Home

НА ВЫСОКОМ макет 200

Выпуск №200 Тишрей — Хешван 5775 г. (10.2014 г.)

Выходит под эгидой организаций «Шавей Исраэль» и РЕК.

Приветствие редактора.
РЕДАКЦИЯ ПОЗДРАВЛЯЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ С
С ВЫХОДОМ ДВУХСОТОГО НОМЕРА ГАЗЕТЫ!!!
После праздников открывается новый цикл интерактивных уроков Торы на русском языке, которые проводит р. Шломо Зелиг Аврасин на сайте Ор Цион в то время, когда он находится в Израиле. Для участия в этих занятиях необходимо зарегистрироваться на странице http://www.orzion.org/ru/webinars/webinar и следить за актуальной информацией. Уроки проводятся дважды в неделю, в воскресенье и среду в вечерние часы.

• Если у вас возникнут любые замечания, предложения, вопросы, присылайте их на адрес электронной почты avrasinz@yandex.ru, мы будем рады ответить на них!
• Можно также заказать молитву за выздоровление больных, за успех в делах и учебе.

Шабат Ноах — Рош Ходеш Хешван

НОАХ — ЦЕЛЬНЫЙ ПРАВЕДНИК
«Вот порожденные Ноахом: Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях; с Б-гом ходил Hoax».
Раши объясняет словосочетание «в своих поколениях» так:
— Некоторые из наших мудрецов толкуют слова: «Hoax мужем праведным, цельным был в своих поколениях…» как похвалу ему. Это означает, что Ноах был праведным человеком даже в своем поколении, и, разумеется, если бы он жил в поколении праведников, то был бы еще более праведным.
Другие же считают, что эта фраза говорит не в пользу Ноаха, а, наоборот, выражает неодобрение. Для своего поколения он был праведен, но если бы жил в поколении Авраама, его ни во что бы не ставили. [Сангедрин 108а].

Праведник в своих поколениях
На первый взгляд, в комментарии Раши мудрецы спорят о том, как правильно понимать суть личности Ноаха.
В соответствии с первым мнением, он явно был праведником, несмотря на то, что жил во времена злодеев. А согласно второму мнению, Ноах не был праведником, но относительно злодеев своего поколения выглядел праведным.
Однако ясно, что праведность — это абсолютное понятие, а не относительное. Под праведностью подразумевают идеальные отношения между человеком и Творцом, а не разницу между уровнями праведника и окружающих его людей. Если бы Ноах не был праведником в своём отношении к Творцу, Тора не назвала бы его таковым, даже если бы он не был таким злодеем, как другие представители его поколения. Поэтому необходимо сказать, что все мудрецы считали Ноаха праведником по сути своей, а тема их спора была другой.
Дискуссия мудрецов посвящена правильному пониманию смысла слов «в своих поколениях». Первые утверждают, что эти слова Торы — похвала Ноаху, сумевшему даже в поколении злодеев остаться праведником, а во времена Авраама его праведность был бы ещё больше, поскольку святость Авраама повлияла бы на него. Другие говорят, что Тора этими словами хотела выразить неодобрение, утверждая, что праведность Ноаха несравнима с уровнем праведности Авраама, во времена которого строителя ковчега «ни во что бы не ставили».
Однако в мидраше «Танхума яшан» сказано:
— В предложении «Вот порожденные Ноахом: Hoax…» сказано «Ноах Ноах» два раза. Почему? Всевышний сказал (так), … чтобы не подумали, что (Ноах) был праведником только в своём поколении. Он приравнивается к Аврааму… … Сказано два раза: «Авраам Авраам», «Яаков Яаков», «Моше Моше», «Шмуэль Шмуэль». Также сказано: «Ноах Ноах», чтобы приравнять его к праведникам.
Ноах «приравнивается к Аврааму». Это противоречит второму мнению, по которому уровень праведности Ноаха не соизмерим с высотой, на которой находился Авраам.
Рассуждая о праведности Ноаха, справедливо задать следующие вопросы.
1. Как можно сравнивать праведников, ведь каждый из них находится на своём уровне и действует в своё время, в своем месте?
2. Почему мудрецы решили, что в Торе выражено неодобрение Ноаха? В конце концов, он был праведником, даже если не достиг уровня Авраама. Разве за это полагается неодобрение?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в сути понятия «праведник».

Праведник выполняет свое предназначение, а хасид делает больше
В Талмуде («Нида» 16) сказано, что до зачатия человека ангел спрашивает у Всевышнего: «Что будет с этой каплей — сильный или слабый, умный или глупый, богатый или бедный? Но о том (будет ли) праведник или злодей, он не спрашивает». На вопросы ангела есть ответы, которые говорят о том, что предначертано человеку еще до его рождения. О предопределенности говорится также в трактате «Сота»: «Дочь такого-то — такому, дом такой-то — такому, поле такое-то — такому».
Каждый понимает, что есть данность, с которой человек рождается. Например, человек не выбирает свои внутренние или внешние качества, семью, окружение. Это не зависит от него. Однако есть вещи, которых, по мнению человека, он способен достичь сам. Скажем, тот, кто разбогател, может рассказать, как достигал благосостояния благодаря принятию правильных решений. Однако он забывает, что во всех его поступках был элемент случайности, и если бы события в те моменты «случайно» произошли бы по-другому, то он не стал бы богатым несмотря на все свои «правильные» действия.
Человек считает, что выбрал себе жену. С другой стороны, ясно, что было много случайных событий, которые и привели его к этому выбору. И, конечно, всем понятно, как много нужно «помощи с неба», чтобы быть здоровым и сильным.
Как говорят мудрецы Торы, нет случайности в мире, и Хозяин мира управляет всеми «случайностями». Раби Ханина сказал: «Всё в руках неба, кроме страха перед небом». На небе беспокоятся о том, чтобы человек получил все те условия жизни, которые провозглашаются там до его рождения. И только одно действительно зависит от самого человека — это страх перед небом. То есть до рождения человека не определено, станет ли новорожденный праведником или превратится в злодея.
Сразу возникает вопрос:
— А почему у каждого из нас условия появления на свет разные?
Сказано в конце «Пиркей Авот», что всё, сотворенное Всевышним в мире, создано «для славы Его». «… и во славу Мою сотворил его …» (Йешайагу 53—7) Не понятно, что это значит? Творец создал мир для славы Его. Зачем Ему это нужно? К тому же такое объяснение, на первый взгляд, противоречит утверждению, что мир был создан, чтобы принести благо творениям.
РаМХаЛь объясняет, что всё, что сказано о Творце, характеризует не Его самого, а только то, как Он себя представляет людям. Всевышнему не нужна слава, но она нужна человеку. Всевышний показывает, что будто бы хочет, чтобы человек прославлял Его, и дает людям возможность выполнить это желание, исполняя заповеди Торы, и получить за это награду. Это и означает принести благо творениям.
Получается, человек, выполняя заповеди, проявляет славу Творца, раскрывает Его присутствие в материальном мире. Ведь выполнение заповедей невозможно втиснуть в рамки естественных процессов, поскольку заповеди обычно противоречат природе человека, тем самым намекая на существование действительности вне материального мира.
Всё, что есть в мире, создано для проявления славы Творца, включая каждого конкретного человека вместе со всем, что было ему дано. У каждого есть своя отдельная роль в этой общей задаче. Всё то, что человек получает при рождении, дано ему не для личного пользования, не для того, чтобы жизнь была лёгкой и приятной. Заданные условия являются орудиями для реализации личного участия конкретного человека на общем пути к цели творения. Поскольку у каждого человека есть свое уникальное предназначение, люди различаются своими качествами и возможностями, каждому предназначен свой особый жизненный путь, все детали которого в точности соответствуют его личной роли в мироздании.
Причём не может быть двух одинаковых судеб или двух одинаковых ролей. На что это похоже? Представьте себе ситуацию прославления царя его подданными. Вот в тронный зал входит один министр и прославляет царя. После него второй говорит о том, как величественен и прекрасен государь теми же словами, что и первый. Ему вторит третий. Ясно, что второе прославление уступает первому, а третье уже не считается прославлением.
Творец создал всех людей разными и поставил их в разные условия, чтобы каждый мог раскрывать присутствие Всевышнего в мире и прославлять Его своим уникальным способом. Ни один человек не может проявить славу Творца так, как сделает это другой, поскольку все находятся в разных обстоятельствах. Поэтому нет несправедливости в том, что у одних условия жизни кажутся лучше, чем у других. И не может быть места для зависти. Глупо обижаться: «Почему я не родился с теми же способностями и возможностями как другой?» Ведь у каждого есть своя отдельная и уникальная роль в проявлении славы Творца, которую никто другой не может сыграть, так как только у этого человека есть все необходимые орудия для этого. А у кого больше возможностей есть другая задача. И если оба сыграли свою роль правильно, то они совершенно равны в будущем мире, поскольку там расчёт идёт не по способностям, а по тому, насколько каждый выполнил свою задачу в этом мире.
Те орудия, которые человек получил в этом мире, определяют также его долю в будущем мире. Каждая деталь, данная ему в этом мире, должна быть использована им для славы Творца, и тем самым входит в его долю в мире грядущем. Другими словами, он обязан каждую полученную деталь как бы возвратить Творцу, создавая тем самым свой будущий мир.
И это не только его возможности, но и каждая минута его жизни. Каждую минуту человек может совершить хороший поступок или хотя бы подумать хорошую мысль. И если минута не была использована, то эта возможность больше не вернётся никогда, поскольку в следующую минуту перед ним предстает новая задача, предназначенная для этой новой минуты.
С другой стороны, поскольку роль человека в мире — раскрытие славы Творца, то, не делая этого, он как бы ворует у Творца орудия, предназначенные для выполнения этой задачи. По этой причине имущество, данное богатому, не принадлежит ему лично, а предназначено для помощи бедным. Если он им пользуется только для себя, то грабит бедных и Творца.
Способности и здоровье дано человеку для свершения добрых дел и изучения Торы, при ином их использовании он также ворует эти орудия у Творца.
Человек, который использует всё, что ему дано: способности, силы, имущество, — все без исключения возможности, предоставленные ему в жизни, ради прославления Творца, называется праведником. Он полностью использует данные ему в этом мире условия для создания доли в мире грядущем. Только в таком случае человек полностью реализует свое предназначение, ради которого появился на свет. Праведник — это тот, кто прожил всю свою жизнь в соответствии со своим предназначением, то есть так, как было задумано Творцом. Он не украл у Творца ни одной минуты, дарованной ему. Так в принципе обязан прожить жизнь каждый человек.
Как мы уже цитировали выше, в Торе сказано о Ноахе: «… мужем праведным, цельным был в своих поколениях». Он был цельный праведник. Это означает, что Ноах выполнил свое предназначение в совершенстве, точно так, как это было задумано на небесах. Он ни в чём не ограбил Творца.
По этому параметру: выполнил ли всё, что должен был сделать в этом мире, в соответствии с полученными от Творца орудиями или нет — и можно сравнивать праведников, несмотря на то, что они жили в разные времена и в разных условиях, находились на разных уровнях. Об этом и говорит мидраш. Ноах сравним со всеми праведниками в том, что полностью выполнил возложенную на него задачу.
Тогда не понятно, почему же сказано о Ноахе: «…но живи он в поколении Авраама, его ни во что бы не ставили». То есть уровень Ноаха несоизмерим с уровнем Авраама, несмотря на то, что он сделал всё, что мог, и всё, что должен был сделать?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо понять, что у человека есть также возможность изменить свое предназначение, приняв на себя более сложную задачу, подняться на более высокий духовный уровень. Авраам вначале назывался Аврам, что означает отец Арама (название народа). Изначально, в соответствии с предназначением, он должен был быть главой семьи. Но он изменил свою суть, приняв на себя выполнение более сложной задачи, и стал называться Авраам, получив добавочную букву «гей», что означает отец многих народов.
Авраам взял на себя обязанность быть сутью и смыслом мира. В основе мироздания лежит идея прославления имени Творца, что также означает, как было сказано, дать добро творениям. Наш мир был создан, чтобы люди смогли заслужить это добро, поскольку только в этом случае добро, данное им, будет совершенным. Все остальные детали мироздания являются вспомогательными, поскольку служат человеку для этой цели. Однако десять поколений от Ноаха до Авраама не справились со своей задачей и не реализовали свое предназначение в замысле творения. Авраам принял на себя невыполненное ими и реализовал в совершенстве. С этого момента Авраам и еврейский народ, который вышел из него, стали сутью и смыслом мира, приняли на себя обязанность достигнуть основной цели мироздания, то есть прославить имя Творца и получить добро, которое Творец хочет дать творениям. А все народы с этого момента стали играть вспомогательную роль вместе со всеми остальными деталями мироздания.
Получается, человек может изменить своё место в духовности, свою судьбу, и в результате получит другие орудия в мире, соответствующие его новой роли. Это более высокий уровень праведности, и тот, кто стоит на этом уровне, называется хасид.
Праведник на святом языке называется «цадик», что означает «справедливость». Праведник точно выполняет то, что от него требуется.
Смысл слова «хасид» — делать больше, чем полагается. Хасид берёт на себя больше, чем от него требовалось.
Ноах был «цадик» (праведник), но Авраам был «хасид», что несравненно больше. И в этом смысле Ноах даже в своём поколении, будучи праведником среди злодеев, не был сравним с Авраамом, поскольку он только выполнил свое предназначение, а Авраам изменил свой удел, расширив его и выполнив также задачи, с которыми не справились десять поколений до него.
Если так, всё-таки остаётся непонятным неодобрение, которое выразили мудрецы по отношению к Ноаху? Хотя он не был «хасид» как Авраам, но он всё-таки был праведник и выполнил всё, что от него требовалось.
Отсюда следует, что в небесном суде, предъявляющем к обычным людям претензию, почему не стали праведниками, с праведника спросится, почему не стал хасидом и не принял на себя большую роль в мире, если у него была такая возможность. В этом и заключается неодобрение по отношению к праведнику Ноаху.

Из журнала «Мир Торы», Москва

ВОПРОСЫ РАВВИНУ

Как поступить с оставшимся сидуром?
Здравствуйте! У меня вопрос: в шаббат я на столе оставил сидур, вечером, когда я пришёл, обнаружил, что моя собака стащила сидур со стола и разорвала почти 1/3 сидура. Пожалуйста, скажите мне, как надо поступать с оставшимся сидуром и вырванными листами.
Заранее благодарю, М.

Уважаемый М.,
Любые тексты, в которых упоминается имя Б-га либо приводятся слова Торы, следует положить в гнизу — место, предназначенное для захоронения таких текстов. Обычно в каждой синагоге есть гниза. Если поблизости нет гнизы, можно положить их в какой-либо пакет и зарыть в нелюдном месте.
С уважением, рав Реувен Куклин

Подскажите, пожалуйста, что делать с этрогом после Суккота. Его, я думаю, нельзя выбрасывать? Спасибо.

Большое спасибо за Ваш вопрос. Запрещено использовать четыре вида растений (этрог, лулав, адас и арава,в том числе и ошанот — арава, которую использовали в праздник Ошана Раба) для будничных целей и, тем более, обращаться с ними небрежно, пренебрежительно тогда, когда их используют для выполнения заповеди. А после праздника Суккот они уже не обладают святостью и разрешено использовать их в будничных целях.
Однако поскольку их использовали для выполнения заповеди, то даже после праздника запрещено обращаться с ними пренебрежительно. Поэтому нельзя просто выбросить их в мусор или на улицу там, где проходят люди (Рама 21:1, Мишна Брура 21:1, 6). Строго по букве закона разрешено полностью завернуть их в непрозрачный пакет и выбросить в мусор, т.к. это не будет считаться пренебрежением (Пискей тшувот 21, прим.41). Однако некоторые «устрожают» соблюдение закона и не выбрасывают их даже так.
Существуют несколько обычаев использования четырёх видов растений после праздника. Они основаны на принципе: предмет, послуживший для выполнения одной заповеди, используют и для выполнения другой заповеди (Маариль, Мингагим):
— некоторые оставляют их до Песаха и используют для разжигания костра, на котором сжигают хамец(Мишна Брура 445:7);
— некоторые используют их для выпечки мацы (Рама 664:9);
— некоторые используют адас (мирт) как благовоние для Гавдалы (обряда отделения субботы от будней; нужно обратить внимание, что его аромат всё ещё сохраняется — Шульхан Арух 297:4, Мишна Брура 297:8);
— некоторые варят варенье из этрога или засахаривают его и едят на праздник Ту би-Шват (Каф А-Хаим 664:60);
— принято считать, что этрог, который использовали для выполнения заповеди, и блюда из него являются сгулой, облегчающей роды (Каф А-Хаим 664:60).
С уважением, рав Яков Шуб
(С сайта Толдот)

ВРЕМЯ ЗАЖИГАНИЯ СУББОТНИХ И ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ ДЛЯ ПОС. ВЫСОКИЙ

Благословение на зажигание свечей в Шабат:
«Барух Ата, Адо-най Эло-гейну, Мелех га-Олам, ашер кидешану бе-мицвотав ве-цивану легадлик нер шель Шабат!»

ШАБАТ НОАХ: зажигание (24.10) – 17.45, исход (25.10) – 18.52

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s