Home

НА ВЫСОКОМ макет 203

Выпуск №203 Хешван 5775 г. (11.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
Шалом, уважаемые читатели!
Приглашаем вас в нашу синагогу на субботние молитвы и трапезы!
После праздников открывается новый цикл интерактивных уроков Торы на русском языке, которые проводит р. Шломо Зелиг Аврасин на сайте Ор Цион в то время, когда он находится в Израиле. Для участия в этих занятиях необходимо зарегистрироваться на странице http://www.orzion.org/ru/webinars/webinar и следить за актуальной информацией. Уроки проводятся дважды в неделю, в воскресенье и среду в вечерние часы.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!

Шабат Хаей Сара

ОТ САРЫ К РИВКЕ — ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Краткое содержание главы.
1) Кончина Сары и ее похороны. Приобретение пещеры Махпела в вечное владение еврейскому народу (Берешит 23:1—20);
2) Женитьба Ицхака и Ривки (24 глава): Авраам посылает слугу в Арам-Нагараим взять из его родни жену для Ицхака (24:1—9), Элиэзер прибывает в Харран — Всевышний слышит его молитву и делает так, что у колодца появляется Ривка (24:10-28), Элиэзер рассказывает о своем пути и о целях своего путешествия (24:29—49), Ривка соглашается идти с ним, чтобы стать женой Ицхаку (24:50-67);
3) Список потомков Авраама от Кетуры (25:1—6);
4) Кончина Авраама и его захоронение в пещере Махпела (25:7—11);
5) Потомки Ишмаэля, его кончина (25:12—18).
Выражение «Хаей-Сара» переводится как «жизнь Сары»: «И было жизни Сары сто двадцать семь лет». Так начинается недельная глава.
Но о самой Саре в ней ни слова. Говорится только, что, когда Сара, жена Авраама, скончалась в Кирьят-Арба, он же Хеврон, Авраам решил похоронить ее на своей земле. Не в том смысле своей, что вся Страна была обещана ему и его потомкам, а в том, что он задумал купить участок для могилы за свои деньги. Чтобы потом никто не сказал: вы, евреи, получили землю в подарок от местных племен, а ведете себя как хозяева.
Местное племя хеттов, почитая праведного Авраама, вначале заявило устами своих начальников: «В лучшей из наших гробниц похорони свою умершую», т.е. бери бесплатно. Но он предложил им за участок двойную цену — и выяснилось, что они люди неупрямые.
Мы уже неоднократно говорили, что праотцы еврейского народа прекрасно знали, что живут не частной жизнью ближневосточных шейхов, но своими поступками как бы предвосхищают судьбу потомков, так что каждый эпизод их биографии является прообразом конкретного события еврейской истории.
Землю мы не берем в подарок, мы ее выкупаем. Так началось с Авраама, так было во все поколения, вплоть до нас. И лишь однажды — при завоевании Кенаана еврейскими коленами под предводительством Йегошуа бин Нун (Иисуса Навина) — земля бралась силой. Но тогда мы выполняли заповедь Всевышнего, Который таким образом наказал неисправимых идолопоклонников.
Сара была похоронена в хевронской гробнице Махпела, где потом нашли успокоение почти все наши праотцы. По сей день в ней хранятся останки Авраама и Сары, Ицхака и Ривки, Яакова и Леи. И лишь Рахель, вторая жена Яакова, похоронена отдельно… Глава посвящена важному событию — сватовству Ицхака и Ривки.
Оказывается, Ицхак не привел суженую в дом отца (как случилось, например, в следующем поколении с Яаковом, повстречавшим Рахель). Жену сыну нашел Авраам, вернее, по его поручению — Элиэзер, управляющий дома Авраама. Поручение было такое: пойти на бывшую родину Авраама, откуда тот вышел с женой и племянником (вы помните, как его звали?), и там взять невестку из семьи его ближайших родственников. «Только заклинаю тебя Всевышним, не бери моему сыну жены из кенаанских дочерей».
Но почему, собственно говоря, «не бери»? Сам Авраам родился неевреем. В жены он взял себе женщину из неевреек, переведя ее в еврейство. Как видим, наша вера открыта для всех. Родился у матери еврейки — еврей. Перешел в еврейство, взяв на себя обязательство соблюдать все законы Торы, — тоже еврей. А тут вдруг запрет: только не из кенаанок!
Мы уже сказали, что лишь однажды евреи брали свою землю в сражениях (не защищаясь, а завоевывая) — когда входили в Эрец Кенаан.
Жителям Кенаана было предложено на выбор одно из трех: или оставить идолопоклонство, или мирно покинуть Страну, или взяться за оружие. Из десяти племен, обитавших в Кенаане в ту пору, каждый по-своему решил эту задачу. Большинство воевали, кто-то потом долго сосуществовал с евреями бок о бок. Но с веками от тех народов не осталось ни следа.
Они пропали или растворились в других племенах. Но не в евреях, единственном вечном народе! Ибо в противном случае они дожили бы до наших дней. А Всевышний присудил их к исчезновению. Уж слишком велики были их грехи на ниве идолопоклонства.
Женясь на иноверце, надо знать, что его влияние на твоих детей не пройдет бесследно, даже если твоя семья живет в еврейской среде. У нас трудная вера; заповеди, которые мы исполняем, — многочисленны и непросты. Взять в супруги иноземца (или иноземку) можно только при условии, что он перешел в еврейскую веру. Кенаанцы же остались вообще за чертой. Возьми Ицхак в жены кенаанку — и как потом мы воевали бы с ними после нашего Исхода из Египта? По какому праву?
Была еще одна причина не брать жену для Ицхака из кенаанок. Может быть, самая главная. Кенаанцы не были мягкосердечными людьми. Они не могли похвастать крепкой моралью. Этим они отличались от родственников Авраама, не меньших, кстати, идолопоклонников, чем они. Но семья Бетуэля, отца Лавана и Ривки, славилась своим гостеприимством, чего сроду не было у кенаанцев. (Смотри эпизод, где Ривка приглашает Элиэзера зайти в дом.) Как раз то, что нужно было Аврааму!
Элиэзер выполнил поручение господина. В этом ему помог Всевышний. Ривка, встреченная слугой Авраама у колодца, оказалась достойной стать одной из наших праматерей. Происходя из рода, прямо скажем, не самых больших в мире праведников (обманщики, служители идолов), являясь родной сестрой Лавана, который в дальнейшем чуть было не погубил нарождавшийся народ (в лице Яакова и его семьи; об этом в другой раз), — Ривка ни в чем не уступала покойной Саре в главных своих качествах: доброте, скромности, готовности пожертвовать собой ради Имени Всевышнего. Ибо такова задача еврейского народа на земле во все времена — свидетельствовать о могуществе Творца мира и о Его справедливом управлении этим миром.

Рав Реувен Пятигорский
(по материалам газеты «Исток»)

ВОПРОСЫ РАВВИНУ

Молитва на могилах праведников — идолопоклонство?

Вопрос: Недавно я посетила могилу праматери Рахели. Когда рассказывала об этом своим знакомым, они меня обвинили в идолопоклонстве. В связи с этим у меня вопрос. Является ли посещение могил праведников идолопоклонством? Спасибо за ответ. М.
Уважаемая М.!
Вы спрашиваете, является ли идолопоклонством молитва на могиле Рахели-имейну.
Уже в Торе (согласно толкованию мудрецов) упоминается, что Калев бен-Йефунэ (один из двенадцати разведчиков, отправленных Моше в Эрец-Кнаан) пришёл в Хеврон помолиться на могилах праотцов — чтобы не попасть под влияние остальных разведчиков. В трактате Таанит сообщается: во времена засухи шли молиться на кладбище, чтобы ради заслуг праведников, похороненных там, был послан дождь.
При этом следует подчеркнуть: нельзя просить у мёртвых. Мишна Брура (Законы, которые выполняются накануне Рош а-Шана), говоря об обычае посещать могилы, указывает: просьбы надо обращать только к Всевышнему, чтобы Он помог ради заслуг праведников, похороненных здесь.
Кроме того, в молитвах, составленных для чтения на могилах, мы находим обращение к праведнику с просьбой МОЛИТЬСЯ за нас. (Это в определённом смысле подобно обращению к ангелам в Слихот: мы просим их поместить нашу молитву перед Творцом).
Что касается могилы праматери Рахели, то это — особое место для молитвы, как подчёркивают мудрецы. Известен рассказ о Раве Хаиме Шмулевиче — главе йешивы «Мир». Он приехал с учениками на могилу Рахели-имейну и обратился к Рахели в слезах: «Всевышний просит тебя, МАМА РАХЕЛЬ, перестать плакать о своих детях. Но я, твой сын Хаим, прошу тебя: плачь, мама, плачь и проси избавления для детей твоих».
Желаю Вам, чтобы все Ваши молитвы были приняты.

С уважением, рав Моше Гекрайтер

Кто был предком китайцев — Шем, Хам или Йефет? А индейцев майя?

Шалом, здравствуйте. У меня вопрос, касающийся предыдущей недельной главы. У Ноаха было три сына, прародители всех будущих народов: Хам, Шем и Йефет, а также еще упоминается Шемхазаэль — один из трех ангелов, что до Потопа опустились на землю, чтобы жить на ней подобно людям. Упоминается о трех основных началах возникновения народов: Хам — негроидные расы, Шем — еврейский народ и Йефет. Вопрос: кто из них был предком китайцев (да и японцев), а кто был прародителем народов латинской Америки (индейцев Майя). Когда листаешь историю, может сложиться ощущение, что их Потоп либо не коснулся, либо скорость строительства их древних городов и воспроизведения потомства превосходит все рамки воображения… Олег
Уважаемый Олег,
Действительно, все народы произошли от трёх сыновей Ноаха, как сказано в Торе (Берейшит 9:18—19): «и были сыны Ноаха, вышедшие из ковчега: Шем, Хам и Йефет… Эти трое были сыновьями Ноаха, и от них разошлась (т.е. населилась) вся земля». Далее Тора говорит, что от их детей и внуков произошли целых семьдесят народов:14 — от Йефета (10:2—5), 30 — от Хама (10:6—18) и 26 — от Шема (10:21—29).
В целом известно, что потомки Йефета заселили Европу, потомки Шема — Азию, а потомки Хама (кстати, не все они чернокожие) — африканские регионы (комментарий Виленского Гаона на мишну Нэгаим 2:1). О населении Америки в этом комментарии упоминаний нет. Но точных сведений, кто есть кто из перечисленных народов на сегодняшний день, достаточно мало. Идентификация народов осложняется ещё и тем, что многие из них пережили изгнания, переселения, что нередко влекло за собой изменение имени народа — в соответствии с новым местом проживания. Кроме того, многие из них «сливались» друг с другом, образуя единый народ, сохранявший только одно из прежних имён, и т.п.
Не будем забывать, что кроме этих семидесяти первых народов на сцене истории появляются и другие. Такие, как потомки Лота (племянника Авраама) — Амон и Моав, потомки Ишмаэля (там же 25:13—16) и потомки Кетуры (25:2—4), второй жены Авраама, о которых сказано, что Авраам отослал их на восток, народы Эдома — потомки Эйсава (брата Яакова) и еврейский народ.
Что же касается китайцев, на первый взгляд может показаться, что они прямо упоминаются в списке потомков Хама (10:17) «а Кнаан (сын Хама) породил … Сини». На иврите «Китай» — Син. Но рабейну Бехаей, пишет, что эти десять народов — потомков Кнаана, упомянутых здесь, — те самые десять народов, о которых Б-г говорил Аврааму (Берейшит 15:19—20): «В тот день заключил Б-г с Авраамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал эту землю, от реки Египетской до реки великой, реки Прат (Эфрат), (народы) Кейни, Книзи и Кадмони, Хити, Призи и Рефаим, Эмори, Кнаани, Гиргаши и Йевуси». Только там они названы теми именами, что носили в ту пору, а здесь — именами, которыми назвал их отец, прародитель.
Отсюда следует, что, скорее всего, Сини — это один из народов, проживавших либо на Земле Израиля, либо где-то в районе реки Эфрат. И уже во времена Авраама его имя было не Сини, а как-то иначе (одно из перечисленных в Берейшит 15:19—20). Разве что мы предположим, что только часть этого народа расселилась в земле Кнаан (на территории современного Израиля), а другая часть ушла на восток — в нынешний Китай. Но если это не так, то, скорее всего, китайцы — потомки Шема, хотя утверждать что-либо невозможно.
Об индейцах майя и других племенах Америки и Австралии: скорее всего они попали туда во времена поколения Рассеяния, когда при строительстве Вавилонской Башни Всевышний рассеял народы по всему свету (см. Берейшит 11:8). Кстати, это может объяснить загадку их появления на отдалённых материках притом, что после Потопа все люди жили на территории Евразии. Но если Сам Господь «рассеял» их по всему свету, то не исключено, что это было сделано чудесным путем. (А так как животные — неотъемлемая часть существования человека, как в качестве «помощников», так и в качестве «врагов», то и они могли быть помещены туда вместе с людьми). Интересно, что это предположение совпадает с мнением учёных, которые датируют начало индейской цивилизации примерно 2000 годом до н.э. А это как раз и выпадает на период после Потопа (Потоп был в 1656 г. от сотворения мира, т.е. 4118 лет назад) и время поколения Рассеяния (около 350 лет после Потопа).
Всё сказанное основано на наших классических древних источниках, но понятно, что современным исследователям тоже есть что сказать на эту тему. Но так как на сегодняшний день эта информация широкодоступна, а также из-за невозможности говорить об этом в рамках короткого ответа, мы не входили в обзор научных концепций.

С уважением, рав Натан Агрес

Я молился об исполнении одного желания, но не получил желаемого…

Шалом, Уважаемый раввин. Я пожелал одну вещь, хотел этого, как никогда раньше, поэтому молитва о прошении была очень сильной, я желал этого всем сердцем. Но я не получил желаемого. Почему? Ведь сказано: «Просите, и дано вам будет». Л.
Уважаемый Л.!
Ваш вопрос крайне важен для формирования философии и мировоззрения по Торе. Спасибо!
1. Цитата Ваша не из еврейских источников, но идея, в принципе, верна. Действительно, Б-г создал мир и, пока первый человек не помолился о дожде, ничто не росло и не развивалось. И молитва действительно — инструмент обращения к Б-гу, дающий возможность получить от Него то, что нам необходимо. Но… есть два аспекта.
а) Не всегда Б-г явно проявляет Свою власть в мире, иногда Он скрывается за экраном природы и причинно-следственных связей. В этом весь смысл Творения: создать «занавес» перед «сценой», на которой — Престол Славы Творца. А чем дальше уходим по историческому пути — тем сокрытие больше, тем молитва пробивается тяжелее. А в наше время — тем более…
б) Не всегда мы понимаем, что для нас хорошо, а что плохо, что нужно, а что нет, а потому всегда нужно помнить: Б-г не ошибается и не делает зла, все к лучшему. И неисполнение нашего желания, нашей просьбы — тоже. А мы молимся лишь потому, что чётко осознаем: только Он может что-либо изменить и только Он властвует над всем. И каков будет результат — Он решает… А мы всегда выигрываем — то, что при молитве ощущаем: мы полностью доверяемся Творцу.
Обратите внимание, что царь Давид в Теилим (131:2) говорит, что чувствует свою душу, как ребенок в том возрасте, когда прекращается вскармливание грудью. Что это значит? Объясняет Мальбим, что как ребенок полностью полагается на мать, так и Давид полностью полагался на Творца и был как ребенок радостен и счастлив, понимая, что мама сделает то лучшее, что ему необходимо, без раздумий и размышлений. Это и есть идеальное состояние в отношениях с Богом, к которому мы должны стремиться.

С уважением, рав Мендель Агранович
(С сайта Толдот.ру)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ ХАЕЙ САРА: зажигание (14.11) – 16.07, исход (15.11) – 17.19

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s