот», родословная, история, жизнеописание: «Вот жизнеописание Ицхака». Обратите внимание на цифровые обозначения, которыми мы сопроводили обе цитаты. В одном случае стоят числа 25:12, во втором — 25:19. Это значит, что упоминание об Ишмаэле надо искать в 25 главе книги Берешит, в стихе номер 12. Упоминание об Ицхаке — тоже в 25 главе, но чуть ниже, в стихе номер 19. Недельные разделы ввели евреи, а цифровое деление — неевреи, но по причине некоторого удобства евреи переняли его, отмечая номера глав и стихов в печатных изданиях Торы. Так вот, по-еврейски два рассказа — об Ишмаэле и Ицхаке — читаются в разных главах, а согласно нееврейскому разделу — вместе, в одной главе, один за другим. Сделано это неевреями, как отмечают наши учителя, преднамеренно, чтобы показать, что родословная Ишмаэля древнее, главнее родословной еврейского народа. Впрочем, сама Тора с таким мнением не соглашается. Ибо что значат семь скупых стихов с перечислением ряда ничего не говорящих имен из рода Ишмаэля — в сравнении с текстом всего Пятикнижия, посвященного еврейскому народу?
Краткое описание главы. У Ицхака и Ривки после долгих молитв рождается двойня — Эйсав и Яаков. Написано: «Ицхак полюбил Эсава». И написано: «А Ривка полюбила Яакова». Первый эпизод из жизни отроков: приходит Эйсав с поля, где предавался любимому занятию — охоте, и видит, что Яаков готовит еду; почувствовав приступ голода, Эйсав выменивает тарелку похлебки за свое первородство. Тем временем Ицхак переселяется в землю Плиштим. Всевышний благословляет его богатством. Завистливые Плиштим (филистимляне) просят его покинуть пределы их страны. Второй эпизод из жизни Яакова и Эсава: Ицхак, предчувствуя приближение смерти, хочет благословить Эсава; пока тот выполняет задание отца, отправившего его в поле за дичью, его место занимает Яаков, который и получает благословение отца. Вернувшийся Эйсав обнаруживает, что его обманули. Ривка, во избежание беды, отсылает Яакова пожить некоторое время у ее брата Лавана…
Если в начале главы, как мы отметили, зарождается тема отношений между евреями и неевреями — в виде «размежевания» Ицхака и Ишмаэля, — то в дальнейшем эта тема только усиливается: сначала мы знакомимся с народом Плиштим, а потом впрямую — с нашим «родным братом» Эсавом. Об Эйсаве особый разговор, но давайте посмотрим внимательнее на то, что написано об Авимелехе, царе филистимлян, и его подданных. Читаем 31 главу: «И поселился Ицхак в Гераре… Сеял Ицхак в той земле и получил урожай сам-сто, — так благословил его Всевышний. И стал он весьма богатым… Одолела зависть Плиштим. Все колодцы, которые выкопали слуги его отца Авраама, засыпали они землей. Сказал Авимелех Ицхаку: уйди, ибо ты богаче нас… И ушел он оттуда в Беэр-Шеву… Пришел к нему Авимелех из Герара… Сказал им Ицхак: почему пришли ко мне? ведь вы меня ненавидите… Сказали они: …заключим с тобой союз… чтобы ты не делал нам зла, как и мы не дотронулись до тебя, делая тебе только добро и отпустив с миром».
Замечательный отрывок! Вопрос первый: какое добро делали Плиштим Ицхаку? Ответ: отпустили с миром. Это и есть добро по-филистимлянски. Всех, кто приходил к ним раньше, они, очевидно, убивали, а этого отпустили. Слава героям!
Но посмотрите на реакцию Ицхака. Он ничего не возразил. Не сказал: я вам колодцы копал, а вы меня изгнали. Он молча согласился на заключение союза. Почему? Да потому что в этом и заключается мудрость евреев: не возражать понапрасну, не требовать «справедливости» на пустом месте, а знать — что такова природа наших нееврейских соседей. Если лев, разинувший пасть, не откусывает голову журавлю, достающему ему кость из горла, то он совершает необычайно большой подвиг, подвергая насилию собственное естество. (Басню про льва и журавля мы находим в Мидраш Раба на нашу главу. Заметим, что Мидраш составлялся задолго до появления на свет народа, из среды которого вышел гений мировой литературы — Эзоп.)
Рассказывают, что как-то в Варшаве на заседании выборных представителей некий поляк-антисемит обрушился на знаменитого рава Меира Шапиру из Люблина, защищавшего в сейме интересы евреев. Оратор заявил с трибуны, что уже за одно то, что его соплеменники не громят «жидов», те должны сказать им спасибо. Раби Меир Шапира встал и сказал: спасибо. На вопрос учеников, почему он так сделал, раби ответил: «Все мы знакомы с тем, что написано в Мегилат Эстер. Мордехай-йеуди раскрыл заговор против персидского царя. Царь через несколько лет обратился к своим слугам: что сделали Мордехаю? Те ответили: ничего. А теперь я вас спрашиваю: почему Мордехай не получил награду? Ответ: потому что ничего не просил. Оставили в живых — и на том спасибо. Требовать награду не в характере нашего народа. Этому мы учимся у нашего праотца Ицхака, который был достаточно силен, чтобы воевать с врагами, но предпочитал мир и покой, ибо у еврея в этом мире есть более серьезные дела».

Рав Реувен Пятигорский
(по материалам газеты «Исток»)

ВОПРОСЫ РАВВИНУ

Для кого предназначены все тонкости Галахи?

Здравствуйте уважаемые раввины. Я вдруг задумалась над тем, как тяжело постоянно помнить о всех деталях соблюдения различных мицвот. Ведь деталей очень и очень много, и проучить их один раз совершенно недостаточно. Нужно постоянно ежедневно штудировать Шульхан Арух и другие книги по галахе, чтоб обновлять в памяти все детали. Я даже слышала утверждение (не знаю, насколько это так), что если человек каждый день не учит галаху, то он обязательно что-то забудет и нарушит. (кажется, это касалось законов субботы).
А вот сегодня мне пришло в голову, что на протяжении всей нашей истории постоянно учили Тору лишь немногие, максимум 5-10% нашего народа посвящали жизнь изучению Торы, остальные если и учили что-то, то крайне нерегулярно. Большая часть народа целыми днями тяжело работали и максимум один-два раза в неделю посещали урок раввина. На большее у них не было ни сил, ни времени, ни денег.
Большая часть народа всегда была относительно неграмотной, а мицвот исполняли так, как научились от своих родителей, а те получили знания от своих родителей и т. д. Соответственно, ни о каком ежедневном изучении галахи речи не шло, и множество деталей, описанных в книгах по галахе, большей частью народа не соблюдались.
У меня возник вопрос: так для кого прописывались все эти детали в огромных количествах, если народ не был в состоянии их знать и соблюдать? Получается, что большая их часть относилась только к мудрецам Торы, поскольку только они и занимались их скрупулезным изучением? И именно их имели в виду раввины, когда писали, что что-то запрещено по подобию другого запрета, чтоб случайно по незнанию не нарушить главный запрет? Получается, что раввины, устанавливая галаху, знали, что в таком виде ее будет соблюдать лишь небольшая часть мудрецов Торы. Почему же ориентация всегда была именно на них? Почему галаху не привели в такой вид, в котором она была доступной для большей части нашего народа? … Заранее благодарю за ответ.

Уважаемая Орит, спасибо за Ваш вопрос.
Действительно, процент мудрецов, посвящающих себя исключительно учебе и профессионально занимающихся законодательной деятельностью, относительно невысок. В идеале весь еврейский народ призван стать «царством Б-гослужителей и святым народом», как обещал нам Всевышний перед Синайским Откровением (см. Шмот 19:6). Но, к сожалению, грех золотого тельца и последовавшие за ним ошибки отдалили эту идиллию до конца дней (когда мы все же достигнем желанного совершенства, см. Ишаягу гл. 61). А пока что большая часть народа вынуждена уделять время и силы для добычи заработка, и только малая часть полностью отдается хранению «вечного огня» Торы. Уже сам праотец Яаков распределил обязанности подобным образом: колено Леви — ответственно за поддержание духовного уровня, в то время как все остальные совмещают учебу с материальным трудом.
Ваше утверждение по поводу неграмотности большинства народа представляется весьма неточным. Безусловно, в какие-то периоды в определенных местах бытовые условия не позволяли многим евреям «открыть книгу», но по большому счету огромное количество работающих людей ежедневно посвящали учебе (и в первую очередь выяснению практического закона) несколько часов в день, причем и утром, и вечером.
Это то, что называется «квиют итим ле-Тора» — установление времени для изучения Торы. Это не просто хорошая рекомендация, а параграф в Шульхан Арухе (Орах Хаим гл. 155). Нееврей, желающий перейти в еврейство (пройти гиюр), должен принять на себя соблюдение всех заповедей, и если, к примеру, он отказывается уделять Торе, по крайней мере, какое-то время ежедневно утром и вечером, его не принимают! Это один из первых вопросов, которые задает человеку Высший Суд сразу же после его кончины (Шаббат 31а).
Мишна Брура (там же) поясняет, что помимо того, что необходимо использовать для учебы любое свободное время, человек должен выделить для этого определенные постоянные часы, и не пропускать их даже ценой утери реальной прибыли! И даже если по необходимости пришлось их отменить, при первой же возможности нужно восполнить часы учебы.
В заслугу нашего народа надо сказать, что очень и очень многие исполняли этот закон, несмотря на неимоверные трудности. В биографиях великих раввинов нередко можно встретить эпизоды, когда «простые» баалей батим (работающие люди) вступали с новопоставленными раввинами в глубокие галахические споры, демонстрируя обширные знания в разных областях Торы.
Предположение, будто закон устанавливался только для мудрецов, а не для простолюдинов, также абсолютно неверно! Во-первых, говоря о заповедях самой Торы (де-орайта), вообще нет места для какого-либо разделения, Тора обязывает в равной степени всех, как мудрецов, так и простолюдинов.
Но даже по отношению к постановлениям мудрецов (де-рабанан) — ориентация как раз наоборот обращена в массы, а не на избранное меньшинство. Одно из самых твердых правил в законопроизводстве — не устанавливать постановления, которое не по силам для большинства народа (Бава Батра 60б). Так, например, после разрушения Второго Храма появилась инициатива полностью запретить употребление мяса и вина, а также ввести другие ограничения, в знак глубочайшего траура по Храму. Но эта идея была отторгнута, т. к. превышала возможности большинства (там же). Более того, даже закон, который уже был одобрен Сангедрином и зафиксирован как обязывающий всех, проходил так называемый испытательный срок, и если проверка обнаруживала, что большинство не справляется с его исполнением, закон отменялся! Реальный пример этому «твилат Эзра» — обязанность погружения в микву для мужчин при определенных обстоятельствах (см. Шульхан Арух, Орах Хаим гл. 88).
Подобных примеров очень много, они десятки раз встречаются в Талмуде, и сотни, если не тысячи, в трудах более поздних законодателей. Поэтому, как видим, ориентация как раз наоборот — на возможности масс, а не на особо продвинутых мудрецов.
Вы говорите о том, что большинство исполняло заповеди так, как видели у своих родителей. На самом деле именно в этом и кроется «секрет успеха». Для тех, кто познакомился с иудаизмом в зрелом возрасте, когда с детства естественным образом человек привык (а привычка — вторая натура), что все можно и любое действие может быть совершено почти без задействования мысли, действительно скрупулезный образ жизни, требующий самоконтроля и внимания, кажется неподъемной ношей, и это можно понять. Но когда с пеленок человека приучают к этому, и с молоком матери он впитывает дух вещей, и исполнения определенных действий, все представляется совершенно иначе! Понятно, что и ему необходимо приложить много усилий, чтобы не совершать заповеди автоматически в силу привычки (и именно в этой точке у «баалей тшува» есть преимущество над родившимися в религиозных семьях), но тем не менее общее отношение и ощущение совершенное другие.
Более того, не будем забывать, что основная сложность в установлении и в исполнении закона связана с многочисленными спорами и разногласиями почти по каждому вопросу. Изначально это было не так. При самом получении Торы, в течение первых сорока лет (находясь в пустыне) евреи досконально изучали ее из уст Моше, получившего Тору от самого Всевышнего; за этот период они получили все необходимые им знания в самой явной и четкой форме, которая только может быть. Так же и во времена Сангедрина любой спор между мудрецами решался с помощью большинства, и народ получал ясное и определенное указание к действию.
Только из-за изгнаний и гонений мы утратили все это, как заранее было предсказано мудрецами (см. Шаббат 138б), что не будет ясности в законопроизводстве. Но вместе с тем, «лефум цаара агра» — чем сложнее задача, тем выше награда, поэтому нам ничего не остается, как всеми силами продолжать изучать и исполнять, несмотря ни на какие трудности.
Вы совершенно правильно слышали, что тот, кто регулярно не изучает законы субботы, может быть уверен, что постоянно что-то нарушает. Так пишет Мишна Брура в предисловии к законам субботы (часть 3) от имени великого мудреца рабби Йонатана Айбешица (автора «Урим веТумим» и «Яарот Дваш»). Изучение галахи (практического закона) должно стать неотъемлемой частью еврейского образа жизни, и оно предшествует всем другим видам учебы (М. Б. в гл. 155).
Слава Б-гу, на сегодняшний день каждый, кто хочет выяснить какой-то закон или изучать его регулярно, имеет такую возможность. Есть множество самых разнообразных книг, лекций, уроков и т.д.
Завершим словами наших мудрецов: «Обещано, что каждый, кто ежедневно изучает Закон, удостоится грядущего мира».

С уважением, рав Натан Агрес
(С сайта Толдот.ру)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ
Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»
ШАБАТ ТОЛДОТ: зажигание (21.11) – 15.58, исход (22.11) – 17.12

ВНИМАНИЕ!
НА ИСХОДЕ ШАБАТА НАЧИНАЕТСЯ РОШ ХОДЕШ КИСЛЕВ! ХОРОШЕГО ВСЕМ МЕСЯЦА!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s